Профессиональные особенности памяти. Профессионально важные качества \nи способности в трудовой деятельности

Во многих профессиях важно вовремя находить в памяти нужную информацию и оперировать ею. От этого иногда может зависеть не только качество, скорость и эффективность работы, но и куда более важные вещи - такие как жизнь, здоровье и безопасность людей.

Известно, что большинство несчастных случаев, нелепых происшествий и упущений случается из-за банальных ошибок. Можно выделить три главные причины таких ошибок – невнимательность, лень и плохо развитая профессиональная память.

Профессиональная память – это раздел мышления, отвечающий за оперирование специализированной информацией, необходимой для какой-либо определенной деятельности. Это может касаться не только работы, но и хобби. Например, футбольные болельщики помнят результаты всех матчей, а рыбаки могут часами рассказывать о разновидностях крючков и наживок.

Недооценка памяти в профессиональной деятельности может привести к пагубным последствиям для карьеры. Вспомните, как восхищается начальство и завидуют коллеги тем, кто помнит всю важную информацию по своему вопросу. Воспользоваться документами не всегда есть возможность, а Фортуна – дама капризная. Блеснули вовремя знаниями – и вот вы уже в новом скрипучем кресле. Застыли с открытым ртом – и уже в нем кто-то другой.

Для каждой профессии имеется ряд характеристик памяти, которые нужно развивать, чтобы она становилась гибкой и увеличивался объем запоминаемой информации. Так, для полицейских важна зрительная память (чтобы зафиксировать номерной знак на машине или описать мельком увиденного человека), у парфюмеров развита обонятельная память, у дегустаторов – вкусовая. Юристу важно помнить целые своды законов, преподавателю – изучаемый материал, продавцу – ассортимент товаров. Да, информация разная и к ней нужен особый подход. Но есть ряд универсальных принципов и методов, помогающих ускорить развитие профессиональной памяти.

Как развить профессиональную память

  1. Информация лучше всего запоминается при ее постоянном воспроизведении. А это значит, что полученные знания нужно сразу же применять на практике или хотя бы проговаривать.
  2. Новые факты намного проще встраивать в систему, чем запоминать их бессистемно и бессвязно. Когда в основу наших знаний положена система, и уже имеется наработанная база данных, нам куда проще добавлять к ним свежую информацию. Мы подсознательно сравниваем ее с уже имеющейся и сохраняем не весь новый блок, а только наращиваем на основной костяк то, чего еще нет.
  3. Чтобы запомнить информацию, ее нужно понять, вникнуть. Все мы с детства ненавидим зубрежку – и правильно делаем. Бездумное заучивание потока данных приводит к тому, что мы перегружаем мозг лишним мусором, пустыми оболочками из слов и цифр. Поняв всю глубину изучаемой темы, мы готовы пересказать ее своими словами, то есть сохраняем только эссенцию, суть вопроса. И уже при воспроизведении переводим полученные знания в материал полного объема: образно говоря, разбавляем концентрат знаний водой слов.
  4. Для лучшего запоминания пользуйтесь методами ассоциаций, привлекайте впечатления и все органы чувств. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – здесь это правило работает как нельзя лучше. Ознакомьтесь с изучаемым вопросом в реальных ситуациях, пощупайте его. Попробуйте на вкус, потрогайте руками. Это, конечно, тоже метафора, но помните: пока информация представляет собой исключительно текст или колонки цифр, ее довольно сложно запомнить. А вот во время применения на «живом» объекте, в реальной или хотя бы смоделированной ситуации – намного проще. Например, по такому принципу изучаются правила дорожного движения: ученик видит на картинке расположение транспортных средств и рассказывает, какой участник движения должен двигаться на перекрестке первым. При изучении законов лучше представлять, как бы они работали во время судового процесса, а при ознакомлении с торговым ассортиментом – не просто читать названия, а стараться увидеть товар своими глазами.
  5. Это должно быть интересно. Любая умственная работа интересна, если вы относитесь к ней ответственно, стараетесь углубляться или даже привносить какие-то новшества. Неинтересно только тогда, когда деятельность сводится к минимальному набору простейших алгоритмов, проще говоря – к рутине. Стремитесь к полному охвату имеющегося материала, и тогда вас будет одолевать желание узнавать больше и больше. Как говорят учителя и преподаватели в обратных случаях: «Если у вас нет вопросов по теме, значит, вы ничего не поняли».
  6. Делайте несложные упражнения на развитие памяти. Пока вы осваиваете информацию по конкретной работе, параллельно тренируйте все виды памяти. Например, есть хорошее задание на тренировку зрительной памяти: бросить быстрый взгляд на группу объектов и затем описать, что увидели. Это может быть стол с посудой – перечислите все предметы. Еще можно мысленно описать одежду человека, на которого вы смотрели только пару мгновений. Это полезно, если вы быстро забываете людей при знакомстве. Когда по работе нужно запоминать большое количество текстовой информации – учите стихи.
  7. Учите только то, чем вы пользуетесь постоянно. Можно вычленить существенный пласт профессиональной информации, которой мы пользуемся от случаю к случаю и ее легко найти в документах или справочниках. Ею память засорять вовсе ни к чему. А вот те данные, которые «всплывают» при работе постоянно, лучше выучить как можно скорее.
  8. Используйте свои сильные стороны. Каждый человек по-разному воспринимает, запоминает и воспроизводит информацию. Начнем хотя бы с того, что всех нас можно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Соответственно, каждый тип будет лучше впитывать знания через наиболее удобные для него носители информации – визуальные или слуховые образы, ощущения или сухие цифры. Учтем также индивидуальные особенности каждого человека. Воспроизведение данных – тоже отдельная тема. Кому-то проще написать, кому-то рассказать в устной форме, кому-то составить график… В общем, экспериментируйте, ищите то, что комфортно конкретно для вас.
  9. Возвращайтесь к первоисточнику. В данном случае имеется ввиду объект изучения. Он окружен полем данных, именно они вам и нужны. Но чтобы эта информация всегда была свежей, чтобы вовремя обнаружились какие-то расхождения и неточности, нужно постоянно держать в поле зрения сам объект. Иначе данные могут исказиться в памяти подобно тому, как слово коверкается в игре «Испорченный телефон».
  10. Полагайтесь на память. Если память трудилась мало, то поначалу возникает искушение снова воспользоваться шпаргалкой или «Гуглом». Искушение будет сильным, мозг будет заедать и предательски скулить – но нужно заставлять его работать. Каждая система человеческого тела функционирует тем эффективнее, чем чаще и интенсивнее ее нагружать. Поверьте, трудно будет только сначала.

Чтобы стать профессионалом в своей работе, нужно обеспечить много факторов – пройти хорошую школу, обзавестись собственным опытом, принять к сведению достижения успешных коллег и конкурентов… Это, как и развитие профессиональной памяти, требует определенных усилий. Но затем все наработки начнут работать на своего хозяина и приносить ему дивиденды. И весьма существенные.

Профессионально важные качества

Любые человеческие способности имеют под собой психофизиологическую основу. Особое значение для проведения качественной профдиагностики имеет выделение профессионально важных качеств личности.

Профессионально важные качества личности определяются следующими параметрами:

Уровень физического и психического здоровья (которое определяет уровень работоспособности личности);

Квалификация работника;

Психологические особенности личности.

Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами.

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её исполнения по параметрам производительности, качество труда и надежности. Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

В основе профессиональных способностей лежат свойства психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обеспечивающие эффективность деятельности субъекта. Каким образом из общих способностей развиваются профессиональные способности? На этот вопрос отвечает выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и операционных механизмах психики. Под функциональными механизмами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Операционные механизмы формируются в основном в процессе деятельности. Они являются более подвижными, изменяются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя, токаря, слесаря, наладчика, хирурга и других важна координация движений обеих рук. Функциональными механизмами координации являются развитая нервная система и состояние двигательного аппарата человека.

Профессиональные способности начинают проявляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-логическим содержанием. Это содержание будет различным для токаря, водителя транспортного средства, для судоводителя или хирурга.

Профессионально важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. Так, например, профессионально важными и социально значимыми качествами личности для таких профессий, как судоводитель, судомеханик, оператор АСУ, относятся социальная ответственность, высокий уровень трудовой и технологической дисциплины, сознательность; развитое техническое, оперативное и творческое мышление; способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях; развитые волевые качества; коммуникабельность.

Конечно, особенности восприятия и воображения, координация движений рук и ног, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-образное или абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Так, для станочников профессионально важными качествами являются развитое техническое мышление, умение логически мыслить, хорошее пространственное представление, хорошая память на числа и формы, высокая устойчивость внимания и наблюдательность. Специфическими психофизиологическими требованиями для токаря и фрезеровщика будут хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, высокая острота зрения, хорошая координация движений рук.

Важнейшими условиями формирования профессионально важных качеств являются адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психологические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта – соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, физическая сила и выносливость - пример ярко выраженных ПВК для многих видов деятельности.

Согласно А.В. Карпову, профессионально важные качества можно разделить на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

ü абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

ü относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

ü мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

ü анти-ПВК : свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив-цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Рисунок 28. – Структура профессиональной пригодности (по А.В. Карпову).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за её исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Понятие памяти и её виды

Значение памяти

Классификация явлений памяти

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Заключение

Список литературы

Введение

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Память - психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, образующее информационно-регуляционный фонд поведения индивида.

Память как основа интеллекта наравне с мышлением и воображением играет немаловажную роль в процессе судопроизводства.

Понятие памяти и её виды

Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) - осуществляется в двух блоках в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида.

Семантическая память сохраняет категориальные структуры, сформированные культурно-исторической средой. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построение языка. Извлечение усвоенного материала из памяти с целью его текущего использования называется актуализацией. Память потерпевшего и свидетеля может быть оценена или описана с точки зрения быстроты запоминания, точности воспроизведения и готовности к срочной актуализации.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Значение памяти

Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем - есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Человек лишенный памяти вечно находился бы (по мнению И.М.Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него хранится в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.

Память каждого человека имеет свои особенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабой памятью.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, готовностью применить требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.

Классификация явлений памяти

память юрист свидетельский забывание

Память делится на такие различные друг от друга процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, и формы непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

Произвольная и непроизвольная форма памяти различается в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить тот или иной материал, а он запоминается без усилий, без применения специальных приемов, то это относиться к непроизвольной форме памяти. Эта форма памяти помогает запомнить многое что встречается в жизни: предметы, явления, события, содержание документа. Обычно данная форма проявляется у свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная форма памяти наоборот требует применения больших волевых усилий, специальных приёмов для запоминания того или иного материала. Эта форма памяти наиболее продуктивная. Работники правоохранительных органов должны обладать развитой произвольной памятью и умело использовать её в своей деятельности.

Юридическая деятельность показывает, что как произвольная так и непроизвольная форма памяти в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. В одних случаях запоминается, и воспроизводиться только общий смысл материала, суть мысли, а в других случаях необходимо точное воспроизведение словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития, чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Запоминание смысла, запоминание общих и существенных деталей материала и отвлечение от несущественных выделение главного зависит от понимания самого материала.

Запоминание - протекающее в трёх формах запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала.

Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной деятельности, он запоминается лучше чем в том случае, когда он не включен в условия.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

1)Основная мысль (осмысливание запоминания);

2)факты и события (что, когда и где происходит);

3)причины происходящих событий; некоторых сведений.

Воспроизведение представляет собой воссоздание сохранённого в памяти материала. Ускоряется в форме усвоения. Воспроизведение рационализирует запоминание особенно при заучивании наизусть, при пересказе мы выявляем слабые места, осуществляется самоконтроль.

Забывание - исчезновение, т. е. процесс угасания, »стирания», затормаживание связей. Процесс забывания может быть менее или более глубоким: чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей, тем более глубоким процесс забывания становится. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведения.

Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Протекает неравномерно, но явление вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая для выполнения данного вида деятельности необходима.

Виды памяти делятся на образную, которая классифицируется по видам анализаторов:

Зрительная;

Слуховая;

Двигательная;

Осязательная и т. д.

Так же логическая и эмоциональная.

Образная память - это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия т.к. это запоминание, воспроизведение воспринятых ранее образов.

Эмоциональная память тесно связана с образной памятью. Она заключается в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Воспроизведении определенных эмоциональных состояний.

Эмоциональная память особенно ярко проявляется в отношениях людей. На ней основывается способность сопереживать другим людям, сочувствовать им, а так же чувства «симпатии-антипатии», осторожность.

Логическая память- это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, её смысла, логики рассуждения, доказательств. Особенно велика ее роль в деятельности следователя, расследующего сложное многоэпизодное дело.

Все перечисленные виды памяти взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассоциативную (смысловую) память.

Различают три вида ассоциаций:

Ассоциация по смежности - элементарный вид связи без существенной переработки информации (связываются два впечатления во времени и пространстве);

Ассоциация по контрасту - связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления (связываются противоположные явления);

Ассоциация по сходству - воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию (связываются явления, имеющие сходные черты);

Ассоциации связывают часть и целое, род и вид, причины и следствия.

Различают так же следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

Сенсорная;

Кратковременная;

Оперативная;

Долговременная;

Сенсорная - непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Сенсорная память иначе называется иконической (от греч. ikona - образ). Виды сенсорной памяти определяются видами ощущений.

Кратковременная память - сравнительно полное, но недолговременное сохранение в памяти одномоментно воздействующих стимулов. Время функционирования - не более (30 с). Её объем ограничен 5-7 объектами.

«Движение мысли, та нить, которая переводит необходимую информацию длительной памяти в оперативную» - А. Н.Лук.

Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.

Оперативная память - избирательное сохранение и актуализация информации необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти.

Долговременная память- запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Сохранение концептуально значимого материала на длительный срок. Объем памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Её ёмкость не имеет границ.

Типы памяти - индивидуально-типологические особенности памяти.

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях:

Объём и точность запоминания;

Скорость запоминания;

Прочность запоминания;

Ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у индивида) зрительной, слуховой, или двигательной памяти);

Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Закономерности памяти связаны с формами памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения);

Условия успешного непроизвольного запоминания являются:

Сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления и т. д.)

Стимулы, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы);

Стимулы, имеющие особую эмоциональную окраску;

То, что более всего связано с потребностями данного индивидуума;

То, что является объектом активной деятельности;

Развитие одной из системы памяти потерпевшего, свидетеля может оказать влияние на развитие другой системы памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти.

Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот.

Условия успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов;

Семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части;

Представление материала в виде схемы, таблицы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально-эстетическая насыщенность материала; возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов событий. Поэтому прокурор, следователь, судья, должны повышать качество запоминания.

Имеется несколько приемов улучшающие запоминание, и используемые в практической деятельности:

Смысловая организация материала с выделением в нём основных опорных пунктов, слов;

Составление плана, в котором отражается: исходная информация, что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению, при запоминании сложного материала;смысловая группировка проводится по различным основаниям: - по интересующим следователя лицам; расследуемым эпизодам.

Составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными их элементами с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документов и других источниках информации;

Классификация, систематизация материала следственной, судебной практики, текущего законодательства и других нормативных актов.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания - мнемотехника (от греч. mneme - память и techne - искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания. Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.)

Особенность представлений - их обобщённость и фрагментарность. Точность и полнота воспроизведения зависят от психического состояния индивида. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы- представления называются эйдетическими (от греч. eidos - образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов - персеверация (от лат. Perseveration - упорство).

Заключение

Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность.

Таким образом, делая вывод из данной работы можно сказать, что исследование закономерностей и особенностей памяти потерпевшего и свидетеля является важнейшей задачей современной юридической психологии, так как показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств.

Многие из нас жалуются на плохую память. Однако объём памяти человека не имеет пределов. В настоящее время считается, что человек запоминает всю полученную информацию, но удерживает в сознании только её часть. Для лучшего удерживания информации необходимо постоянно тренировать и усовершенствовать процессы памяти.

Список литературы

1. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник. М. 2008 г.

2. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Уч. метод. пособие Н.Новгород. 2001 г.

3. Гоноболин Ф. Н. Психология. М. 2003 г.

4. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М. 2001 г.

5. Лук А.Н. Память и кибернетика. М. 1966 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и виды памяти. Свойства и закономерности памяти, используемые в мнемотехнике. Мнемонические приемы запоминания. Перечень существующих мнемонических приемов. Метод Цицерона для запоминания последовательностей. Прием нахождения ассоциаций.

    реферат , добавлен 16.12.2016

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Начало экспериментального исследования памяти Г. Эббингаузом. Основные приемы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Особенности проявления механизмов ассоциаций. Метод правильных ответов. Современные методы исследования памяти человека.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Характеристика понятия, разновидностей и закономерностей памяти как психологического феномена. Ознакомление с причинами забывания; его формы - ошибочное припоминание и узнавание, ретроградная амнезия. Описание мнемотехнических приемов улучшения памяти.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2012

    Характеристика памяти, ее видов и процессов. Проблема забывания в психологии памяти. Значение и место памяти в обучении, познавательной деятельности. Возможности развития памяти в ходе обучения. Экспериментальные методы изучения памяти в психологии.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

Человек как субъект деятельности характеризуется определенным сочетанием индивидуальных качеств, которые сформировались у него в процессе онтогенеза. Объединение индивидуальных свойств в структурные комплексы в процессе выполнения трудовой деятельности приводит к образованию профессионально важных качеств. Качества, в отличие от свойств, более устойчивы и, повторяясь в различных ситуациях, характеризуют личность, ее поведение и деятельность.
Профессионально важные качества - это совокупность индивидуальных свойств субъекта деятельности, которые способствуют успешному овладению профессиональной деятельностью и ее продуктивному выполнению.
При описании профессионально важных качеств используется широкий спектр свойств человека: конституциональных (телосложение, биохимические свойства индивида); нейродинамических (свойства нервной системы: сила возбудительного и тормозного процессов, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность); психодинамических (темперамент); особенностей психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.); особенностей личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер и т.п.). Конкретный перечень этих свойств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления психограмм.
Рассмотрим профессионально значимые характеристики основных психических процессов.
Профессионально значимые виды чувствительности (зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная и др.) объединяются в группу сенсорных профессионально значимых свойств. В разнообразных видах профессиональной деятельности востребован разный уровень чувствительности анализаторов, который может быть присущ человеку от природы или развивается в результате длительного профессионального опыта, специальной тренировки.
Сенсорные навыки и различительная чувствительность разных анализаторов образуют сенсорную основу профессиональной деятельности, в структуре которой выделяются ведущий и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. При переходе от операции к операции состав сенсорной основы деятельности может меняться. В качестве показателей продуктивности сенсорных профессионально значимых свойств выделяются скорость различения раздражителей, точность ощущений, длительность сохранения их интенсивности.
При выполнении деятельности с учетом задач и условий труда, особенностей оборудования происходит формирование профессионально значимых свойств внимания (аттенционных свойств), к которым относятся интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения.
Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов, а его устойчивость - от силы возбудительного процесса. Поэтому специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут привести к резкому улучшению индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Тем не менее в процессе профессионального обучения целесообразно уделить внимание формированию ат- тенционных навыков и овладению оптимальной для данной деятельности системой организации внимания.
Для успешности трудовой деятельности имеют значение профессионально значимые свойства памяти (мнемические свойства): объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения и др. Профессиональная память может оперировать зрительными (память на лица у педагога), слуховыми (музыкант), осязательными (врач), обонятельными (работники пищевой и парфюмерной промышленности), двигательными (артист балета) и другими видами образов. Процесс запоминания сопровождается использованием так называемых мнемических действий, которые позволяют обрабатывать (осмысливать) материал в целях его запоминания, сохранения и воспроизведения.
К мнемическим действиям относятся:
. группировка (разбивка материала на группы по каким-либо основаниям);
. выделение опорных пунктов (каких-либо кратких пунктов, служащих опорой более широкого содержания: заголовков, образов излагаемого в тексте, примеров, сравнений и т. д.);
. систематизация (установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними);
. схематизация (изображение или упрощенное представление запоминаемой информации);
. перекодирование (проговаривание, представление информации в образной форме) и др.
Существенная роль в развитии профессиональной памяти принадлежит мотивации, отношению к выполняемым задачам. Показателями продуктивности мнемических профессионально важных свойств являются точность, скорость запоминания и воспроизведения.
Профессионально значимые свойства воображения (имажинитивные свойства) обеспечивают создание в процессе труда новых образов на основе уже известных. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения. Например, диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Этот образ является динамичным, включающим не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3-10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной экстраполяции образа являются профессионально значимыми для данной профессии.
Имажинитивные профессионально значимые свойства проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта, широте оперирования образами, способе преобразования (изменение положения воображаемого объекта либо его структуры или комбинация данных преобразований).
Профессионально значимые виды мышления (словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, оперативное, творческое и др.) объединяются в группу мыслительных профессионально значимых свойств. В качестве показателей продуктивности данной группы свойств выделяются:
. гибкость (подвижность) мыслительных процессов (изменение аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений);
. быстрота протекания мыслительных процессов;
. самостоятельность (умение поставить новую задачу и решить ее своими силами);
. экономичность (количество логических рассуждений, посредством которых усваивается новая закономерность);
. широта (умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики);
. глубина (умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия);
. последовательность (умение соблюдать логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса);
. критичность (осуществление оценки результатов мыслительной деятельности, нахождение сильных и слабых сторон).
Профессионально важные качества находятся в постоянном развитии, которое сопровождается совершенствованием отдельных индивидуально-психологических свойств. Между ними устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимозависимости (системные качества), соответствующие требованиям изменяющейся деятельности. Между отдельными профессионально важными качествами возникают функциональные взаимосвязи, способствуя образованию закономерно организованной системы, специфичной для той или иной деятельности.
Профессионально важные качества, имеющие наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств, в то время как наибольшее число связей с параметрами деятельности позволяет выделить ведущие профессионально важные качества. Структурообразующими для той или иной деятельности являются базовые профессионально важные качества, так как вокруг них и на их основе объединяются, структурируются и организуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности.
Не все профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью (чем выше уровень того или иного качества, тем эффективнее деятельность). Некоторые профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности нелинейной зависимостью (параметры деятельности принимают наибольшие значения не на предельных (максимальных), а на некоторых средних (оптимальных) уровнях развития профессионально важных качеств).
По-видимому, отдельные профессионально важные качества могут выступать в качестве элементов системы профессиональных способностей.
Способности - это индивидуально-психологические возможности субъекта, которые определяют качественные и количественные показатели освоения и дальнейшего выполнения деятельности. Они проявляются в скорости и точности выполнения деятельности.
В качестве основных характеристик способностей были выделены следующие:
1. Способности характеризуются родовыми свойствами, следовательно, в том или ином виде они присущи всем людям, не страдающим органическими дефектами (общие способности).
2. Способности существуют до деятельности, но развиваются только в процессе деятельности (В.Д. Шадриков). Результаты деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке, оказывают влияние на развитие его способностей.
3. Индивидуальная степень выраженности способностей зависит от природных данных человека (задатков).
4. Способности - это не знания, умения, навыки индивида, а средства (внутренние условия) их приобретения.
В.Д. Шадриковым выделены следующие этапы формирования профессиональных способностей:
1. Вхождение в деятельность. Деятельность строится на основе ограниченного числа индивидуально-психологических качеств, связанных со спецификой деятельности. Зарождаются отдельные потенциальные профессионально важные качества. Профессиональные способности пока еще не сформированы, индивидуально-психологические качества в их структуре представлены разрозненно.
2. Первичная профессионализация. Развитие профессионально важных качеств первого этапа становится базой для развития профессионально важных качеств второго этапа. Наблюдается функциональное объединение отдельных качеств (рис. 3).

3. Стабилизация деятельности. Часть профессионально важных качеств, сформировавшихся на первом этапе, выпадает из структуры профессиональных способностей. Появляются профессионально важные качества, связанные с планированием и прогнозированием деятельности. Увеличивается общее число значимых связей в структуре профессиональных способностей. Деятельность реализуется в индивидуальном стиле.
4. Вторичная профессионализация. Профессионально важные качества второго и частично третьего этапов утрачивают свое значение. Наблюдается уменьшение числа разрозненных профессионально важных качеств за счет их объединения в системы профессиональных способностей (рис. 4). Успешность деятельности начинает определяться всей структурой профессиональных способностей, а не отдельными качествами.
При изучении профессиональных (специальных) способностей по результатам деятельности отбираются наиболее эффективные индивиды и подвергаются детальному обследованию их индивидуальнопсихологических особенностей. В результате составлены качественные описания музыкальных (Б.М. Теплов), математических (В.А. Крутецкий), организаторских (Л.И. Уманский), летных (К.К. Платонов), педагогических (Н.А. Аминов, Н.В. Кузьмина), художественных (Е.И. Игнатьев, А.А. Мелик-Пашаев), литературных (З.Н. Новлянская) и ряда других способностей.

Каждая профессиональная (специальная) способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, преобразованные под влиянием деятельности. К ведущим свойствам в профессиональных (специальных) способностях относятся:
. в творческих (литературных, художественных) способностях - творческое воображение и мышление, яркие наглядные образы памяти, эстетическое чувство, а также чувство языка;
. в математических способностях - умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;
. в педагогических способностях - наблюдательность, любовь к детям, педагогический такт, потребность в передаче знаний.

Отличная память – залог успеха и показатель высочайшего профессионализма во многих видах деятельности. Способность запоминать большое количество цифр, воспроизводить хронологию событий, узнавать увиденные единожды лица и многое другое, даёт прекрасную возможность для карьерного роста. Но лишь немногие люди обладают феноменальной памятью. У остальных, как правило, развиты один или два часто используемых вида памяти.

Вопрос, который остаётся актуальным не только во время учёбы в школах и ВУЗах, но и в течение всей взрослой жизни. Давно известно, что возможности человеческого организма неограниченные, просто используются они не на полную мощность. Следовательно, каждый может улучшить свои качества, что относится и к развитию памяти.

Существуют различные способы, методики и упражнения для развития памяти. Выбор зависит от поставленных целей и желаемых сроков достижения результата. Если есть потребность в быстром развитии памяти, хорошим помощником станет мнемотехника. Это набор специальных приёмов для развития памяти, увеличения объёмов и действенных способов запоминания. Данная техника имеет высокие показатели результативности.

У человека существует несколько видов памяти. Одни используются повседневно, на бытовом уровне, а другие практически никогда. Бывает, что со сменой деятельности (либо по другим причинам) возникает потребность развить те виды памяти, в которых ранее не было необходимости. Давайте попробуем определить, на развитие каких именно видов памяти вам нужно обратить особое внимание.

Зрительная память

Развитие этого вида памяти поможет лучше запоминать увиденных людей, предметы, обстановку. Имея хорошую зрительную память, намного легче вспомнить человека, которого давно не встречали. Внимательность в деталях располагает к себе людей. Существует также такая разновидность зрительной памяти, как фотографическая память – способность запоминать и восстанавливать все до мелочей. Иногда человек обладает фотографической памятью с рождения, но в основном этот вид памяти развивается с помощью специальных методов. Развитие фотографической памяти требует усиленных занятий и множество тренировок.

Слуховая память

Если услышанная информация плохо запоминается, вам сложно держать в памяти новые слова, иностранные языки, тексты песен, устные просьбы, значит, требуется улучшение способности запоминать на слух. В этом случае следует обратить внимание на развитие слуховой памяти.

Образная память

Образная память хорошо была развита у первобытных людей и на сегодняшний день ею хорошо владеют дети. Особенность образной памяти состоит в запоминании увиденного не словами, а сразу образами. Развитие образной памяти способствует хорошей ориентации на местности, будь то другой город или просто огромный супермаркет.

Долговременная и кратковременная память

Долговременная память одна из самых сложных. В сознании хранится вся информация о человеке – от рождения и до теперешней секунды. Сложно представить, как это много… Развитие долговременной памяти помогает легко вспоминать события или образы давно минувших лет в нужный момент.

Что же касается кратковременной памяти, то она является абсолютной противоположностью вышеописанного вида. Кратковременная память используется человеком для запоминания информации в период времени «здесь и сейчас». Срок хранения такой информации максимум несколько минут, затем за ненадобностью она стирается. Развитие кратковременной памяти пригодится, если в течение дня нужно ориентироваться в большом количестве мелочей, коротких сообщений. В конце дня об этом спокойно можно забыть.

Профессиональная память

Развитие профессиональной памяти просто необходимо для успешного карьерного роста во многих отраслях. Хорошим примером могут послужить врачи и юристы. В головах этих «профи» удерживается неисчислимое количество диагнозов, названий лекарств, кодексов и статей. Их профессионализм заключается в использовании знаний ко времени и к месту.

Произвольная память

Нарочное запоминание каких-либо событий, людей, фактов определяется произвольной памятью. Развитие произвольной памяти начинается в детском возрасте и осуществляется множеством способов. Хорошая произвольная память позволяет легко ориентироваться в жизни, да и во взрослом возрасте произвольную память также стоит натренировать.

Каждый из видов памяти занимает значимое место в жизни человека, просто иногда одни виды памяти применяются чаще. Если задаться целью и усиленно потрудиться, то результаты работы по развитию памяти будут видны уже через два месяца.

Случайные статьи

Вверх