Классификация институциональных единиц по секторам. Характеристика видов институциональных единиц

Деление внутренних институциональных единиц по секторам экономики представляет собой исходный момент в составлении денежной и банковской статистики. Институциональные единицы согласно общепринятой системе национальных счетов (СНС) подразделяются на несколько секторов:

Все они различаются по своим экономическим целям, функциям и поведению. Экономическое поведение институциональных единиц в секторе корпораций значительно отличается от других секторов. Корпорации создаются с целью производства товаров и услуг для их реализации на рынке. Органы государственного управления, напротив, предоставляют нерыночные товары и услуги обществу и занимаются перераспределением доходов и богатства. Корпорации отличаются от домашних хозяйств, поскольку последние руководствуются другими экономическими целями, прежде всего – конечным потреблением.

Финансовые корпорации отделяются от нефинансовых корпораций уже на первом этапе разбивки экономики по секторам. Целью их деятельности является содействие трансферту средств от кредиторов заемщикам, т. е. финансовое посредничество. Оно принципиально отличается от других видов производственной деятельности.

Финансовый сектор , или сектор финансовых корпораций , включает все корпорации и квазикорпорации-резиденты, основной функцией которых является финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. Финансовое посредничество, в свою очередь, может быть определено как производственная деятельность, н процессе которой институциональная единица мобилизует финансовые ресурсы путем принятия обязательств за собственный счет с целью направления собранных ресурсов другим институциональным единицам путем кредитования или приобретения финансовых активов иным способом. Предоставление услуг, носящих вспомогательный характер для финансового посредничества, может осуществляться в форме вторичной деятельности самими финансовыми посредниками либо выполняться специализированными агентствами или брокерами. На рынке действуют также другие институциональные единицы, основной функцией которых является предоставление гарантий по векселям и иным финансовым инструментам, использующимся для учета и рефинансирования. Эти институциональные единицы предоставляют услуги, весьма схожие с услугами финансовых корпораций, однако они не являются финансовыми посредниками в полном смысле, поскольку не подвергают себя риску через принятие обязательств за собственный счет.

Сектор финансовых корпораций включает в себя также некоторые некоммерческие организации, которые:

  1. занимаются предоставлением финансовых услуг (например, страхованием);
  2. финансируются за счет взносов финансовых корпораций и призваны содействовать их деятельности или служат их интересам.

Отдельные корпорации и квазикорпорации занимаются предоставлением финансовых услуг в ограниченных объемах. Например, некоторые торговые сети предоставляют своим покупателям потребительские кредиты. Такие институциональные единицы не могут быть отнесены к финансовым посредникам, поскольку их главная деятельность состоит в предоставлении нефинансовых товаров и услуг. Домашние хозяйства, со своей стороны, могут заниматься финансовой деятельностью, например, в частном порядке давать взаймы деньги. Однако исходя из их конечной цели (потребление), мы их также не относим к финансовому сектору.

2. Финансовый сектор и его структура

Финансовый сектор или сектор финансовых корпораций включает и себя следующие основные сектора и подсектора:


Центральный банк представляет собой национальное финансовое учреждение (или сеть учреждений), осуществляющее денежно-кредитное регулирование, и выполняет такие задачи, как эмиссия наличных денег, валютное регулирование и контроль, рефинансирование других депозитных корпораций. В ряде стран центральные банки также принимают депозиты нефинансовых корпораций или предоставляют им кредит. В ряде стран, где отсутствует денежно-кредитная автономия (невозможна эмиссия независимой валюты), центральный банк отсутствует. Его функции выполняет иностранный центральный банк. Согласно международным стандартам он считается депозитной корпорацией.

Подсектор центрального банка включает в себя следующие институциональные единицы:

  1. Центральный банк , или «банк банков », являющийся проводником денежно-кредитной политики государства в большинстве стран. Центральный банк наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Нередко центральный банк выступает агентом правительства при обслуживании государственного бюджета и надзорным органом банковской системы. В разных странах его называют национальным, эмиссионным или резервным банком, например, в России - Банк России (Центральный банк Российской Федерации).
  2. Валютное правление (валютный совет, валютный комитет, валютная палата, валютное управление, currency board) – денежно-кредитное учреждение, эмитирующее банкноты и монеты, которые при предъявлении первого требования свободно конвертируются по фиксированному курсу обмена в иностранную валюту или другой внешний резервный актив. Валютное правление имеет на пассивных счетах банкноты и монеты в обращении, но дел с банками оно обычно не ведет, в результате чего банковские резервы отсутствуют. В качестве активов валютное правление держит только иностранные резервы, которые служат обеспечением денежной эмиссии. Отсутствие внутренних активов говорит о том, что оно не может кредитовать ни правительство, ни банки. Фактически валютное правление представляет собой некий автоматический механизм конверсии иностранной валюты в национальные денежные средства и обратно. В 2006 г. валютное правление действовало в Боснии и Герцеговине, Брунее, Болгарии, Гонконге (Китай), Джибути, Эстонии и Литве.
  3. Агентства и учреждения, связанные с государством или правительственные агентства (Government-affiliated agencies). В специфических случаях проводником денежно-кредитной политики может выступать министерство финансов от лица правительства и частный банк, обладающий монополией на денежную эмиссию. Если институциональная единица в основном занимается выполнением функций денежно-кредитного регулятора, она включается в подсектор центрального банка. Во многих странах центральные банки регулируют деятельность депозитных и других финансовых корпораций или осуществляют за ними надзор. В 2000-х гг. мегарегулятор финансового сектора потеснил специализированных регуляторов во многих странах. За рубежом под мегарегулятором понимают модель объединенного или интегрированного надзора за финансовым сектором. По формальным признакам мегарегулятором становится специализированное государственное учреждение, уполномоченное регулировать не менее двух из трех основных категорий финансовых посредников - банки и страховые копании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании. В настоящее время мегарегулятором действует приблизительно в 50 странах, как развитых, так и развивающихся.
    Учреждение, отвечающее за интегрированный надзор за финансовым сектором, классифицируется в составе финансовых вспомогательных единиц, а не в подсекторе центрального банка. Частные корпорации, выполняющие такие функции, как клиринг и расчеты по чекам, включаются в подсектора других финансовых корпораций в соответствии с направлениями их деятельности.

Другие депозитные корпорации включают в себя все финансовые корпорации (кроме центрального банка) и квазикорпорации-резиденты, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют долговые обязательства, включающиеся в национальное определение широкой денежной массы. В мировой практике чаще всего в подсектор других депозитных корпораций входят:

  1. коммерческие банки;
  2. инвестиционные банки;
  3. сберегательные банки;
  4. ипотечные банки;
  5. сельские и сельскохозяйственные банки;
  6. ссудосберегательные ассоциации;
  7. строительные общества;
  8. кредитные союзы и кооперативы;
  9. компании по выпуску дорожных чеков, занимающиеся деятельностью, свойственной финансовым корпорациям.

Подсектор других финансовых корпораций (other financial corporations) представляет собой группы страховых корпораций и пенсионных фондов, других финансовых посредников и финансовых вспомогательных единиц.

  1. Страховые корпорации (Insurance Corporations) включают корпоративные, взаимные и иные организации, основной функцией которых является страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхования на случай болезни, страхование от пожара и другие виды страховании индивидуальных институциональных единиц или их групп.
  2. Пенсионные фонды (Pension Funds) организованы в форме самостоятельных институциональных единиц, действующих независимо от своих учредителей. Они предназначены для выплаты пенсионных пособий работникам. Пенсионные фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции за собственный счет. Они организуются и управляются индивидуальными частными или государственными работодателями или совместно индивидуальными работодателями и их работниками. Служащие и (или) работодатели вносят в пенсионные фонды регулярные взносы (отчисления). В мировой практике в большей степени распространены частные (и в меньшей – государственные) закрытые и открытые пенсионные фонды. Подсектор пенсионных фондов не охватывает программы пенсионного обеспечения, предназначенные для работников частных или государственных структур которые не имеют отдельно организованного фонда, и не охватывают программы, организующиеся негосударственными работодателями, резервы которых просто включаются в резервные средства самого работодателя или вкладываются в выпускаемые им ценные бумаги.
  3. Другие финансовые посредники (Other Financial Intermediaries) охватывают группы разнообразных институциональных единиц, в которые входят все финансовые корпорации, за исключением депозитных корпораций, страховых корпораций и пенсионных фондов, финансовые вспомогательных единиц. Институциональные единицы подсектора, других финансовых посредников обычно мобилизуют финансовые ресурсы путем приема долгосрочных или специализированных форм депозитов и выпуска ценных бумаг и финансовых инструментов участия в капитале. Эти финансовые посредники часто специализируются на кредитовании конкретных категорий заемщиков и на использовании специализированных финансовых механизмов, например финансового лизинга. Они также занимаются предоставлением ценных бумаг в кредит и операциями с производными финансовыми инструментами.

    В подсектор других финансовых посредников могут входить следующие институциональные единицы.

    1. Финансовые компании (Finance companies) – институциональные единицы, основным видом деятельности которых является предоставление кредитов нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам.
    2. Финансовые лизинговые компании (Financial leasing companies) – институциональные единицы, занимающиеся финансированием покупки материальных активов в форме лизинга.
    3. Инвестиционные пулы (Investment pools) – институциональные единицы, выступающие в форме финансовых организаций (за исключением пенсионных фондов), которые объединяют средства инвесторов с целью приобретения финансовых активов. Примерами инвестиционных пулов являются взаимные фонды, инвестиционные трасты, паевые фонды другие институциональные единицы коллективного инвестирования.
    4. Андеррайтеры ценных бумаг и дилеры (Securities underwriters and dealers) включают физические лица и фирмы, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами в форме оказания помощи фирмам в выпуске новых ценных бумаг путем андеррайтинга и размещения на рынке новых выпусков ценных бумаг, а также проведения операций купли-продажи с новыми или непогашенными ценными бумагами за собственный счет. Брокеры и другие институциональные единицы, проводящие операции купли-продажи между покупателями и продавцами ценных бумаг, но не приобретающие и не хранящие их на собственных счетах, классифицируются как финансовые вспомогательные единицы.
    5. Компании специального назначения или компании-носители (Vehicle companies) представляют собой финансовые структуры, созданные для владения секьюритизированными активами или активами, переданными с балансов корпораций или государственных предприятий в рамках их реструктуризации. Многие компании специального назначения организованы как трасты, которые создаются исключительно с целью владения определенным портфелем финансовых активов или пассивов.
    6. Посредники, специализирующиеся на операциях с производными финансовыми инструментами (Financial derivative intermediaries) включают институциональные единицы, которые (1) занимаются выпуском производных инструментов, считающихся финансовыми активами, или (2) создают позиции по таким инструментам.
    7. Специализированные финансовые посредники (Specialized financial intermediaries) включают: холдинговые корпорации; компании, предоставляющие краткосрочное финансирование операций по слияниям и поглощениям корпораций; фирмы по финансированию экспорта и импорта; факторинговые компании; фирмы венчурного капитала; фирмы, занимающиеся вложением капитала в целях развития; ломбарды, занимающиеся ссудными операциями с физическими лицами.
    8. Финансовые вспомогательные единицы - это те финансовые корпорации, деятельность которых тесно связана с финансовым посредничеством, но которые сами по себе не выступают финансовыми посредниками. К ним относят: рынки ценных бумаг; брокеров и агентов; компании, осуществляющие обмен валютами; корпорации, предоставляющие финансовые гарантии (страхование от убытков, относящихся к конкретным финансовым корпорациям, и от финансовых убытков по конкретным контрактам).

3. Классификация финансовых активов

Финансовые инструменты представляют собой широкий спектр финансовых контрактов, заключаемых между различными институциональными единицами. Финансовые инструменты классифицируются как финансовые активы (financial assets) или как другие финансовые инструменты (other financial instruments).

Финансовые активы определяются как финансовые требования (financial claims). К ним относятся, например, наличная валюта, депозиты и ценные бумаги – все они имеют очевидную, доказуемую стоимость (demonstrable value). К другим финансовым инструментам относятся такие финансовые контракты, как, например, финансовые гарантии, кредитные линии, обязательства по предоставлению займов и аккредитивы. Они являются обусловленными инструментами (contingent instruments), или зависят от наступления неопределенных будущих условий (uncertain future events). Обусловленные финансовые контракты выходят за границу охвата финансовых активов и классифицируются как «другие финансовые инструменты».

В Системе национальных счетов от 1993 г. финансовые активы определяются как подмножество экономических активов – объектов, в отношении которых институциональными единицами устанавливаются (индивидуально или коллективно) права собственности и от владения которыми или использования которых в течение определенного периода времени их владельцы могут получать экономические выгоды.

Большинство финансовых активов представляют собой финансовые требования, возникающие на основе договорных отношений, устанавливаемых, когда одна институциональная единица предоставляет финансовые ресурсы другой единице. Контракты между институциональными единицами создают основу для финансовых отношений между кредитором и должником, через которые владельцы актива приобретают безусловные требования на экономические ресурсы других институциональных единиц. Характер финансовых отношений между кредитором и должником придают финансовому инструменту аспекты актива и пассива. Монетарное золото и СДР, несмотря на отсутствие у них обязательств на стороне пассивов, также считаются финансовыми активами.

Классификационный признак ликвидности, заданный в СНС, могут дополнять другие, более конкретные характеристики актива, такие как обращаемость (negotiability), переводимость (transferability), реализуемость на рынке (marketability) и конвертируемость (convertibility). Хотя они не присутствуют среди формальных классификационных признаков, эти характеристики играют важнейшую роль в определении категорий финансовых активов.

Финансовые активы подразделяются на следующие классы.

Монетарное золото (monetary gold) – золото, хранящееся центральным банком или органами денежно-кредитного регулирования и составляющее часть официальных международных резервов страны. Запасы золота, не входящие в состав официальных резервов, классифицируются как нефинансовые активы. Операции с монетарным золотом отражаются на счетах центрального банка как изменение по счету активов, а соответствующая контрпроводка записывается как изменение активов остального мира. Операции с немонетарным золотом классифицируются как операции с нефинансовыми активами.

СДР (специальные права заимствования) – международные резервные активы, которые создаются МВФ и распределяются среди его государств-участников в дополнение к официальным резервам. У членов МВФ, получивших в свое распоряжение СДР, не возникает реального (безусловного) обязательства по возврату выделенных СДР. Специальные права заимствования могут быть активами только государств – участников МВФ и международных финансовых организаций, являющихся уполномоченными держателями СДР.

Наличная валюта (currency) – банкноты и монеты, имеющие фиксированную номинальную стоимость и выпускаемые центральными банками или правительствами. Наличная валюта подразделяется на отдельные категории для национальной валюты и иностранной валюты, представляющей обязательства центральных банков или правительств других стран. В некоторых странах выпускаются золотые монеты, оценивающиеся по их рыночной (внутренней) стоимости, или памятные монеты, хранимые за их нумизматическую ценность. Если монеты из драгоценных металлов или памятные монеты не находятся в активном денежном обращении, они должны классифицироваться как нефинансовые активы.

Депозиты (deposits) – все требования к центральному банку, другим депозитным корпорациям, органам государственного управления, которые подтверждены свидетельством о вкладе. В категорию депозитов вхожи переводные и другие депозиты. Для депозитов в национальной в иностранной валюте в целях учета используются отдельные категории.

Переводные, или передаваемые депозиты (transferable deposits) – депозиты, характеризующиеся следующими признаками: могут быть конвертированы в наличные деньги по номиналу по первому требованию без уплаты штрафа и без каких-либо ограничений; могут быть использованы для осуществлении платежей с помощью чека, тратты, жиро-поручения, прямого зачисления/списания или других механизмов прямых денежных платежей.

Другие депозиты (other deposits) – финансовые требования, кроме переводных депозитов, которые подтверждены свидетельством о вкладе. К ним относят: депозиты до востребования; сберегательные и срочные вклады; непереводные депозиты в иностранной валюте; обязательства финансовых корпораций в форме акций или других свидетельств о вкладе, которые юридически или на практике могут обмениваться на наличные немедленно или с уведомлением за короткий срок; доли взаимных фондов денежного рынка с ограничениями переводимости; соглашения о последующем выкупе (РЕПО), включающиеся н национальные показатели широкой денежной массы.

Депозитами с ограничениями (restricted deposits) – депозиты, снятие средств с которых ограничивается законодательством, нормативными актами или коммерческими требованиями. К депозитам с ограничениями относятся следующие депозиты: импортные депозиты, формирование которых требуется от импортеров до ввоза товаров в страну; переводные депозиты, перечисленные на счета вкладчиков, которые не могут быть изъяты, пока депозитная корпорация, которой бы ли перечислены депозиты (например, чеки или тратты), не получит средств по ним; обязательные сберегательные депозиты, открываемые в соответствии с законодательными требованиями, по которым часть доходов работника помещается на депозитный счет, средства с которого могут использоваться только по истечении оговоренного периода или сниматься только для оговоренных целей (таких как покупка жилья или пенсия); блокированные валютные депозиты (средства не могут быть сняты со счета), открываемые по требованиям валютного контроля; депозиты в финансовых корпорациях, закрытых до ликвидации или реорганизации.

Включение депозитов с ограничениями в состав денежных агрегатов зависит от характера действующих ограничений.

Долговые ценные бумаги (debt securities) или категория «ценные бумаги, кроме акций » (securities other than shares) включают обращающиеся финансовые инструменты, служащие свидетельством того, что институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть погашены путем предоставления наличных денег, финансового инструмента или какого-либо иного объекта, имеющего экономическую ценность. К наиболее распространенным долговым ценным бумагам относятся: государственные казначейские векселя; государственные облигации; облигации корпораций; необеспеченные долговые обязательства корпораций; векселя корпораций; депозитные сертификаты, выпускаемые депозитными корпорациями.

В категорию «ценные бумаги, кроме акций» включают привилегированные акции (preferred stocks or shares), обеспечивающие получение фиксированного дохода, но не дающие права на получение остаточной стоимости корпорации при ее ликвидации. В «ценные бумаги, кроме акций» входят также конвертируемые облигации (convertible bonds) – облигации, которые при определенных условиях могут быть конвертированы в акции.

Для создания долговых ценных бумаг иногда используется секьюритизация финансовых активов . Секьюритизация (securitization) представляет собой выпуск ценных бумаг, обеспечиваемых финансовыми активами, такими как ипотечные кредиты, требования к держателям кредитных карт и иные виды займов. Финансовые активы (например, ипотечные ссуды), служащие обеспечением ценных бумаг, продолжают отражаться на стороне активов бухгалтерского баланса. На стороне пассивов учитываются ценные бумаги, которые реализованы инвестором, заинтересованным в косвенных требованиях на выплаты основной суммы и процентов от финансовых активов, подвергшихся секьюритизации.

Банковские акцепты (banker"s acceptances) считаются долговыми финансовыми активами, несмотря на то, что никакого обмена денежными средствами может не происходит. Банковские акцепты представляют собой принятие финансовой корпорацией тратты или переводного векселя и безусловное обещание выплатить оговоренную сумму на заданную дату. Банковский акцепт представляет безусловное требование со стороны держателя и безусловное обязательство со стороны акцептующего банка. Встречным активом банка в случае акцепта является требование по отношению к своему клиенту.

Кредиты и займы (loans) – финансовые активы, которые обладают следующими характеристиками: создаются, когда кредитор предоставляет финансовые ресурсы напрямую заемщику; подтверждены не обращающимися на рынке документами.

Категория «кредиты и займы » включает все ссуды и авансы (кроме кредиторской и дебиторской задолженности, которая относится в отдельную категорию финансовых активов), предоставляемые различным секторам со стороны финансовых корпораций, органов государственного управления и, в некоторых странах, других секторов. К «кредитам и займам» относятся ссуды с погашением в рассрочку (installment loans), кредит на покупку в рассрочку (hire-purchase credit) и ссуды для финансирования торговли (loans to finance trade). Сюда же входят требования и обязательства по отношению к МВФ, имеющие форму займов, и финансовый лизинг.

В особые группы категории «кредиты и займы» выделяются соглашения РЕПО , кредитование ценными бумагами и другие активы, не относящиеся к кредитам и займам. Соглашение о продаже ценных бумаг с обратной покупкой (РЕПО) представляет собой операцию, включающую продажу за наличные денежные средства ценных бумаг по оговоренной цене с обязательством выкупить эти или аналогичные ценные бумаги по фиксированной цене либо на оговоренную будущую дату, либо «с открытым сроком». Соглашение называется «обратным РЕПО» когда оно рассматривается с точки зрения покупателя ценных бумаг, т. е стороны, предоставляющей наличные денежные средства. Соглашение РЕПО могут использоваться для самых разнообразных целей, например как средство финансирования покупки лежащего в основе РЕПО инструмента, для заимствования наличных средств или как средство покрытия короткой позиции.

Предоставлением в ссуду ценных бумаг или кредитованием ценными бумагами (securities lending) называется механизм, посредством которо го держатель ценных бумаг передает их «заемщику» с условием, что те же (или аналогичные) ценные бумаги будут возвращены на оговоренную дату или по требованию. Полное и неограниченное право собственности передается заемщику, однако риск и выгоды, связанные с правом собственности, остаются у первоначального владельца. Кредитование ценными бумагами используется владельцами ценных бумаг для повышения прибыли от операций с ценными бумагами и (или) для снижения издержек, связанных с их хранением. Механизмы предоставления в ссуду ценных бумаг делятся на две категории в зависимости от вида залога: наличные деньги или ценные бумаги. Заемщик ценных бумаг обычно предоставляет залог, стоимость которого равна или выше стоимости ссужаемых ценных бумаг. Кредитование ценными бумагами с денежным залогом весьма схоже с соглашением РЕПО, оно ведет к тому же экономическому результату. По этой причине РЕПО и предоставление в ссуду ценных бумаг учитываются в денежной и банковской статистике одинаковым образом.

Золотые займы (gold loans ) или золотые депозиты (gold deposits) представляют собой предоставление в ссуды или зачисление на депозит золота как финансового актива (монетарного золота) либо как нефинансового актива (т. е. немонетарного золота). Операции с золотом могут производиться для получения доходов от золота выше среднерыночных.

Долевые ценные бумаги (share securities) или «акции и другие формы участия в капитале » (shares and other equity) включают все финансовые инструменты и учетные документы, подтверждающие требования на стоимость имущества корпораций, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредиторов. Право собственности на долю участия в капитале, как правило, подтверждено акциями, паями, сертификатами донского участиями и аналогичными документами. Описываемая категории охватывает чистую стоимость средств собственников в капитале квазикорпораций, акций и другие формы участия в корпорациях. Она также включает привилегированные акции, обеспечивающие участие в распределении остаточной стоимости при ликвидации корпорации.

Страховые технические резервы (insurance technical reserves) – чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах, а также предварительные взносы страховых премий и резервов для покрытия неурегулированных претензий. Указанные статьи считаются активами бенефициаров и держателей полисов.

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах (Net Equity of Households in Life Insurance Reserves and in Pension Funds) – требования держателей страховых полисов в отношении резервов страховых корпораций и пенсионных фондов. Резервы страховых корпораций и пенсионных фондов в конечном счете, должны быть использованы для выплат пособий держателям полисов либо по их выходе на пенсию, либо в случае иного оговоренного события, либо для выплаты компенсации наследникам в случае смерти держателя полиса. Требования представляют собой активы сектора домашних хозяйств, а не страховых корпораций или пенсионных фондов.

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в пенсионных фондах (Net equity of households in pension funds) представляет собой требования м отношении будущих выплат дохода по достижении установленного возраста или по окончании оговоренного периода. Характер пассивов пенсионного фонда и активов домашних хозяйств зависит от пенсионного плана. В плане с установленным размером пособий работодатель гарантирует участвующим работникам определенный уровень пенсионных платежей. Пассивы плана с установленным размером пособий равны приведенной стоимости обещанных пособий. В планах с установленным размером взносов (defined contribution plans, «планах покупных денег» – money purchase plans) фиксированными являются взносы, а пособия напрямую зависят от активов фонда. Пассивы фонда с установленным размером взносов и активы домашних хозяйств равны текущей рыночной стоимости активов фонда.

Предварительные взносы страховых премий и резервы на покрытие неурегулированных претензий (Prepayments of Insurance Premiums and Reserves 4gainst Outstanding Claims) являются текущими требованиями держателей полисов и бенефициаров, а не чистой стоимостью собственных средств страховых корпораций. Предварительные взносы премий, производимые клиентами в начале периода, на который распространяется действие страхового полиса, ведут к образованию резервов у страховых корпораций. При этом считается, что страховая компания получает эти средства постепенно в течение всего срока действия полиса, а образовавшиеся резервы являются активами держателей полисов.

Финансовые деривативы, или производные финансовые контракты (financial derivatives) – финансовые инструменты, которые привязываются к другому финансовому инструменту, показателю или товару, с помощью которого на финансовом рынке можно проводить операции с финансовыми рисками (например, процентным и валютным рисками, риском изменения курсов акций и цен на товары, кредитным риском и т. п.) независимо от основного инструмента. Стоимость производного финансового инструмента является производной от цены базового объекта, которым может быть, например, актив или индекс. В ходе заключения производного финансового контракта не происходит передачи основной суммы контракта, которая должна была бы впоследствии погашаться, и не осуществляется начисления инвестиционного дохода. Производные инструменты используются для различных целей, в том числе для управления риском, хеджирования, арбитражных операций между рынками и спекуляции. Финансовые деривативы могут быть представлены двумя широкими категориями: контракты форвардного типа (forward-type contracts) – безусловные контракты, в рамках которых две стороны договариваются обменять установленное количество лежащих в основе контракта объектов (реальных или финансовых) по согласованной цене (цене исполнения) на оговоренную дату; контракты опционного типа (option contracts) – контракты, в рамках которых покупатель приобретает у продавца право купить (или продать, в зависимости от того, является ли опцион опционом на покупку или опционом на продажу) оговоренный объект, лежащий в основе опциона, по цене исполнения на оговоренную дату или до нее.

Другая дебиторская/кредиторская задолженность (Other accounts receivable/payable) включает: коммерческий кредит, предоставленный напрямую корпорациям, органам государственного управления, некоммерческим организациям, домашним хозяйствам и остальному миру; авансы на работы, которые находятся на стадии незавершенного производства (или которые еще предстоит предпринять); предварительная оплата товаров и услуг; все остальные статьи, которые требуют дополнительного анализа для включения в другие категории, а также для начисленных налогов и начисленных расходов, например, ренты и заработной платы; отложенные доходы и резервы на покрытие убытков по ссудам и на другие цели.

Другие финансовые инструменты (Other financial instruments) применяются во многих договорных финансовых отношениях между институциональными единицами. Они не ведут к возникновению безусловных требований (unconditional requirements), например, произвести платеж или предоставить иные объекты, обладающие экономической ценностью. Подобные договоренности, которые называются «обусловленными» (contingencies), не включаются в определение финансовых активов и не должны отражаться на балансах финансовых корпораций. Перечислим другие наиболее распространенные финансовые инструменты:

  1. гарантии платежа третьей стороной являются обусловленным контрактом, поскольку платеж требуется только в том случае, если основной должник допускает невыполнение обязательств (дефолт).
  2. Кредитные линии (Lines of credit) дают гарантию, что денежные средства будут предоставлены, однако никакой финансовый актив (т. е. ссуда) не создается до тех пор, пока средства фактически не переданы заемщику.
  3. Аккредитивы (Letters of credit) представляют собой обещание произнести платеж, когда будут предоставлены определенные документы, оговоренные в контракте.
  4. Эмиссионные программы с банковской поддержкой (Note issuance facilities, NIFs) гарантируют сторонам возможность продажи эмитируемых ими краткосрочных ценных бумаг (векселей) и покупку финансовыми корпорациями, обеспечивающими действие такого механизма, всех ценных бумаг, не проданных на рынке. В случае, когда финансовая корпорация, обеспечивающая действие такого механизма, фактически предоставляет средства, она приобретает фактический актив, который подлежит отражению на балансе.

      В этой главе рассматривается определение институциональных единиц и метод, с помощью которого они группируются в секторы и подсекторы в СНС. Другая важная концепция, которая должна быть обсуждена, касается резидентства, так как вся экономика страны представляет собой полную совокупность всех резидентских институциональных единиц.

    Институциональные единицы

      Институциональная единица – это экономическая единица, которая способна от своего имени владеть активами, принимать обязательства, участвовать в экономической деятельност и и вступать в операции с другими единицами. Главныехарактеристики институциональных единиц могут быть описаны следующим образом:

      1. Институциональная единица имеет право владеть товарами и активами от своего имени; она, следовательно, может обмениваться товарами и активами в операциях с другими институциональными единицами;

        Она может принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую она несет прямую ответственность и подотчетна по закону;

        Она способна принимать обязательства от своего имени, принимать обязательства другого рода и обязательства, связанные с будущей деятельностью, и заключать контракты;

        Институциональная единица должна иметь полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, или должна существовать возможность составить содержательный с экономической точки зрения набор счетов, если они потребуются.

      Существует два рода единиц в реальном мире, которые могут рассматриваться как институциональные единицы, а именно, физические лица или группы физических лиц в форме домашних хозяйств и юридические лица или общественные организации.

      В СНС домашнее хозяйство определено как группа лиц, которые живут в одном и том же жилище, объединяют частично или полностью свои доходы и имущество и потребляют коллективно некоторые виды товаров и услуг, главным образом, жилищные услуги и продукты питания. Наряду с отдельными домашними хозяйствами существуют единицы, которые называются институциональными домашними хозяйствами; они включат группу лиц, которые остаются в течение длительного периода времени в больницах, домах престарелых, монастырях, тюрьмах и т.д.

      Отдельные члены домашнего хозяйства, которое состоит из нескольких лиц, не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Многие активы являются собственностью двух или более членов того же самого домашнего хозяйства, и обязательства также могут приниматься несколькими членами того же самого домашнего хозяйства; в то же время доход, полученный отдельными членами того же домашнего хозяйства, может быть использован всеми членами домашнего хозяйства. Более того, многие решения по вопросу о расходах, в особенности те, которые относятся к расходам на продукты питания и оплату жилищных услуг, могут приниматься коллективно для домашнего хозяйства в целом. Поэтому может оказаться невозможным составить баланс активов и пассивов и другие счета для отдельных членов домашнего хозяйства, которые содержали бы полезную с экономической точки зрения информацию. По этой причине домашнее хозяйство в целом, а не отдельные его члены, должно рассматриваться как институциональная единица.

      Второй тип институциональной единицы - это юридическое лицо или общественная организация, которые занимаются экономической деятельностью и от своего имени вступают в операции с другими единицами. К ним относятся корпорации, некоммерческие организации (НКО) и органы государственного управления. Юридическое лицо или общественная организация - это такая единица, существование которой признано законом или обществом, независимо от физических лиц или других юридических единиц, которые, возможно, являются их собственниками или контролируют их. Такие единицы ответственны или подотчетны за экономические решения или действия, которые они предпринимают, хотя их автономность может быть ограничена в некоторой степени другими институциональными единицами; например, корпорации в конечном итоге контролируются их акционерами. Поведение некоторых некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам или органам государственного управления, аналогично поведению корпораций, и поэтому такие предприятия рассматриваются как квазикорпорации, если у них есть полный набор счетов.

      В юридическом смысле слова корпорации могут выступать под различными названиями: корпорации, корпорированные предприятия, государственные компании, государственные корпорации, частные компании, компании с ограниченной ответственностью, партнерства с ограниченной ответственностью, компании с акционерным капиталом. С другой стороны, некоторые юридические лица, которые являются некоммерческими организациями, могут иногда называть себя корпорациями. Статус институциональной единицы не всегда может быть определен исходя из ее названия, он определяется ее функциями и целями. В СНС термин «корпорация» охватывает корпорации, учрежденные как юридические лица, а также кооперативы, партнерства с ограниченной ответственностью, условные резидентские единицы и квазикорпорации. Описание этих различных типов институциональных единиц приведено в разделе B.

      Некоммерческие организации (НКО) – это юридические лица или общественные организации, создаваемые с целью производства товаров и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или другой финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют. На практике их производственная деятельность должна создавать либо доход, либо убыток, но любой доход, который они могут получить, не может быть присвоен другими институциональными единицами. Устав организации, в соответствии с которым они учреждены, сформулирован таким образом, что институциональные единицы, которые их контролируют или управляют ими, не имеют права на получение доли в любых прибылях или других доходах, которые они получают. По этой причине они нередко освобождены от уплаты налогов. Описание трактовки различных НКО в СНС дано в разделе C.

      Органы государственного управления (государственные единицы) представляют собой уникальные типы юридических лиц, учрежденные в результате политических процессов, которые обладают законодательной, судебной или исполнительной властью в отношении других институциональных единиц в пределах данной территории . Основные функции органов государственного управления как институциональных единиц состоят в том, чтобы принимать ответственность за предоставление товаров и услуг обществу в целом или отдельным домашним хозяйствам и финансировать предоставление этих товаров и услуг за счет налоговых поступлений или других доходов; перераспределять доход и богатство с помощью трансфертов; и осуществлять нерыночное производство.

    Резидентство

      Резидентство каждой институциональной единицы – это экономическая территория, с которой она имеет наиболее тесную связь, другими словами, на которой находится центр ее преобладающего экономического интереса. Концепция экономической территории в СНС совпадает с этой концепцией в Руководстве по платежному балансу, 6-ое издание – РПБ6 (Balance of Payments Manual , 6 th edition - BPM 6 ). Некоторые ключевые характеристики изложены ниже. В широком смысле, экономической территорией может быть любая географическая территория или подведомственная область, в отношении которых необходима статистика. Связь институциональных единиц с определенной экономической территорией определяется на основе таких признаков, как физическое присутствие и подчинение юрисдикции правительства на данной территории. Наиболее распространенная концепция экономической территории - это территория, находящаяся под фактическим контролем одного правительства. Однако экономическая территория может быть шире или уже этого определения, например, как в случае валютного или экономического союза, или части страны, или мира.

      Экономическая территория включает площадь земли, воздушное пространство, территориальные воды, включая юрисдикцию на права рыболовства и права на энергетические ресурсы и ресурсы других полезных ископаемых. В случае морской территории экономическая территория включает острова, принадлежащие данной стране. Экономическая территория также включает территориальные анклавы в остальном мире. Они представляют собой четко отграниченные участки земли, расположенные на территории других стран (на которых находятся такие учреждения, как посольства, консульства, военные базы, научные станции, информационные и иммиграционные офисы, агентства, занятые предоставлением помощи, представительства центральных банков, имеющие дипломатическую неприкосновенность и т.д.) и используемые правительствами стран, которые являются их собственниками или арендуют их, для дипломатических, военных, научных или других целей на основе соглашений с правительствами стран, на территории которых они физически находятся.

      Экономическая территория определяется как с точки зрения физического расположения, так и с юридической точки зрения. Концепции экономической территории и резидентства разработаны таким образом, чтобы отвечать требованию, в соответствии с которым каждая институциональная единица является резидентом одной экономической территории. Использование понятия экономической территории, определяющего охват экономической статистики, означает, что каждый член группы филиалов предприятий является резидентом той страны, на территории которой он находится, а не резидентом той страны, в которой находится головной офис.

      В принципе, институциональная единица является резидентом одной и только одной страны, что определяется центром преобладающего экономического интереса единицы. Исключения могут быть сделаны в отношении многотерриториальных предприятий, которые осуществляют операции более чем в одной стране. Хотя предприятие может проводить значительные операции в нескольких странах, оно не может быть подразделено на отдельные филиалы или на материнское предприятие и его филиалы, так как оно управляется как одна единица, в отношении которой нет отдельных счетов или решений. Такие предприятия обычно заняты трансграничными видами деятельности и включают компании, занятые морскими перевозками, авиакомпании, гидростанции на пограничных реках, компании, осуществляющие эксплуатацию трубопроводов, мостов, тоннелей и подводных кабелей. Если не представляется возможным идентифицировать материнское предприятие и его отдельные филиалы, необходимо пропорционально отнести часть общего итога операций предприятия к отдельным странам. Более подробная информация об этих специальных случаях содержится в РПБ6 .

      Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории, на которой имеется определенное место, жилой дом, производственный участок или помещение, на котором или с которого единица осуществляет или намерена продолжать осуществлять экономическую деятельность и операции в значительных размерах, либо в течение неопределенного времени, либо в течение определенного, но длительного периода времени. Место пребывания не должно быть обязательно постоянным, пока единица остается на экономической территории данной страны. Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического определения; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы избежать неопределенности и содействовать достижению международной согласованности.

      Концепция резидентства в СНС та же самая, что и в РПБ6 . Некоторые ключевые моменты изложены ниже:

      1. Резидентство отдельных лиц определяется резидентством того домашнего хозяйства, частью которого они являются, а не местом их работы. Все члены того же самого домашнего хозяйства имеют тот же самый статус резидентства, который имеет домашнее хозяйство в целом, даже если они могут пересекать границу для работы или просто проводят некоторое время за границей. Если они работают за границей столь продолжительное время, что приобретают центр экономического интереса за границей, они перестают быть членами их первоначального домашнего хозяйства;

        Некорпорированные предприятия, которые не являются квазикорпорациями, не являются отдельными институциональными единицами, и, следовательно, они имеют то же самое резидентство, что и их собственники;

        Корпорации и НКО обычно имеют центр экономического интереса в стране, где они юридически учреждены и зарегистрированы. Корпорации могут быть резидентами стран, отличных от стран резидентства их акционеров, и дочерние корпорации могут иметь резидентство в странах, отличных от резидентства материнской корпорации. Если корпорация или некорпорированное предприятие имеет филиалы, офис или место производства в другой стране для осуществления производства в течение длительного периода времени (обычно в течение года или более), не создавая для этой цели дочернюю корпорацию, то филиал, офис или место производства рассматриваются как квазикорпорация (то есть как отдельная институциональная единица), являющаяся резидентом той страны, в которой она находится;

        Собственники земли, зданий или недвижимых сооружений на экономической территории данной страны или единицы, являющиеся держателями договоров аренды на любой из этих активов на длительный период времени, всегда рассматриваются как единицы, которые имеют центр экономического интереса в этой стране, даже если они не занимаются экономической деятельностью или операциями в этой стране. Вся земля и здания поэтому принадлежат резидентам данной страны;

        Добыча полезных ископаемых может осуществляться только резидентскими институциональными единицами. Предприятие, которое будет заниматься добычей полезных ископаемых, будет рассматриваться как получившее статус резидента, когда выданы требующиеся лицензии или заключены договоры аренды, если оно не получило этот статус раньше;

        Для единиц, таких как многие единицы специального назначения, в отношении которых мало или вообще нет данных об их местонахождении, местонахождение определяется по месту их инкорпорирования.

Более подробное рассмотрение пограничных случаев содержится в главе 26 и в РПБ6 .

    Группировка по институциональным секторам и экономическое поведение

      Институциональные секторы в СНС представляют собой группы схожих по типу институциональных единиц. Корпорации, НКО, органы государственного управления и домашние хозяйства существенно отличаются друг от друга в отношении их экономических целей, функций и поведения.

      Институциональные единицы относятся к соответствующему сектору в соответствии с характером их экономической деятельности. В СНС отражаются три основных вида экономической деятельности: производство товаров и услуг, потребление, удовлетворяющее желания и потребности человека, и накопление в различных формах капитала. Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением. НКО многообразны по своим характеристикам. Поведение некоторых из них аналогично поведению корпораций, некоторые практически являются частью органов государственного управления, а некоторые занимаются видами деятельности, которые аналогичны видам деятельности органов государственного управления, но функционируют независимо от них.

      Основное различие между корпорациями и органами государственного управления связано с различиями в целях, для достижения которых осуществляется производство. Корпорации производят продукты для рынка и стремятся продать их по экономически значимым ценам. Экономически значимые цены - это такие цены, которые оказывают существенное влияние на количество продуктов, которые производители готовы поставить, и на количество продуктов, которое покупатели хотели бы приобрести. Эти цены обычно формируются, когда у производителя есть стимул скорректировать поставку товаров с целью получения прибыли в длительной перспективе (или как минимум возмещения затрат капитала и других расходов), а у потребителей есть свобода выбора покупать или не покупать товары и делать выбор на основе предлагаемых цен. Более подробное обсуждение определения экономически значимых цен и содержания рыночного и нерыночного производства представлено в главах 6 и 22.

      Корпорации подразделяются на те, которые, главным образом, предоставляют финансовые услуги, и те, которые, главным образом, производят товары и другие услуги. Эти две группы корпораций называются финансовыми и нефинансовыми корпорациями, соответственно. Это различие проводится ввиду особой роли, которую играют финансовые корпорации в экономике.

      Экономические цели, функции и поведение органов государственного управления существенно другие. Они организуют и финансируют обеспечение товарами и услугами отдельных домашних хозяйств и общества в целом и несут расходы на конечное потребление. Они могут производить большую часть этих товаров и услуг сами, но продукты обычно предоставляются либо бесплатно, либо по ценам, которые определяются на основе решений, не связанных с рыночными механизмами. Органы государственного управления обычно имеют дело с распределением и перераспределением дохода и богатства с помощью налогов и других трансфертов. Органы государственного управления включают фонды социального обеспечения.

      Экономические цели, функции и поведение домашних хозяйств также имеют свою специфику. Хотя, прежде всего, они являются потребительскими единицами, они также могут заниматься производством. Очень часто эта производственная деятельность осуществляется в относительно небольших размерах и включает неформальную деятельность или деятельность личных подсобных хозяйств. В том случае, если производственные единицы домашних хозяйств не являются юридическими лицами, они рассматриваются как некорпорированные предприятия. Они остаются частью той же самой институциональной единицы (домашнего хозяйства), к которой они принадлежат.

      НКО являются институциональными единицами, созданными с целью производства или предоставления товаров и услуг, но не с целью производства какого-либо дохода или прибыли для единиц, которые их контролируют или финансируют. Тем не менее, некоторые НКО предоставляют товары и услуги потребителям по экономически значимым ценам, и, когда они делают это, эти НКО отражаются в СНС так же, как корпорации. Другие НКО, которые контролируются и финансируются органами государственного управления, рассматриваются как органы государственного управления. Остающиеся НКО, которые производят товары и услуги, но не реализуют их по экономически значимым ценам, рассматриваются как особая группа единиц, называемая некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства (НКОДХ). Они фактически являются неправительственными общественными организациями.

Институциональная единица является важнейшим понятием в СНС.

Существуют два типа институциональных единиц: юридические лица и домашние хозяйства. Среди Юридических лиц СНС выделяет:

· корпорации;

· некоммерческие организации (НКО);

· органы государственного управления.

У этих видов институциональных единиц разные экономические задачи, функции и поведение.

Корпорации – это институциональные единицы с коллективной формой собственности держателей акций, созданные специально в целях производства товаров и услуг для рынка. Они могут быть источниками прибыли для владеющих ими единиц. В комплексе с корпорациями в СНС рассматриваются также квазикорпоративные предприятия, которые, не находясь в коллективной собственности акционеров, заняты рыночным производством в целях получения прибыли и управляются по типу корпораций. Квазикорпорациями являются: а) государственные предприятия, занятые производством рыночных товаров и услуг с целью извлечения дохода; б) некорпоративные предприятия – рыночные производители, находящиеся в собственности физических лиц и обладающие признаками юридического лица; в) филиалы или постоянные представительства зарубежных компаний, занятые производством товаров и услуг в пределах национальной экономики.

НКОявляются институциональными единицами, созданными для производства или распределения продуктов и услуг, но не с целью получения дохода или прибыли единицами, которые их контролируют или финансируют. Большая часть НКО (профсоюзы, политические партии, благотворительные общества и т.п.) оказывает нерыночные услуги. Однако НКО могут быть заняты рыночным производством и иметь от своей деятельности прибыль, которая направляется на повышение качества предоставляемых услуг и снижение платы за них. Такие НКО часто создаются в сфере образования, науки и здравоохранения.

В составе НКО, занятых рыночном производством, выделяются организации, учрежденные группами предприятий в целях содействия своей деятельности – торговые палаты, организации предпринимателей и арендаторов, исследовательские лаборатории и т.п. Взносы предприятий-учредителей на их содержание рассматриваются как плата за предоставляемые услуги, и в силу этого такие НКО классифицируются в СНС как рыночные производители.

Органы государственного управления предоставлены центральным правительством, региональными и местными органами управления. Они организуют и финансируют оказание обществу услуг коллективного пользования (в области обороны, правопорядка, общего управления и т.д.) и индивидуальных (в области здравоохранения, образования и т.д.). Они также занимаются распределением и перераспределением доходов и богатства при помощи налогообложения и других трансфертов. При этом правительство не обязательно выступает в роли непосредственного производителя услуг. Производители нерыночных услуг (коллективного пользования, а также индивидуальных услуг общедоступного бесплатного образования, медицинского обслуживания, социальной защиты и т.п.) неотделимы от самих органов управления и не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы. Для выполнения других своих функций в области здравоохранения, образования и т.д. правительство может создавать НКО или привлекать рыночных производителей, оплачивая их услуги по рыночным ценам.



Домашнее хозяйство в СНС определяется как индивидуум или небольшая группа людей, живущих в одном и том же жилище, объединяющих часть или весь свой доход и богатство и совместно потребляющих продукты и услуги определенных типов, главным образом – жилищные услуги и продукты питания. Домашние хозяйства не ведут счета в полном наборе, но являются хозяйствующими субъектами и могут от своего имени владеть и распоряжаться собственными ресурсами и принимать обязательства.

Индивидуальные члены домашних хозяйств не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Люди, длительное или неопределенное время живущие в учреждениях типа монастырей, психиатрических клиник, домов для престарелых и т.п., рассматриваются как принадлежащие к одному домашнему хозяйству, поскольку они не пользуются (или пользуются в малой степени) самостоятельностью действий и принятием экономических решений.

Домашние хозяйства являются преимущественно потребительскими единицами, но они могут участвовать в любого рода экономической деятельности. Они не только поставляют рабочую силу для других институциональных единиц, но могут осуществлять производственную деятельность в рамках принадлежащих им некорпоративных предприятий.

Корпорации и некоммерческие организации являются резидентами той страны, в которой они юридически образованы и зарегистрированы. Если корпорация содержит отделение, офис или производство за рубежом в течение длительного периода времени, то это отделение, офис или производство рассматривается как квазикорпорация, являющаяся резидентом той страны, в которой она расположена.

Некорпоративные предприятия имеют то же резидентсво, что и домашние хозяйства, к которым принадлежат их владельцы. Однако, если они находятся на территории другой страны, то их следует рассматривать как квазикорпорацию, являющуюся резидентом той страны, в которой они расположены.

Все члены одного домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйства. Определяющим признаком здесь является место проживания, а не место работы. Если физические лица достаточно долго (год и более) живут или работают за границей, они перестают быть членами своих первоначальных домашних хозяйств и приобретают статус резидентов других стран. Это не относится к персоналу посольств и дипломатам, работающим в зарубежных анклавах страны, так как центр их экономических интересов не выходит за пределы экономической территории. Продолжают оставаться резидентами своих стран студенты, обучающиеся за границей (если они не порывают связей со своими домашними хозяйствами), а также лица, находящиеся за границей на лечении.

В системе национальных счетов используется несколько классификаций, позволяющих на научной основе собирать и анализировать сведения об экономической деятельности огромного числа хозяйствующих субъектов.

В первую очередь СНС выделяет три типа экономической деятельности:

· производство;

· потребление;

· накопление капитала.

Между ними существуют взаимосвязи, в основе которых лежат процессы образования, распределения и использования доходов.

1. Состав государственного сектора в РФ определяются Классификатором институциональ-ных единиц по секторам экономики (КИЕС). Классификатор утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2004 № 110 «Об утверждении и внедрении в инфор-мационную систему государственной статистики отраслевого статистического Классификатора институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС)».

КИЕС описывает институциональные единицы как коммерческого, так и государственного секто-ров экономики РФ.

2. Объектами классификации в российской практике являются«институциональные единицы»,которые группируются в секторы, подсекторы и субподсекторы национальной экономики и образу-ют структуру КИЕС.


Институциональная единица –хозяйствующая единица,способная владеть активами и прини-мать обязательства от своего собственного имени. Выделяют «корпорации», «квазикорпорации», «некоммерческие организации», «единицы государственного управления», «домашние хозяйства». 2.1. Корпорация –институциональная единица,имеющая статус юридического лица,котораясоздается с целью производства товаров и услуг для реализации их на рынке, что составляет ос-новной источник доходов их владельцев. Собственность корпорации распределена пропорцио-нально вкладов учредителей (участников), имеющих ограниченную ответственность по обязатель-ствам корпорации.

Квазикорпорация –хозяйствующий субъект,формально не имеющий статуса корпорации,но вовсех др. отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия. Квазикорпорации от своего имени распоряжаются собственностью и доходами, вступают в экономические отноше-ния с другими единицами, принимают обязательства.

2.2. «Институциональные единицы государственного управления» -институциональныеединицы, выполняющие функции органов государственного (и муниципального) управления в ка-честве основного вида деятельности.

2.3. Некоммерческая организация –институциональная единица,занятая экономической дея-

тельностью, целью которой не является извлечение прибыли.

2.4. Домохоз́яйство -обособленная ячейка общества,в рамках которой происходит производ-ство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека. Определение домохозяйства зависит от конкретных социально-экономических условий и различается по странам. Согласно рекомендациям комиссии ООН (1981 г.), понятие «домохозяйство» основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группы лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни.

Домохозяйства различаются по составу:



Один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

Два или более лиц, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или не-скольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти ли-ца могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими.

В составе домохозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с его члена-ми, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).

Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами.

Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохо-зяйства.

3. Группировка институциональных единиц осуществляется по признаку сходства целей ихдеятельности.

3.1. КИЕС выделяет 5 секторов национальной экономики и «сектор остального мира» (всенерезиденты, которые осуществляли операции или имели иные экономические связи с единицами-резидентами).



Таблица. Структура Классификатора институциональных единиц
по секторам экономики (КИЕС)
Код Секторы, подсекторы, субподсекторы
S.1 Национальная экономика
S.11 Нефинансовые корпорации
S.111 Государственные нефинансовые корпорации
S.112 Национальные частные нефинансовые корпорации
S.113 Нефинансовые корпорации под иностранным контролем
S.12 Финансовые корпорации
S.121 Банк России
S.122 Другие депозитные корпорации
S.1221 Государственные депозитные корпорации
S.1222 Национальные частные депозитные корпорации
S.1223 Депозитные корпорации под иностранным контролем

S.1123 Другие финансовые посредники (кроме страховых корпорации и негосударст-
венных пенсионных фондов)
S.1231 Государственные
S.1232 Национальные частные
S.1233 Под иностранным контролем
S.124 Вспомогательные финансовые организации
S.125 Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды
S.1251 Государственные страховые корпорации
S.1252 Национальные частные страховые корпорации и негосударственные пенсион-
ные фонды
S.1253 Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды под иностран-
ным контролем
S.13 Государственное управление
S.131 Федеральные органы государственной власти и управления
S.132 Органы государственной власти и управления субъектов Федерации
S.133 Органы местного самоуправления
S.134 Фонды государственного социального обеспечения
S.14 Домашние хозяйства
S.15 Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
S.2 Остальной мир
S.21 Содружество Независимых Государств
S.22 Дальнее зарубежье

3.2. Сектор финансовых и нефинансовых корпораций объединяет только рыночных производи-телей. Сектор государственного управления, домашних хозяйств и НКО охватывает только неры-

ночных производителей. Разграничение рыночного и нерыночного производства в КИЕС про-

водится по критерию «экономически значимой цены».Цена является«экономически значимой»,если она количественно значима с точки зрения предложения (оказывает влияние на объем про-дукции, который производители готовы поставить на рынок) или спроса (оказывает влияние на объём продукции, который покупатели хотели бы приобрести). Вся «рыночная» продукция (т.е. продукция рыночного производства) продается по экономически значимым ценам.

Конкретизацией принципа экономически значимых цен в российской практике является «правило

1) единица является рыночным производителем, если 50% и более ее затрат на производство по-крывается за счёт выручки от реализации продукции; такая рыночная единица относится к секто-рам финансовых или нефинансовых корпораций;

2) единица является нерыночным производителем и относится к секторам государственного управления или некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, если менее 50 % её затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции.

Институциональные единицы - это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Институциональными единицами могут быть юридические, а также физические лица (или их группы) в форме домашних хозяйств.

К институц. единицам - юридич. лицам относятся: корпорации, органы государственного управления, некоммерческие учреждения.

Юр. лицо имеет самостоятельный баланс, может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами и нести полную ответственность по своим обязательствам.

В зависимости от двух признаков – вида деятельности и места расположения - институциональные единицы подразделяются на: единицы видов деятельности; заведения или однородные единицы производства; местные единицы; предприятия или группы предприятий.

К числу институциональных единиц относятся: 1. корпорации и квазикорпорации: корпорация – является самостоятельным юридическим лицом, которое регистрируется в Едином государственном регистре (ЕГР) предприятий и организаций; квазикорпорация – это некорпоративное предприятие, управление которым строится по образу корпораций. 2. Органы государственного управления (ОГУ) представлены несколькими уровнями: центральное правительство; органы власти и управления регионами; местные исполнительные органы власти. 3. Домашние хозяйства (ДХ) – это группы лиц, объединившие свои доходы и материальные ценности в целях создания общих жилищных условий и совместного потребления некоторых видов товаров и услуг. 4. Некоммерческие учреждения (НКУ) – это субъекты экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг, не преследуя цели извлечения прибыли

Сущность, резидентский статус институциональных единиц.

Институциональные единицы – это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. К числу институциональных единиц относятся: 1. корпорации и квазикорпорации: корпорация – является самостоятельным юридическим лицом, которое регистрируется в Едином государственном регистре (ЕГР) предприятий и организаций; квазикорпорация – это некорпоративное предприятие, управление которым строится по образу корпораций. 2. Органы государственного управления (ОГУ) представлены несколькими уровнями: центральное правительство; органы власти и управления регионами; местные исполнительные органы власти. 3. Домашние хозяйства (ДХ) – это группы лиц, объединившие свои доходы и материальные ценности в целях создания общих жилищных условий и совместного потребления некоторых видов товаров и услуг. 4. Некоммерческие учреждения (НКУ) . Резидент – институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической территории, занимается или собирается заниматься экон. деятельностью либо операциями в значительном масштабе в течение неопределенного или длительного периода времени. Институц. единицы явл. резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экон. территорией данной страны. К резидентным институц. единицам относятся: физические лица, которые имеют постоянное местожительство на территории страны; юридические лица; дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства страны за границей. Признаки отнесения институциональных единиц к числу резидентов: корпорации – страна, где они зарегистрированы как институциональные единицы; органы гос-ого управления – экономическая территория, на которую распространяется их юрисдикция; некоммерческие учреждения – страна, где они зарегистрированы как институциональные единицы; дом. хоз-ва - местонахождение дом. х-ва, наличие в стране помещения для совместного проживания его членов.

Случайные статьи

Вверх