История экономических реформ в рф кратко. Д. Ход реформ

Реформы 1992-1999гг.

В течение 1992-1998 гг. в стране происходила грандиозная перестройка отношений собственности. Перераспределение собственности проводилось под лозунгом «реформ», подразумевавших скорейшее утверждение рыночных отношений в стране. Б. Н. Ельцин в ноябре 1991 г. сам возглавил правительство, составленное из молодых политиков, сторонников радикальных экономических реформ (Е. Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. И. Нечаев и др.).

В январе 1992 г. было единовременно разморожено большинство цен, провозглашен - принцип свободной торговли. Были сняты ограничения на доходы. Заявлена жесткая кредитно-денежная политика, что означало отказ предприятиям государственного сектора и коллективным хозяйствам на селе в государственных субсидиях, «дешевых деньгах». Предполагалось, что благодаря приватизации государственной собственности «ничья собственность», неэффективная собственность обретет своего хозяина, что быстро даст положительные результаты.

В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 г., первый год «реформ», более чем в 60 раз - оптовые и в 23 раза - розничные. По некоторым подсчетам, увеличение цен произошло в 100-150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз. К 1996 г. цены выросли в 10 000 раз. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.

Грандиозным обманом для подавляющего большинства населения обернулась ваучерная приватизация. Полученные каждым гражданином приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. преподносились как денежный эквивалент доли гражданина в национальном богатстве, подлежащем справедливому перераспределению. Предполагалось, что граждане обменяют свои ваучеры на акции приватизируемых предприятий и различных инвестиционных фондов. В конце 1991 г., когда определялась стоимость ваучера, 10 тыс. руб. представляли собой внушительную сумму. К осени 1992 г. произошло обесценивание денег, но ни о каком перерасчете стоимости ваучеров никто и не вспомнил. Осенью 1992 г., когда началась выдача ваучеров (всего было выдано 146 млн. чеков), на 10 тыс. руб. можно было купить 5 бутылок водки. В июне 1994 г., когда сроки для вложения ваучеров закончились, за 10 тыс. руб. можно было купить 3 бутылки водки.

Абсолютное большинство вкладчиков ваучеров (за исключением немногих держателей привилегированных акций) не получило никаких процентов, а компании и инвестиционные фонды в большинстве своем лопнули как мыльные пузыри. Реальную пользу от «ваучеризации всей страны» извлекли некоторые категории предпринимателей, частные банки и криминальные группы, которые скупили ваучеры у населения за бесценок, а затем по номинальной стоимости ваучеров и благодаря многократно заниженной стоимости приватизируемых объектов стали собственниками последних. В 1992-1993 гг. 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов были проданы всего за 7,2 млрд долларов. Российские реформы ярко подтвердили тезис Аристотеля: «Собственность есть кража».

1992 г. оказался временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала». В то же время в 1992 г. национальный доход страны сократился на 25%, промышленное производство упало на 20, сельскохозяйственное - на 12, а производство важнейших товаров народного потребления сократилось на 20-30%. Правительство сократило выпуск денег (бумажную эмиссию). Повсеместно наблюдался дефицит финансовых средств. Денежные расчеты между предприятиями заменялись бартерными сделками, т. е. обменом товарами. На уплату налогов не хватало средств. Государство заменяло налоги различными взаимозачетами. На многих предприятиях зарплату либо вообще не платили, либо выплачивали выпускаемой продукцией. Начался рост безработицы.

К марту 1992 г. 85 млн. человек (57%) по своим доходам находились ниже прожиточного минимума, а 28 млн. (18,9%) - ниже физиологического минимума, т. е. элементарно голодали. Простых людей возмущала бесконтрольность новой политической элиты, которая распоряжалась государственной собственностью как своей личной. Происходило постепенное восстановление системы привилегий, против которой совсем недавно боролись демократы. Резко обострилась криминогенная ситуация. «Гримасы реформ», как когда-то «гримасы нэпа», вызвали разочарование в широких кругах интеллигенции, работников государственного сектора экономики. На эти настроения стали опираться некоторые бывшие сподвижники президента Ельцина, считавшие, что он исчерпал себя, не способен на созидательную работу. Ряд организаций создал Фронт национального спасения, начала формироваться «державно-патриотическая» оппозиция.

Экономическое положение не становилось лучше. В 1994 г. производственные инвестиции снизились на 33%, в 1995 г. - еще на 21%. Ожидаемые иностранные капиталовложения не поступали как из-за нестабильности внутриполитической ситуации в стране, так и вследствие многочисленных сдерживающих факторов, среди которых неповоротливость, необязательность и коррумпированность нового российского чиновничества, ставшие «притчей во языцех». Перебои с выплатой пенсий, пособий, заработной платы преодолевались путем налогового пресса на работающие предприятия, за счет растущей задолженности западным банкам, распродажи государственной собственности. К июню 1994 г. чековая приватизация в основном была завершена. Оказалось приватизировано около 75% предприятий торговли, более 65% предприятий общественного питания и почти 75% предприятий сферы обслуживания. В стране появился слой частных собственников - несколько миллионов граждан, но отнюдь не десятки миллионов, как провозглашал президент Ельцин.

В результате либерализации, ваучеризации и приватизации очереди исчезли. Промышленные и продовольственные товары заполнили прилавки магазинов, ларьков и тысяч стихийных рынков. Насыщение внутреннего рынка происходило во многом благодаря усилиям «челноков» - мелких торговцев, которые привозили из-за границы небольшие партии товаров. Этой деятельностью занимались около 10 млн человек. Возникли коммерческие предприятия в строительстве, хлебопекарном деле, пивоварении, сфере питания, издательской деятельности и т. д. Многие обогащались за счет обмана, спекуляций, создания финансовых «пирамид», а также путем прямых уголовных преступлений. В стране развернулась «великая криминальная революция».

Социальные последствия реформ для многих оказались весьма тяжелыми. Государственные дотации на товары и услуги первой необходимости, бесплатное медицинское обслуживание, образование, жилье и др., к которым население страны привыкло, были отменены. К 1994 г. армию безработных составили почти 9 млн человек. Населению предлагалось выживать самостоятельно. Социальные ожидания, связанные с реформами, растаяли, как прошлогодний снег.

В 1994-1996 гг. правительство В. С. Черномырдина пыталось осуществлять целевое кредитование наиболее перспективных предприятий и частичное государственное регулирование цен. Инфляция стала сокращаться. Была проведена деноминация рубля, т. е. изменение масштаба цен в соотношении 1000 к 1. Но денег не хватало. Бюджет был сокращен. Выплата зарплат и пособий систематически задерживалась. С 1996 г. под высокие проценты и гарантии государство стало выпускать ценные бумаги - «государственные краткосрочные обязательства» (ГКО), которые покупали различные предприятия, акционерные общества и организации. Внутренний государственный долг к 1998 г. составил 45% от федерального бюджета. Государство создало свою финансовую «пирамиду».

17 августа 1998 г. С. В. Кириенко объявил правительство банкротом, прекратив выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам) и «заморозив» вклады населения в банках. С. В. Кириенко ушел в отставку, а население на практике познакомилось с понятием «дефолт» (что, собственно, и означает неспособность производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам или неспособность выполнять условия договора о выпуске облигационного займа). Специальная комиссия Совета Федерации оценила ущерб, нанесенный дефолтом, в десятки миллиардов долларов и сотни миллиардов рублей.

Политический кризис был преодолен назначением на премьерский пост опытного и осторожного Е. М. Примакова. Ему удалось в течение нескольких месяцев стабилизировать ситуацию. Одновременно Е. М. Примаков, который, по мнению команды Ельцина, «плохо защищал» президента, был заменен на С. В. Степашина. Последнего уже в августе 1999 г. заменил В. В. Путин, объявленный Б. Н. Ельциным своим преемником.

После дефолта 1998 г., произошла девальвация рубля и удорожание импорта. При премьерстве Примакове, которого Ельцин вынужден был назначить премьером, оживилась российская экономика, стало расти свое производство, заработали простаивающие с 1991 г. мощности.

Реформы 2000-2015гг.

Рост продолжался и при Путине до середины 2000-х гг. Но структурной перестройки производства не произошло. Так как начался быстрый рост мировых цен на нефть, который сделал возможным иметь высокие доходы и без перестройки производства. Повышение цен на нефть (с 11-12 долларов за баррель до 150 в середине 2000-х) обессмысливало вложение денег в другие отрасли.

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 - 10 %, в 2001 - 5,1 %, в 2002 - 4,7 %, в 2003 - 7,3 %, в 2004 - 7,2 %, в 2005 - 6,4 %, в 2006 - 8,2 %, в 2007 - 8,5 %, в 2008 - 5,2 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования - на 91 %, текстильного и швейного производства - на 46 %, производства пищевых продуктов - на 64 %.

В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.

В октябре 2001 года Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхоз назначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001-2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

В 2007 году темпы роста российской экономики (8 %) оказались самыми высокими за последние годы. По итогам этого года Россия вошла в 7-ку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию, а также вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

В середине 2008 года Владимир Владимирович Путин объявил о необходимости создания в России международного финансового центра (МФЦ), для чего, по его мнению, нужно провести значительные изменения в ряде сфер для улучшения финансовой системы страны. Год спустя Путин подписал указ, которым утвердил подробный план действий по формированию МФЦ, после этого началась активная реализация данного плана. Проект создания МФЦ наряду с модернизацией экономики стал одной из ключевых государственных задач.

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,5 %.Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.

По итогам 2012 года рост экономики начал замедляться и составил 3,3 %, инфляция составила 6,6 %. Всего за 2012 год российское промпроизводство выросло на 2,6 процента (для сравнения за 2011 г. - на 4,7 процента, в 2010 году - на 8,2 процента).

В 2013 году экономический рост в России снизился под влиянием структурных проблем и снижения инвестиционной активности.

Стагнация экономики в первой половине 2014 года продолжилась. В 2014 году экономический рост в России составил 0,6 %, инфляция составила 11,4, рост промпроизводства составил 1,7%. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд.В декабре 2014 года, после обвального падения курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался финансовый кризис.

В 2015 год экономика России вступила с теми же проблемами: низкие цены на нефть и сохранение экономических санкций. За январь-март 2015 года ВВП страны снизился на 1,9 %. Спад ВВП России в апреле 2015 года усилился до 4,3%, причем в самом апреле месяце экономика сократилась на 0,6% к мартовскому показателю. Таким образом, ВВП страны снижался четыре месяца подряд. Падение ВВП РФ за январь-май 2015 года составило 3,2%. В целом, за первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5%.По причине девальвации, падения фондового рынка из-за кризиса и санкций, российские компании по рыночной капитализации вернулись на 10 лет назад. В первой половине 2015 года оборот розничной торговли упал на 8,1%. Это стало самым резким падением с 1991 года. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: –6,2% по итогам года.

Заключение. Основные выводы

На основе всего выше изложенного можно утверждать, что проведение государством экономических реформ является чрезвычайно важной задачей. Государство должно постоянно проводить преобразования экономической системы для успешного развития страны в целом.

Если говорить о прогнозах развития экономики России, то в этом вопросе мнения экспертов расходятся. Здесь на наш взгляд будет уместно привести высказывания экспертов о будущем отечественной экономики.

1.Алексей Кудрин Бывший министр финансов

Цена на нефть сейчас стабилизируется на уровне 50-60 долларов. Через год-полтора ее уровень будет на отметке 80 долларов. Это можно объяснить тем, что при уменьшении цены, уменьшаются и инвестиции в добычу. А значит спрос в процентном соотношении снова пойдет вверх. Касательно курса рубля, я думаю, что в текущем режиме курс будет за ценой нефти. А значит он немного укрепится в средне-срочной перспективе.

Геннадий Стерник

Одним из приоритетных направлений развития России была экономическая реформа, призванная вывести страну из экономического кризиса и обеспечить переход к рынку. Однако в политической элите существовало различное понимание форм и методов перехода к рыночной экономике. Теоретически говоря, экономические реформы можно было проводить поэтапно, в течение достаточно длительного периода или быстро, методом «шоковой терапии». Кроме того, возможен был выбор различных моделей будущей экономики. Сторонники идей Дж. Кейнса считали, что капиталистическая экономика не является саморегулирующейся системой, поэтому для ее оптимального функционирования необходимо постоянное вмешательство государства. Сторонники экономического либерализма (монетаризма) предлагали использование финансовых рычагов в качестве главных регуляторов экономики и выступали за ограничение функций государства.

На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой экономических реформ, которая предусматривала либерализацию цен и заработной платы, свободу торговли и приватизацию. Президент лично возглавил правительство, в котором министром экономики и финансов стал Е. Гайдар. Однако к январю 1992 г., когда началась экономическая реформа, программы перехода к рынку как комплексной системы поэтапных мер не было. Существовало лишь общее представление о наборе экономических инструментов для создания рыночных механизмов.

Экономическое реформирование России прошло ряд этапов. Радикальные экономические реформы начались 2 января 1992 г. с освобождения цен. По замыслу реформаторов, это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства и устранение правительства от контроля над формированием цен привели к их неконтролируемому росту (к концу года не менее чем в 30 раз). При этом зарплата увеличилась в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация вкладов в сберкассах, что привело к их одномоментному обесценению (прямые потери населения составили около 500 млрд. руб.).

Для того чтобы активизировать рыночный товарооборот, ликвидировать государственную монополию в торговле, стимулировать адаптацию населения к рынку, в январе 1992 г. был подписан указ о свободе торговли. В это же время были отменены ограничения на импорт, что сыграло роль катализатора в развитии частной торговли. Произошло быстрое наполнение магазинов товарами, ликвидация товарного дефицита. Одновременно с этим резко сократился розничный товарооборот, что свидетельствовало о значительном снижении покупательной способности населения.


В промышленности произошло сокращение объемов выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. Разразился кризис неплатежей, росла взаимная задолженность предприятий, что порождало бартер в отношениях между предприятиями. Резко ухудшилось положение в аграрном секторе. Жесткая бюджетная политика, направленная на устранение дефицита государственного бюджета и сокращение инфляции, сопровождалась резким сокращением расходов на социальные нужды, оборону, науку.

Преобразования вызвали недовольство и массовое протестное движение. Опасаясь открытого социального взрыва, Б. Ельцин летом 1992 г. внес коррективы в правительственный курс. Произошло смягчение денежно-кредитной политики, было восстановлено льготное кредитование предприятий, отраслей и регионов, отсрочены и частично погашены за счет государства кредиты, введены налоговые и таможенные льготы. Осенью был произведен взаимозачет долговых платежей предприятий, увеличен объем денежной массы в стране. Эти меры противоречили идеологии монетаризма. С декабря 1992 г. правительство возглавил В.С. Черномырдин. Тем самым официально закончился период «реформ Гайдара» в экономике.

Официальные статистические итоги 1992 г. выглядели драматично. Цены на продовольствие выросли в 26 раз, реальные доходы населения составили 44 % от уровня начала 1992 г. По производству национального дохода Россия оказалась на уровне 1976 г., по уровню потребления-середины 60-х гг. Не удалось добиться бездефицитного бюджета и сбить инфляцию. Уровень инфляции в 1992 г. составил 2509 %. Разумеется, в обществе не было единства в оценке результатов реформ. Одни видели заслугу правительства в том, что оно положило начало формированию рыночной системы. Другие отмечали непомерно высокую социальную цену реформ, пренебрежение реальным сектором экономики, криминализацию экономической жизни и неправедное перераспределение национального богатства.

Второй этап реформирования охватывает период 1993-1998 гг. В центре внимания руководства стояла проблема финансовой стабилизации, для обеспечения которой необходимо было сократить инфляцию и бюджетный дефицит. В 1993-1998 гг. подавление инфляции осуществлялось высокими темпами: в 1993 г. она составляла 840 %, в 1994 г. – 215 %, в 1995 г. – 131 %, в 1996 г. – 21 %. Однако снижение инфляции сопровождалось ухудшением основных макроэкономических показателей. За 1992-1998 гг. ВВП сократился почти на 44 %, объем промышленного производства – на 56 %. Экономику охватил глубочайший инвестиционный кризис. Существенно снизился дефицит бюджета, однако это произошло в результате отказа государства от выполнения многих социальных обязательств. Потребительский рынок был заполнен товарами, но это обеспечивалось за счет увеличения импорта в обмен на топливно-энергетические ресурсы, повышения цен и падения платежеспособного спроса. В результате дефицит не был ликвидирован, а перешел из товарной формы в денежную. В августе 1997 г. началась подготовка денежной реформы. По Указу Б.Н. Ельцина от 5 августа «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» с 1 января 1998 г. проводилась деноминация российского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты.

Главным фактором углубления экономического кризиса оставалось состояние бюджета. Для покрытия дефицита бюджета правительство проводило сокращение государственных расходов и заимствование средств. Дефицит бюджета покрывался за счет облигаций федерального займа, кредитов международных финансовых организаций, зарубежных банков и правительств, государственных краткосрочных обязательств. В результате стремительно увеличивался государственный долг. К середине 1998 г. внутренний государственный долг превысил 25 % ВВП.

В этих условиях правительство, которое с марта 1998 г. возглавил С. Кириенко, пошло на ряд чрезвычайных мер. 17 августа Правительство и Центральный банк заявили о девальвации рубля и пересмотре долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам. По оценкам специалистов, важнейшими последствиями кризиса стали: свертывание деятельности в наиболее рыночных секторах экономики, рост безработицы и потребительских цен, сокращение реальных доходов населения, падение доверия к банкам и национальной валюте. Кризис продемонстрировал неэффективность проводившейся с 1992 г. политики реформирования. Правительство С. Кириенко ушло в отставку.

Главной задачей правительства Е.М Примакова стала стабилизация экономики России. Правительство заявило об активной поддержке отечественной промышленности и аграрного сектора. Снижение налогового бремени с «реального сектора» и сокращение импорта, вызванное падением национальной валюты, способствовали оживлению промышленности. Был введен более жесткий контроль над деятельностью экспортеров. Все эти меры означали усиление регулирующей роли государства в экономике. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало стабилизации экономики.

Одним из приоритетных направлений экономической реформы явилась приватизация государственной собственности. В 1990 г. в СССР была легализована частная собственность. В 1991 г. Верховный Совет России принял закон о приватизации. В контексте намеченных на 1992 г. радикальных экономических реформ изменениям отношений собственности придавалось громадное значение. В ноябре 1991 г. Государственный комитет по управлению имуществом возглавил А.Б. Чубайс. В первой половине 1992 г. развивалась «малая приватизация» (торговли, сферы услуг, квартир) и готовились условия для «большой приватизации», то есть массовой приватизации средних и крупных предприятий. Предстояло «разгосударствить» более 240 тыс. хозяйственных объектов. То, каким образом будет проводиться приватизация, определяло не только возможность складывания рыночной экономики, но и характер будущего рынка: будет это рынок цивилизованный или дикий.

Процесс приватизации проходил в два этапа. Первый этап – этап ваучерной приватизации (1992-1994 гг.). 14 августа 1992 г. был опубликован Указ Президента, положивший начало чековой приватизации. Данная модель предусматривала преобразование государственных предприятий в акционерные общества с их последующей передачей гражданам страны. Для участия граждан в приобретении акций вводились приватизационные чеки, каждый стоимостью 10 тыс. рублей. Полученные чеки предстояло обменять на акции предприятий. С этой целью создавались Чековые инвестиционные фонды. В целом по России их было зарегистрировано около 650. Однако многие ЧИФы оказались мошенническими структурами.

В результате первого этапа приватизации в России началось создание институциональных основ рыночной экономики. На 1 января 1995 г. насчитывалось более 25 тыс. зарегистрированных акционерных обществ. Началось формирование рынка ценных бумаг. Были созданы тысячи инвестиционных, страховых, пенсионных компаний, множество коммерческих банков. К 1 июля 1994 г. было разгосударствлено 70 % промышленных предприятий, а доля государственной собственности в стоимости имущества сократилась до 35 %.

Вместе с тем в процессе приватизации не был создан слой эффективных собственников, не была повышена эффективность деятельности предприятий, не была обеспечена социальная защита населения и финансовая стабильность, не была создана конкурентная среда и привлечены иностранные инвестиции.

Второй этап приватизации начался в середине 1995 г. Главная его особенность – переход к денежной форме приватизации. Широкий общественный резонанс получили залоговые аукционы 1995-1996 гг. Правительство заимствовало у банков деньги, передавая им в доверительное управление на определенный период акции крупнейших предприятий. Это дало казне 5,1 трлн. руб., однако средств для выкупа акций не нашлось, и предприятия перешли в частные руки. Разумеется, законность таких сделок сомнительна.

С 1997 г. начался новый этап приватизации, для которого был характерен переход от массовой приватизации к индивидуальным проектам по ежегодно утверждаемым правительством программам.

В результате к концу 90-х гг. произошли радикальные изменения в структуре собственности. В 1998 г. к государственной собственности относились 12,5 % предприятий, к частной – 73,1 %, к собственности общественных организаций- 5,7 %, к смешанной - 8,7 % хозяйственных объектов. В 1998 г. негосударственный сектор произвел свыше 2/3 ВВП. Все это является важнейшим условием утверждения рынка. Однако в стране не удалось создать экономический и правовой механизм эффективного использования новых отношений собственности. За 20 лет исчезло примерно 20 тыс. промышленных предприятий. Кроме того, рыночные преобразования привели к росту преступности, массовой бедности, вызвали глубокое разочарование у миллионов людей, оскорбленных попранием принципов социальной справедливости и откровенным разворовыванием национального богатства нуворишами. Все это породило дискуссию об итогах приватизации и её легитимности.

Одним из направлений экономического реформирования 90-х гг. была аграрная реформа. Реформа предусматривала ускоренную реорганизацию колхозов и совхозов, широкую фермеризацию, отказ от государственной поддержки АПК, создание рынка земли. Вокруг проблем аграрного реформирования длительное время ведутся дискуссии, в центре которых находится вопрос о допустимости купли-продажи земли, о перспективах фермерства в России, о роли государства в развитии АПК. Между тем ситуация в аграрном секторе на протяжении 90-х гг. оставалась критической. Происходило разрушение производственного и социально-культурного потенциала деревни, резкое ухудшение положения большинства крестьянства, сокращение объемов производства при одновременном росте импорта продовольствия.

Подводя краткие итоги экономических реформ, можно сказать, что была ликвидирована советская плановая система с ее монополией государственной собственности, командными методами управления, хроническими дефицитами. В стране утвердилась частная собственность и все виды рынков, произошла либерализация внешней торговли, сформировался слой предпринимателей, наблюдается потребительский бум, широкое развитие получили сфера услуг, туристический бизнес, сформировались необходимые структуры рыночной экономики, изменилась экономическая роль государства, сложились принципиально новые налоговая и таможенная системы.

Однако экономическая реформа имела множество отрицательных социально-экономических последствий. К их числу можно отнести резкое падение производства во многих отраслях, недостаток инвестиций в реальный сектор экономики, безработицу, узость внутреннего рынка и массовую бедность, долларизацию экономики, бегство капиталов за рубеж, топливно-сырьевую направленность экспорта, деструктивную конверсию, разрушение основных производственных фондов, снижение уровня социальной защищенности населения, рост смертности и падение рождаемости, рост преступности и коррупции, алкоголизма и наркомании, резкую дифференциацию доходов, падение нравственности.

Этап экономического развития России, наступивший после 1998 г., характеризуется не только сохранением многочисленных проблем, но и укреплением некоторых позитивных тенденций. Важной экономической предпосылкой развития России стал рост мировых цен на энергоносители. В 2005–2008 гг. рост цен на нефть продолжился, доходя до 90, а в отдельные периоды и до 100 $ за баррель (нефтяной баррель равен 158,76 литра), что привело к увеличению поступлений в бюджет страны и росту золотовалютных ресурсов. Позиции России усиливались и в отношении других энергоносителей. Данные обстоятельства определили новую экономическую стратегию развития нашей страны как энергетической сверхдержавы. Наблюдались позитивные сдвиги в развитии промышленности, сельского хозяйства. Ежегодно увеличивался валовой внутренний продукт. Повышались реальные доходы населения. Серьезный поворот экономики страны к социальной сфере обозначило принятие (январь 2007 г.) и реализация приоритетных национальных программ в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития АПК.

Разумеется, в социально-экономическом развитии России сохранялись многочисленные проблемы. Среди них: высокий уровень неравенства доходов, изношенность основных фондов, кризис сельского хозяйства и высокая зависимость от импорта продовольствия, криминализация различных сфер общества, коррупция, нефтегазовая ориентация российского экспорта, демографический кризис.

Существенные коррективы в реализацию экономического курса правительства внес разразившийся в 2008 г. мировой экономический кризис. Произошел обвал на фондовом рынке, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, выросла безработица. Антикризисные меры правительства потребовали значительных финансовых затрат. По итогам 2009 г. ВВП России упал на 7,9 %, что стало одним из худших показателей динамики ВВП в мире. В последующие годы удалось стабилизировать экономическую ситуацию. В 2010-2012 гг. наблюдался рост ВВП и промышленного производства, однако в 2013 г. темпы экономического развития России существенно снизились. Многие годы наблюдается отток капитала из России. Так, по данным Центробанка, в 2011 г. в связи с внутренней политической нестабильностью и мировым экономическим спадом чистая утечка частного капитала из России составила 84,2 млрд $.

Следует также отметить, что экономический рост в России до последнего времени носил экстенсивный характер и происходил преимущественно за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции, а объемы производства остаются ниже уровня 1990 г. В этих непростых условиях в декабре 2011 г. Россия была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В последние годы руководство страны стало уделять внимание вопросам ликвидации технологического отставания России от развитых стран мира. В 2007 г. была создана Российская корпорация нанотехнологий, цель которой – реализация государственной политики в данной сфере. 4 мая 2008 г. правительство России приняло Программу развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. В послании Федеральному Собранию в 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил: «Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы... это вопрос выживания нашей страны в современном мире». Однако заметных позитивных результатов на этом пути пока не наблюдается. Сказанное дает основания утверждать, что для реального экономического роста и модернизации России необходим отказ от политики либерально-рыночного фундаментализма.

Сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в и т. д.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности .

Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия .

Виды структуры национальной экономики:
  • экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
  • неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц — культуру, образование и т.д/ Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики.

Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция — это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения — это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Ж. Ломм предлагает противоположное значение структуры национальной экономики. Это устойчивые отношения между единицами национальной экономики , определяющие сущность национальной экономики во времени и пространстве.

Структура национальной экономики — это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

  • домашнее хозяйство , подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
  • социальная структура , исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;
  • отраслевая структура , предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики — это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
  • территориальная структура , предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики — разделение национальной экономики на различные ;
  • инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
  • структура внешней торговли , предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера , возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов — географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Специфика структуры национальной экономики России обусловлена тем, что она сформировалась на основании структуры СССР. В результате искусственного преобразования СССР была разрушена существующая структура национальной экономики, а далее происходило и происходит ее длительное становление.

Теории структурных реформ национальной экономики

Необходимость структурных реформ обычно связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного , под давлением населения правительство страны вынуждено пойти на ряд крайних мер по изменению состояния национальной экономики — на структурные реформы.

Направление структурного реформирования национальной экономики определяется конкретными потребностями государства , его положением в , вырабатывается на основании оценки существующего положения страны и ее желаемого будущего состояния . На этапе соизмерения существующего состояния экономики и ее желаемого будущего состояния определяется набор конкретной методологии достижения необходимых экономических показателей.

Проведение структурных реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата. Ни один хозяйственный субъект, кроме государства, не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы осуществить структурное реформирование. Поэтому источником и разработчиком реформирования является только государство — государственный аппарат.

Программы структурных реформ

Для того чтобы структурные реформы были более эффективными, обычно они оформляются в виде программ — рассчитанных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой мероприятий. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики.

В большинстве стран их разработка и реализация связана с потребностью создания необходимых условий для активного и устойчивого экономического роста или выхода из затяжного экономического кризиса. Обычно они направлены на решение нескольких масштабных экономических проблем .

В этом случае реформы ставят своей целью стабилизацию национальной экономики, включая несколько небольших структурных реформ, связанных с привлечением иностранного капитала в страну. Как правило, программы структурных реформ поддерживаются одной или несколькими , например . Но взамен этого они требуют серьезных изменений в законодательстве страны сообразно мировым нормам.

Реформа пенсионной системы является одним из наиболее действенных механизмов структурного реформирования национальной экономики. Здесь задача заключается в том, чтобы перейти к системе негосударственных , которые, как показывает практика, могут реализовать более эффективное управление доверенными им финансовыми средствами. Но полный уход государства не способствует установлению экономической стабильности — оно должно сохранить за собой право регулирования деятельности негосударственных фондов. Реформирование пенсионной системы наиболее сложная, но тем не менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет мобилизовать необходимые объемы для развития национальной экономики.

Реформирование банковской сферы вызвано тем, что она реализует значительные экономические функции — обеспечивает для целей экономического развития. Ее главная роль состоит в создании денег. Это задача центрального банка. Специфика конкретной банковской системы зависит от реальных условий и потребностей национальной экономики.

Главной проблемой банковской сферы стал всеобщий и системный невозврат кредитов , связанный с общим экономическим спадом, снижением активности хозяйствующих субъектов, уменьшением доходов населения и общего уровня жизни. Все эти проблемы в процессе структурного реформирования вызвали серьезный банковский кризис в Хорватии и Венгрии.

Вместе с тем способствует выходу банковской системы из кризиса гиперинфляция — неизбежный спутник структурных реформ. Банки могут получать сверхдоходы, используя выгодные им особенности .

Другой особенностью является снижение доверия населения к , так как население переключилось на использование внебанковских форм сбережений и стало негативно подходить к возможностям инвестирования денежных средств в национальную экономику.

Итоги структурного реформирования

Как показывает практика, страны с переходным типом экономики, начавшие реализацию структурных реформ, в общем добились значительных экономических результатов на начало 2007 г. В результате положительного влияния высокого спроса со стороны Западной Европы, наметился рост ВВП и общее улучшение экономической ситуации. В целом, реформы существенным образом оказали влияние на национальные экономики развивающихся стран, чему в немалой степени способствовал рост объемов внутреннего рынка и его незаполненность. Наиболее высокие темпы роста иностранных инвестиций наблюдались в Хорватии, Украине, Румынии и Болгарии. На этом фоне инвестиционная активность в России более низкая.

Результаты реализации программ структурного реформирования показывают их эффективность и результативность. Наметившаяся экономическая стабилизация позволяет сделать вывод о том, что страны с переходным типом экономики смогут в долгосрочной перспективе выйти на устойчивые показатели экономического роста.

Структурные изменения в экономике современной России

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности была заменена на рыночную.

Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился , наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия ». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему . Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

  • структурные реформы;
  • приватизацию;
  • макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов . Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли — отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация — снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции . Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики . Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса .

Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами , в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ - крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика плохо, недостаточно удовлетворяет потребности людей, страна отстает в своем развитии от других стран. В России проведение экономических реформ в 90-е гг. связано с переходом к рыночной экономике. Общее в содержании экономических реформ, осуществляемых в бывших социалистических странах, заключается в необходимости решить три взаимосвязанные задачи. Проведение системных изменений в экономике, включающих институциональные и структурные преобразования. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, для приведение в действие движущих сил рыночного хозяйства -предпринимательства и конкуренции. Это предусматривает изменения в отношениях собственности, приватизацию и земельную реформу, формирование рынков труда и капиталов, проведение политики по поддержке предпринимательства и антимонопольной политики, развитие финансовой инфраструктуры, разработку законодательной базы рыночной экономики, создание налоговой службы, необходимой судебной и правоохранительной системы и др. Структурная перестройка представляет собой процесс адаптации структуры национальной экономики к меняющимся потребностям отечественного и мирового рынков. Она необходима для того, чтобы переориентировать сформированную плановой системой затратную экономику на производство потребительских товаров и услуг, приспособить ее к структуре спроса, провести конверсию военного производства, сформировать новую экспортную базу и повысить эффективность использования ресурсов. Либерализация экономики, сокращение и принципиальное изменение функций государства в экономике. Либерализация предусматривает сокращение государственной регламентации экономической жизни, устранение законодательных или бюрократических барьеров в экономической деятельности (например, на пути создания частных фирм), демонтаж механизмов, связанных с жестким регулированием цен, распределением ресурсов, административным ограничением внешней торговли и использованием твердой валюты. Именно программа либерализации играет главную роль в разрушении командно-административной системы, быстром продвижении к рынку, росте частного сектора и формировании открытой экономики. Либерализация дает начало процессу формирования новых относительных цен, отражающих соотношение спроса и предложения, что стимулирует структурные сдвиги и повышение эффективности экономики. Финансовая (макроэкономическая) стабилизация, так как практически все постсоциалистические экономики приходили к периоду рыночных преобразований с сильно разбалансированными государственными финансами и расстроенным денежным обращением. Важнейшая задача финансовой стабилизации -снижение открытой инфляции, которая после проведения либерализации неизбежно приходит на смену товарному дефициту и подавленной инфляции. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Конечный успех рыночных преобразований экономики определяется решением всех трех задач, а не какой-либо одной из них. Разработка конкретного сценария перехода к рынку требует глубокого понимания не только того, как работает рыночная экономика, но и того, в какой последовательности следует вводить в действие ее основные элементы. С теоретической точки зрения очевидно, что преимущества рыночной экономики становятся очевидными лишь тогда, когда сформированы все ее основные элементы, а частичное осуществление рыночных реформ приводит либо к негативным, либо к недостаточно впечатляющим результатам. Вместе с тем, основные направления трансформации постсоциалистической экономики (системные преобразования, либерализация и финансовая стабилизация) и по времени, необходимому для их осуществления, и используемому инструментарию экономического регулирования не только не совпадают, но во многом противоречат друг другу: либерализация и финансовая стабилизация могут проводиться одновременно, в достаточно короткие сроки и должны сопровождаться жесткой финансовой политикой, системные же преобразования относятся к долгосрочным процессам и требуют большей свободы финансового маневра.

1.2.Принципы и методы проведения экономических реформ

Неотъемлемым компонентом экономической политики являют­ся принципы разработки и осуществления экономических реформ. К важнейшим мо­гут быть отнесены следующие принципы1: - научности. Абсолютно любое преобразование должно основываться на научном ана­лизе объективных экономических отношений, присущих им зако­нов, общемировых тенденций общественного развития и специфи­ческих условий конкретной страны; - реалистичности. Учет реальных для планируемого перио­да возможностей развития и продуктивного использования эконо­мического потенциала страны - необходимая предпосылка успеш­ности реформ; - сценарного подхода. Обеспечивается проработкой вариантов изменений условий и факторов, определяющих ключевые парамет­ры экономики; - увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей раз­вития национальной экономики. Его реализация предполагает со­четание концептуального видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реа­лизации экономической политики; - системности преобразований, т.е. их взаимосвязанного осу­ществления. Это необходимо для обеспечения управляемости эко­номики, достижения синергетического эффекта. Экономическая реформа отражает не только объективные ус­ловия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы об­щества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических отношений страны.

1.3. Виды экономических реформ

Сложная структура экономической системы, многообразие целей, объектов и форм госрегулирования обуслов­ливают разработку множества видов экономических реформ. В их числе – реформы занятости, доходов, промышленная, антиин­фляционная, антимонопольная, социальная политика2. Основные цели промышленных преобразований в современной России состоят в обеспечении: структурной перестройки индустриально­го сектора путем поощрения перспективных и сворачивания убы­точных отраслей; приоритетного развития конечных, высокотех­нологичных и наукоемких производств; институциональной поддерж­ки процессов перепрофилирования отраслей и предприятий обо­ронного комплекса на выпуск гражданской продукции; содействия формированию и развитию финансово-промышленных групп, способных успешно конкурировать на мировых рынках товаров и услуг. В качестве инструментов реализации этих целей могут быть использованы: прямые государственные инвестиции, предоставля­емые по конкурсу и направляемые на техническое обновление и реструктуризацию промышленных предприятий, играющих клю­чевую роль в национальной экономике, региональных формирова­ниях; долевое финансирование капиталоемких инвестиционных проектов; конверсионные кредиты; налого­вые льготы предприятиям, способным обеспечить выпуск импортозаменяющей продукции, а также экспорт продукции перерабатывающей промышленности и др. Повышение эффективности хозяйствования промышленных предприятий невозможно без развития конкурентной среды. По­этому осуществление промышленных реформ взаимосвязано с мерами по демонополизации производства. Целями антимонополь­ных реформ государства являются: оптимизация соотношения предприятий, различающихся по масштабам деятельности; дина­мичное развитие малого бизнеса в производственном секторе экономики; организация контроля за финансовыми потоками в сфе­ре естественных монополий; снижение пороговых барьеров для входа в отрасль новых предприниматель­ских структур; оптимальное использование ресурсов; равномерное распределение доходов и др. Реализация этой политики требует применения комплекса вза­имосвязанных реформ: финансовых, информационных и кон­сультационных правовых на основе совершенствования антимо­нопольного законодательства.3 По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (таб. 14). Таблица 1. Типы экономических реформ Направления экономической политики Показатели Значение показателей в зависимости от типа экономических реформ Реформы Постепенные(градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства) Либеральные(быстрые, т. н. шоковая терапия) 1. Политика занятости Удельный вес в общей численности занятых: - занятых в государственном секторе Высокий Низкий - занятых в аппарате государственном управления Высокий Низкий 2.Социальная политика Социальные субсидии в % к ВВП Высокие Низкие Удельный вес лиц, получающих пособия и субсидии из гос. бюджета, в общей численности населения Высокий Низкий 3.Внешнеэкономическая политика Импортные пошлины в % к объему импорта Высокие Низкие Среднегодовые темпы снижения валютного курса, % Высокие Низкие 4. Денежно-кредитная политика Среднегодовые темпы, - прироста кредитов ЦБ Высокие Низкие - %% прироста денежной массы Высокие Низкие 5. Бюджетная политика В % к ВВП: -государ-ственные налоги Высокие Низкие - государ-ственные расходы, в т.ч.: Высокие Низкие - государ-ственные субсидии Высокие Низкие - государ-ственное потребление Высокое Низкое - бюджетный дефицит Высокий Низкий - государ-ственный долг Высокий Низкий Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ5. Выводы: Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ. Существует два основных вида реформирования экономики. Первый предполагал проведение максимального числа радикальных реформ в кратчайшие сроки (так называемая “шоковая терапия”). Речь в этом случае шла о быстром проведении либерализации и финансовой стабилизации и одновременном начале системных изменений. Второй подход, известный под названием “градуализм”, основывался на проведении частичных преобразований (постепенная либерализация экономики и формирование рыночных структур) и их поэтапном углублении. Другими словами, стратегия трансформации постсоциалистических экономик заключается в выборе приоритетов: либо задач либерализации и финансовой стабилизации, либо системных, прежде всего институциональных изменений. Особенности экономических преобразований российского государства связаны, например, с необходимостью преодоления привычных стереотипов поведения экономических субъектов, сформировав­шихся в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования; создания единых для всех условий деятельности; повышения роли факторов интенсивного типа в резуль­татах общественного производства и др6.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

Случайные статьи

Вверх