Понятие, структура и типы экономических систем. Лекция Возникновение экономических знаний

Экономическая (хозяйственная) система – это упорядоченная особым образом система связей между производителями и потребителями благ, т.е. совокупность отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

В исследовании экономических систем наблюдаются два подхода:

1) исторический, системодинамический – характерен для марксизма и институционализма;

2) внеисторичекий, системостатический – присущ методологии неоклассицизма, неолиберализма.

Первый подход к анализу экономических процессов и явлений во второй половине XIX в. и первой половине XX в. осуществлялся на основе методологии К. Маркса. Его концепция о формационном подходе использовалась многими экономическими школами.

Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества с органическими взаимосвязями, закономерностями и законами самообразования и развития.

В основе общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а ее сущность образуют производственные отношения. Формация охватывает также соответствующую политическую надстройку. Формации присущи культура, нравственность, религия, которые более зависимы от традиций, менталитета. Структуру общественно-экономической формации можно проследить на рис.3.2.

Рис.3.2. Структура общественно-экономической формации

Критериями различных общественно-экономических формаций являются:

1) формы собственности;

2) степень эксплуатации в обществе;

3) взаимоотношения классов;

4) состояние земледельческой общины.

К. Маркс объяснил, что смена формации происходит в результате саморазвития на основе разрешения противоречий, в частности антагонистических (между трудом и капиталом и ряд других).

Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений как определенный способ добывания материальных благ: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Производительные силы:

а) система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих отношение людей к природе;

б) совокупность средств производства и людей, овладевших этими средствами производства.

Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ. Это общественная форма производительных сил. Их сущность характеризует собственность.

Отвергая формационный подход к анализу, ряд экономистов использует при анализе экономических систем субъективные трактовки. К примеру, экономическую систему (ЭС) определяют как:

Комплекс институтов, который характерен для данной экономики;

Комплексы организаций, включающих поведение сотен миллионов единиц;

Совокупность механизмов, с помощью которых определяется предпочтительная цель экономической активности и способ ее достижения;

Институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты;

Большую систему, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других.

В совокупности свойств экономической системы основополагающую роль играет собственность в ее многочисленных формах. Она является критерием дифференциации экономической системы при определении их типов. Помимо собственности называются следующие критерии:

Уровень производства;

Характер обмена;

Техноструктура;

Причем общество переходит с одной стадии на другую эволюционным путем.

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в «Экономикс» дают оригинальную классификацию экономических систем:

Чистый капитализм (свободная конкуренция);

Командная экономика (коммунизм);

Смешанная система (США, СССР, Швеция, Япония);

Рыночный социализм (Югославия);

Традиционная экономика (слаборазвитые страны).

Обобщая понятия, известные в зарубежной литературе, можно определить экономическую систему как совокупность институтов и механизмов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и потребления в рамках определенной географической территории.

В современных условиях рыночная система как спонтанный механизм развития не исключает государственное регулирование.

Под государственным регулированием экономики понимается деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленная на эффективное использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения потребностей членов общества.

История развития человеческого общества непосредственно связана с различными экономическими системами, включающими множество элементов или свойств, которые можно формализовать:

ЭС = f(A 1 ... A n),

где ЭС – экономическая система,

A 1 , ... A n – определяющие свойства.

В совокупности составляющих свойств основополагающую роль играет собственность в ее многообразных формах. Свойства ЭС и прежде всего собственность являются критериями дифференциации экономических систем, определения их типов, моделей.

1. Традиционные системы . В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на менталитете системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, религии. Экономическая роль индивидуума определяется наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс зачастую вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

2. Командно-административная система . Все решения по экономическим проблемам принимает государство. Ресурсы в основном составляют собственность государства. Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. Командно-административная система в определенных условиях дает положительные экономические результаты. Так, за последние 20 лет в экономике Китая среднегодовой темп роста – около 8%. В России с командно-административной системой связаны успехи в решении важнейших проблем:

Индустриализации в 20–30-е годы;

Коллективизации сельского хозяйства;

Мобилизации народного хозяйства в годы Великой Отечественной войны;

Развития оборонной промышленности, благодаря чему многие годы поддерживались паритет в военной области и качественное превосходство в авиации, ракетной технике, ядерном оружии;

Создании общества массового потребления в 60–70-е годы.

Однако сложившаяся в предвоенные и укрепившаяся в годы войны командно-административная система в 80-е годы стала давать сбои. Неудачные попытки реформировать экономику наводили на мысль о необходимости принципиального изменения системы, а именно: демонополизации экономики, разгосударствлении собственности, создании рыночного хозяйства.

3. Чистый капитализм . Капитализм эпохи совершенной конкуренции с «невидимой рукой» характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием механизма рынка для координации хозяйственного поведения и управления экономикой по принципу «laissez faire, laissez passer» («пусть идет как идет»).

Поведение субъектов рынка мотивируется рациональным (эгоистическим) интересом. Каждая хозяйственная единица стремится к максимизации дохода на основе свободного принятия решений, когда саморегулирование рынка определяет цены, прибыль, убытки.

Что производить, решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель решает сам, за что платить деньги. Производитель стремится удовлетворить желание потребителей, готовых отдать деньги за нужный им товар.

Как производить, решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен изготовить товар с малыми издержками, что позволит продать больше товаров и по низкой цене.

Для кого производить, решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Следует заметить, что рыночной экономики, описанной в идеальном (теоретическом) варианте, никогда не существовало.

4. Социально ориентированное свободное рыночное хозяйство , чьими основными принципами являются свобода личности, торговли, предпринимательства, свободное ценообразование, свободная конкуренция. Иными словами, развитое товарно-денежное хозяйство при отсутствии монополий. Роль государства сводится к осуществлению контроля за соблюдением того, чтобы все члены общества строили свою хозяйственную деятельность по существующим правилам и законам.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательства, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации масс на достижение личного успеха.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и преобразований на нем.

Наблюдается определенное отставание уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национальной экономики, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других государств всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, но доля государственных расходов доходит до 70% валового внутреннего продукта, причем более половины из этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многие элементы инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, эффективна экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает экономический рост, высокий жизненный уровень населения с обеспечением полной занятости.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей, стимулирование внедрения более современной техники и технологии. Важным неэкономическим аргументом выступает ставка на личную свободу.

Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов испытывают воздействие не только объективных законов и тенденций, но и влияние национальной культуры, обычаев и традиций.

Как известно, одним из важнейших научных методов является системный подход, который в полной мере может быть применен при исследовании экономических процессов, явлений в их сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

В самом общем значении термин «система» (от греч. « systema » – целое, составленное из частей) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

С учетом этого экономическая система может быть определена как упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ. При таком подходе должны выделяться субъекты и объекты экономических отношений, различные формы связей между ними.

На сегодня в российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы. Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки).

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).

В принципе, термин «экономическая система» применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.

Любая экономическая система предполагает определенный уровень развития общественного производства, поэтому обычно она характеризуется в двух аспектах:

  1. Технико-технологический – выражает отношения «человек – природа», т.е. предполагает те отношения, которые обозначаются категорией «производительные силы»;
  2. Социально-экономический – выражает отношения между людьми, включает те отношения, которые обозначаются категорией «производственные отношения».

Экономическая система имеет сложную структуру, но при этом все ее составные элементы соподчиняются целому.

С практической точки зрения, целесообразно выделение отдельных подсистем (например, финансовая система, промышленность, аграрный сектор и т.п.), которые имеют определенное собственное содержание, но в единстве образуют новое качество экономической системы (целое нетождественно простой сумме свойств отдельных элементов). Между подсистемами существует система связей, определяющих характер их субординации (соподчинения).

В целом экономическая система отражает особую структуру общества, возникающую из практики хозяйствования в конкретных условиях. В ней представлены хозяйственные навыки, традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности и своеобразие понимания им мира. На первый взгляд, это не предполагает наличия одинаковых систем (они всегда конкретны, идентичны культуре, которую отражают), тем не менее, можно попытаться выделить некоторые общие признаки, черты и свойства, построить классификацию экономических систем.

Развитие общественного производства, открытость экономических систем для постоянного обмена с внешней средой способствуют обогащению оригинала новым материалом, что вызывает потребность во внутрисистемных изменениях. Результатом их может стать обновленная модель экономики. В экономической науке используется понятие «экономическая модель» – слепок с реальной действительности, результат познания, в той или иной степени соответствующий оригиналу.

В ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить) 1 . Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются:

o преобладающие формы и виды собственности,

o экономическая власть и способы ее осуществления,

o формы хозяйствования,

o место и роль рынка и рыночных отношений,

o характер государственного регулирования экономической жизни.

1. Чистый капитализм (рыночная экономика) – это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интереса (стремление максимизировать свой доход), минимальный уровень экономической власти отдельных субъектов (невозможность кардинально повлиять на рыночную ситуацию), минимальная степень государственного вмешательства в экономику. Лучше всего данный тип экономической системы описан А.Смитом, который провозгласил закон «невидимой руки», т.е. саморегуляции рыночного механизма, когда стремление извлечь собственную выгоду одновременно приводит к обеспечению интересов всего общества. В завершение следует заметить, что термин «чистый капитализм» – условный, используется только в теории, в действительности имел место капитализм свободной конкуренции. Более того, сегодня «чистый капитализм» – еще больший абсурд, чем «чистый социализм».

2. Командная экономика (коммунизм) – экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: жесткая централизация экономической власти у государства – главного субъекта хозяйственной жизни, в том числе по использованию ресурсов на всех уровнях; поведение субъектов детерминировано общегосударственными целями, общественный интерес доминирует над частным. Все ресурсы находятся в собственности государства, недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам. В итоге производство нередко приобретает автономный характер, не обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, тормозится технический прогресс и наступает застой в экономике.

3. Смешанная система – экономика, в которой имеет место сочетание некоторых свойств первой и второй систем. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется гибким контурным государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач. В целом, данный тип экономической системы позволяет сочетать достоинства рыночного механизма с государственным регулированием, устраняющим «провалы» рынка, сводящим к минимуму его негативные для общества эффекты.

4. Традиционная экономика – данный тип экономической системы следует рассматривать обособленно, поскольку имеет место в странах, определяемых как неразвитые. Наиболее характерными ее чертами являются: экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; экономическая власть соединена с политической властью. Практически все вопросы – что производить, как, на основе каких технологий, как распределить произведенные продукты – все это определяется сложившимися обычаями и традициями. То же касается и потребностей, которые не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства. Традиционная экономика невосприимчива к достижениям технического прогресса, плохо поддается реформированию.

Таким образом, на данный момент человечество прошло длительный исторический путь развития, в ходе которого на разных этапах сложилось несколько типов экономических систем – рыночная, командная, смешанная, а также традиционная. Критериями их разделения выступают, прежде всего, форма собственности и тип координационного механизма (план или рынок). Современный анализ показывает, что наиболее привлекательной для общества стала смешанная система, позволяющая дополнить преимущества рынка гибкой системой государственного регулирования.

В современных условиях в промышленно развитых странах смешанная экономика все более активно вытесняет чистый капитализм. Главное ее достоинство в том, что она не имеет крайностей, присущих названным выше двум моделям. Основными производителями продукции и покупателями условий производства там являются крупные корпорации, поэтому экономическая власть здесь не рассредоточена, но при этом она не носит тоталитарный характер, не осуществляется административно-бюрократическими методами. При таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их; собственность на материальные ресурсы может быть общенародная, государственная, частная; поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в обществе определены и приоритетные цели. Государство выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов.

Средством эволюционного перехода к смешанной системе является реформирование, в ходе которого экономика оказывается в переходном состоянии (переходная экономика). Следует отметить, что переход от одной системы к другой не всегда означает необходимость смены формы собственности. Например, к началу XX столетия экономическая модель, основанная на рыночных механизмах и регулируемая свободным рынком, исчерпала себя. На смену свободному рыночному механизму пришел регулируемый: система государственного регулирования экономики возникла еще во время первой мировой войны, ее демонтаж после войны привел к сильнейшему экономическому кризису (1929-1933 гг.). Дж.М.Кейнс и его последователи осознали это и обосновали необходимость реформирования экономики, усиления роли государства. Курс Ф.Рузвельта в США подтвердил их выводы на практике.

Таким образом, форма собственности не препятствует и более жестким изменениям экономического курса. Переход от одной экономической модели к другой значительно облегчается наличием у всех современных экономических систем общей основы – товарного производства, хотя сами системы различаются уровнем его развития, а также типом экономической власти и формами ее осуществления и тем, какое место в системе ценностей данного общества занимает экономическая деятельность.

Важно и то, что каждая экономическая система обладает особыми свойствами, которые нужно учитывать при реформировании экономики. С одной стороны, она выглядит как открытая система, взаимодействующая с внешней средой (не препятствует обмену мировым опытом, утверждению общих закономерностей развития производства, допускает обновление своих элементов, смену моделей). С другой стороны, являясь отражением культурного слоя конкретной цивилизации, экономическая система ориентирована прежде всего на воспроизводство данного типа цивилизации, т.е. предстает жесткой замкнутой системой, когда возможности использования модели, выработанной в одной экономической системе, в других системах ограничены.

  • Конституционные суды рф и рт: организация и компетенция. Конституционное судопроизводство.
  • Развитие конституционного законодательства Республики Татарстан. Характеристика действующей Конституции рт.
  • Политическая система российского общества как механизм народовластия: понятие, и структура.
  • Порядок принятия и изменения действующей Конституции рф. Приостановление действия конституционных норм.
  • Конституционный строй Российской Федерации: понятие и структура.
  • Правовые основы конституционного строя рф.
  • Российское государство в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
  • Экономическая система российского общества: понятие, структура и принципы.
  • Общественные объединения в политической системе общества: понятие, виды, статус. Особенности политических общественных объединений.
  • Профсоюзы в Российской Федерации.
  • Политические партии: понятие, задачи, классификация.
  • Российская Федерация – социальное государство. Развитие и современные особенности социальной структуры общества.
  • Правовой статус политических партий.
  • Конституционные основы рыночных отношений: свобода конкуренции и ограничение деятельности монополий.
  • Международно-правовая защита прав и свобод граждан Российской Федерации.
  • Гражданство по рождению и натурализация. Апатриды. Утрата гражданства.
  • Гражданство Российской Федерации: понятие, развитие в советский период и современные принципы.
  • Личные права и свободы.
  • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища.
  • Основные права, свободы и обязанности личности: понятие и правовая природа.
  • Социально-экономические и культурные права, свободы и обязанности.
  • Политические права, свободы и обязанности.
  • Суверенитет и компетенция государства.
  • Республика в составе Российской Федерации.
  • Национальный суверенитет и формы его реализации.
  • Форма правления и политический режим в Российской Федерации.
  • Понятия федерации, конфедерации и унитарного государства.
  • Край, область, города Москва, и Санкт-Петербург – субъекты Российской Федерации.
  • Автономия в Российской Федерации: понятие и классификация автономий.
  • Федеративный договор от 31 марта 1992 г. И его значение для Российской Федерации.
  • Национально-культурная автономия, ее виды. Статус малочисленных народов.
  • Декларации союзных и автономных республик о государственном суверенитете.
  • Распад ссср (политико-правовые аспекты).
  • Принятие и образование нового субъекта Российской Федерации.
  • 42. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
  • Понятия «орган государства» и «государственный аппарат».
  • Понятие конституционной ответственности и ее виды.
  • Политико-правовое значение выборов. Принципы избирательного права рф в современный период.
  • Организация выборов. Избирательные округа, участки, избирательные комиссии. Признание выборов недействительными или несостоявшимися.
  • Мажоритарная избирательная система.
  • Пропорциональная избирательная система.
    1. Экономическая система российского общества: понятие, структура и принципы.

    исторически возникшая или установленная, действующая в стране сов-ть принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экон отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экон-го продукта.

    Основными элементами эс являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой эк формах соб-ти на экон ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.

    Важным свойством эс является наличие структуры.Экономика представляет собой сложную многоуровневую, развивающуюся систему.ЭСО состоит из малых экон систем - домохозяйств и предприятий. Д. - это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция д. - потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Пр. - малая система, в рамках которой создаются экон блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли. Отрасль - это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы - межотраслевые. Кроме того ЭСО может включать и другие элементы: социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природо-экономические системы); технико-экономическая система отраслевые, межотраслевые, регионольные системы). Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.

    Рассматривая с точки зрения формационного подхода структура эс выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структуру эс образуют отношения взаимодействия людей в процессе производства материальных и духовных благ и услуг, т.е. совокупность производственных отношений.

    В ст.8,9 К. РФ закреплены основы экономики. В ст.8 оговорены принципы экономической политики:

    1. Единство экономического пространства, т.е. вся территория страны едина, и, как сказали бы при СССР, образует единый народно-хозяйственный комплекс.

    2. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории гос-ва.

    3. Поддержка конкуренции для существования рынка.

    4. Свобода экономической деятельности, не запрещенной законом.

    5. Равноправие форм собственности.

    В К. закреплена частная, гос, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).

    1. Общественные объединения в политической системе общества: понятие, виды, статус. Особенности политических общественных объединений.

    Организационно-правовые формы общественных объединений:

    Общественная организация;

    Общественное движение;

    Общественный фонд;

    Общественное учреждение;

    Орган общественной самодеятельности;

    Политическая партия.

    Важная особенность общественной организации - наличие фиксирован¬ного членства. Членами данной организации могут быть физические и юри¬дические лица - общественные объединения. Высшим органом обществен¬ной организации является съезд (конференция) или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиаль¬ный орган, подотчетный общему собранию (съезду, конференции).

    Общественное движение сходно по структуре с общественной органи¬зацией, но не имеет фиксированного членства.

    Цель общественного фонда - формирование имущества на некоммер¬ческой основе (добровольных взносов, иных поступлений) и использова¬ние данного имущества на общественно полезные цели.

    Главная цель общественного учреждения - оказание услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям.

    Орган общественной самодеятельности не имеет членства и преследует цель совместного решения различных социальных проблем, которые воз¬никли у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленного на удовлетворение потребностей широкого круга лиц.

    Основные цели политического общественного объединения - участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы госвласти и орга¬ны местного самоуправления, участие в организации и деятельности этих органов.

    По территориальному охвату общественные объединения могут быть:

    Общероссийскими;

    Межрегиональными;

    Региональными;

    Местными.

    Общественные объединения в РФ создаются и осуществляют свою де¬ятельность на основе ФЗ "Об общественных объединениях" от 19.05.95 № 82-ФЗ (в ред. от 25.07.2002).

    Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое неком¬мерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединив¬шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, ука¬занных в уставе общественного объединения.

    Учредителями общественных объединений могут быть ФЛ (российские и иностранные граждане) и ЮЛ - общественные объединения. Чтобы получить права ЮЛ, вновь создаваемое общественное объединение должно пройти гос регистрацию.

    Деятельность общественных объединений осуществляется на принципах:

    Добровольности; равноправия; самоуправления; законности.

    Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цель; которых:

    Насильственное изменение основ К. строя РФ;

    Нарушение целостности РФ;

    Подрыв безопасности гос-ва;

    Создание вооруженных формирований;

    Разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.; Для реализации целей, указанных в уставе, общественное объединение;

    Свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов госвласти и местного самоуправления;

    Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

    Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательс-1 кую деятельность;

    Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов; и участников, других граждан в органах госвласти, местного самоуправления и общественных объединениях;

    Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные закона¬ми об общественных объединениях;

    Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жиз¬ни; вносить предложения в органы госвласти;

    Участвовать в выборах и референдумах. Общественные объединения могут быть ликвидированы:

    Добровольно - решением съезда (конференции) или общего собрания объединения;

    В судебном порядке - в случаях, предусмотренных законом.

    ПЛАН:

    1. Понятие экономической системы

    2. Структура экономической системы

    3 Типы экономических систем

    3.1. Традиционная система

    3.2. Командно-административная система

    3.3. Рыночная система

    3.4. Смешанная система

    Литература.

    1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

    Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого "система" означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.

    В каждой из отраслей и сфер экономики в процессе деятельности людей, в процессе производства, создаются материальные и духовные блага. Поэтому совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствии с целью общества называется экономической системой.

    На сегодня ни в российской, ни в белорусской, ни в зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы.

    Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки).

    Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).

    В принципе, термин "экономическая система" применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.

    Причиной существования экономической системы является так называемый универсальный закон, относительной ограниченности ресурсов. В основе действия закона ограниченности лежат 2 обстоятельства: а) постоянный рост человеческих потребностей; б) ограниченность материальных благ и услуг, необходимых для их удовлетворения.

    Экономическая система функционирует с помощью таких экономических институтов как собственность, денежная система, рабочие организации, правительственные органы, корпорации, налоги, деньги, доход и т.д.

    Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы.

    Основными элементами экономической системы являются:

    Социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    Организационные формы хозяйственной деятельности;

    Хозяйственный механизм.

    2. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

    Важным свойством экономической системы является наличие структуры.

    Экономическая система общества состоит из малых экономических систем – домохозяйств и предприятий.

    Домохозяйство – это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства – потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями.

    Предприятие – малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли.

    Отрасль – это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы – межотраслевые.

    Кроме того, экономическая система общества может включать и другие элементы: ~ социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природно-экономические системы);

    ~ технико-экономическая система (отраслевые, межотраслевые, региональные системы).

    Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структурой общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.

    Структура экономической системы выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность.

    3. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

    Человечество прошло длительный исторический путь развития, в ходе которого на разных этапах сложилось несколько типов экономических систем:

    Традиционная

    Командно-административная

    Смешанная

    Рыночная.

    Критериями их разделения выступают, прежде всего, форма собственности и тип координационного механизма (план или рынок).

    3.1. ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

    Традиционная экономическая система - самая древняя система.

    Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа:

    Выгодно ли это?

    Что иное стоит выращивать?

    Какой способ организации производства более рационален? - здесь просто не приходят никому в голову.

    Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. За примером далеко ходить не надо: элементы традиционной экономической системы до сих пор присутствуют в организации жизни народов Севера России.

    Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

    Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно.

    Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

    Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

    Определение экономической системы. Существуют раз­ные подходы к определению экономической системы. Марк­систский подход основан на характеристике экономической системы как способа производства -единства и взаимодей­ствия двух составляющих: производительных сил, находя­щихся на определенном уровне развития, и соответствующе­го им типа производственных отношений. В этом единстве производственные отношения являются общественной фор­мой использования и развития производительных сил. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил лежит в основе эволюции способов производства. Последняя выступает как закономерный процесс развития человеческого общества.

    Одни экономисты определяют экономическую систему как сообщность людей (социум), объединенных общим экономическим интересом, другие считают ее совокупнос­тью производственных отношений. Третьи под экономичес­кой системой понимают общие закономерности деятельнос­ти и развития человека как индивида и члена общества.

    Наиболее правильным нам представляется определение экономической системы как единства человека и общест­венного производства. При таком подходе во главу угла ставится человек как индивид и член общества.

    Центральное место в экономической системе занимают отношения собственности. Именно собственность обусловли­вает цель функционирования и развития экономической системы. Отношения собственности определяют, в чьих ин­тересах ведется производство, кому принадлежат средства производства и производимый продукт. Собственник средств производства суверенно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода.

    Каждый крупный этап общественного развития имеет свою особую, присущую ему систему отношений собствен­ности, которая и обусловливает качественное своеобразие, историческую специфику данного общества, его классовую и социальную структуру.

    Технологические способы производства. В отличие от экономического способа производства, выражающего единство производительных сил и производственных отно­шений, технологический способ производства связан со сферой действия производительных сил.

    Технологический способ производства представляет собой средства труда в единстве с материалами, техноло­гиями, энергией, информацией и организацией производ­ства. Именно от того, какие средства труда используются для производства, различают экономические формации.



    В основе технологического способа производства лежит техника, в развитии которой выделяют три основных этапа: инструментализацию, механизацию, автоматизацию.

    Первый этап основан на примитивных орудиях труда, связанных только с ручным трудом. Этот этап производ­ства и развития техники условно можно назвать инстру­ментально-ручным. Второй этап можно назвать машин­ным, механизированным, а третий - преимущественно автоматизированным.

    Прогресс производительных сил общества (техничес­кая основа всего общественного прогресса) включает четы­ре этапа:

    1) естественно-технический (средствами труда служи­ли только органы тела работника, которые он дополнял палкой, камнем, костью). Этот этап соответствует возник­новению и первоначальным стадиям становления перво­бытно-общинного способа производства;2) технический (связан с использованием огня и изго­товлением орудий труда из металлов - меди, бронзы, железа). Он охватывает период высшего развития и раз­ложения первобытно-общинного способа производства, ра­бовладельческий и феодальный способы производства;

    3) научно-технический (возник в недрах феодализма и стал массовым при капитализме). Этот этап характеризу­ется техническим и промышленным переворотом, связан­ным с возникновением машинного производства и приме­нением науки в производстве;



    4) научно-техническая революция (начало относится к 50-м гг. XX в.). На этом этапе возникло автоматизирован­ное производство, началось превращение науки в непо­средственную производительную силу общества.

    Структура экономической системы общества. Основ­ными элементами экономической системы являются: соци­ально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. В рамках той или иной экономической систе­мы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Поскольку эконо­мическую систему мы рассматриваем как единство челове­ка и общественного производства, ее структурными эле­ментами выступают человек и общественное производство.

    Вся история общества - это прежде всего история развития человека как первого элемента структуры эконо­мической системы. [На первых этапах развития общества существовали естественные производительные силы, кото­рые сводились к природе самого человека и силам окру­жающей его природы. Второй этап развития производи­тельных сил - подчинение естественных производитель­ных сил общественным - утвердил человека в качестве главной производительной силы. На этапе всеобщих про­изводительных сил, когда господство человека над приро­дой осуществляется с помощью науки, человеческий интел­лект входит в производство.

    Чуловек - воплощение совокупности общественных отношений: экономических, политических, национальных, семейных, идеологических, нравственных. Он как носи­тель рабочей силы воплощает всю гамму общественных отношений и личных качеств, существенно влияющих на его потребности, интересы и мотивы к труду, отношение к работе и ответственность за результаты производства.

    Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребле­ния любое производство бессмысленно. Удовлетворение человеческих потребностей - всеобщее назначение произ­водства. В этом смысле человек - конечная цель любого производства.

    Потребность в труде является главной формой самовы­ражения человеческой личности. Необходимым условием ее роста выступает превращение работника в хозяина производства. Благоприятная обстановка для этого созда­ется в условиях перехода к рыночной экономике, когда гарантируются равноправие всех форм собственности и хозяйствования, свобода предпринимательской деятель­ности. В этих условиях особенно важно формирование современного экономического мышления и поощрение предприимчивости и деловитости, без которых не преодо­леть социальной инертности масс, не добиться перелома в отношении к производству, труду и собственности.

    Эффективной становится такая система управления, которая опирается на точное знание и умелое использова­ние интересов работников. Социально развитый человек является более сложным объектом управления.

    В структуре экономической системы выделяют и такой важный элемент, как общественное производство, состоя­щее из сфер и фаз. Его сферами являются материальное, духовное и социальное производство, а также производст-во общественного человека. Разграничение четырех основ­ных сфер общественного производства относительно. Оно обусловлено спецификой объектов труда, способов его осуществления, получаемых результатов. Особенности ма­териального, духовного, социального производства, а также производства общественного человека не исключа­ют, а, наоборот, предполагают их единство и неразрывную связь. Все они направлены на конечную цель - функци­онирование экономической системы общества.

    Общественное производство имеет четыре фазы непо­средственное производство, распределение, обмен и по­требление.

    Исходной фазой является непосредственное производ­ство - процесс создания полезного продукта. В изменении производства - ключ ко всем изменениям в распределе­нии, обмене и потреблении. Эта фаза экономики имеет решающее значение. Ведь если ничего не создано, то нечего и распределять, обменивать и потреблять.распределение выявляет долю каждого человека в со-_зданом богатстве. Оно играет огромную роль в формиро­вании отношений между людьми, в определении матери­ального положения различных слоев общества. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность и самого производственного процесса.

    Обмен- - процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Он подобно распределению, во-первых, играет огромную роль в доведении произведенной продукции до потребителя; во-вторых, оказывает сильное обратное воздействие на производство.

    Потребление - использование изготовленных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Оно является конечной целью любого производства. Без производства не может быть потребления, так как производство создает объект для потребления, определяет его уровень и струк­туру. В свою очередь потребление, формируя потребность в новых продуктах, влияет на развитие производства.

    Хозяйственный механизм и его место в экономичес­кой системе. Важное место в экономической системе об­щества принадлежит хозяйственному механизму.

    Хозяйственный механизм - это совокупность форм и методов организации общественного производства. В лите­ратуре встречаются и другие определения. Хозяйственный механизм рассматривается как способ ведения хозяйства со свойственной ему системой конкретных форм и методов хозяйствования, правовых норм, форм экономических свя­зей, организационных структур управления, с помощью которых общество использует экономические законы. Структура хозяйственного механизма включает фазы воспроизводства: /(производство,;распределение, обмен и 1 fпотребление. По уровню управления различают следую­щие элементы хозяйственного механизма-Утютребптелъ, у семья, район (город), предприятие (организация), объеди­нение, отрасль, народное хозяйство.

    Хозяйственный механизм непосредственно связан с экономическими отношениями. Он включает в себя такие конкретные формы этих отношений, как нормы и норма­тивы, экономические оценки ресурсов, финансы и кредит, цена, прибыль, заработная плата, премия и т.д.

    Хозяйственный механизм тесно связан с социальными, политическими отношениями, способствует активизации их роли по отношению к производству.

    Так как хозяйственный механизм неотделим от производительных сил, он включает в себя организационные структуры производства, которые отражают уровень раз­вития производительных сил, конкретные формы разделе­ния труда и др.

    В состав хозяйственного механизма входят и надстро­ечные явления - правовые нормы, регулирующие много­образные отношения, возникающие на предприятиях и между ними, их взаимосвязи с органами управления.

    Хозяйственный механизм - это прежде всего механизм использования экономических законов. В силу этого он предполагает, во-первых, их познание, во-вторых, разра­ботку четкой, научно обоснованной программы действий, в-третьих, реальное общественное действие в процессе хозяйствования.

    Каждый экономический закон в механизме хозяйство­вания имеет определенное функциональное значение. На­пример, объем производства устанавливается законом спроса и предложения; структура производства - законом пропорций; качество продукции - законом возвышения потребностей; общие стимулы предпринимательства - законом прибыли; побуждения каждого работника к актив­ным действиям - законом оплаты по труду.

    Важнейшая функция хозяйственного механизма - поддержание динамического соответствия между уровнем развития производительных сил и конкретными формами экономических отношений. Это достигается путем созда­ния необходимых условий для технического совершенст­вования производства и роста его эффективности.

    /.Обновление отношений собственности преодоление от­чуждения трудящихся от собственности и управления?, созда­ние действенных стимулов к плодотворному труду -" это тоже функции хозяйственного механизма. Функциями хо­зяйственного механизма также являются экономическое сти­мулирование, организация производства, организация уп­равления, регулирование финансово-кредитных отношений, регулирование материально-технических связей, учет и кон­троль, правовое регулирование хозяйственной жизни, соци­ально-психологическое воздействие на хозяйствование.

    К функциям хозяйственного механизма относится регу­лирование социально-экономических отношений как систе­мы. Это регулирование необходимо, с одной стороны, для сохранения определенной стабильности в экономике и нор­мальной жизнедеятельности всех членов общества. С другой стороны, в процессе регулирования не менее важно своевременно вносить в систему изменения, которые назревают под воздействием прогресса в производительных силах.

    В странах СНГ осуществляются радикальные реформы хозяйственного механизма. Сущность их - переход к рыночной экономике. Цель реформ - оздоровление эко­номики стран: придание хозяйственному механизму про­тивозатратной направленности; активизация экономичес­ких стимулов научно-технического прогресса; повышение материальной заинтересованности коллективов в высоких конечных результатах хозяйствования; расширение демо­кратизма в управлении; переход трудовых коллективов на самоуправление.

    Типы экономических систем

    В мировой экономической литературе существуют раз­ные подходы к выделению типов экономических систем. В качестве критерия используется, как правило, доминирую­щая форма координации действий хозяйствующих субъек­тов, формы собственности, соотношение секторов нацио­нальной экономики.

    Марксистская концепция типа экономической системы исходит из того, что общество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытно­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталис­тическую, коммунистическую. Двигателем перехода от одной формации к другой является открытый К.Марксом закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

    В основе каждой формации лежит определенный спо­соб производства, представляющий единство производи­тельных сил и производственных отношений. Совокуп­ность производственных отношений образует экономичес­кий базис формации. Политические, философские, рели­гиозные и другие взгляды и соответствующие им учрежде­ния составляют надстройку формации.

    Американский экономист У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста", опубликованной в 1960 г., выдви­нул теорию стадий роста и выделил пять стадий экономи­ческого развития: традиционнее общество; переходное об­щество, или период создания условий для сдвига; период сдвига; стадия зрелости; стадия высокого уровня массового потребления. На первой стадии нет накопления, отсутствует промышленность, здесь низкий уровень развития сельского хозяйства и производительности труда. На вто­рой стадии норма накопления составляет 5 % националь­ного дохода, на третьей - 10, на четвертой - 20 % (здесь создается крупная машинная индустрия), на пятой стадии производственный потенциал нации работает на потребле­ние, ведущим сектором экономики становятся отрасли, производящие предметы длительного пользования. Для этой теории характерен технократический подход, выдви­жение на первый план состояния техники.

    Американские экономисты К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю выделяют четыре модели экономических сис­тем: чистый капитализм, командная экономика, смешан­ные системы, традиционная экономика.

    Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для коор­динации экономической деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами. Каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивиду­ального принятия решений. Рыночная система функциони­рует в качестве механизма, посредством которого индивиду­альные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производят-ся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, озна­чает, что существует множество самостоятельно действую­щих покупателей и продавцов каждого продукта и услуги. Роль правительства ограничивается защитой частной собст­венности и установлением правовой структуры, позволяю­щей функционировать свободным рынкам.

    Командная экономика, или коммунизм, характеризует­ся общественной собственностью на материальные ресур­сы. Все крупные решения, касающиеся объема используе­мых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом.

    Смешанные системы характеризуются наличием в эко­номике различных форм собственности на средства произ­водства и продукты труда. Здесь встречаются элементы чистого капитализма и командной экономики.

    Традиционная экономика характеризуется наличием тра­диционных, основанных на обычаях экономических систем. Техника производства, обмен, распределение доходов бази-руются на освященных временем обычаях. Такая экономика характерна для многих развивающихся стран.

    Некоторые экономисты выделяют рыночную экономи­ку как тип экономической системы. Современная рыночная система представляет широкое многообразие смешанных форм. В рыночной экономике сама система рынков, цен, прибылей, убытков определяет, ч то, к а к и для к о г о производить.

    По сравнению со всеми предшествующими системами рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способ­на перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

    Необходимо различать рыночные системы эпохи сво­бодной конкуренции и современные рыночные системы. Первые строились на господстве частной собственности, т.е. собственности частных физических и юридических лиц на большинство ресурсов и результатов общественного производства. Частная собственность позволяла им по своему усмотрению приобретать, контролировать, приме­нять и продавать материальные ресурсы. Однако в различ­ные эпохи имелись определенные ограничения на произ­водство и потребление отдельных продуктов, существовала государственная собственность. Сфера же воздействия го­сударства и его регулирующее начало были крайне огра­ничены.

    Современные рыночные системы находятся между двумя крайностями: с одной стороны, чистые рыночные структуре свободной конкуренции, а с другой - планово-управляемая экономика. Все это означает, что в реальной действительности существует не вообще рыночная эконо­мика, а вполне конкретные ее типы. По этому поводу К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю в "Экономикс" задают вопрос: "Функционирует ли рыночная система общего типа в аме­риканской экономике?" и отвечают: "В принципе - да, в частности - нет".

    В современных рыночных типах экономических систем присутствует целый комплекс мер, ослабляющих или вовсе ликвидирующих те тенденции, которые тормозят рост эффективности рыночной экономики. Особая роль в этом принадлежит государству. Государство в современных типах рыночной экономики выполняет важные и многооб­разные функции. Первые связаны с поддержанием и об­легчением функционирования рыночной экономики. Сюда Относятся обеспечение правовой базы реализации и защита

    конкуренции. Вторые направлены на усиление и модифи­кацию функционирования рыночной экономики. Это пере­распределение дохода и богатства; корректирование и рас­пределение ресурсов с целью изменения структуры наци­онального продукта; стабилизация экономики посредством регулирования уровня занятости, инфляции и стимулиро­вания экономического роста.

    Государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики во второй половине XX ст., когда широко развернулась научно-техническая рево­люция и стала особенно быстро развиваться производст­венная и социальная инфраструктура.

    Модели в рамках экономических систем. В рамках каждой экономической системы существуют свои нацио­нальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что страны отличаются историей, уровнем экономи­ческого развития, социальными и национальными усло­виями.

    Выделяют американскую, японскую, шведскую модели экономических систем, а также социальное рыночное хо­зяйство ФРГ. Каждая из них имеет свои особенности. Например, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Японская модель характеризуется определенным отставанием уров­ня жизни населения (в том числе заработной платы) от роста производительности труда. Шведская модель отли­чается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перерас­пределения национальйого дохода в пользу наименее обес­печенных слоев населения. При социальном рыночном хозяйстве ФРГ особым покровительством пользуются мел­кие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

    Специфику в социально-экономические преобразова­ния вносят страны СНГ. В Республике Беларусь взят ориентир на создание модели социально ориентированной рыночной экономики, сочетающей преимущества совре­менного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспече­нием социальной справедливости и эффективной социаль­ной защиты граждан.

    В процессе формирования новой экономической моде­ли в республике предусматривается:

    создать правовое обеспечение всего комплекса рыноч­ных преобразований, личных прав и свобод граждан;

    29осуществить поэтапную либерализацию всех форм эко­номической деятельности, гарантировать свободу предпри­нимательства;

    преобразовать систему распределительных отношений, поощрять приоритетное стремление человека к приумно­жению личного благосостояния своим трудом;

    создать систему сильной социальной защиты;

    осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

    создать конкурентную среду и не допускать недобросо­вестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

    сформировать сильную финансовую кредитно-денеж­ную систему, способную обеспечить социально-экономи­ческую эффективность функционирования и развития на­родного хозяйства;

    создать предпосылки ускоренного технического разви­тия производства;

    обеспечить экономическую безопасность страны и т.д.

    Стратегической целью социально-экономических пре­образований является повышение жизненного уровня бе­лорусского народа. Эта цель может быть достигнута путем построения высокоэффективной экономической системы, обладающей современными стимулами к высокопроизво­дительному труду, восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем история страны, традиции народа, его менталитет с обостренным чувством социальной спра­ведливости требуют придания экономической системе сильной социальной направленности.

    Для нашего типа рыночной экономики особую значи­мость будет иметь проблема социальной защиты и соци­альных прав человека. Социальная защита должна стро­иться на базе социальных нормативов, представляющих научно обоснованные показатели уровня потребления важ­нейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

    Основные формы социальной поддержки - денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов про­дуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, .льготы при покупке лекарств.

    Государство должно всячески поддерживать отечест­венное предпринимательство. Последнее может развивать­ся на основе различных форм собственности и хозяйствования. Государственное регулирование развития предпри­нимательства возможно при оказании соответствующей консультационной, информационной помощи, проведении льготной налоговой политики, предоставлении кредита, целевого государственного финансирования, обеспечении материально-техническими ресурсами.

    Государство должно поощрять иностранные инвести­ции, внедрение иностранного капитала в экономику. Ино­странное инвестирование позволяет не только развивать производство, но и приобщаться к зарубежному научно-техническому, организационному и управленческому опыту. Некоторые молодые государства развивающегося мира успешно использовали научно-технический и финан­совый уровень стран-экспортеров капитала для развития промышленности, повышения наукоемкое™ производства. Именно прямые частные инвестиции позволили так назы­ваемым новым индустриальным странам - Сингапуру, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу и др. - на основе новых передовых технологий достичь высокого уровня развития промышленности.

    В обозримом будущем в экономике Беларуси сохранится государственный сектор, поэтому в политике по отношению к нему важно создать условия, при которых государственные предприятия могли бы влиться в рыночную сферу. Кроме того, необходимо создать условия для ускоренного форми­рования частного сектора, который бы выступил реальным конкурентом государственным предприятиям.


    Случайные статьи

    Вверх