Нормативное регулирование и порядок учета доходов и расходов от обычных видов деятельности. Изучение методических основ бухгалтерского учета ООО «Спектр Плюс

Для полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете прочих доходов и расходов, бухгалтер должен знать и выполнять требования нормативных актов, регулирующих данный раздел учета. В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. В таблице 1 приведены нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться в части бухгалтерского учета прочих доходов и расходов.

Таким образом, первый (законодательный) уровень составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета прочих доходов и расходов в организациях.

Таблица 1 Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет прочих доходов и расходов

Наименование нормативного акта

Дата и номер

Примечание

Первый уровень нормативного регулирования

Гражданский кодекс РФ, ч.1 и 2

21.10.94 г. (в ред. от 25.12.2008 г.)

Регулирует порядок перехода права собственности на продукцию, порядок заключения договоров купли - продажи.

Налоговый кодекс РФ, часть 2, утв. Федеральным законом

  • 05.08.2000 № 118-ФЗ (с изм. от 30.12.
  • 2008 г.)

Устанавливает принципы налогообложения прибыли

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

№ 129 от 21.11.96 г. (с изм. от 03.11.2006 г.)

Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета финансовых результатов

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»

№ 14 - ФЗ от 08.02.1998 г. (в ред. от 22.12.2008 г.)

Определяются вопросы правового положения общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Второй уровень нормативного регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. приказом МФ РФ

29.07.98 г. № 34н (в ред. от 26.03.2007 г.)

Устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России

06.05.99 г. № 32н. (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России

06.05.99 г. № 33н. (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ

  • 19.11.2003 г. № 114н
  • (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ

06.10.2008 г. № 60н

Устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций в части учета финансовых результатов

Третий уровень нормативного регулирования

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ России

31.10.2000 г. № 94н. (с изм. от 18.09.2006 г.)

Предусматривает синтетические счета для учета прочих доходов и расходов

Четвертый уровень нормативного регулирования

Учетная политика

Утверждается организациями

Устанавливает порядок учета прочих доходов и расходов на предприятии

Рабочий план счетов

Утверждается организациями

Закрепляет счета синтетического учета прочих доходов и расходов

График документооборота

Утверждается организациями

Определяет порядок документооборота при учете прочих доходов и расходов

Документами этого уровня являются: Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, федеральные законы, в т.ч.: закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 3 ноября 2006 г.), который устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета на территории Российской Федерации для всех юридических лиц, а также определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям. Важным документом на данному уровне регулирования учетного процесса на предприятии является федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 - ФЗ от 08.02.1998 г. (в ред. от 22.12.2008 г.), которым определяются вопросы правового положения общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Второй уровень системы нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета - это система национальных стандартов. Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете -- положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности. При организации учета прочих доходов и расходов следует руководствоваться следующими актами данного уровня:

  • 1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. от 26 марта 2007 г.). Данный нормативный акт устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов;
  • 2. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 6 октября 2008 г. № 106н. Указанное положение устанавливает правила формирования учетной политики на предприятии в части учета прочих доходов и расходов;
  • 3. ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 6 мая 1999 г. № 32н (ред. от 27 ноября 2006 г.). Положение дает определение прочих доходов и порядок их признания в бухгалтерском учете;
  • 4. ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 6 мая 1999 г. № 33н (ред. от 30 ноября 2006 г.). Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о прочих расходах и условия их признания и учета;
  • 5. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» от 19 ноября 2002 г. № 114н (в ред. от 11 февр. 2008 г.). Устанавливает порядок учета прочих доходов и расходов при формировании налогооблагаемой прибыли;
  • 6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» от 06 июля 1999 г. № 43н (в ред. от 18.09.2006 г.). Определяет порядок отражения прочих доходов и расходов в бухгалтерской отчетности организации.

Задача документов этого уровня сводится к установлению обязательных правовых норм бухгалтерского учета прочих доходов и расходов, возникаемых в хозяйственной деятельности организации, которые могли бы быть однозначно интерпретированы всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы, учитывающие отраслевую специфику. Третий (методический) уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета определяется документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности. К ним относятся методические указания по ведению учета, инструкции, рекомендации, принимаемые Министерством финансов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти. Одними из важнейших документов этого уровня при формировании учетной политики в организациях всех форм собственности являются:

  • 1. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н (в ред. от 30.11.2006 г.). Данные нормативный акт дает методические рекомендации по отражению в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов;
  • 2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 18 сентября 2006 г.). Определяет счета учета прочих доходов и расходов.

Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен рабочими документами (документы внутренней регламентации) организации, формирующими ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций. Эти документы носят вспомогательный характер, и их основная цель сводится к технической реализации учетного процесса. В частности к ним относится принятая организацией учетная политика, рабочий план счетов и график документооборота. Эти законодательные и нормативные документы обязательны для исполнения всеми организациями. Таким образом, для того, чтобы обоснованно выбрать способы учета конкретных хозяйственных операций и объектов учета, документами, составляющими нормативную базу бухгалтерского учета, следует руководствоваться исходя из следующих приоритетов:

  • - документы более высокого уровня, имеют большую юридическую силу;
  • - более поздние документы имеют приоритет над ранними;
  • - специальная норма, содержащаяся в документах более значима, чем общая норма. Перечисленные нормативные документы действуют в отношении всех организаций, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности или вида деятельности, объемов финансово-хозяйственной деятельности, кроме банков и, в некоторых случаях бюджетных организаций. Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский и налоговый учет прочих доходов и расходов достаточно подробно регламентирован действующими нормативными актами.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гладких Олег Петрович. Нормативное регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12: СПб., 2002 202 c. РГБ ОД, 61:03-8/178-3

Введение

Глава I. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 10-41

1.1. Классификация документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 10

1.2. Основные направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 20

Глава II. Методологические вопросы совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций 42 - 86

2.1. Роль бухгалтерского учета доходов и расходов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 42

2.2. Совершенствование бухгалтерского учета доходов коммерческих организаций 50

2.3. Совершенствование бухгалтерского учета расходов коммерческих организаций 53

2.4. Вопросы гармонизации бухгалтерского и налогового учета процентов по займам и кредитам коммерческих организаций 72

Глава III. Методологические вопросы совершенствования учета отдельных видов активов и обязательств коммерческих организаций 87-133

3.1. Учет основных средств коммерческих организаций 87

3.2. Учет нематериальных активов 95

3.3. Учет материально-производственных запасов 103

3.4. Учет активов и обязательств организации, выраженных в иностранной валюте

Заключение 134 - 144

Список использованной литературы 145-159

Приложения 160-202

Введение к работе

Отсутствие достаточной обоснованности в теоретическом и практическом аспектах проводимых в последние годы преобразований в экономико-правовой среде предпринимательской деятельности предприятий привело к формированию негативных тенденций: сложности и неопределенности условий хозяйственной деятельности предприятий, ухудшению предсказуемости многих ее факторов, объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов, более тяжелому характеру финансовых последствий.

Достижение максимальных выгод от перехода страны на рыночные отношения и признания ее в качестве рыночно ориентированного промышленно развитого государства требуют кардинальных преобразований в нормативной базе управления деятельностью предприятий, включая создание научно обоснованной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако недостатки действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и создаваемые ею барьеры препятствуют формированию стратегически и тактически обоснованного учетно-информационного обеспечения управления деятельностью предприятий, поиску и мобилизации резервов повышения эффективности предпринимательства, обеспечению выживаемости и развития организаций в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерческой тайны, инфляции и банкротства.

В свете наметившихся тенденций новое значение приобрел вопрос создания эффективной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, адекватной современным требованиям и условиям деятельности предприятий.

Особое место в этой системе в целом занимает нормативное регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций.

Большое значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов обусловлено тем, что в рьшочнои экономике целью каждого коммерческого предприятия является достижение прибыли, представляющей собой полученный им доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Научно обоснованное формирование учетной информации о доходах и расходах предприятий служит не только основой определения прибыли, но и важным фактором роста эффективности его деятельности, поиска и мобилизации резервов ее повышения, обеспечения финансовой устойчивости и создания более стабильной базы для формирования доходной части государственного бюджета.

Актуальность этих вопросов, их недостаточная теоретическая разработанность и особая практическая значимость в современных условиях хозяйствования обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его целей и задач.

Целью проводимого исследования является разработка научных и практических рекомендаций по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в Российской Федерации в соответствии с современными требованиями хозяйствования.

Достижение поставленной цели потребовало решить следующие основные задачи:

Исследовать важнейшие проблемы действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также ее совершенствования в соответствии с происходящими изменениями в

экономико-правовой среде деятельности коммерческих организаций;

Исследовать сущность понятий «доходы» и «расходы» организаций, принятых Комитетом по международным стандартам и финансовой отчетности, и дать им критическую оценку;

На основе исследования и критической оценки российских положений по бухгалтерскому учету доходов и расходов в сопоставлении с МСФО и практики их бухгалтерского учета в Российской Федерации обосновать необходимость и разработать рекомендации по совершенствованию действующих нормативных документов;

На основе критического анализа действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, а также активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, сформулировать научные и практические предложения по их совершенствованию.

Предметом диссертационного исследования является система нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в Российской Федерации.

В процессе исследования были использованы практические учетные материалы коммерческих организаций г. Санкт-Петербурга, Архангельской области и Республики Карелия.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и налогообложения. В работе использованы законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, периодические издания, учетные и отчетные данные организаций. При разработке и решении поставленных задач применялись методы наблюдения, группировки, сравнения, обобщения, абстрактно-логические суждения и др.

Научная новизна исследования заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с совершенствованием системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в новых условиях хозяйствования.

В результате проведенного исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:

На основе критического анализа нормативных документов, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета в России, разработана новая классификация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета с обоснованием включаемых в их состав документов;

На основе исследования правовой и экономической обоснованности системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации определены основные направления ее совершенствования;

В результате исследования и критической оценки МСФО обоснована необходимость и сформулированы предложения по уточнению содержания понятий «доходы» и «расходы» организаций;

На основе критического анализа нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов в РФ в сопоставлении с МСФО и российской практики бухгалтерского учета обоснована необходимость и разработаны конкретные рекомендации по уточнению положений по учету доходов и расходов;

Разработана гармонизированная методика учета процентов по займам и кредитам для целей бухгалтерского и налогового учета и сформулированы предложения по уточнению содержания нормативных документов по их учету;

Обоснована необходимость и сформулированы предложения по уточнению содержания нормативных документов по учету основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов;

Разработана методика учета основных средств, право собственности, на которые подлежит государственной регистрации, удовлетворяющая требованиям бухгалтерского и налогового учета;

Разработана методика раздельного учета налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам, использованным для производства продукции, облагаемой и не облагаемой НДС при ее продаже;

На основе анализа учетной и налоговой практики разработаны предложения по совершенствованию учета курсовых разниц.

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций, а также его отдельных объектов: основных средств, нематериальных активов, активов и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Реализация разработанных рекомендаций способствует повышению реальности отражения доходов и расходов в учете и отчетности коммерческих организаций, являющейся основой принятия управленческих решений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации экспериментально апробированы и внедрены в практику хозяйственной деятельности предприятий, что подтверждается соответствующими справками. Теоретические и практические выводы и рекомендации диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на научных сессиях и конференциях Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в 1999-2001 гг., на научно-практической конференции Дагестанского государственного университета в г. Кизляр в 2001 году.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; определяются его цель, задачи и практическая значимость результатов.

В первой главе "Система нормативного регулирования бухгалтерского учета" исследована действующая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, определена ее классификация, обоснованы рекомендации по совершенствованию основных документов, регламентирующих методику и организацию бухгалтерского учета в коммерческих организациях.

Во второй главе "Методологические вопросы совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций" проанализированы основные положения (стандарты) по бухгалтерскому учету доходов и расходов организаций, выявлены их основные недостатки, обоснованы предложения по их совершенствованию и разработаны конкретные рекомендации по учету процентов по займам и кредитам для целей бухгалтерского и налогового учета.

В третьей главе "Методологические вопросы совершенствования учета отдельных видов активов и обязательств коммерческих организаций" дан критический анализ положений (стандартов) по бухгалтерскому учету активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, нематериальных активов и основных средств и предложены конкретные мероприятия по их совершенствованию.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения, полученные в результате диссертационного исследования.

Классификация документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных и нормативных документов, эмитированных различными органами государственной власти, на основании и с учетом требований которых, осуществляется учетный процесс.

При осуществлении учетного процесса и составлении бухгалтерской отчетности практикующие бухгалтеры обязаны учитывать требования каждого нормативного документа, входящего в эту систему.

Принимая во внимание значительное количество законодательных и нормативных документов, составляющих систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, принципиальное значение для учетно-информационного обеспечения управления деятельностью коммерческих организаций имеет их классификация.

Различный состав органов, утверждающих нормативные документы, неоднородность их типов и статуса, а также наличие противоречий внутри системы нормативного регулирования бухгалтерского учета между отдельными документами, обуславливают необходимость классификации нормативных документов по иерархическому признаку.

Действующее законодательство по бухгалтерскому учету не содержит классификацию нормативных документов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Руководителем Департамента регулирования бухгалтерского учета Министерства финансов РФ, г-ном Бакаевым А.С., предложена классификация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе четырех уровней документов, регулирующих бухгалтерский учет.

В состав документов первого уровня включаются Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие бухгалтерский учет. К этим документам относятся Федеральный закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и др. В состав документов данного уровня, включается также "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденное Приказом Министерства Финансов РФ № 34н от 29.07.1998 г.

В состав документов второго уровня включаются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и т.д., как разъясняющих отдельные положения документов первого и второго уровня, так и предлагающих возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации, в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства,

К четвертому уровню системы нормативного регулирования относятся внутренние документы организаций, то есть рабочие документы, формирующие учетную политику организации в разрезе методических, организационных и технических составляющих (учетная политика, рабочий план счетов, система документооборота и т.д.) Приведенная выше классификация имеет ряд недостатков, существенно затрудняющих ее практическое использование.

Одним из недостатков существующей классификации является тот факт, что к документам первого уровня в существующей классификации отнесены документы, утвержденные органами, статус которых существенно различается. Так, в состав документов первого уровня в существующей классификации, включены как Федеральные Законы, так и нормативные акты Министерства финансов РФ. При этом в соответствии с Конституцией РФ, выделена иерархическая система нормативных актов, издаваемых различными органами и состоящая из федеральных конституционных и собственно федеральных законов, которые не могут противоречить федеральным конституционным; указов и распоряжений Президента, которые не могут противоречить федеральным законам; постановлений и распоряжений Правительства РФ, изданных на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента РФ.

Включение в данный перечень "Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", утвержденного Министерством финансов РФ необоснованно с юридической точки зрения, поскольку Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" № 867 от 17.05.2000 г. и Министерство финансов не поименовано среди органов законодательной, либо исполнительной власти Конституцией РФ.

Роль бухгалтерского учета доходов и расходов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

С момента государственной регистрации коммерческой организации как юридического лица, у нее возникает право на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ под «предпринимательской деятельностью» понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» .

Следовательно, уже на этапе формирования терминологического аппарата, гражданское законодательство определяет в качестве основной цели деятельности коммерческой организации получение прибыли являющейся мерой эффективности ее деятельности.

Именно показатель прибыли наиболее полно характеризует результаты деятельности коммерческой организации, служит исходным элементов для финансового анализа деятельности предприятий, позволяет определить потенциал коммерческой организации как объекта для инвестиций и характеризует качество работы менеджмента организации. Прибыль коммерческих организаций в ее экономическом понимании характеризуется разностью между полученными доходами организаций и расходами, понесенными для получения доходов. Это понимание прибыли разделяется Международными стандартами финансовой отчетности, выделяющими доходы и расходы организаций в качестве элементов, непосредственно связанных с измерением прибыли организации . В условиях рыночной экономики доходы и расходы являются важнейшими факторами, определяющими достоверность формирования финансовых результатов в бухгалтерском учете и отчетности. От правильности методологии их формирования зависят основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, к которым в частности относится рентабельность чистых активов, собственного капитала и др.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в РФ, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Министерством финансов РФ были приняты Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)», и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99)».

Основной целью издания этих документов, заложенной в Программе реформирования бухгалтерского учета, являлось приведение национальной системы учета доходов и расходов в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.

При этом, как показало дальнейшее исследование, принятые стандарты имеют недостатки и нуждаются в совершенствовании.

В положениях по бухгалтерскому учету доходов и расходов организаций определяются понятия «доходы» и «расходы», однако они не бесспорны.

В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами» организации признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).» «Расходами» организации в соответствии с ПБУ 10/99 признается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» .

Определение понятий «доходы» и «расходы» организаций несколько отличается от их определения, приведенного впервые в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Данная Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 г. Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране и призвана:

Учет основных средств коммерческих организаций

В состав имущества (внеоборотных активов) коммерческих организаций, входят основные средства, представляющие собой совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода.

Бухгалтерский учет основных средств регулируется положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов РФ № 26н от 30.03.2001 г.

Данное положение содержит ряд недостатков, существенно ограничивающих возможность его практического использования при осуществлении учетного процесса.

Согласно ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

В случае наличия, у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта .

Согласно МСФО-16 «Основные средства» последующие затраты, относящиеся к объекту основных средств, должны увеличивать его балансовую стоимость, если компания с большей долей вероятности получит будущие экономические выгоды, превышающие первоначально рассчитанные нормативные показатели существующего актива. МСФО-16 предусмотрено изменение стоимости основных средств в результате частичной ликвидации объектов основных средств .

Таким образом, МСФО-16 не регламентируются причины изменения стоимости основных средств и не приводятся их определения. По смыслу МСФО-16 не имеет значения в результате какой операции (модернизации, реконструкции или капитального ремонта) организация получит будущие экономические выгоды, принципиальным является сам факт их получения. Действующая российская учетная практика в настоящее время не готова к восприятию представления МСФО о возможности увеличения балансовой стоимости основных средств.

Главным образом, это объясняется тем, что сформированная по правилам бухгалтерского учета, балансовая стоимость основных средств в соответствии с Законом РФ № 2030-1 от 13.12.1991 г. входит в состав облагаемой базы по налогу на имущество .

Что же касается налогового учета по налогу на прибыль, то в соответствии со ст. 257 Налогового Кодекса РФ первоначальная стоимость амортизируемого имущества изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико - экономических показателей амортизируемого имущества или его отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования и (или) программного обеспечения новым, более производительным .

Таким образом, в налоговом учете дается только определение причин вследствие которых изменяется стоимость основных средств без раскрытия их содержания.

При этом, определение модернизации позволяет определить виды работ, к ней относящиеся, чего нельзя сказать об определении реконструкции.

студентка

Челябинский Государственный Университет

Учет и финансы организаций

Аннотация:

В статье исследуются нормативные акты бухгалтерского учета в формировании информации о финансовых результатах и распределении прибыли. Основное внимание уделено Положениям бухгалтерского учета. Динамика появления новых Положений по бухгалтерскому учету, а также изменения в действующих Положениях предельно высока, что порождает отсутствие понимания взаимосвязей между различными показателями финансовых результатов и необходимостью их формирования. Также не решены многие концептуальные вопросы, касающиеся, прежде всего, принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского и налогового законодательства, что на сегодняшний день является актуальной проблемой.

The article examines the regulations of accounting in the reporting of financial results and distribution of profits. Focuses on the Provisions of accounting. Dynamics of the emergence of new accounting Regulations and changes in existing Regulations is extremely high, which creates a lack of understanding of the relationships between different indicators of financial results and the necessity of their formation. Also not resolved many of the conceptual issues concerning, primarily, the principles of interaction between regulatory accounting and the tax laws that today is an actual problem.

Ключевые слова:

финансовый результат,прибыль,бухгалтерский учет, нормативные акты, положения бухгалтерского учета,доход,расход

the financial result,earnings,accounting, regulations, accounting principles,income,consumption

Учет финансовых результатов является центральным и одним из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. Важность учета финансовых результатов предопределяется тем обстоятельством, что по его данным формируется информация о прибыли предприятия. В свою очередь, прибыль выступает в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.

В течение последних лет происходит реформирование российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, медленным темпом развивается система налогообложения. В специальной экономической литературе всегда занимали важное место вопросы о формировании и отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов. От полноты и достоверности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности данных о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта зависит качество представляемых в бухгалтерской отчетности сведений.

В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результа-тов. Степень их значимости по влиянию на организацию учета фи-нансовых результатов определяется уровнем соответствующего до-кумента. Законодательство Российской Федерации бухгалтерского учета в целом состоит из федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, ПБУ, утверждаемых Министерст-вом Финансов. Важнейшим элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета являются Положения по Бухгалтерскому Учету (ПБУ). ПБУ — это стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Понятия «доход» и «расход», основанные на содержании международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), для целей бухгалтерского учета, впервые были сформулированы в положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н) и «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 N 55н) в 1999 году. Однако введенные в действие Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации» не разрешили многих проблем методики формирования финансовых результатов предприятий, а по некоторым позициям создали и новые сложности.

Через эти Положения определяется фи-нансовый результат, а также способы и аспекты учета финансовых результатов, являющиеся предметом других Положений. Также развитие принципов, правил и способов веде-ния учета финансовых результатов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое отражение в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инст-рукции по его применению, утвержденных Приказом МФ РФ № 94н от 31.10 2000 (в ред. от 08.11.2010 г).

Кроме этих указанных нормативных документов прямое отно-шение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет По-ложение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 № 186н). С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация о расчетах по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финан-совых результатов.

Таким образом, в нормативных документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета. При этом практически во всех Положениях, регламентирующих принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств имеется пункт или их ряд, определяющий взаимо-связь рассматриваемого объекта с организацией учета финансовых результатов. Для этого все Положения бухгалтерского учета по их на-правленности можно подразделить на три условные группы:

1. Положения, где порядок учета финансовых результатов может осуществляться через рассмотрение принципов учета активов и обязательств определенной хозяйственной ситуации в деятельно-сти организации, информация о которой формируется в подсистеме учета финансовых результатов

2. Положения, регулирую-щие общие принципы бухгалтерского учета финансовых резуль-татов

3. Положения, определяющие представление в бухгалтерской (финансовой) отчетности показателей финансовых результатов

Представим их в виде таблицы:

Наименование и № группы

Нормативный документ

I - активы и обязательства организации

1. Учет договоров строительного подряда ПБУ 2/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

2. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 №186н)

3. Учет материально - производственных запасов ПБУ 5/01 (в ред. Приказа МФ РФ от 25.10.10 № 132н)

4. Учет основных средств ПБУ 6/01 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 № 186н)

5. Учет государственной помощи ПБУ 13/2000 (в ред. Приказа МФ РФ от 18.09.06 № 115н)

6. Учет нематериальных активов ПБУ 14/07 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 №153н)

7. Учет расходов по займам и кредитам ПБУ 15/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

8. Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 08.11.10 №144н)

9. Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы ПБУ 17/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 18.09.06 № 116н)

10. Учет финансовых вложений ПБУ 19/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

II - общие принципы раскрытия информации

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.2010 N 186н)

2. События после отчетной даты ПБУ 7/98 (в ред. Приказа МФ РФ №143н от 20.12.07)

3. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы ПБУ 8/2010 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

III - финансовые результаты деятельности организации

1. Учетная политика организации ПБУ 1/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

2. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 08.11.10 №). Документ применяется в части, не противоречащей ФЗ N 402-ФЗ (т.е. продолжают действовать п.6 и п.37, раздел VIII Положения)

3. Информация по сегментам ПБУ 12/10 (утверждено Приказом МФ РФ от 08.11.10 № 143н)

Кроме того, базовые правила и принципы представления в бух-галтерской отчетности показателей финансовых результатов, регла-ментируемых вышеуказанными Положениями, нашли свое развитие в таких документах, как «Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках» (в ред. от 05.10.2011 г №124 Н), где следует отметить в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012г, отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация Минфина № ПЗ-10/2012 о вступлении в силу с 01.01.2013г ФЗ от 06.12.2011г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и «Ме-тодические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию» (Приказ № 29 Н от 21.03.2000 г).

В связи с этим формирование состава финансовых результатов может осуществляться по самым различным направлениям. Поэтому требуется выработка базовых правил формирования финансовых результатов и построения на их основе соответствующих учетных моделей.

Также необходимо отметить, что над рассматриваемыми Поло-жениями постоянно ведется работа по их совершенствованию. В на-стоящее время ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 применяются в их седьмой ре-дакции, где уточнена и расширена номенклатура расходов и доходов.

Таким образом, формирование информации о финансовых ре-зультатах и распределении прибыли регламентируется целым пе-речнем нормативных актов бухгалтерского учета. Динамика появле-ния новых Положений по бухгалтерскому учету, а также изменения в действующих Положениях предельно высока, что порождает от-сутствие понимания взаимосвязей между различными показателями финансовых результатов и необходимостью их формирования. Также не решены многие концептуальные вопросы, касающиеся, прежде всего, принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского и налогового законодательства, что на сегодняшний день является актуальной проблемой. Имеющиеся и углубляющиеся противоречия в системах бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов требуют тщательного анализа и исследования, но для этого нужно четко понимать различия бухгалтерского и налогового учета.

Библиографический список:


1.Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (ред. от 26.10.2012 № 139н)
2.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
3.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (в редакции приказа МФ РФ от 7.05.2003г. №38н)
4.Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99
5.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99
6.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (в редакции приказа МФ РФ от 24.12.2010 № 186н)
7.Гарант Информационно-правовой портал - http://www.garant.ru
8.Консультант Плюс Интернет версия - http://www.consultant.ru
9.Министерство финансов Российской Федерации – http://www1.minfin.ru
10.Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: учебное пособие / Т.М. Ефремова, Т.А. Кольцова, О.А. Кузьменко, - М.: КНОРУС, 2010. – 184 с.
11.Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина; под ред. проф. Я. В. Соколова. - М.: Магистр, 2010. - 413 с.
12.Материалы. Бухгалтерский и налоговый учет. Семенихин В.В. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 616 с.
13.Расходы организации (Налоговый практикум). Колесникова Т.В. - "Гросс-Медиа": РОСБУХ, 2010 г. 384 с.
14.Управление финансами. Финансы предприятий Володин А.А (ред.) Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 510 с.
15.Финансы Подъяблонская Л.М.Учебник ЮНИТИ 407 с. 2011
16.Финансы: Учеб. Пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина, В 2 т. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 320 с. – Высшее образование).
17.Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,2012. - 496 с.: ил.
18.Экономический анализ: практикум / О.В. Авдейчик, Н.Л. Фурман. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 199 с.

Основные нормативные документы

  • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • 2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  • 3. Федеральный закон № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г.
  • 4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
  • 5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.
  • 6. ПБУ 1/08 "Учетная политика организации".
  • 7. ПБУ 9/99 "Доходы организации".
  • 8. ПБУ 10/99 "Расходы организации".
  • 9. ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
  • 10. ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
  • 11. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
  • 12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода., таблица 1.

К счету 91 "Прочие доходы и расходы" могут быть открыты субсчета:

  • · 1 "Прочие доходы";
  • · 2 "Прочие расходы";
  • · 9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Таблица 1. - Примеры ведения бухгалтерского учета прочих доходов и расходов

Вид хозяйственной операции

Основание/первичный документ

Отражено в учете

Продажа Имущества

Отражены доходы от продажи

Акт приема-передачи, накладная

Отражена первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств

Отражена сумма начисленной амортизации по проданному объекту основных средств

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана остаточная стоимость проданных основных средств, иного имущества

Бухгалтерская справка

Начислен НДС с выручки от продаж

Счет-фактура

Вид хозяйственной операции

Основание/первичный документ

Отражено в учете

Реализация (отчуждение) исключительного права на результат интеллектуальной собственности

Признан прочий доход от реализации (отчуждения) исключительного права на результат интеллектуальной собственности

Договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности

Списана сумма начисленной амортизации по выбывающему НМА

Карточка учета нематериальных активов

Списана остаточная стоимость реализованного НМА

Бухгалтерская справка - расчет

Благотворительные взносы

Начислены благотворительные взносы, расходы на проведение спортивных мероприятий и др.

Договор, письмо

Начислены суммы пеней, штрафов за нарушение хоздоговоров

Договор, претензия

На субсчете 91-1 "Прочие доходы" учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами.

На субсчете 91-2 "Прочие расходы" учитываются прочие расходы.

Субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 "Прочие расходы" и кредитового оборота по субсчету 91-1 "Прочие доходы" определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 "Прочие доходы и расходы" (кроме субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов"), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Счет 91 "Прочие доходы и расходы" корреспондирует со счетами:

По дебету - 01, 02, 03, 04, 07, 08, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 28, 58, 59, 60, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 76, 81, 94, 98.

По кредиту - 07, 08, 10, 11, 14, 15, 20, 21, 23, 28, 29, 41, 43, 45, 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 66, 67, 71, 73, 75, 76, 79, 81, 96, 98, 99.

По окончании каждого месяца определяется финансовый результат от прочих видов деятельности: из суммы прочих доходов (кредитовый оборот по счету 91-1) вычитается сумма прочих расходов (дебетовый оборот по счету 91-2).

Таблица 2. - Отражение финансовых результатов

Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" содержит информацию о всех доходах и расходах организации, сгруппированных в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации". Доходы и расходы в Отчете группируются как доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы. Рассмотрим порядок заполнения раздела "Прочие доходы и расходы" формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках", таблица 3.

Таблица 3. - Порядок заполнения раздела "Прочие доходы и расходы" формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках"

Строка отчета о прибылях и убытках

Код строки

Как сформировать показатели для отчета о прибылях и убытках

Проценты к получению

Кредитовые обороты счета 91.1 субсчета "Проценты к получению"

Проценты к уплате

Дебетовые обороты счета 91.2 субсчета "Проценты к уплате"

Доходы от участия в других организациях

Кредитовые обороты счета 91.1 субсчета "доходы от долевого участия в других организациях"

Прочие доходы

Кредитовые обороты счета 91.1 субсчета "Прочие доходы" минус сумма НДС

Прочие расходы

Дебетовые обороты счета 91.2 субсчета "Прочие расходы"

Проценты к получению (строка 060) по этой строке организация приводит проценты, которые им причитаются (проценты по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам).

Проценты к уплате (строка 070) по этой строке записывают проценты, которые предприятие должно уплатить по облигациям, акциям, кредитам и займам.

Доходы от участия в других организациях (строка 080) по этой строке показывают доходы от участия в уставных капиталах других организаций (например, дивиденды по акциям и т.д.). По этой строке приводятся суммы дивидендов причитающихся организации по итогам 2011 года. Ведь их начисляют в 2012 году, после того как, общее собрание акционеров фирмы, в которой участвует данная организация, утвердит годовую отчетность и размер вашего дохода. Впрочем, законодательство предоставляет право выплачивать дивиденды не только раз в году, но и по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев. Поэтому, если данной организации были начислены дивиденды по итогам отчетных периодов, то их сумму также надо показать по строке 080.

Прочие доходы (строка 090) по этой строке приводят прочие доходы, которые не были представлены в предыдущих строках отчета о прибылях и убытках (доходы от сдачи имущества в аренду (если такие доходы фирма получает не регулярно), продажа основных средств, НМА, материалов и др., прибыль, которую организация получила в рамках договора простого товарищества). Не надо забывать, что выручка от продажи основных средств показывается без НДС.

Прочие расходы (строка 100) по этой строке необходимо указать прочие расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи отчета о прибылях и убытках (остаточная стоимость проданных основных средств, суммы, уплаченные банку (за расчетно-кассовое обслуживание, купля-продажа валюты), начисленный налог на имущество).

Таким образом, прочие доходы и расходы отражаются в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Он содержит информацию о всех доходах и расходах организации, сгруппированных в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации". В форме №2 среди прочих доходов и расходов отдельно выделяют суммы процентов к получению и оплате, доходы от участия в других организациях. В "Отчете о прибылях и убытках" представлены данные о доходах и расходах организации за два отчетных периода. Форма № 2 входит в состав годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности. На основании данных о финансовом положении предприятия отраженных в "Отчете о прибылях и убытках" принимаются управленческие и инвестиционные решения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи бухгалтерского учета доходов и расходов, их классификация. Учет доходов и расходов от текущей деятельности и будущего периода. Учет прочих доходов и расходов. Аннотированный перечень нормативных документов, регламентирующих учет доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Экономическая сущность и классификация доходов, состав и способы списания расходов. Роль бухгалтерского учета в повышении доходов и эффективности расходов, принципы учета. Документальное оформление и отражение доходов и расходов на бухгалтерских счетах.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Объективная необходимость исчисления доходов и расходов. Учетная политика предприятия ТОО "Ален 7". Классификация доходов и расходов предприятия. Методика их анализа. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов на фирме.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2015

    Понятие и порядок признания доходов и расходов предприятия, их структура и основные элементы, правила отражения в отчетности. Организационно-правовая и экономическая характеристика ЗАО "Термотрон-завод" и пути совершенствования учета доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

    Теоретические аспекты учета и анализа доходов и расходов предприятия. Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая учет доходов и расходов предприятия. Организационно-экономическая характеристика ООО "СуперСтрой-Уфа", учет доходов и расходов.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2009

    Характеристика доходов и расходов, их классификация и оценка, признание в учете и отражение в отчетности. Формирование прочих доходов и расходов. Учет прочих доходов и расходов и анализ показателей прибыли. Методики системного и комплексного анализа.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2012

    Экономическая сущность и классификация доходов и расходов. Система их учета и нормативно-правовое регулирование. Сравнительный анализ доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Предложения по увеличению эффективности использования доходов.

    дипломная работа , добавлен 27.12.2015

Случайные статьи

Вверх