Федеральная служба по надзору в сфере строительства. Архитектурно строительный контроль

Приветствую, друзья! Я являюсь сотрудником государственного строительного надзора в своем регионе. Для некоторых читателей это возможно окажется неожиданностью, но об этом я уже как то писал на блоге раньше. И сегодня я хочу вам рассказать что такое государственный строительный надзор.

Государственный строительный надзор (коротко ГСН) — это способ осуществления независимого контроля со стороны государства за процессом строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе.

ГСН подразделяется на федеральный и региональный. Федеральный в основном это служба Ростехнадзора, а региональный это инспекции ГСН определенного региона, области.

Чем регламентируется

Осуществление надзора установлено в статье 54 Градостроительного кодекса РФ. В данной статье указан в каких случаях проводится надзор, предмет надзора, кто уполномочен проводить и порядок осуществления.

А уже в постановлении №54 Правительства РФ от 01 февраля 2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» расписан более подробно сам порядок осуществления надзора.

Также есть РД 11-04-2006, который регулирует порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдаче заключения о соответствии.

И не забываем про административные регламенты. У каждого комитета ГСН разработан регламент о порядке осуществления надзора. Вот например наш. .

Предмет ГСН

Что непосредственно проверяют службы ГСН установлено в ч. 2 ст. 54 ГрК РФ:

В каких случаях осуществляется надзор

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства проектная документация которых подлежит экспертизе согласно ст. 49 ГрК РФ.

То есть если ваш проект подлежит обязательной экспертизе, то соответственно при строительстве, либо реконструкции ваш объект подлежит надзору.

Извещение о начале строительства

Если вы уже убедились, что при строительстве вашего объекта необходимо осуществление государственного строительного надзора, то вам согласно ч. 5 ст. 52 ГрК РФ необходимо за семь дней до начала работ подать в инспекцию ГСН извещение о начале строительства.

После подачи извещения его регистрируют и заводят дело на объект. Ему присваивают номер и назначают ответственных лиц, которые непосредственно будут выезжать на объект.

Данные ответственные лица в течении 7 рабочих дней составляют программу проверок, утверждают ее и выдают застройщику, либо техническому заказчику. А заказчик в свою очередь должен передать ее лицу, осуществляющему строительство. Лучше под роспись.

Извещение о завершении работ, подлежащих проверке

Следующий шаг это вовремя представлять в службу ГСН извещение о завершении работ, подлежащих проверке. Какие работы подлежат проверке указано в программе проверок, который вам выдали ранее.

Данное извещение подает лицо, осуществляющее строительство, предварительно получив согласование застройщика, либо технического заказчика.

Конечно, данный документ необходимо подавать в случаях когда сроки завершения работ, подлежащих проверке не совпадают с датами указанными в программе проверок. Но скажу вам прямо, данные сроки практически никогда не совпадают. А отсутствие извещения это повод для штрафов по ст. 9.5 КоАП РФ.

Извещение об окончании строительства

После поступления данного документа специалисты ГСН (раньше было ГАСН) в течении 7 рабочих дней проводят итоговую выездную проверку. По результатам которой выдают акт итоговой проверки либо без замечаний, либо с замечаниями. В первом случае вы можете подавать заявление на выдачу заключения о соответствии, а во втором случае получаете предписание об устранении нарушений с установленными сроками для устранения.

Извещение об устранении нарушений

В случае если вам выдали предписание, а вы его устранили, то необходимо об этом известить путем подачи в управление ГСН документа установленного образца. Он подается для того, чтобы специалисты ГСН провели проверку устранения. Хотя они могут ее провести и без поступления извещения. Но все же его необходимо подавать так как отсутствие данного документа это повод для выдачи отказа в выдаче заключения о соответствии.

Извещение о возникновении аварийной ситуации

Такие ситуации на стройке не редкость и если они у вас возникли, то об этом также необходимо известить государственный строительный надзор.

Заключение о соответствии

Но если у вас все построено, вы получили акт итоговой проверки без замечаний, то самое время подать заявление на выдачу заключения о соответствии построенного объекта.

Его вам выдадут в течении 10 рабочих дней со дня подачи заявления. На практике гораздо быстрее.

Что это за документ такой и как его получить написано в статье « ».

Как проводятся проверки

С момента поступления извещений, либо истечения сроков исполнения предписания сотрудник ГСН готовит приказ о проверке. После этот приказ регистрируется на портале «Единый реестр проверок», который курирует прокуратура.

Также направляется уведомление о дате, времени и месте проверки в орган СРО, в котором состоит лицо, подлежащее проверке.

При определенных случаях процедура может немного отличаться.

В назначенную дату и время на объект приходят ответственные специалисты для проверки выполненных работ. Про предмет проверки я писал выше.

Сроки проведения проверки указываются в приказе и они должны соответствовать срокам указанным в программе проверок.

По результатам проверки составляется акт проверки, который вручается проверяемому лицу. В зависимости от наличия нарушений выдается предписание и назначаются штрафы.

Следует отметить, что проверку можно провести только в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица. В определенных случаях можно и в его отсутствии, но таких случаев очень мало.

Адреса региональных инспекций, департаментов государственного строительного надзора РФ

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Учитывая, что отрасль постоянно изменялась, изменялись и правила, по которым нужно было работать. Появились новые стандарты, новые правила. А вместе с тем появились и новые инструменты, материалы, инновации, технологии и приёмы работы, которые тоже нужно стандартизировать и проверять на соответствие. Поэтому строительные контролирующие органы не только осуществляют надзор, но также выполняют и нормативные функции.

Если в СССР строительством занимались государственные фирмы, для которых было недопустимо любое отклонение от определённых нормативов, то сейчас в этой сфере в основном работают частные компании, для которых существует несколько меньше жёстких ограничений. Они сами определяют правила своей работы, но при этом обязаны соблюдать:

  • Проектную документацию.
  • Нормативы и стандарты для конкретного вида строительства.
  • Технологические инструкции, предусмотренные для каждого вида работ.

Однако, для упрощения свей деятельности, некоторые компании могу опускать определённые виды работ и стремиться к тому, чтобы максимально уменьшить затраты, увеличив прибыль. Порой это идёт вразрез с качеством.

Есть большой соблазн для частных компаний не выдерживать некоторые стандарты, которые они считают некритическими, и выполнять работы не в надлежащем качестве. Чтобы такого на рынке не происходило, нужен государственный контроль, который будет проверять, насколько та или иная работа, тот или иной проект, соответствует требованиям, которые предъявляет государство к данному виду работ. Это даёт гарантии того, что компании, не подчиняющиеся государству, будут также высокоэффективны, как когда-то были национальные компании.

В чём особенности сегодняшней строительной отрасли?

Сегодня в отрасли совсем другие нормативы, нежели были ранее. Во многих случаях, государство сегодня не выступает ни заказчиком, ни инвестором в строительных работах. В этой отрасли всё больше и больше накапливается именно частный капитал. А в этом случае, множество норм просто урезается, так как они подходят только для случаев, контролируемых непосредственно государством и его интересами.

Сегодня компании сами могут устанавливать множество правил работы. К примеру, какие материалы закупать, по какой цене, во сколько обойдутся работы, каких специалистов приглашать, и т.д. Все взаимные обязательства компании определяют сами, не руководствуясь нормативами и правилами.

И в таком случае, государственные органы призваны исключительно проконтролировать, насколько здания отвечают нормам прежде всего безопасности. А у фирм остаётся очень много аспектов, по которым они вольны сами выбирать свой стиль работы. Это более не является компетенцией государства или проверок.

Можно подумать, что такая ситуация позволяет развивать рынок строительства, вызывает конкурентную борьбу, что ведёт к улучшению ситуации, к повышению качества, к инновациям, новым технологиям и достижениям. Несомненно, такие вещи на рынке присутствуют, и большая свобода компаний даёт свои положительные результаты.

Однако, вместе с тем, безопасность возводимых зданий становится контролировать всё сложнее. В конечном итоге, это может привести к тому, что здание, которое будет использоваться людьми, будет ненадёжным, может привести к существенному ущербу, навредить жизни и здоровью граждан. Таких ситуаций, вызванных стихийностью развития отрасли, допускать нельзя. Именно поэтому государство оставило за собой функции нормирования и контроля деятельности компаний, что даёт возможности для обеспечения безопасности.

Отрасль строительства очень актуальна, она активно развивается, на рынке появляются новые игроки, новые технологии и инструменты. Это очень привлекательно для инвесторов. Но всё же это требует и значительного контроля, без которого отрасль существовать не может.

Контроль со стороны государства

В первую очередь, необходимость контроля возникла для того, чтобы иметь возможность проверить, как работают новые игроки на рынке. Государственный архитектурно-строительный контроль также обзавёлся новыми нормативами и стандартами, а также законодательными актами, которые стали основой для нового аппарата контроля.

Всего существует два органа, которые так или иначе задействованы в контроле строительной сферы:

  • Министерство промышленности и энергетики.
  • Служба технического надзора.

Министерство занимается исключительно законодательными аспектами, а также обеспечением нормативной базы и определённых правил, по которым должна работать сфера строительства. Это нормативный орган, который не занимается непосредственно контролем, но выполняет действия, без которых контроль невозможен.

Служба надзора непосредственно следит за тем, как компании придерживаются нормативов, установленных в законодательных актах. Это непосредственно проверяющий орган, который уполномочен производить проверки и удостоверяться в отсутствии нарушений.

Объекты проверок

Вышеуказанные организации контролируют такие отрасли, как строительная и архитектура. Поэтому, есть перечень объектов, которые должны проверяться. Стоит отметить, что это далеко не все объекты строительства. Конечно же, для проверки тех, которые не попали в список, также может быть приглашён контроль, но лишь по желанию самого заказчика, который может самостоятельно выступить инициатором проверки для собственного успокоения.

Непосредственно же в перечень обязательных попали те объекты, которые играют существенную роль для жизнедеятельности общества, или имеют государственное значение. К таким зданиям относятся следующие:

  • Жилищно-коммунальные объекты строительства.
  • Объекты гражданского значения.
  • Объекты промышленности и производства.
  • Военные объекты.
  • Предприятия, изготавливающие стройматериалы.

Контроль за стройматериалами для службы также важен, как и контроль за строительствами. На самом деле, далеко не все предприятия-производители сегодня придерживаются всех нормативов. Государственные органы призваны установить, насколько материалы, предлагаемые рынку, соответствуют нормам, которые были установлены для данной отрасли производства.

Для таких проверок задействуют как специалистов из данных областей, а также специальные экспертизы. Обычно проверка выглядит так:

  • Специалист по контролю пребывает на предприятие, производящее стройматериал.
  • Производится изучение технологической карты, наличия стандартов, нормативов.
  • Проверяются все параметры продукции, которые должны полностью соответствовать ГОСТам.
  • Проверяется наличие всей необходимой документации (паспорта и сертификаты качества).
  • Проверяется упаковка, маркировка, условия хранения материалов.

Можно подумать, что такой контроль излишний. Но на самом деле, он вполне оправдан. Дело в том, что он необходим для проверки того, насколько стройматериалы на рынке соответствуют всем нормативам. Стандарты устанавливаются не просто так. Они должны выполняться, чтобы здания, возводимые из данных материалов, служили дольше, и не представлял угрозы для жизни и здоровья людей. Поэтому имеет огромное значение, как изготовляются материалы, как они хранятся и транспортируются.

Такая проверка также на руку подрядчикам. При условии, что продукция, закупленная для строительства, имеет все сертификаты, а производитель прошёл проверку, подрядчик может обезопасить себя хотя бы по этому параметру. Даже если материалы не соответствуют заявленному качеству, можно вернуть их производителю или поставщику с требованием заменить на те, которые соответствуют приведённым документам.

ГАСК поверяет также, как используются стройматериалы. В каждом отдельном случае, есть свои требования и правила, по которым нужно производить строительные работы. Однако, между производством и использованием, есть также и хранение. Проверке также могут быть подвержены предприятия, которые перепродают и хранят стройматериалы. Например, магазины и посредники.

Все эти меры нужны для того, чтобы максимально удостовериться в безопасности конечной конструкции, так как большинство игроков на рынке ― частные компании, а не государственные. И за ними нужен особый контроль.

Функции надзора и его структура

Если учесть, что контроль нужен для поддержания функции управления государством, в области строительства, главной функцией надзора можно назвать обеспечение жизнедеятельности общества, проживающего в стране.

Эта функция реализуется через многочисленные проверки и контроли, которые затрагивают многие строительные и архитектурные объекта, стройматериалы и другие связанные с отраслью аспекты. Так можно гарантировать, что те, кто пользуется построенными зданиями, могут спокойно их использовать, не боясь никаких дефектов.

При помощи контроля и постоянных проверок, государство может опосредованно получать основную информацию о том, в каком состоянии находится сама отрасль, как действуют и взаимодействуют компании, какие актуальные проблемы существуют, и т.д. По сути, это своеобразная обратная связь, которая позволяет более эффективно контролировать состояние сферы, тем более такой важной и определяющей.

А вот функции контроля распределены между несколькими службами, которые осуществляют разные аспекты контроля в данной отрасли. Это сделано для того, чтобы максимально упростить общение с контролирующими органами, а также, чтобы исключит возможности злоупотребления функциями, и исключить варианты коррупции и вымогательства. Каждый орган осуществляет свою работу, которая не повторяет работу других служб. Таким образом, функции не пересекаются.

Это значит, что нормативы для вас будет устанавливать одна организация, а контролировать их выполнение ― другая. Вы не будете контактировать с первой, лишь опосредовано, но будете контактировать со второй, которая будет проверять, насколько качественно вы производите свою работу.

Можно избежать лишних и ненужных контактов с госслужащими, свести к минимуму общение с ними и ограничиться работой только лишь с одной службой.

Служба надзора также имеет одну особую функцию, которая напрямую не связана с работой отдельных компаний. Она контролирует деятельность местных органов власти, которая касается строительства, застройки, также охватывает соблюдение нормативов и правил. Например, если речь идёт о городе Москва, то служба надзора будет проверять не только сами стройки, но и органы власти, которые выдают разрешения, и т.д.

Особенности контроля

Многие компании на рынке сегодня частные, и они сами определяют многие аспекты работы, которые не касаются технологической стороны и стандартов. Когда контролирующий орган осуществляет надзор, он обязан учесть интересы инвесторов и заказчиков, которые могут даже идти вразрез с интересами самого государства. Однако, строительство не допускает расхождений с законодательством. Любые спорные моменты, которые возникают между нормативами и взглядами заказчика, решаются в пользу нормативов.

Строительная деятельность должна полностью отвечать стандартам, и не может существовать в отрыве от законов и норм, определяемых правительством и соответствующими ведомствами. Каждый вопрос рассматривается отдельно, чтобы определить, насколько он соответствует нормам и правилам, и насколько он затрагивает интересы других участников проекта.

Архитектурно-строительный контроль возник при необходимости ведения надзора за строительством после распада СССР. Рыночные отношения распространились во всех направлениях городского хозяйства, в том числе и в строительной отрасли. Это привело к тому, что появились новые стандарты и некоторые коррективы в работе строителей, которые нужно было контролировать. Именно для этого и образовался данный государственный орган.

Что привело к образованию ГАСКа?

Новые преобразования, которые привели к появлению новых стандартов, новых правил работы и новых приёмов, и привели к тому, что возникла необходимость в новом контролирующем органе, который отслеживал бы все строительные объекты, независимо от того, кто заказчик и кто подрядчик.

В советское время такими вещами, как постройка зданий, занимались только государственные предприятия, и они работали в очень строгих правилах и ограничениях. Поэтому, они всегда соблюдали:

  • Технологические инструкции для строительства.
  • Нормативы и стандарты отрасли.
  • Проектные документы.

Поэтому, данная работа была более надёжной и более правильной, нежели то, что могут предложить частные компании на рынке.

Многие компании не выполняют некоторых стандартов, чтобы сэкономить ресурсы. А это может привести к тому, что здания будут выполнены не в надлежащем качестве, и при их эксплуатации могут появиться какие-либо проблемы в виде трещин, обвалов, и т.д. Чтобы этого не было, нужен был орган, который сможет контролировать работу разрозненных предприятий, которые не подчиняются напрямую государству.

Особенности сегодняшнего строительства

В сегодняшнем строительстве действуют совсем не те нормативы, которые были много лет назад. Это связано с тем, что в случаях, если государство не является заказчиком или инвестором строительства нового здания, то нормативы, которые применяются к строителям, сильно урезаются. У компаний появляется больше свободы относительно установления взаимных обязательств, а также касательно того, какая будет стоимость работ, какие будут использованы стройматериалы и т.д.

В данном случае, все государственные органы исключительно контролируют деятельность строителей, и проверяют здания на соответствие определённым нормативам. Но по-прежнему сохраняется большая степень свободы у компаний, которые могут самостоятельно выбирать и определять многие аспекты своей работы.

С одной стороны, такое положение дел даёт толчок в развитии компаний, которые имеют больше свободы, могут успешнее конкурировать на рынке, вносить новые предложения, корректировать свою работу, вести инновационную деятельность, экспериментировать с новыми материалами и т.д.

С другой же стороны, становится намного сложнее контролировать безопасность конструкций, которые сдаются в эксплуатацию. Это может привести к существенному ущербу не только имуществу, но также жизни и здоровью людей, которые будут проживать в новом здании. Этого нельзя допускать, так как стихийность в строительной отрасли может быть чревата существенными снижениями качества.

Но с другой стороны, это также показывает, насколько актуальна сегодня данная отрасль, насколько она выгодна для инвесторов, насколько она привлекательна для молодых компаний, которые выходят сегодня на рынок.

Государственный контроль

Государственный архитектурно-строительный контроль возник от необходимости контролировать действия молодых и развивающихся компаний, выходящих на строительный рынок. Вместе с этим, появилась и новая нормативно-правовая база, которая стала опорой для нового органа государственного контроля, призванного следить за всеми аспектами строительства.

Производят контроль в той или иной степени два органа:

  • Нормативной частью занимается министерство промышленности и энергетики.
  • Контролем занимается служба по технологическому надзору.

Производимый указанными выше организациями контроль в области строительства и архитектуры, распространяется на все стратегически важные объекты, которые могут иметь существенное значение не только для государственного, но и для муниципального уровня.

Объекты, которые подлежат контролю

Учитывая, что архитектура ― это отрасль, которая может непосредственно влиять на жизнь и здоровье людей, в ней осуществляются соответствующие работы, направленные на контроль состояния объектов строительства, а также на проверку их соответствия нормативам и правилам.

Однако под контроль попадают не все объекты. Есть целый список тех зданий и сооружений, которые в обязательном порядке должны проверяться органами гос. контроля:

  • Объекты жилищного строительства.
  • Гражданские объекты.
  • Промышленные и производственные объекты.
  • Объекты, относящиеся к военной индустрии.
  • Предприятия по стройматериалам.

Что касается предприятий, то контроль производится за всеми предприятиями, которые производят и реализуют строительные материалы. Государственные органы определяют, насколько материалы соответствуют установленным стандартам качества. Для этого проводятся специальные проверки и экспертизы.

Например, для того, чтобы определить, насколько производимый заводом кирпич соответствует стандартам, инспектор государственного надзора проверяет все его параметры, указанные в ГОСТе:

  • Размеры и массу (причём, делается выборка из нескольких партий для сравнения).
  • Свойства на сжатие, а также характеристики гибкости и прочности по установленным нормам.
  • Маркировка, упаковка, учёт партий, журналы испытаний, паспорта качества, сертификаты и т.д.

На самом деле, данный контроль нужен для того, чтобы удостовериться в том, что на рынок поступают правильные стройматериалы, которые не будут вредить здоровью людей, а также будут достаточно прочными для того, чтобы конструкция, которая будет из них возводиться, прослужила как можно дольше. Это позволяет строительным компаниям снять с себя ответственность за качество стройматериалов, которые они используют, при условии, что у материалов есть сертификаты и паспорта качества, а завод-изготовитель был проверен инспекцией.

Однако, это не значит, что строители могут использовать некачественные материалы. Они обязаны проверить каждую партию непосредственно перед использованием, чтобы убедиться в том, что материал соответствует заявленным требованиям и полностью удовлетворит заказчика.

ГАСК нужен не только для того, чтобы проверить, насколько правильно было построено здание. Он также контролирует все объекты, продающие и производящие материалы, которые будут использоваться в строительстве и капитальном ремонте. Это необходимая мера, которая также оправдана тем, что сегодня производство сконцентрировано у частных компаний, и на них не распространяются все нормы и многочисленные проверки, которые бывают на государственных предприятиях.

Функции и структура органов надзора

Учитывая, что контроль строительства является очень важно составной частью государственного контроля в отрасли, а также государственного управления, можно сказать, что главная функция надзора – это обеспечение нормальной жизни в обществе.

Выполняется данная функция посредством того, что производится контроль за многочисленными строительными и архитектурными объектами, а также за стройматериалами. Это позволяет гарантировать, что люди, использующие здания, могут быть уверены в их качестве и капитальности.

Контроль позволяет получить объективную информацию о состоянии отрасли, о том, как функционируют все компании, как производятся работы, и т.д. Это даёт некую обратную связь государству, которое может управлять отраслями хозяйствования, хотя и опосредованно.

Что касается функций, сегодня они в государстве распределены между несколькими организациями. Если ранее один орган и выдавал разрешения, и контролировал, и регламентировал работу, то сегодня этим занимаются разные службы.

Это сделано для того, чтобы люди не сталкивались со злоупотреблениями полномочиями, и могли намного проще проходить все процедуры. Одна служба выполняет сегодня прежде всего нормативную функцию, и лишь косвенно касается проверок и контроля. Вторая же служба исключительно проверяет и контролирует деятельность организаций.

Обе службы также подлежат контролю, который осуществляет правительство. Это позволяет избежать прямых контактов с обеими службами при проведении тех или иных работ. Все обращения проходят лишь с одной организацией, и это намного упрощает все процедуры.

Кроме того, существует три уровня контролирующих органов, каждый из которых участвует в проверках и контроле в рамках своих полномочий. Какой именно орган будет заниматься проверками, зависит от того, какой по значимости объект подлежит проверке. К примеру, объекты федерального значения проверяются федеральными органами, а местные строительства ― местными проверяющими.

Службы дифференцированы, и имеют различные функции и назначения. Однако все они не контактируют с людьми по одним и тем же вопросам. Так, каждый аспект деятельности будет обсуждаться с отдельным органом контроля, что намного проще и эффективней.

Служба технологического надзора, которая занимается практически всеми вопросами контроля за строительством и качеством материалов, выполняет такие две важнейшие функции:

  • Контроль выполнения нормативов. В данной ситуации рассматриваются вопросы, касающиеся технологической, промышленной безопасности. Контроль производится на многих этапах строительства – от проектирования до сдачи объекта. Проверяется как соответствие государственным стандартам и нормативам, так и проектной документации и технологическим требованиям проекта.
  • Контроль за действиями местных органов относительно градостроительства и регулировки строительной деятельности. Эта работа необходима для того, чтобы проверить, насколько местные органы власти додерживаются всех правил и требований, и как они выполняют свои функции.

Например, Москва ― это город, в котором федеральные органы будут проверять местные на предмет соответствия всем требованиям и всем регламентам работы. Кроме того, здесь будут проверяться и отдельные объекты строительства, которые так или иначе захватывают сферу интересов государственных служб.

Особенности организации контроля

Учитывая, что сегодня контроль не директивный, а компании на рынке сами решают, какими нормами им руководствоваться, насколько повышать качество выше стандартов, и т.д., то деятельность контролирующих органов ― учитывать частные интересы.

К примеру, инвесторы и сами могут обращаться в службы за проверками, и очень часто вынуждены играть по их правилам. На самом деле, порой это происходит в ущерб интересам государства, так как необходимо учитывать прежде всего интересы застройщика и ориентироваться на те нормативы, которыми он руководствовался. Однако нельзя допускать противоречий между интересами заказчика и законодательством. Расхождения могут быт исключительно в более благоприятную сторону.

Например, вполне допустимы любые улучшения, но нельзя допускать ухудшений по сравнению со стандартами, нормами и правилами. Строительство ― настолько специфическая сфера, что здесь нужно грамотно учитывать интересы всех сторон, но при этом выполнять главную функцию – обеспечение жизнедеятельности общества.

Также в отрасли постоянно совершенствуется законодательная база, которая вынуждена соответствовать современным реалиям строительного бизнеса и рынка. Особенно это касается вопросов землеустройства, подготовки проектной документации, нормативов и правил застройки, и т.д. Каждый отдельный вопрос требует пересмотрения, так как устаревшие нормы законов не соответствуют некоторым сегодняшним реалиям и требованиям рынка, необходимым ему для развития.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА

Г. МОСКВЫ

1998

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗРАБОТАНЫ ИГАСН Калашниковым Г.Н., Артеевым В.Г., Плетневой С.Б., Горькановым И.В.

МОСКВА

При разработке Перечня должны учитываться данные о (об): качестве применяемых материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, строительно-монтажных работ, отработанности и стабильности технологических процессов, наличии и состоянии средств технологического оснащения, средств измерений, уровне технологической дисциплины, объективности и эффективности производственного контроля.

Перечень должен охватывать объекты строительства в целом, их оборудование, конструкции и строительно-монтажные работы и др. К таким работам, например, относятся: разбивка осей зданий; устройство фундамента; работы по сооружению нулевого цикла; монтаж (возведение) этажа; устройство кровли; заполнение швов и зазоров; столярно-плотницкие работы; отделочные работы; подготовка поверхностей под окраску, оклейку обоями; монтаж внутренних сантехнических систем, вентиляции и кондиционирования; электротехнические работы; монтаж слаботочных систем; монтаж наружных, инженерных сетей; благоустройство прилегающей территории и т.д.

В Перечне указываются:

Объекты и последовательность контроля и приемки в технологическом цикле строительства:

Вид контроля (сплошной или выборочный);

Перечень технической документации, по которой должен осуществляться контроль.

1.3. Качество скрытых строительно-монтажных работ контролируется Инспекцией до закрытия их другими работами, после приемки их заказчиком и подрядчиком (при сплошном контроле).

Инспекция может проводить, с привлечением заказчика, выборочное вскрытие конструкции контролируемого объекта, с целью проверки качества слоев в многослойных конструкциях, правильности заполнения швов, стыков и т.д.

1.4. Контроль качества строительно-монтажных работ Инспекция осуществляет, как непосредственно, так и по результатам проводимого заказчиком и подрядчиком операционного и поэтапного приемочного контроля, отраженным в соответствующих документах (журналах, актах, ведомостях выполненных работ и др.), а также по результатам входного контроля и авторского надзора.

1.5. Организации обязаны обеспечить Инспекцию учтенной технической документацией.

1.6. Работа Инспекции по контролю качества объектов строительства проводится в следующих направлениях:

Контроль технической документации;

Контроль качества работ;

Приемка объектов строительства;

Контроль за соблюдением нормативно-технических документов;

Контроль за состоянием и применением средств измерений и соблюдением метрологических правил.

2. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1. Техническая документация должна быть учтенной, комплектной и утвержденной в установленном порядке.

2.2. При контроле проектной и технологической документации Инспекция, в общем случае, проверяет:

Наличие, комплектность и полноту документации для обеспечения строительного производства и контроля качества;

Соответствие примененного оборудования и изделий действующим каталогам, прейскурантам и номенклатуре;

Своевременность и полноту внедрения согласованных изменений документации на проверяемый объект;

Контроль наличия необходимой документации на рабочих местах и ее состояние.

3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

3.1. Контроль качества работ организуется с учетом структуры и характера строительного производства, требований - технической документации, уровня технологической дисциплины, эффективности производственного контроля, качества применяемых материалов, конструкций, изделий оборудования, путем проверки соответствия работ требованиям технической документации и должен охватывать все стадии технологического цикла строительного объекта.

3.2. Контроль качества работ проводится в форме:

Сплошной контроль;

Выборочный контроль.

3.3. Сплошной контроль осуществляется по Перечню обязательного контроля, разрабатываемому в соответствии с . настоящего приложения.

3.4. Выборочным контролем проверяются все стороны деятельности организаций по строительству объекта, не охваченные Перечнем обязательного контроля и приемки, в т.ч., правильность проведения входного контроля материалов, конструкций, изделий, оборудования и другой продукции, их хранение и запуск в строительное производство, соблюдение технологии, наличие на рабочих местах необходимой документации и ее состояние, соблюдение метрологических правил, работа строительных лабораторий , организация и эффективность производственного контроля и т. д.

3.5.Выборочный контроль:

Может быть плановым и внеплановым (инициативным). Последний производится по указанию руководителя Инспекции или по инициативе любого работника Инспекции;

Осуществляется на основании задания, выдаваемого руководителем Инспекции;

Рекомендуется планировать на месяц и на белее длительный период, указанием объектов и периодичности проверок. Планы выборочного контроля являются внутренними документами Инспекции и организации не сообщаются;

Проводится в присутствии производителя работ или другого должностного лица, непосредственно ответственного за проверяемую работу.

3.6. Инспекция осуществляет контроль за разработкой и реализацией мероприятий по устранению выявленных в процессе выборочного контроля недостатков.

3.7. Контроль качества строительно-монтажных работ Инспекция проводит по следующим направлениям:

Контроль правильности проведения входного контроля;

Контроль качества выполнения строительно-монтажных работ.

3.8. Материалы, конструкции, изделия, оборудование и другая получаемая продукция, используемая при строительстве объектов, должна пройти входной контроль.

Продукция, не прошедшая входной контроль, запускаться в строительное производство не должна.

Инспекция контролирует правильность проведения организациями входного контроля, в т.ч.:

Наличие документации на проведение входного контроля;

Организацию контроля и оформление документации по его результатам;

Запуск в производство продукции, соответствующей требованиям нормативно-технической документации;

Своевременность выдачи в производство продукции с ограниченным сроком хранения;

Контроль за устранением дефектов в продукции представителями предприятий-поставщиков;

Организацию учета и хранения продукции на складах и площадках для хранения, соблюдение, предусмотренных нормативно-технической документацией, условий хранения;

Отсутствие на приобъектных складах забракованной или с истекшими гарантийными сроками продукции;

Правильность клеймения и маркировки, наличие паспортов, сертификатов, ярлыков, этикеток и правильность их заполнения;

Своевременность отбора проб материалов для направления в строительную лабораторию;

Обеспечение более тщательного контроля вновь применяемых или вновь освоенных предприятиями-поставщиками видов продукции;

Наличие на продукции маркировки входного контроля;

Проверку соответствия контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования и измерительного инструмента, применяемых при входном контроле, требованиям метрологии, а также соответствия их классу точности и методам измерения, требованиям заводов-поставщиков проверяемой продукции;

3.9. При контроле качества строительно-монтажных работ Инспекция проверяет:

Наличие качество и состояние технической документации на производство работ;

Соблюдение технологического процесса строительства, контрольных операций в процессе строительства и обеспеченность их необходимым измерительным и испытательным оборудованием и инструментом;

Выполнение совместных, решений и мероприятий, а также предписаний Инспекции, выданных, в ходе строительства;

Правильность и полноту проведения индивидуальных испытаний и комплексного опробования смонтированного оборудования;

Технологическую оснащенность строительства оборудованием, оснасткой, средствами измерений и испытаний, обеспечивающими необходимую точность выполнения работ и контроля их состояния;

Внедрение прогрессивных методов производства работ и контроля их качества, обеспечивающих объективность контроля и снижающих трудозатраты;

Своевременность устранения недостатков в технической документации и производстве работ, выявленных при проверках.

При выявлении нарушений технологии строительства Инспекция ставит об этом в известность генерального подрядчика и заказчика.

3.10. Инспекцией ведется учет принятых объектов.

3.11. В Инспекции должен вестись учет и анализ информации о недостатках (дефектах) в принятых и находящихся в производстве объектах строительства по следующим источникам:

Претензиям, поступающим от эксплуатирующих организаций, а также от населения;

Отчетам специалистов организаций и Инспекции по результатам их выездов в эксплуатирующие организации и посещений жилых домов и других объектов социального назначения.

По имеющейся информации Инспекция:

Разрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий по совершенствованию; порядка и методов контроля за обеспечением и повышением качества строительства;

Разрабатывает и направляет организациям рекомендации по повышению качества строительства и контролирует их реализацию.

4. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

4.1. В Инспекции должен быть организован:

Контроль за внедрением и соблюдением организациями стандартов, строительных норм и правил, технических условий и других нормативных документов на принимаемые объекты, а также за разработкой, внедрением и соблюдением организациями нормативно-технических документов по волосам качества строительства;

Контроль за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий организуется в соответствии с руководящими документами по государственному надзору за стандартами и средствами измерений.

4.2. Инспекция должна добиваться устранения недостатков, выявляемых при контроле за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий и, при необходимости, применять к организациям соответствующие меры воздействиям;

4.3. Инспекция должна осуществлять контроль за работой подрядчиков по устранению причин возникновения дефектов, выявляемых в процессе строительства и эксплуатации.

Случайные статьи

Вверх