Чем интересна прогрессивная шкала налогообложения. Разница между плоской и прогрессивной шкалой налогообложения

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-381353-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-381353-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Большинство стран мира использует прогрессивные шкалы налогообложения личных доходов, то есть с ростом доходов налоговые ставки увеличиваются. Идея прогрессивного налога на личные доходы нашла поддержку экономистов различных направлений экономической науки. Большинство аргументов в пользу прогрессивного налога вытекает из экономической теории благосостояния (welfare economics).

Недостатки прогрессивного налогообложения

Основными аргументами против прогрессивного налогообложения доходов являются:

  • Прогрессивные налоги уменьшают сбережения. Лица с высокими доходами имеют низкую предельную склонность к потреблению. Уменьшение налогового давления приведет к росту сбережений, что будет стимулировать экономический рост;
  • Прогрессивные налоги уменьшают стимулы к труду. Если все большая часть доходов изымается через налоги, то нет смысла трудно работать;
  • Бегство «мозгов» и уход от налогообложения. Поскольку налоги на личные доходы не гармонизированы между странами, то лица будут стремиться получать доходы в странах с более низким ставкам налогообложения. К тому же, высокие налоговые ставки, также, могут стимулировать некоторых лиц избегать налогообложения, то есть получать доходы в теневом секторе экономики;
  • Справедливость репрезентативности. Против прогрессивного налогообложения часто используют плутократической риторику: если богатые платят больше налогов, то их голоса должны иметь больший вес при выборе.

Прогрессивный налог в мире

Для анализа прогрессивности личных налогов в развитых странах используют показатель прогрессивности. Все развитые страны имеют прогрессивную систему налогообложения (хотя степень прогрессивности существенно отличается между странами), что свидетельствует о том, что налоговая система является важным инструментом регулирования доходов населения в этих странах.

При налогообложении личных доходов может использоваться разное количество ставок. Большинство стран используют четыре-пять ставок налога, хотя может быть только одна (в случае пропорционального налогообложения), а в Люксембурге их насчитывается аж 16. В развитых странах прослеживается общая тенденция к уменьшению количества ставок. Исследования показывают, что уменьшение количества ставок не означает уменьшение перераспре- раздельного влияния налогов.

В 2015 году и последние 14 лет в России действует единая система взимания налогов. Применяется ставка 13%, причем она равна для граждан с любым уровнем дохода. Большинство же стран сегодня использует прогрессивное (иногда даже экстремальное) налогообложение, устанавливая градацию уровней доходов, и соответственно взимая НДФЛ.

Суть прогрессивного налогообложения

Налогообложение доходов граждан подоходным налогом применяется во всех развитых странах. Однако в подавляющем меньшинстве случаев ставка налога является фиксированной. Чаще же используется прогрессивный подоходный налог - взимание его осуществляется по ставке, размер которой напрямую зависит от величины дохода.

В настоящий момент в России применяется плоская (единая) шкала налогообложения. Фиксированная ставка в 13% для резидентов страны используется вне зависимости от размера прибыли, источников ее поступления и статуса плательщика.

Единая шкала сегодня существует в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. Прогрессивная шкала подоходного налога используется во многих европейских странах. Показательным примером выступает Франция: там действует экстремальное прогрессивное налогообложение.

С дохода граждан до 6000 евро (очень низкий уровень) налог не взимается вовсе. Наибольшая ставка 45% действует для доходов на уровне 150 тысяч - 1 миллион евро. С 2013 года 75-процентной ставкой облагаются доходы миллионеров с уровнем дохода выше 1 млн. в год. Вместо планируемого покрытия дефицита бюджета такой шаг правительства привел к оттоку капиталов из страны.

В Великобритании размер ставки колеблется на уровне 14-45%. Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции. В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов - США - 10%, Китай - 5%.

Плюсы и минусы

Плоская шкала налогообложения действует в РФ с 2001 года со ставкой 13%. Повышенная 35-процентная ставка применяется исключительно для нерезидентов. И, тем не менее, все последние десятилетия регулярно возникает вопрос о введении прогрессивной ставки подоходного налога в РФ.

Предполагается, что от такого нововведения выиграют почти все:

  • В первую очередь наполнится бюджет и как минимум в большей части будет покрыт его дефицит. Однако опыт Франции говорит о том, что далеко не все так однозначно.
  • Стабилизация региональных бюджетов. Многие налоги и сборы, которые ранее перечислялись полностью или частично в местную казну, в последние годы стали поступать в полном объеме в государственный бюджет (например, налог на добычу полезных ископаемых). Наметилась тенденция нехватки денег «на местах», которую позволили бы решить увеличенные налоговые поступления.
  • Установление социальной справедливости. Только за два года - 2005-2007 - в три раза увеличилось количество российских миллионеров. А в кризисный 2008 год в 2 с лишним раза выросло число рублевых миллиардеров. Единая ставка НДФЛ, естественно, вызывает недовольство, поскольку те же 13% налогоплательщики перечисляют с дохода в 20 тысяч рублей и 2 млн. рублей в общем порядке.

Но есть и минусы возможного введения прогрессивной шкалы:

  • обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов - налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;
  • уклонение от налогов, возврат к серым зарплатам и теневому бизнесу;
  • увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Возможно ли введение прогрессивной шкалы в России?

В этом году депутатами Госдумы было внесено предложение о введении прогрессивного подоходного налога и в России. Предлагается следующее:

  • установление прежнего размера ставки в 13% для доходов, не превышающих отметку в 24 миллиона рублей за 12 месяцев;
  • для доходов, превысивших эту отметку, предлагается использовать ставку в 25%;
  • при «заработке» 100-200 миллионов в год ставка составит 35%;
  • если же доходы превысили 200 миллионов рублей, ставка будет равна 50%, то есть половине всей прибыли гражданина.

О справедливости и целесообразности планируемых нововведений не утихают споры. Предполагается, что применение такой прогрессивной системы позволит прибыль крупных организаций и предприятий направлять на их же развитие и модернизацию, а не на личностное обогащение фактических руководителей.

Однако есть и пессимистические прогнозы. Например, самые состоятельные граждане РФ, выплачивающие, как и все прочие налогоплательщики, сборы по месту работы, могут просто зарегистрировать компании в другой юрисдикции, где налогообложение не заставит их «уполовинить» прибыль.

Нужно или нет в России прогрессивное налогообложение - вопрос спорный. Еще сейчас, на этапе обсуждения законопроекта, необходимо четко спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена. Положительные моменты очевидны - сглаживание социальной диспропорции в доходах наиболее богатых и самых бедных россиян. Но и минусов немало: уход доходов в тень или за рубеж, возобновление выплат заработных плат «в конвертах».

Российское правительство задумалось о введении после 2018 года прогрессивной шкалы налогообложения. Что это означает на практике и кого может коснуться?

Сейчас в России действует так называемся плоская шкала налогообложения доходов физических лиц. 13% от своего дохода (в основном зарплаты) отчисляют все россияне, независимо от его уровня. Прогрессивная же система предполагает, что % отчислений устанавливается в зависимости от уровня дохода гражданина. В теории бедные при такой системе не должны платить ничего, средний класс платит среднюю ставку, а богатые несут повышенную налоговую нагрузку. Сулит ли российскому бюджету значительное пополнение при введении прогрессивной шкалы? Маловероятно, скорее эффект будет обратным.

Прогрессивное налогообложение уже работало в нашей стране до 2000 года, и работало оно, мягко говоря, не очень хорошо. Тогда массовой была практика выдачи зарплаты «в конверте». Согласно данным статистики, после введения плоской шкалы в 13%, налоговые поступления в бюджет выросли в течение 1 года почти в 2 раза. С той же быстротой, доходы граждан можно загнать обратно «в тень» и уменьшить поступления денег в бюджет.

Если кажется, что прогрессивная шкала коснется только класса миллиардеров, то это не так. Обложив дополнительным налогом даже 1000 очень богатых людей, сколько-нибудь значительных денег бюджет все равно не получит. При этом у богатых всегда есть возможности увести доход в , чего обычный гражданин сделать не сможет из-за высокого входного порога.

Для того, чтобы покрыть 3 трлн. дефицит , налоги придется увеличить для миллионов граждан. Таким образом, велика вероятность появления теневой экономики по аналогии с 90 годами. Если, по признанию чиновников, в стране уже сейчас 20 млн. трудоспособного населения занимаются «неизвестно чем» (в переводе с чиновничьего — не платят налоги), то эта цифра легко может вырасти в 2-3 раза. Учитывая текущую общую налоговую нагрузку, постоянный рост акцизов и расходов на ЖКХ, появившиеся взносы на кап. ремонт, увеличение в разы налога на имущество и не останавливающееся снижение покупательной способности населения, результат кажется предсказуемым и закономерным.

25% своей зарплаты россияне тратят на оплату коммунальных услуг, 38% — на еду, 14% — на транспорт, 12% — на одежду и обувь. На медицину, образование, отдых и развлечения остаются 11%. Простыми словами, введение прогрессивной шкалы для считанного количества человек практически ничего не даст бюджету, а распространение ее на широкие слои масс чревато еще большим ухудшением их материального положения, связанным уже с вопросами фактического выживания. Наказанием за уход в «серую» зону в этом случае будет уже никого не испугать.

Что имеют в виду, когда говорят о прогрессивной налоговой системе? В редких случаях под ней подразумевается передовая система налогообложения, принятая в той или иной стране или предлагаемая для введения и которая может рассматриваться как образец дальнейшего развития налоговых систем. Как правило все же, прогрессивная система предполагает лишь особый порядок исчисления налогов и сборов, а именно, рост налоговой нагрузки по мере увеличения облагаемой налогом базы.

Прогрессивная ставка налога это…

В основе прогрессивного налогообложения положен принцип, согласно которому чем выше облагаемый доход, тем по более высокой ставке он должен облагаться.

Соответственно, прогрессивная налоговая ставка – это такая ставка налога, которая возрастает по мере увеличения облагаемой базы.

К примеру, до введения в действие с 01.01.2001 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ вопросы исчисления и уплаты налога с доходов физлиц регулировались Законом РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» . Указанным Законом предусматривалось удержание НДФЛ с применением прогрессивной ставки. Так, ст. 6 последней действовавшей редакции указанного Закона предусматривала такие ставки НДФЛ:

Прогрессивное налогообложение в России

В России вопрос о возвращении к прогрессивной шкале налогообложения доходов физлиц периодически возникает. Необходимость введения прогрессивной ставки объясняется потребностью пополнения доходной части бюджета. Противники говорят о риске ухода доходов «в тень».

В любом случае, Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов не предусматривают введение в ближайшее время прогрессивной ставки налогообложения доходов физлиц (Письмо Минфина от 25.01.2016 № 03-04-05/2540).

Элементы прогрессивного налогообложения можно усмотреть, к примеру, в транспортном налоге, по которому налоговая ставка растет по мере увеличения физического показателя объекта налогообложения (к примеру, по мере увеличения мощности двигателя). Но это не прогрессивное налогообложение в чистом виде. Прогрессивная ставка должна предусматривать увеличение налоговой нагрузки при росте показателей в отношении одного и того же объекта.

В целом прогрессивное налогообложение в РФ не применяется. А по отдельным видам обязательных платежей в бюджет усматриваются скорее даже регрессивные ставки. К примеру, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2017 году в общем случае исчисляются по ставке 22%, а с суммы облагаемых выплат, которая превышает 876 000 рублей, страховые взносы исчисляются уже по ставке 10% (

Сегодня мы поговорим о том, что такое прогрессивная шкала налогообложения, а также ознакомимся с ее ключевыми особенностями. В отечественных СМИ все чаще начинает проскальзывать информация о том, что из-за довольно непростой ситуации в экономике, которая была вызвана нестабильностью на нефтяном рынке и санкциями, введенными против РФ, отечественное правительство задумывается о введении прогрессивной методики начисления налогов. Таким образом, правительство планирует привлечь в бюджет дополнительные средства за счет людей с высоким уровнем доходов.

Прогрессивная шкала налогообложения. История появления

Впервые подобный метод начисления налогов был применен в Российской империи во время первой мировой войны. После введения этого закона граждане российской империи обязаны были оплачивать налоговые сборы в размере от 7 до 12% от размера получаемого дохода.

Система сбора налогов в нашем государстве изменялась множества раз. При этом в результате пересмотра налоговые ставки как уменьшались, так и увеличивались. В 1998 году был принят прогрессивный метод начисления налогов, который предполагал выплаты сборов в размере от 12 до 30 процентов в зависимости от уровня дохода.

В 2001 году с целью вывода отечественного бизнеса из тени была введена новая система налогообложения, которая разделяла всех налогоплательщиков на две группы:

  1. Резиденты.
  2. Нерезиденты.

Согласно новым правилам была введена единая для всех налогоплательщиков ставка в размере 13% от полученного дохода. При этом отдельно оговоренные виды дохода, такие как выигрыши в лотерею и т.д., облагались особой налоговой ставкой в размере 35%. Также принятый закон оговаривал перечень доходов, таких как стипендия, алименты, пенсионные выплаты, разнообразные пособия, которые вообще не облагались подоходным .

Первые несколько лет после принятия этой системы налогообложения наблюдался довольно серьезный рост поступлений в государственный бюджет. Подобная система налогообложения, по сути, стала особым конкурентным преимуществом нашего государства.

Среди причин, которые позволили добиться увеличения поступлений в государственный бюджет после введения плоской системы налогообложений, отдельного упоминания заслуживают следующие:

  1. Размер подоходного налога для граждан с относительно небольшими доходами вырос на 1%(с 12 до 13%).
  2. Произошла отмена целого ряда льгот для сотрудников силовых органов, судей, а также военнослужащих, что привело к серьезному увеличению числа налогоплательщиков. Количество налогоплательщиков в то время увеличилось примерно на 1 миллион человек.
  3. Одновременно с внедрением плоской системы оплаты подоходного налога были снижены ставки НДС и налога на полученную прибыль, благодаря чему у бизнеса появилась возможность увеличить заработные платы наемным работникам.
  4. Благодаря росту цены на нефть, который наблюдался в двухтысячных годах, росли доходы населения.


Ситуация с налогообложением в мире

В настоящее время плоскую шкалу начисления налогов применяют лишь в бедных европейских странах, таких как Румыния, Болгария и т.д., а также в государствах СНГ. В большинстве же развитых стран применяется именно прогрессивный метод, согласно которому размер подоходного налога может составлять от 5,5 до 75%.

В качестве примера можно привести Францию, в которой размер рассматриваемых налоговых сборов рассчитывается по прогрессивной шкале и составляет от 5,5 до 75%. Кроме того, предусмотрен минимальный доход, который не облагается налогом. Жители Франции, чей доход не превышает 6011 в год, освобождены от налоговых сборов.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения в РФ

Так как текущая шкалы налогообложения в РФ была вынужденной мерой, основной целью которой являлся вывод доходов бизнеса из тени, в настоящее время многие отечественные политики выступают за возврат к прогрессивной шкале сбора подходного налога. Важно упомянуть довольно нашумевший законопроект, который в 2016 году внесли на рассмотрение государственной думе представители ЛДПР. Согласно этому закону граждане РФ, годовой доход которых превышает 180 000 рублей, будут освобождены от уплаты подоходного налога.

При годовом доходе от 180 тысяч до 2,4 миллионов рублей гражданин должен будет выплачивать налоговые сборы в размере 13%. Если же доход налогоплательщика превышает 2,4 миллиона рублей, то размер подоходного налога будет составлять 30%, кроме того, он должен будет совершить дополнительную выплату в размере 289 тысяч рублей. Несмотря на то, что этот законопроект так и не был рассмотрен, можно смело говорить о том, что существующая система налоговых сборов в РФ будет изменена. Как именно система будет внедрена взамен существующей, мы узнаем не раньше 2019 года.

Случайные статьи

Вверх