Регионы Европы. Экономическое объединение европейских стран

Один из наиболее густонаселенных и экономически освоенных регионов мира. На ее сравнительно небольшой территории (5,1 млн кв. км ) живет более 500 млн человек , или около 9% населения мира. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

Выгодное экономико - географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);

Хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность населения Зарубежной Европы 100 человек на 1 кв. км., велик приток иммигрантов из других регионов мира);

Благоприятные природные условия (компактность территории, расчлененность береговой линии морями и заливами, преобладающий равнинный рельеф, морской, умеренно континентальный и субтропический климат);

Высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);

Развитие интеграционных процессов между странами региона (интеграционные процессы привели к формированию в рамках 27 государств - членов ЕС и ЕАСТ Европейского экономического пространства, в пределах которого установлены свобода движения товаров, услуг, капитала, людей, единая денежная система и ряд других благоприятных условий для функционирования экономики).

Зарубежную Европу образуют 40 суверенных государств.

В социально - экономическом отношении государства Зарубежной Европы делятся на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой . Государства Западной Европы (всего 24 страны с населением около 370 млн человек) по величине ВВП на душу населения относятся к числу ведущих в мире (занимают среди стран мира места со 2-го по 44-е). Особенно высоким уровнем экономического развития отличаются ФРГ , Франция , Италия и Великобритания , по мировой классификации - крупные промышленно развитые страны (входят в "большую семерку" стран мира). Прочие государства Западной Европы относятся к малым промышленно развитым странам мира. Страны Восточной Европы (всего 16 стран с населением более 130 млн человек) осуществляют переход от цетрализованно планируемой экономики к рыночной системе хозяйства. Среднедушевой ВВП в странах Восточной Европы в два-три раза меньше, чем в странах Западной Европы.

Существенны различия между странами региона в структуре и специализации хозяйства. Например, в экономике ФРГ и Великобритании резко преобладает промышленность, в Италии, Греции и Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, а в Монако, Сан-Марино, Андорре и Лихтенштейне доминирует сфера услуг.

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия - христианство. Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занята в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы). Размещение населения определяется в основном географией городов (уровень урбанизации в странах региона 70-90%).

Природно - ресурсные предпосылки развития, ведущие отрасли промышленности.

Природные ресурсы Зарубежной Европы довольно разнообразны, но запасы многих из них невелики.

Большое хозяйственное значение имеют нефть и природный газ (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Румыния), каменный и бурый уголь (Рурский и Саарский бассейны в ФРГ, Верхне-Силезский в Польше, Северо-Чешский и Остравско-Кавринский в Чехии), железные руды (Лотарингский бассейн во Франции и бассейн Кируна в Швеции), бокситы (Греция, Франция, Венгрия), свинцово -цинковые (Ирландия, ФРГ, Италия), медные (ФРГ), и урановые (Франция, ФРГ, Швеция) руды , калийные соли (Франция, ФРГ, Польша).

Велики запасы ценных строительных материалов : гранитов и кварцитов (Финляндия, Швеция), мрамора (Италия, Греция), древесины ценных хвойных пород (страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и Финляндия).

В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает зависимость промышленности от импорта минерального сырья.

Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность . Ведущая отрасль промышленности - машиностроение. Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты переработки нефти, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая . Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная - также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность , ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в своем регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства.

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои портебности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства . Растениеводство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Великобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака , орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сельскохозяйственной специализации .

Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной , Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве. В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры.

Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт . Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Стокгольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др.), велико значение внутренних водных путей (особенно выделяются реки Рейн и Дунай). Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София -Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины. Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет 250 - 300 млн тонн в год.

Вступление.................................................................................................................................... 3

Общая характеристика зарубежной Европы.............................................................................. 3

1. Территория, границы, положение........................................................................................... 3

2. Природные условия и ресурсы................................................................................................ 4

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация................. 5

4. Хозяйство: место в мире, различия между странами............................................................ 7

5. Промышленность: главные отрасли....................................................................................... 8

6. Сельское хозяйство: три главных типа................................................................................ 11

7. Транспорт: главные магистрали и узлы............................................................................... 13

8. Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры.................... 14

9. Отдых и туризм: главный туристский регион мира........................................................... 14

Вступление

Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа занимает территорию в 5,1 млн. км 2 с населением 500 млн. человек (1995 г.). Здесь расположены около 40 суверенных государств, связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Зарубежная Европа - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя, как вы уже знаете, эпоха «европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Общая характеристика зарубежной Европы

1. Территория, границы, положение.

Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км, а с запада на восток более чем на 3 тыс. км. Среди европейских стран есть более и менее крупные, но в большинстве своем они сравнительно невелики.

Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами.

Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной «проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной - на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» - так можно сказать про каждую из них.

Политическая карта региона на протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды: после первой и второй мировых войн и в последние годы (объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы).

В зарубежной Европе представлены как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства.

2. Природные условия и ресурсы.

Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Однако их состав в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно различается.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам.

Среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рурский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносных - Североморский, среди железорудных - Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции.

В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах.

Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

Природные предпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резервы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает. Поэтому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продолжают наступление на прибрежные участки морей.

В Нидерландах на протяжении многих столетий с помощью дамб и плотин у моря отвоевана почти 1/3 всей территории страны.

Недаром здесь существует поговорка: «Бог создал землю, а голландцы - Голландию». Завершается осушение озера Эйсселмер, бывшего ранее морским заливом, и осуществление так называемого «Дельта-плана», предусматривающего полную защиту побережья.

Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге - в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании.

Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти».

Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 - 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временньк гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма - Ватикан.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы ~ очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Согласно прогнозам уровень урбанизации в регионе к концу XX в. может возрасти до 85%.

4. Хозяйство: место в мире, различия между странами.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах.

5. Промышленность: главные отрасли.

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение- ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации.

В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения - район Бирмингема, текстильного машиностроения - район Манчестера, судостроения - район Глазго.

Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы - столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.

Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 (см. рисунок 51). На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС - 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии - 11 млрд. кВт ч в год.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината - «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.

Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность - более 10 млн. т стали в год.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше , Югославии.

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

6. Сельское хозяйство: три главных типа.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. После второй мировой войны в их аграрном строе, в системеземлевладения и землепользования произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южноевропейский.

Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления а также свиноводства и птицеводства.

Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно уже давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Недаром ее нередко называют «молочной фермой» Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда (который с древнейших времен служит символом плодородия и изобилия), оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный «сад Европы».

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.

Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

7. Транспорт: главные магистрали и узлы.

Региональная транспортная система региона относится в основном кзападноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50 - 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 - 300 млн. т грузов в год. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн - Майн - Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен значительно возрасти.

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них - Роттердам.

Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 - 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазо-проводами.

Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в Париж», либо многоцентровую, как, например, в ФРГ.

8. Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры.

По примеру «Силиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария:

в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны - Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

9. Отдых и туризм: главный туристский регион мира.

Как вы уже знаете, зарубежная Европа - главный район международного туризма. «Рекордсмен мира» по туризму - Франция, которую ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристе – корекреационные районы двух типов - приморские и горные.

Главный район приморского туризма - Средиземноморье, которое ежегодно посещают от 100 до 150 млн. человек. Особенно популярны побережье Лагурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье Адриатического моря в Хорватии, побережье Испании, Балеарские острова.

Главный район горного туризма - Альпы. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний - для занятия горнолыжным спортом, верхний - для альпинизма.

Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» - достопримечательности ее городов. Своеобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид (см. рисунок 55), где в июле - августе местных жителей, наверное, меньше, чем приезжих. Множество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах.

10. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: преодоление угрозы.

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории

природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем.

Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии «зеленых», ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий.

Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии.

В 80-х гг. в Польше были выделены 27 ареалов повышенной экологической опасности, в которых живет 35% населения страны. Старинный город Краков, в котором расположен крупнейший в Польше металлургический комбинат, был объявлен местом экологического бедствия.

В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

Большая административная карта Европы.

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.
1) ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу;
- приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей.
2) География природных ресурсов:

Карта промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные;

Гидроэнергетические ресурсы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

3) География и характеристики населения:

Зарубежная Европа является главным мировым очагомтрудовой иммиграции;

Подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье;

Уровень урбанизации один из самых высоких в мире.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Европа - один из наиболее густо населенных регионов мира м населением свыше 100 человек на 1 кв.км. Размещение населения, прежде всего определяется географическим положением городов. В Зарубежной Европе преобладает западноевропейский тип города. Экономическую мощь региона составляют в первую очередь четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Зпада - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Ориентировано машиностроение прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Но например, в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение рассредоточено.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства и его типы.

Главные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животрноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложилось три типа с/х:

Североевропейский (преобладание молочного животноводства) распространен в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании;

Среднеевропейский (преобладание молочного и молочно-мясного животноводства);

Южноевропейский (преобладание растениеводства) распространен в Южной Европе.

5. Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. Очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Конфигурация сухопутной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.
Основной чертой расселения населения и хозяйства является их близкое расположение по отношению к "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европпы" - линия Рейн - Рона. В границах это "оси" живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 кв. км и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные регионы.
7. Субрегионы зарубежной Европы.
Существует два подхода к выделению субрегионов зарубежной Европы:
1) При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу;
2) Принято подразделять зарубежную Европу на 4 субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу.
8. ФРГ как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия.

ФРГ- самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ - это ее центральность. По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно-территориального устройства - федеративное гос-во, состоящее из 16 исторических земель. Это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы, но это и страна с очень сложной демографической ситуацией. ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированых стран мира. Эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций.

Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике. Урок обобщения по этой теме был проведен в 10 классах. На уроке обобщающего повторения учащиеся не только закрепили имеющиеся знания, но и приобрели новые в результате обобщения и переосмысления ранее полученных. Поэтому на уроке обобщающего повторения большую роль играли задания, направляющие школьников на применение знаний в новой учебной ситуации. Основное время на этом уроке отводилось обсуждению вопросов о народном хозяйстве Зарубежной Европы и итогам самостоятельных работ учащихся. К обобщающему уроку учащиеся подготовили творческие работы – презентации о мировой культуре народов и странах Зарубежной Европы.

Уроки обобщающего повторения повышают эффективность обучения, позволяют в большей мере активизировать познавательную деятельность школьников.

Тема. Обобщение и закрепление по теме “Зарубежная Европа”.

Цель. Обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме, развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, воспитывать основы географической культуры и мировоззрения.

Оборудование. Политическая карта мира, экономическая карта Зарубежной Европы, репродукции картин известных зарубежных художников: Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, Рафаэль “Сикстинская Мадонна”, Диего Веласкес “Пряхи”, “Менины”, Клод Лорен “Пейзаж с Аполлоном и Меркурием”, музыкальные произведения европейских композиторов, презентации о странах Зарубежной Европы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы обобщим и закрепим знания о странах Зарубежной Европы. Начнем с разминки.

2. Географическая разминка.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона в первую очередь – страны “Большой Семерки”.

Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Назовите и покажите страны, имеющие наибольший экономический вес, их экономика достигла высокого уровня, специализируется в отраслях, завоевавших европейское или мировое признание (Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция.)

– Сколько государств расположены в Зарубежной Европе? (В настоящее время на территории Европы находится 40 суверенных, экономически развитых государств – монархии и республики, унитарные и федеративные государства. Имеется одна колониальная территория, принадлежащая Великобритании – Гибралтар.

Что вы можете сказать о демографической ситуации стран Зарубежной Европы? (Демографическая ситуация сложная, 1 тип воспроизводства населения, суженая половозрастная пирамида, растет доля пожилых людей, в некоторых странах, например, в Германии, возрастает смертность за счет пожилых людей.)

Что такое урбанизация? Какими чертами она обладает?

Урбанизацией (от латинского слова город) называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран. Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Вторая черта – концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах. Третья черта – “расползание” городов, расширение их территорий.

Назовите высоко урбанизированные районы – городские агломерации?

Количество агломераций здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Крупнейшие – Лондонская, Парижская и Рейно-Рурская. В последние годы усиливается процесс субурбанизации.

Назовите средней % урбанизированности Зарубежной Европы? (Уровень урбанизации – один из самых высоких в мире: в Бельгии- 97%, Исландии- 91%, Нидерландах – 89%, в Дании и Германии – по 86%, Швеции – 83%, Франции- 73 %)

Кто такие “гастарбайтеры”?

Европа мировой очаг трудовой миграции. Страны Зарубежной Европы ежегодно принимаю т 12-13 млн. иностранных рабочих-гастарбайтеров.

Из каких стран Европа принимает рабочих?

Высокоразвитые страны ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария и другие принимают рабочих из Индии, Пакистана, Африки, из других стран Южной Европы: Португалии, Испании, Италии и других.

3. Работа в группах.

Обобщение знаний об отраслях промышленности.

Ребята заранее распределились на группы. Группам дается следующие задания.

1 группа. Охарактеризуйте природные ресурсы стран Зарубежной Европы.

Минеральные ресурсы Европы сильно истощены, поэтому обеспеченность ими невысока. На севере имеются рудные полезные ископаемые, связанные балтийским щитом, и топливные, образовавшиеся в мощном осадочном чехле древней платформы, на юге в молодой складчатой зоне обнаружены полезные ископаемые как магматического, так и осадочного происхождения. Крупнейшие нефтегазовые провинции разведаны на шельфе Северного моря (осваиваются в основном Великобританией и Норвегией), на побережье Нидерландов, а также в Италии и Румынии. Угольные месторождения разрабатываются в Германии, Великобритании, Польше, Чехии, Франции, Венгрии, Румынии, Испании, Болгарии. Железорудные месторождения – в Швеции, Франции, Норвегии, Испании. Цветными металлами Европа не богата. Имеются месторождения медной руды в Польше, Португалии, Швеции, Югославии, Румынии, алюминиевых руд в Греции, Венгрии, Франции. Большие запасы солей есть в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, Последняя также богата серой и серебром.

Гидроэнергоресурсы значительны в районах Альпийских, Скандинавских, Динарских, Балканских и Карпатских гор. Обеспеченность водными ресурсами недостаточная, за исключением Скандинавии, Альпийских и Балканских территорий. Кроме того многие реки сильно загрязнены. В структуре земельного фонда большую долю составляют обрабатываемые земли, хотя обеспеченность пашней на душу населения ниже среднемирового показателя. Резервов для расширения земель практически нет, поэтому некоторые государства, а первую очередь Нидерланды, “отвоевывают” территорию у моря. Крупными лесными ресурсами обладают Швеция и Финляндия.

2 группа. Дайте полную характеристику электроэнергетики стран.

Электроэнергетика стран Европы представлена тремя видами электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС. Электроэнергия преимущественно вырабатывается на ТЭС в Польше, Чехии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, на ГЭС – в Норвегии, Швеции, Швейцарии, на АЭС – в Франции, Бельгии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии. Геотермальные электростанции работают в Италии, Исландии.

3 группа. Охарактеризуйте черную металлургию стран Зарубежной Европы.

Металлургическая промышленность – старейшая отрасль, сформировалась в районах добычи топлива и железорудного сырья: в Германии (Рур и Саар), Великобритании, во Франции (Лотарингия), в Испании (Авилес), Бельгия (Льеж), Люксембурге, Польше (Верхняя Силезия), Чехии (Остравско-Карбинский район). Позже отрасль переориентировалась на привозном сырье и начала перемещаться в морские порты – Таранто (Италия), Дюнкерк (Франция), Бремен (Германия), или ближе к границам бывшего СССР – Галац (Румыния). В настоящее время взят курс на строительство мини заводов. Крупнейшими производителями сегодня являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, причем везде наблюдается падение или стабилизация объемов производства в связи с политикой ресурсосбережения.

4 группа. Охарактеризуйте цветную металлургию, алюминиевую промышленность стран Зарубежной Европы.

Алюминиевая промышленность развивается в странах имеющих свое сырье: это Франция, Италия, Венгрия, Румыния. Алюминиевая промышленность одна из самых энергоемких отраслей мирового хозяйства. Поэтому она развивается в странах, имеющих дешевую электроэнергию. Норвегия, Швеция, Австрия, Германия обладают высоким гидропотенциалом и, следовательно, дешевой электроэнергией. Лидеры в производстве алюминия – Германия, Норвегия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды. В последнее время отрасль все больше ориентируется на импортное сырье. Так, Франция за последние 25 лет сократила добычу бокситов в 20 раз, а по выплавке алюминия занимает третье место в Европе.

5 группа. Охарактеризуйте медную промышленность стран.

Медная промышленность ориентирована на собственное и импортное сырье. Лидеры в производстве меди – Германия, Италия, Бельгия, Польша.

6 группа. Дайте полную характеристику развития машиностроения.

Машиностроение – ведущая отрасль промышленности Западной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1\3 всей промышленной продукции региона и 2\3 его экспорта. Особенно популярны следующие марки автомобилей: “рено” (Франция), “фольксваген” и “мерседес” (Федеративная Республика Германи), ФИАТ (“Фабрика итальяна аутомобиле Торино), “вольво” (Швеция), “Татра” (Чехия), автобус “Икарус” (Венгрия) и другие. В Великобритании, Бельгии, Испании работают заводы компании “Форд-мотор”. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

7 группа. Характеристика легкой промышленности стран.

Легкая промышленность утратила свое былое значение. Основные центры отрасли смещаются из северных районов (Великобритания, Франция, Бельгия) в южные, где больше дешевой рабочий силы. Португалия стала крупнейшим центром швейной промышленности, Италия – кожевенно – обувной, Греция- меховой.

8 группа. Какие три типа ведения сельского хозяйства развиты в странах Зарубежной Европы.

Европа полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и заинтересована во внешних рынках сбыта. После второй мировой войны произошел переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма, хотя на юге преобладают помещичье землевладение. Для стран Северной Европы характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве – кормовых культур. Рыболовство стало отраслью международной специализации Исландии, Норвегии, Дании. В Центральной Европе преобладает молочное и молочно-мясное животноводство, а также свиноводство и птицеводство. Растениеводство удовлетворяет потребности населения в продовольствии и обеспечивает животноводство кормовыми культурами. В Южной Европе преобладает растениеводство, наряду с зерновыми культурами здесь выращиваются цитрусовые, виноград, оливки, миндаль, табак, эфироносные культуры.

9 группа. Экологическая ситуация стран Зарубежной Европы.

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии “зеленых”, ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и охраняемых территорий. Все это привело к первым положительным результатам, но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии. В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

10 группа. Экономическая интеграция в странах. Внешние экономические связи России со странами Зарубежной Европы.

Экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы направлена на решение следующих задач: формирование территорий активных интеграционных процессов, формирование единой транспортной системы, развитие крупных портовых комплексов, усиление хозяйственных связей в приграничных районах (создание предприятий в соседних странах и развитие пограничных маятниковых миграций), развитие приоритетных сфер сотрудничества: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и других отраслей.

Доля промышленно развитых государств во внешней торговле России в 2002 году составила 54 %, доля стран Центральной и Восточной Европы и странами Прибалтики -16 %, со странами СНГ- 17 %, и развивающими странами- 13 %. В 2002 году в общем объеме экспорта товаров Российской Федерации на долю Германии приходилось 7,6 %, Нидерландов- 6,8%, Китая – 6,4 %, США – 3,8, Великобритании -3,6, Польши- 3,5 %. В импорте преобладали поставки из Германии – 14,3 % , США – 6,4% , Китая -5,2 %, Италии – 4,8 %, Испании- 4,8 %, Франции – 4,1 %, Финляндии -3,1 %. Роль России в расширении и укреплении экономических связей со странами Зарубежной Европы все более усиливается.

4. Заслушивание ответов учащихся.

Самооценка и взаимооценка работы школьников.

5. Физминутка.

Слушание музыкальных произведений композиторов Зарубежной Европы.

6. Назовите имена известных художников Италии, Франции, Испании и других стран.

В Италии работали великие мастера ренессансной культуры-Эпохи Высокого Возрождения-Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Гениальный художник и разносторонний ученый, да Винчи считал своим призванием вовсе не искусство и даже науку – его увлекал сам процесс познания. Он оставил в наследство человечеству множество гениальных мыслей: от близкой к современным теории кровообращения до принципиальной схемы вертолета, но не пытался реализовать что – либо из своих открытий – просто загадывал загадки будущим поколениям. Творческая биография Леонардо да Винчи – сплошная череда неоконченных проектов. От его многолетних трудов осталось лишь несколько картин, но и они составили ему мировую славу. Картина “Мона Лиза” – возвышенный гимн человеку, прекрасному и сложному, как Вселенная.

Творчество Рафаэля следует признать ярчайшим и законченным выражением всей эпохи Ренессанса. Перед вами самое известное произведение Рафаэля: алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце – Сикстинская Мадонна.

Известный испанский художник Диего Веласкес создал загадочные картины “Менины”, “Пряхи”.

В картине “Пейзаж с Аполлоном и Меркурием” французский художник Клод Лорен описал особый тип пейзажа – идиллию, в котором преобладало личное настроение художника.

7.

А какая у вас мечта, которую вы хотите осуществить после окончания школы? (получить хорошее образование, хорошо оплачиваемую работу)

Посмотрим где можно получить хорошее образование. Показ презентаций учащихся о Великобритании, Франции, Германии, Италии.

8. Итог урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

Литература.

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005 .
  2. Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плицеский Е.Л. Социально-экономическая география России, справочное пособие. М. Дрофа, “Издательства ДИК”, 2004.
  4. Толмачева Е.В. География 10 класс. Издательство “Учитель – АСТ” 2000.
  5. Баринова И.И, Горбанев В.А, Душина И.В. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.

Население Западной Европы составляет более 300 млн. человек.

Большинство населения принадлежит индоевропейской языковой семье, причем север региона заселен представителями германской языковой группы (немцы, голландцы, шведы, англичане и др.), а юг - романской группы (итальянцы, французы, испанцы и др.).

Во всех странах Западной Европы господствующей религией остается христианство, при этом в северных странах преобладает протестантство, в южных - .

Демографическая ситуация характеризуется низким и низким (в некоторых странах он равен нулю или отрицательный), общие тенденции «старение» населения. В последние годы особенно ярко снижение естественного прироста выражено в Германии, Италии, Греции, Испании.

В настоящее время Западная Европа является регионом трудовой эмиграции из стран Северной , Центральной Америки, и . Главные страны эмиграции: Франция, Великобритания, .

Западная Европа - самый урбанизированный регион мира. Доля городского населения в Великобритании, Нидерландах превышает 80%. Характерной чертой Западной Европы можно назвать концентрацию населения в больших городах. Здесь расположено около 40 городов - миллионеров. Крупнейшие городские агломерации - Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская.

Западная Европа является центром . Она занимает лидирующие позиции по объемам промышленного и производства. Здесь производится около 1/3 промышленной продукции всех . В мировой торговле на нее приходится около половины суммированного товарооборота.

Экономическую мощь региона определяют четыре страны: Германия, Франция, Великобритания и , лидирующее положение среди них имеет Германия. Среди других стран Западной Европы значительный вес имеют . , Швейцария, Бельгия, Швеция.

Западная Европа - крупнейший финансовый центр мира, а роль «финансовых столиц» играют Лондон и Цюрих.

90-е годы XX века ознаменованы возникновением в Западной Европе единого экономического пространства в составе двадцати стран и семи стран Европейской ассоциации свободной торговли, что в настоящее время способствует еще более интенсивному развитию экономики .

«Лицом» Западной Европы в международном является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль - . На эту отрасль приходится около 1/3 стоимости всей промышленной продукции. Машиностроение Западной Европы представленных множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительное продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электротехники и радиоэлектроники, автомобилей.

Ориентация на научную базу, и инфраструктуру привела к тому, что эта отрасль размещается преимущественно в крупных городах и агломерациях. При этом машиностроение представлено практически во всех крупных городах, поэтому ярко выраженных территориальных узлов не сложилось.

Западная Европа остается лидером и в . Главный производитель химической продукции - Германия. Многие страны имеют в этой отрасли четкую специализацию: Германия - производство красителей и пластмасс, Франция - синтетического каучука, Бельгия - минеральных удобрений, Швейцария - фармацевтики.

В размещении в последнее время произошли изменения, связанные с ее переориентацией на углеводородное сырье ( и газ), ввозимые из развивающихся стран морским путем. Поэтому крупные нефтехимические комбинаты возникли в устьях Темзы, Сены, Рейна, . Крупнейшие комбинаты построены в Роттердаме и Марселе. Старые химические предприятия размещены в районах добычи калийных солей, каменного и . (Германия, Франция).

Топливно-энергетическая промышленность Западной Европы базируется на нефти и газе, (собственных и импортируемых) и угле. Доля угля в топливно-энергетическом балансе очень велика, но имеет тенденции к сокращению. На нефти, газе и угле ТЭС, доля которых особенно значительна в Германии, в Великобритании, Нидерландах. Роль ГЭС особенно века в Норвегии, Швеции, Швейцарии; АЭС - во Франции, Бельгии, Великобритании, Германии.

Металлургия – одна из самых старых отраслей промышленности Западной . Наиболее старая металлургическая база сформировалась в странах обладающих запасами коксующегося угля или . Германия, Франция, Великобритания, Испания, Бельгия, - главные производители черных металлов. Во второй половине XX века металлургические комбинаты стали ориентироваться на импорт железной руды и металлолома, что привело к размещению предприятий вблизи морских портов (комбинаты в Таронто в Италии). представлена, прежде всего, выплавкой алюминия, который производится в районах добычи бокситов (Франция, Италия, ), а также выработке дешевой электроэнергией ( , Швейцария, Германия, ). наиболее развита в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии.
промышленность является отраслью специализации Швеции и Финляндии.

Традиционная отрасль Западной Европы - . Важную роль играют старые текстильные районы в Великобритании, Франции, Бельгии, Италии. Швейная отрасль развита в большинстве стран Западной Европеек (особенно в Португалии и Франции), обувная - в Италии и Испании.

Характерные особенности промышленности Западной Европы является специализация некоторых стран на производстве отдельных видов продукции: - Швейцария, парфюмерии - Франция и т.п.
Сельское стран Западной Европы высокотоварное и полностью обеспечивает потребности населения в продуктах питания, а также позволяет экспортировать свою продукцию.
В соответствии с природными и историческими условиями в Западной Европе сложилось три типа сельского хозяйства.

Североевропейский тип - Скандинавия, Великобритания - Преобладание интенсивного молочного скотоводства. Растениеводство на выращивания кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип - Центральная Европа - Преобладание молочно-мясного скотоводства, свиноводства, птицеводства. Растениеводство ориентировано на основные продовольственные и кормовые культуры.

Южно-европейский тип - Средиземноморье - Преобладание : зерновое хозяйство, виноградарство, садоводство (цитрусовые, фрукты), а также выращивание оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур.

Система в Западной Европе хорошо развита. По обеспечению транспортной сетью Западная Европа занимает первое место в мире. Характерные особенности западноевропейской региональной транспортной системы:

  • густота и сложная конфигурация транспортной сети;
  • небольшая дальность перевозок;
  • высокая доля международных и транзитных перевозок;
  • повышение доли автомобильного и снижение доли железнодорожного;
  • существование крупных транспортных узлов в т.ч. морские, портово-промышленные комплексы (Лондон, Гамбург, Роттердам, Антверпен, Гавр);
  • большое значение речных путей (Рейн, Дунай);
  • развитие паромного сообщения ( , Северному и ).

В территориальной структуре хозяйства и расселения Западной Европы выделяется следующие основные элементы.

Высокоразвитые районы, входящие в «Центральную ось развития», где сконцентрированы новейшие отрасли промышленности: Большой Лондон, Большой Париж, Южный район Германии (с центрами и ), «промышленный треугольник» Италии (Милан - Турин-Генуя).

Старопромышленные районы с преобладанием старых базовых отраслей, возникших преимущественно на базе бассейнов: Рурский в Германии; Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании; Эльзас и Лотарингия во Франции.

Отсталые аграрные районы: юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании, Греция.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:
Случайные статьи

Вверх