Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали.
Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали (Москва - Омск - Красноярск - Иркутск - Владивосток) и ответвлений от нее: Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом; Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ - Наушки; Борзя - Соловъёвск. Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.
Построен западный участок БАМа: Тайшет - Братск - Лена. Для обхода тоннельного участка байкальской железной дороги построен участок дороги Иркутск - Слюдянка. На севере сооружена также дорога Дудинка - Норильск.
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От неё отошли линии в северном и южном направлениях. Была также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь - Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. Важное значение для пассажирских и грузовых перевозок имеет воздушный транспорт, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%).
Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали.
Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.
Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для связей с другими районами России и странами зарубежья.
Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Северо-Кавказская: Миллерово - Ростов - Армавир - Гудермес - Махачкала - Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград - Сальск - Краснодар - Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов - Армавир; Армавир - Туапсе; Кропоткин - Краснодар - Новороссийск и др.). Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России. Следует также отметить дорогу Астрахань - Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.
Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды.
Через территорию района проходят, как в меридиональном, так и в широтном направлении важнейшие железнодорожные магистрали. В южном направлении - железные дороги: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону; Москва - Донбасс; Москва - Курск - Харьков. В восточном направлении: Саратов - Тамбов - Мичуринск; Воронеж - Курск - Киев; Валуйки - Минск и другие.
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимает топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России.
Транспортная система Западной Сибири сочетает в себе все виды сообщений, но роль и размещение их в разных частях района различны: на юге резко преобладает значение железных дорог и трубопроводов. Там же, на юге, проходят и почти все автомобильные дороги. Роль же водного транспорта здесь очень ограничена и сводится главным образом к перевозкам грузов и пассажиров в северные районы, где наоборот, сохраняет ведущие позиции речной транспорт. Вместе с тем в северной половине Западной Сибири особенно важную роль играет авиация.
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная «Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе» определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
1. Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский»
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для?перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в?период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает?первое место по площади бассейна и третье по водности.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
Для пассажирских и грузовых?перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
По югу Западно-Сибирского района проходят воздушные линии всероссийского значения. На долю авиационного транспорта в Западной Сибири приходится большая часть грузовых и пассажирских перевозок. Регулярным воздушным сообщением между собой связаны все областные центры и многие другие, даже небольшие, города. Кроме того, в северных районах всё более распространяются перевозки на обычных автомобилях по зимним дорогам и замерзающим рекам и на вездеходах, приспособленных для движения по болотам.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
Развитию транспортной системы Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов (нефть, газ и лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию на юге), но и благоприятное экономико-географическое положение.
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли ряд линий в северном и южном направлениях.
Была также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная "Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе" определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
* Автомобильная дорога в широтном направлении "Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор "север-юг". На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
1.Из перечисленных субъектов Российск�1.Из перечисленных субъектов Российской Федерации подчеркни относящиеся к Западной Сибири:а). Кемеровская обл. б).Вологодская обл.; в).Карачаево-Черкесская р-ка; г).Р-ка Удмуртия; д). Алтайский край; е). Ямало-Ненецкий авт. окр; ж).Нижегородская обл.; з). Р-ка Алтай; и).Курганская обл.; к). Новосибирская обл; л).Тверская обл.; м). Омская обл; н).Республика Коми; о).Челябинская обл; п).Ростовская обл; р).Тульская обл; с). Тюменская обл.; т).Алтайский край; у).Ханты-Мансийский авт. окр; ф). Томская обл.; ч).Чукотский авт. окр.
2.Из предложенных утверждений выбери верные:
На Кавказе климат мягкий.
В Поволжье климат очень холодный.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на юге Западной Сибири.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на севере Западной Сибири.
На западе Россия граничит с Украиной.
Поволжье имеет выход в моря.
Западная Сибирь находится восточнее, чем Уральский экономический регион.
Калининградская обл. самая западная область в России.
В Северо-Западной России богатейшие запасы топливных полезных ископаемых.
Нефти на территории Западной Сибири нет.
На западе Дальний Восток граничит с Восточной Сибирью
Р-ка Якутия самый большой субъект Р.Ф.
В Корякском авт. округе одна из наименьших в России плотность населения.
3.Из предложенных вариантов составь характеристику экономико-географического положения Поволжья.
а).Климат довольно жесткий.
б).Транспортная сеть хорошо развита.
в).Транспортная сеть наиболее хорошо развита на западе.
г).Имеет выход к государственной границе с Украиной.
д).Имеет выход к Северному морскому пути.
е). Имеет выход к государственной границе с Казахстаном.
ж).На востоке граничит с Уралом.
з).Маленькая плотность населения.
и).Климат довольно мягкий.
к).На востоке граничит с Восточной Сибирью.
л).Граничит с Центральной Россией.
м).Является связующим звеном между Азиатской и Европейской Россией.
4. Крупные месторождения железной руды в России расположены
1) в Белгородской области и в Карелии 2) в Вологодской области и в Поволжье
3) на Дальнем Востоке 4) в республике Коми
5.Наибольшее количество гидроэлектростанций построено:
а).На Енисее; б).На Ангаре; в).На Волге; г).На Оби.
7.Какие из перечисленных национальностей проживают на территории Западной Сибири?
а).Удмурты; б).Чукчи; в).Долганы; г).Манси; д).Шорцы; е).Адыгейцы; ж).Саами; з).Кабардинцы; и).Алтайцы; к).Ненцы; л).Селькупы; м).Татары; н).Башкиры; о).Русские.
8.Из списка выбери города миллионеры Поволжья и Центральной России:
а).Москва; б).Новосибирск; в).Уфа; г).Омск; д).Самара; е).Нижний Новгород; ж).Челябинск; з).Екатеринбург; и).Казань; к).Ростов-на-Дону; л).Пермь.
9.Численность населения России в настоящее время (млн. чел.):
а).30,2; б).125,2; в).145,4; г).292,5.
10.В настоящее время естественное движение населения характеризуется:
а).Естественным приростом; б).Естественной убылью.
11. В России преобладает население:
а).Мужское; б).Женское.
13.Что такое топливно-энергетический комплекс?___________________
14.Эксплуатация каких электростанций очень проста и требует минимальных затрат труда?
а). Тепловых; б).Гидравлических; в).Атомных.
15.Какой вид транспорта является самым дорогим?
а).Авиационный; б).Железнодорожный; в).Автомобильный.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Ярославский филиал
МОСКОВСК ОГО ГОСУДАРСТВЕНН ОГО УНИВЕРСИТЕТ А ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Курсовая работа
по дисциплине Экономическая география транспорта
на тему "Экономико-географическая характеристика транспортной системы З а падно - Сибирского экономического района "
Ярославль 2013
В ведение
Транспорт -- важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем, числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах - 20%. Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по ее территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном (местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективен железнодорожный транспорт. Он обеспечивает 1/3 грузооборота и 2/5 пассажирооборота страны. По грузообороту среди видов транспорта он уступает только трубопроводному (более 52%), но значительно превосходит морской (8,4%), автомобильный (4,2%), речной (2,5%) и воздушный. По пассажирообороту вместе с ним выделяются только два вида транспорта - автомобильный (около 42%) и воздушный (16%). Доля других видов транспорта -- речного и морского - в перевозках пассажиров ничтожно мала и составляет соответственно десятые и сотые доли процента.
Ведущая роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России обусловлена не только природными, экономическими и др. особенностями страны (протяженность и природно-климатические условия ее территории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов и других населенных пунктов, направление и характер исторически сложившихся территориально-экономических связей и т. п.), но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта (отличается надежностью, ритмичностью движения вне зависимости от времени года, от природно-климатических условий местности, универсальностью, т. е. способностью перевозить практически все виды грузов, высокой провозной и пропускной способностью, сравнительно большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок и др.).
Современная железнодорожная сеть России (в равной мере автодорожные, трубопроводные сети, водные пути и пр.) складывалась на протяжении длительного времени в пределах территории одной страны (сначала России, потом СССР). После распада СССР на ряд самостоятельных государств железнодорожная сеть нашей страны остается тесно связанной с железными дорогами новых независимых государств, т. е. является частью единого территориального образования -- единой транспортной системы СНГ. С этих позиций и необходимо рассматривать ее географию, т. е. направление, отправные и конечные пункты отдельных ее магистралей.
Сформировавшаяся ранее география российских железных дорог не претерпела существенных изменений за последний период времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. Сеть железных дорог складывалась здесь, прежде всего с учетом географического положения Москвы, портовых городов Балтийского и Черноморского бассейнов, потребностей угольных и металлургических баз Юга страны и Урала, хозяйства Центрального района России. От Москвы в разных направлениях отходят 11 радиально расположенных магистралей, связывающих Центр со всеми экономическими районами России и странами СНГ. экономический географический железнодорожный транспорт
Тема настоящей курсовой работы «Экономико-географическая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района».
Крупнейший Западно-Сибирский экономический район России включает в себя Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую и Тюменскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республику Алтай.
Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь почти до Енисея. Но особенно велика протяженность с севера на юг. На западе район граничит с Северным и Уральским экономическим районами, на юге -- с Казахстаном, на востоке -- с Восточно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская железнодорожная магистраль пересекает крупнейшие сибирские реки (Обь и Иртыш).
Обладая богатейшими природными ресурсами, район имеет благоприятные предпосылки для экономического развития, но своеобразные природные и климатические условия сильно осложняют ситуацию.
На территории Западной Сибири проживают около 15 млн. человек. Выделяется Западная Сибирь добычей нефти, газа и каменного угля, развиты черная и цветная металлургия, точное и тяжелое машиностроение, химическая, атомная и лесная промышленность, а также охотничий промысел, рыболовство, пчеловодство и другие отрасли промышленности и промыслы.
Отличается Западно-Сибирский экономический район и своим научно-образовательным комплексом, в котором насчитывается около 60 высших учебных заведений. Из них 6 технических университетов, десятки научно-исследовательских учреждений Сибирского отделения Российской академии наук, сотни отраслевых научно-исследовательских институтов и проектно-изыскательских организаций. Здесь функционируют лучшие научные учреждения Академии медицинских наук, Российской академии образования, сельского хозяйства и других академий.
Структурно курсовая работа состоит из 3 глав, введения. заключения, списка используемых источников и приложений.
Западная Сибирь -- важнейший для России район добычи газа, нефти, угля. Он специализируется также на производстве электроэнергии, стали, проката, химической продукции, получаемой на основе переработки нефти, газа и угля, энергоемкой продукции, машин, пшеницы твердых сортов. По запасам нефти и природного газа данный регион занимает первое место в стране. Запасы нефти Западной Сибири составляют 13,8 млрд т, что сопоставимо с Ираком (13,2), Кувейтом (13,1), Ираном (12.1 млрд т). В регионе добывается ѕ российской нефти и 9/10 газа, 2/5 угля, 1/7 производства проката черных металлов, 1/7химического волокна, 1/6 валового сбора зерна и 1/8 производства мяса и молока.
В Западной Сибири проживает около половины всего населения Сибири и Дальнего Востока. Численность жителей здесь постоянно росла: с 1926 по 1996 г. она увеличилась более чем в 2 раза. Средняя плотность населения 5 человек на 1 км, т. е. вдвое меньше, чем в среднем по России. Но она колеблется от 0,1 и меньше на Крайнем Севере до 50 человек на 1 км и более в Кузнецкой котловине. Плотнее всего заселены южная степная и лесостепная равнинная и предгорная полосы вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и к югу от нее. В последние три десятилетия интенсивно осваивали районы Западно-Сибирского Севера. Но северная часть района расположена в пределах арктического и субарктического поясов и испытывает на себе влияние Северного Ледовитого океана. Эта зона Крайнего Севера ЗСЭР является дискомфортной для проживания и ведения хозяйства. В таежной и тундровой зонах населенные пункты расположены вдоль рек. Довольно густо и равномерно размещены сельские поселения в лесостепи и степи. Здесь селения крупнее, чем в таежной зоне.
Промышленное развитие района вызвало быстрый рост городского населения (за последние 70 лет почти в 12,5 раза). Но на данный момент рост населения прекратился, и наблюдается его небольшое сокращение (в 2005 году население сократилось на 276239 человек по сравнению с 2000 годом). Увеличивается количество занятых, но повышается и уровень безработицы (в среднем в 2005 году он увеличился в 2 раза по сравнению с 2005 годом). Наблюдается тенденция увеличения рождаемости.
1) крупные городские агломерации -- «перекрестки» на пересечении железнодорожных магистралей с большими реками (Новосибирская, Омская, Тюменская, Томская, Барнаульская и др.), где наряду с многофункциональными городами вдоль железных дорог разместились средние и небольшие городки - рабочие поселки, обслуживающие сельское хозяйство и транспорт, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье;
Наибольшую плотность населения имеет Тюменская область, потому что именно здесь сформировался крупнейший в стране нефтегазовый комплекс. Кемеровская область занимает второе по численности место в связи с тем, что в этой области находится крупнейший угольный бассейн - Кузнецкий (в 2005 году было добыто 164341 тыс. т. угля, что на 49251 тыс.т. больше 2000 года). Таким образом, наблюдается прямая зависимость между объемами добычи полезных ископаемых и численностью населения.
Под факторами, предпосылками территориального разделения труда понимаются важнейшие ресурсы и условия общественного производства, отличающийся существенной территориальной дифференциацией как по их наличию, так и по экономическим показателям, а также технико-экономические условия размещения производства (материалоемкость, электроемкость, теплоемкость, водоемкость).
Как ранее было сказано, наличие природных ресурсов во многом определяет специализацию региона. И это прежде всего касается Западно-Сибирского экономического района, достоинства которого определяются сверхконцентрацией имеющих мировое значение топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа и угля) и относительной близостью к районам их потребления, прежде всего в европейской части страны и в Европе (странах СНГ и дальнего зарубежья). С помощью трубопроводного транспорта нефть и газ транспортируются на расстояние в несколько тысяч километров, что обеспечивает Западной Сибири статус базового района при организации евразийских рынков газа и нефти. В связи с этим преимущественное развитие здесь получили отрасли тяжелой промышленности. Именно на ней специализируется Кемеровская область, которая производит 40% электроэнергии района, 98% железной руды, чугуна и стали, 90% проката черных металлов, 99% угля, 11% чугунных и стальных труб. По чугунным и стальным трубам специализируется Новосибирская область. Алтайский край - крупный центр пищевой промышленности.
Территориальное разделение труда и рациональная рыночная специализация регионов при организации правильных экономических связей между регионами и внутри них способствуют повышению уровня экономического развития, необходимому расширению производства и повышению его эффективности. В связи с рациональной рыночной специализацией Западно-Сибирского экономического района, в нем наблюдается рост валового регионального продукта (ВРП): в 2005 году он увеличился примерно в 3 раза по сравнению с 2000 годом. В связи с этим наблюдается тенденция к росту среднедушевых денежных доходов.
Главный угольный бассейн Западной Сибири -- Кузнецкий. Геологические запасы угля здесь 905 млрд/т (до глубины 600м -- 211 млрд. т). Имеется 90 шахт и разрезов, объединённых в комбинаты Кузбассуголь, Прокопьевскуголь, Южкузбассуголь и Кемеровоуголь. Значительна доля углей, пригодных для коксования. Для кузнецких углей в целом характерны высокая теплотворная способность, малая зольность и сернистость. Большую их часть относят к легкообогатимым. Мощность угольных пластов здесь в среднем составляет около 4 м (больше, чем в Донбассе), но встречаются и пласты мощностью до 20--50 м. В последние годы широко распространилась открытая разработка угля, что значительно снизило среднюю себестоимость добычи по бассейну. На некоторых шахтах освоены гидродобыча и гидротранспортирование углей. Среднегодовая производительность шахт в Кузбассе больше, чем в среднем по стране. Увеличение доли газовых и слабоспекающихся углей в коксовой шахте -- один из факторов рационального использования углей Кузбасса. В Кемеровской области расположено Итатское месторождение бурых углей Канско-Ачинского бассейна. Их геологические запасы составляют 60 млрд. т, средняя мощность пластов 55 м, залегают они неглубоко. Здесь один из самых дешевых в стране видов энергетических углей. При большой мощности возможных к строительству электростанций себестоимость электроэнергии может быть очень низкой. Итатские угли важно использовать и как химическое сырье.
В 2005 году было добыто в Кемеровской области 164 341 тыс.т каменного угля. Это на 51966 тыс.т угля больше, чем в 1970 году. В общем наблюдается рост добычи угля. С 1970 по 1990 года добыча увеличивалась, но темпы роста сокращались(1970г. - 113000тыс.т; 1975г. - 137000 тыс.т; 1980г. - 145000тыс.т; 1990 г. - 149834 тыс.т). Дальше началось уменьшение: большинство шахт были старыми, средняя глубина подземных работ дошла до критического уровня, возрастала опасность горных ударов, обвалов, пожаров и выбросов газа. Аварии с человеческими жертвами стали обычным явлением. Ухудшалось и качество добываемого угля. Разрушалась финансовая система, мощные забастовки потрясли угольную отрасль в 1989 - 1990гг. Общее падение производства привело к значительному уменьшению потребности в угле. Недостаток средств госбюджета, нараставший с 1991г., физический и моральный износ горношахтного оборудования, кризис социальной сферы, падение дисциплины и производительности труда - все эти негативные явления нарастали. Единственным выходом стала реструктуризация всей угольной отрасли, т.е. перевод ее на рельсы рыночной экономики. Уже к 1995 году добыча угля снизилась до 99336 тыс.т. А затем начинается опять подъем (2000г.- 115090 тыс.т; 2005г. - 164341тыс.т).
Отличительной особенностью нефтяной сырьевой базы Западной Сибири - большое число крупнейших месторождений. Здесь выявлены и разрабатываются такие месторождения-гиганты, как Самотлорское (одно из крупнейших в мире, было открыто в 1965 году и за время разработки принесло в бюджет государства около 245 млрд долларов, затраты на освоение эксплуатацию при этом не превысили 27млрд долларов; за это время здесь пробурено 16700 скважин и выкачано 3,3 млрд т нефти), Мамонтовское, Федоровское, Приобское. Быстрый ввод крупнейших месторождений в промышленную разработку явился определяющим фактором, позволившим в рекордно короткие сроки создать на территории Западной Сибири мощный нефтедобывающий комплекс. Всего в Западной Сибири открыто около 400 нефтяных, свыше 30 газонефтяных и нефтегазовых и около 80 нефтегазоконденсатных месторождений. В настоящее время из 50 крупнейших месторождений Западной Сибири в разработке находятся 44, многие из которых перешли в стадию падающей добычи нефти.
Лидером по добыче нефти не только в ЗСЭР, но и по всей России считается Ханты-Мансийский АО Тюменской области, в котором в последние десятилетия интенсивно росла добыча нефти: в 1965 г. был получен первый миллион тонн нефти, а в 1980 г. уже 304917 тыс.т; в 1990 г. -- 305981 тыс. т. Затем добыча резко упала, так как из-за сокращения финансирования недопустимо уменьшились объемы геолого-разведочных работ, и как следствие снизились приросты запасов нефти, и в 1995 году составила 169179 тыс.т, после чего рост добычи возобновился и к 2005 году составил 268002 тыс.т. Нефтегазовый район площадью около 2,2 млн. км2 занимает почти всю Западно-Сибирскую равнину к северу от Тюмени, Омска и Томска. Впервые природный газ промышленного значения был обнаружен здесь в 1953 г. (Березовское месторождение), а нефть найдена в 1960 г. в бассейне р. Конды. В 1961 г. были открыты месторождения нефти и газа на Средней Оби. В Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, тектонически связанной с Западно-Сибирской плитой, с продуктивными месторождениями юрского, мелового и палеозойского периодов на глубинах от 700 м до 4 км, выделяются шесть районов, содержащих, в основном, ресурсы нефти: Приуральский и Фроловский на западе, Среднеобский и Каймысовский в центре, Васюганский и Пайдугинский на востоке. Эти районы расположены в Ханты-Мансийском АО Тюменской области и частично в Томской области. Половина перспективной на нефть и, особенно, на газ территории расположена за Северным полярным кругом.
Увеличение объемов добычи газа в Западной Сибири связано в первую очередь с вовлечением в разработку месторождений полуострова Ямал, где уже разведано 10,4 трлн м3 газа на 25 месторождениях. С конца 1999 года здесь осваиваются четыре крупных месторождения: Бованенковское (проектный объем газа определен в 115 млрд м3 в год; в перспективе проектный объем добычи газа увеличится до 140 млрд м3 в год; для вывода добытого газа в единую систему газоснабжения необходимо построить газотранспортную систему общей протяженностью 2451 км, включая новый газотранспортный коридор от Бованенкого до Ухты протяженностью около 1100 км) , Харасавэйское (ежегодный объем добычи - 38 млрд м3 газа, расположено в северо-западной части полуострова Ямал на берегу Карского моря), Крузенштернское(расположено в ЯНАО и запасы составляют 1,67 трлн м3) и Ново-Портовское.
Велика потенциальная мощность гидроэнергетических ресурсов района. Гидроэнергетический потенциал крупных рек Западной Сибири достигает 16 млн кВт, однако не может быть использован в связи с угрозой крупных затоплений равнинных территорий. Иначе в зону затопления могут попасть месторождения нефти и газа, лучшие сельскохозяйственные угодья, большие массивы леса, многие населенные пункты, усложнятся транспортные условия из-за появления ранних осенних ледоставов и более позднего вскрытия рек весной, серьезно пострадает рыболовство.
Железорудная база ЗСЭР выделяется значительными месторождениями - Нарымским, Колпашевским и Южно-Колпашевским, расположенным в центральной части Томской области, которые в настоящее время не разрабатываются из-за низкого содержания железа в залегающих здесь бурых железняках. Более богатые месторождения магнетитовых руд разрабатываются в Горной Шории на юге Кемеровской области (объем добычи около 3 млн т), однако их ресурсов недостаточно для обеспечения местной мощной черно-металлургической базы. Такая задача может быть решена при освоении богатых магнетитовых руд Белорецкого (открыто в 1774; разведанные запасы 289,2 млн. т; залежи выявлены на глубине от 0 до 15 м; руда содержит 31,1% железа) и Инкского (открыто в 1952; разведанные запасы железной руды свыше 160 млн. т; рудные тела залегают на глубине от 0 до 400 м; содержание железа в руде свыше 45%) месторождений в Алтайском крае.
В пределах Западной Сибири, протяженность которой с севера на юг составляет почти 3000 км, последовательно сменяются широтные природные зоны: степная, лесостепная, лесная, лесотундра, тундра. Лесные ресурсы Западной Сибири составляют значительную(12%) часть лесного фонда России. Общая лесопокрытая территория здесь достигает около 81 млн га, а запас древесины - 9,8 млрд м3(третье место в стране после Дальнего Востока и Восточной Сибири). Почти 80% запасов древесины находится в залесенных Тюменской и Томской областях. Качество западносибирской древесины в основном низкое, поскольку большая часть лесов произрастает на заболоченных землях. Около 67% лесопокрытой площади занимают хвойные леса, при этом на юге района их меньше, так как для лесостепной зоны характерны березовые колки.
В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4/5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.
Западная Сибирь - один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России. Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство. Основная культура - яровая пшеница. По площади посевных культур в Западной Сибири, а также в целом по России лидирует Алтайский край, где под посевными культурами находилось на 2005 год 5219,3 тыс га. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. Но эти площади с каждым годом убывают, в основном, из-за опустынивания и засухи. Например, в 1990 году они составляли 6380 тыс га, спустя 5 лет уже 5832,6 тыс га и в 2000 году они составили всего 5344,9 тыс га. Так же Алтайский край - лидер в Западной Сибири по выращиванию картофеля, хотя в целом наблюдается тенденция к снижению посевов: пик пришелся на 1995 год(104,1 тыс га), а к 2005 году посевные площади сократились на 16,4 тыс га. Кроме того, в Горном Алтае разводят лошадей. Хорошо здесь развито и животноводство. Алтайский край занимает третье место по России по поголовью крупного рогатого скота, на 2005 год насчитывалось 865 голов (но это ровно в 2 раза меньше, чем в Республике Башкортостан). На юге Западной Сибири занимаются также разведением верблюдов, яков, а на Крайнем Севере, в пределах тундры и лесотундры, развиты оленеводство и звероводство.
Важная черта экономико-географического положения Западной Сибири -- расположенность на перекрестке железнодорожных магистралей и великих сибирских рек, сопредельность с экономически высокоразвитой европейской частью страны, в особенности с Уралом, соседство с Восточной Сибирью. Все это стало первоосновой ее хозяйственного освоения. Во-первых, существовала возможность получения большой помощи Урала, Центра и других районов европейской части страны, во-вторых, потребности и восточных, и западных соседей района тоже стимулировали использование ее природных богатств. Южная граница ЗСЭР является государственной с Казахстаном, Китаем (на очень небольшом участке) и Монголией. На севере район выходит к Карскому морю Северного Ледовитого океана.
Достоинства экономико-географического положения Западной Сибири определяются сверхконцентрацией имеющих мировое значение топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа и угля) и относительной близостью к районам их потребления, прежде всего в европейской части страны и в Европе (странах СНГ и дальнего зарубежья). С помощью трубопроводного транспорта нефть и газ транспортируются на расстояние в несколько тысяч километров, что обеспечивает Западной Сибири статус базового района при организации евразийских рынков газа и нефти.
Здесь формируются масштабные топливные грузопотоки и осуществляется транзит различных грузов между европейскими и восточными районами России, а также между странами Европы и Дальнего Востока. Для этого используются Транссибирская железная дорога и автомагистрали, проложенные в сторону Восточной Сибири (до Забайкалья) и Монголии -- Чуйский тракт. Северный морской путь также имеет большое значение для жизнеобеспечения северных районов, в перспективе -- для вывоза углеводородных ресурсов, добываемых на побережье и шельфе Карского моря. Все наземные широтные магистрали ЗСЭР в меридиональном направлении удобно пересекает Обь-Иртышский водный речной путь, используемый для доставки грузов по многочисленным рекам в глубинные районы Западной Сибири, а также по Иртышу в Казахстан.
Выгодное транспортное положение Западной Сибири дополняют благоприятные условия для развития в ее центральной, степной, части агропромышленного, машиностроительного и нефтехимического комплексов, а на горном юго-востоке -- угольно-металлургического и машиностроительного. Развитие этих комплексов позволяет району занимать центральные позиции при формировании товарных рынков черных металлов, коксующихся углей, продукции нефтепереработки и органического синтеза, а также зерна и мясомолочных продуктов.
Отрицательные стороны экономико-географического положения Западной Сибири связаны с экстремальными климатическими условиями ее арктических и северных районов, создающими неудобства для проживания и удорожающими хозяйственную деятельность, в частности добычу углеводородов, а также с высокой обводненностью Западно-Сибирской равнины -- частыми наводнениями и подтоплением населенных пунктов и промышленных центров и с экологической напряженностью в районах добычи топлива, размещения объектов черной металлургии и нефтехимии. На современном этапе к неудобствам районного ЭГП можно добавить временную необустроенность протяженной границы с Казахстаном, откуда на территорию Западной Сибири проникают контрабандные грузы и наркотики.
Площадь города -- 322,01 кмІ, городское население -- 649 573 чел., город является 19-м по численности населения в России. Вместе с подчинёнными населёнными пунктами, включая сельское население - 41 575 чел, в границах городского округа население составляет 691 149 человек. Крупный промышленный, культурный и образовательный центр Сибири: 9 государственных вузов, 5 театров, музеи, памятники архитектуры XVIII--XX веков.
Админи-стративно-террито-риальная единица |
Терри-тория, тыс. км 2 |
Числен-ность насе-ления, чел. |
В том числе население, тыс. чел. |
Удельный вес насе-ления, % |
Плот-ность насе-ления, чел./км 2 |
|||
город-ское |
сель-ское |
город-ское |
сель-ское |
|||||
Кемеровкая область |
||||||||
Новосибирская область |
||||||||
Омская область |
||||||||
Томская область |
||||||||
Тюменская область |
||||||||
Ханты-Мансийский АО |
||||||||
Ямало-Ненецкий АО |
||||||||
Республика Алтай |
||||||||
Алтайский край |
||||||||
По району в целом |
Уровень общей безработицы в Западной Сибири был ниже среднероссийского показателя только в Тюменской обл. В остальных регионах он превышал среднероссийский показатель. По уровню зарегистрированной безработицы в худшем положении относительно среднероссийского показателя (1,4%) находились все регионы, кроме Новосибирской обл. Больше всего зарегистрированных безработных в Томской области -- 2,1% экономически активного населения. В нефтяном Ханты-Мансийском округе их число в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.
Этнический состав населения Западной Сибири представлен славянскими (в основном, русские), угорскими и самодийскими (ханты, манси, ненцы) и тюркскими (татары, казахи, алтайцы, шорцы) народами. Русское население численно преобладает во всех регионах ЗСЭР. Ненцы, входящие в самодийскую языковую группу уральской семьи, проживают, в основном, в Ямало-Ненецком АО и являются его коренным народом. Ханты и манси, входящие в угорскую группу уральской семьи, живут в Ханты-Мансийском АО. Тюркские народы -- казахи и татары живут в степной и лесостепной зонах, а алтайцы и шорцы -- в горных районах Алтая и Горной Шории в Кемеровской обл.
По выработке электроэнергии район занимает 4-е место в России, уступая Центральному, Уральскому и Восточно-Сибирскому экономическим районам; 57% электропотребления приходится на промышленность, 14% - коммунально-бытовое хозяйство, 7% - строительство. Годовое электропотребление района составляет свыше 125 млрд кВт ч. Затраты на производство 1 кВт электроэнергии здесь обходятся в 3 раза меньше, чем в европейской зоне.
Черная металлургия (3,4%) -- специализирующая отрасль региона. Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), построенный в 1932 г., производит свыше 3 млн т стали в год, в том числе железнодорожные рельсы, балки, швеллеры, листовую, шарикоподшипниковую, трансформаторную сталь и другие виды проката. Западно-Сибирский металлургический завод, мощность которого составляет свыше 8 млн т стали в год, ориентирован на потребности сибирского машиностроения и в основном производит средне- и мелкосортный прокат, а также проволоку.
Цветная металлургия представлена Новокузнецким алюминиевым, Беловским цинковым, Новосибирским оловянным (единственным в России) заводами, а также Змеиногороским и Золо-тушинским полиметаллическими рудниками. Помимо этого на базе разработки Чаган-Узунского ртутного рудника функционирует Акташский завод по выработке ртути. На территории Горного Алтая (Алтайское месторождение) и Горной Шории (Салаирское месторождение) ведется добыча золота.
Здесь нет ни одного специализированного завода по производству литья, поковок, штамповок, сварных конструкций и пластмассовых изделий для машиностроения. Производство этой продукции осуществляется в цехах машиностроительных предприятий. Из-за недостаточной технической оснащенности этих цехов и низких масштабов производства стоимость 1 т литья в 3--5 раз дороже, чем на специализированных заводах.
На втором этапе (с конца 50-х гг XX в.) получает развитие нефтехимия в результате строительства нефтепровода Туймазы -- Омск -- Иркутск. На базе углеводородного сырья в Омске сооружается крупный комплекс по производству технической сажи, каучука, пластмасс, автопокрышек, резинотехнических изделий и т.д. В кооперации с ним развиваются нефтехимические предприятия в Барнауле.
С 1967 г., когда был проложен нефтепровод из Среднего Приобья (Усть-Балык - Омск), нефтехимия района использует собственное сырье. В конце 70-х гг. XX в. сооружается нефтепровод Нижневартовск - Александровск - Анжеро-Судженск - Красноярск - Ангарск. С его строительством связано сооружение крупнейшего комплекса в Томске по производству полипропилена, этилена, метилового спирта, карбамидных смол, а также товаров бытового назначения из пластмасс. В 80-х гг. XX в. начинает формироваться нефтехимический комплекс в Тобольске, но его строительство затянулось из-за проводимых в стране реформ.
На размещение химической промышленности оказывает большое влияние наличие дешевого топлива. В Западно-Сибирском экономическом районе по сравнению с европейской зоной экономически выгодно размещать производство вискозных волокон (экономия на капитальных затратах выпуска составит 37--40%), штапельных волокон (46--50%), этилена и пропилена (37--41%), синтетического каучука (50--56%), синтетических смол и пластмасс (25-30%).
Производство строительных материалов рассредоточено по территории ЗСЭР. Главный производитель цемента здесь Кемеровская область, железобетонных конструкций - Тюменская область, а производство строительного кирпича осуществляется в Новосибирской области. Причем в среднем производство строительных материалов на 2005 год составило приблизительно в 2 раза меньше, чем было достигнуто в 1990 году. Строительные камни, используемые для облицовки зданий, при возведении станций метро, мощения городских улиц и для сооружения монументальных комплексов, добываются в Западной Сибири на Алтае.
В южной части региона расположена зона лесостепи и степи, располагающая плодородными почвами, ресурсами тепла и влаги; здесь хорошо развито земледелие и скотоводство, а также производство пшеницы. По размерам посевных площадей Западная Сибирь занимает 2-е место (13,6%), уступая Поволжскому (22,0%) району. Западная Сибирь производит 12% пшеницы в стране, 11% молока и 12% мяса.
Выращивание сахарной свеклы в районе связано с большим риском, так как урожай может быть потерян и во время июньской засухи, частой в Западной Сибири, и в дождливую холодную осень. Уборка свеклы совпадает с сезоном уборки зерновых, при этом почти половина урожая убирается вручную, под дождем, а зачастую и в морозы. Урожайность свеклы в среднем составляет 110 ц/га, или в 2 раза меньше, чем в Центрально-Черноземном, и в 2,3 раза меньше, чем в Северо-Кавказском районах. Качество сахарной свеклы, выращенной в Алтайском крае, в 4--5 раз ниже, чем в указанных регионах.
Транспортная система Западной Сибири сочетает в себе все виды сообщений, но роль и размещение их в разных частях района различны: на юге резко преобладает значение железных дорог и трубопроводов. Там же, на юге, проходят и почти все автомобильные дороги. Роль же водного транспорта здесь очень ограничена и сводится главным образом к перевозкам грузов и пассажиров в северные районы, где наоборот, сохраняет ведущие позиции речной транспорт. Вместе с тем в северной половине Западной Сибири особенно важную роль играет авиация.
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для?перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в?период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает?первое место по площади бассейна и третье по водности.
По югу Западно-Сибирского района проходят воздушные линии всероссийского значения. На долю авиационного транспорта в Западной Сибири приходится большая часть грузовых и пассажирских перевозок. Регулярным воздушным сообщением между собой связаны все областные центры и многие другие, даже небольшие, города. Кроме того, в северных районах всё более распространяются перевозки на обычных автомобилях по зимним дорогам и замерзающим рекам и на вездеходах, приспособленных для движения по болотам.
Общая характеристика размещения производительных сил экономического района. Экономико-географический анализ важнейших отраслей промышленного производства района (топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия). Транспортная система района.
контрольная работа , добавлен 08.02.2011
Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северо-Западного федерального округа, их роль в российском производственном потенциале. Общая характеристика транспортной системы. География пассажирских перевозок.
курсовая работа , добавлен 24.03.2015
Анализ экономико-географического положения Северо-Западного федерального округа. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства, их роль в российском производственном потенциале. Характеристика транспортной системы.
дипломная работа , добавлен 21.02.2015
Административно-территориальный состав экономического района и района тяготения Приволжской железной дороги. Характеристика населения и трудовые ресурсы. Характеристика транспортной сети Поволжского экономического района. Отправление и прибытие грузов.
курсовая работа , добавлен 12.03.2014
Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района. Экономико-географическая характеристика Октябрьской железной дороги. Расчёт густоты железнодорожной сети по областям, входящим в Северо-Западный район тяготения и по району в целом.
курсовая работа , добавлен 31.05.2010
Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района, межрегиональные различия в формировании доходов бюджетов субъектов РФ, входящих в него. Потенциал населения района, характеристика транспортной сети и перспективы развития.
курсовая работа , добавлен 06.06.2012
Экономическая оценка природных условий, ресурсов. География отраслей хозяйственного комплекса. Расчет платы за загрязнение окружающей среды АГНКС "Газпром" в Западно-Сибирском экономическом регионе. Применяемые методы переработки и обезвреживания отходов.
курсовая работа , добавлен 29.03.2014
Общая характеристика Западно-Сибирского экономического региона. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Население и трудовые ресурсы. География отраслей хозяйственного комплекса. Территориальная организация хозяйства, перспективы развития.
курсовая работа , добавлен 06.03.2009
Административно-территориальный состав Дальневосточного экономического района. Природные ресурсы и демографические показатели территории. Добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности. Рыбное хозяйство, агропромышленный комплекс, транспорт.
реферат , добавлен 28.11.2010
Особенности географического положения Уральского экономического района и его административно-территориальный состав. Экономическая оценка природных условий и ресурсов региона, железнодорожного транспорта. Характеристика Южно-Уральской железной дороги.