Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Получение новой жилплощади всегда связано с множеством вопросов. А когда речь идет о расселении, их количество стремительно увеличивается. В настоящей статье мы подготовили подробную инструкцию порядка осуществления переселения из ветхого жилья с учетом всех необходимых нюансов процедуры.
В законодательстве не закреплено определение ветхого жилья, но на практике к данной категории относится недвижимость, износ которого составляет:
При этом несущие конструкции не представляют угрозу жизни и здоровью проживающих. Главное отличие аварийного жилья от ветхого заключается именно в том, что износ конструкций превышает нормативы, создавая угрозу обрушения.
Для определения состояния здания, в специально создаваемую межведомственную комиссию направляется заявление на оценку жилплощади. После получения ходатайства, у комиссии есть 30 дней на вынесение постановления. Решение может быть следующим:
Расселение ветхих домов входит в целевую федеральную программу «Жилье », которое изначально рассчитывалось на 2002-2010 гг. Однако не все регионы смогли справиться с поставленным задачами в срок, поэтому действие программы продлили до 31 сентября 2017 года. После ее завершения жильцы ветхих и аварийных домой должны иметь благоустроенную жилплощадь в черте населенного пункта, в котором было расположено предыдущее.
Решение о необходимости переселения принимается межведомственной комиссией на основании экспертного заключения о состоянии дома. При положительном решении вопроса программа расселения разрабатывается местными органами власти.
Помимо заявления от проживающего требуется:
Региональные власти самостоятельно устанавливают сроки переселения в соответствии с законодательством.
Расселение предполагает прохождение определенных этапов.
Все здания, которые признаны непригодными для жилья вносятся в специальный реестр. Благодаря такому фиксированию, узнать статус своего обращения стало намного проще. Достаточно зайти на сайт Министерства капитального строительства и просмотреть список домов, подлежащих расселению. Также по-прежнему можно узнать внесен ли тот или иной объект в реестр, обратившись в органы местного самоуправления либо специально созданные ими структуры. Переселение осуществляется в сроки, предусмотренные муниципальными программами. При этом существует возможность подать прошение об уменьшении сроков, если дальнейшее проживание представляет реальную угрозу для жизни.
При переселении жильцам предлагается жилплощадь в зданиях, которые возведены специально по программе расселения ветхого жилья. При этом площадь нового места проживания не должна быть меньше предыдущего (для собственников) и соответствовать принятым государственным нормам на одного человека (для нанимателей). В редких случаях возможно переселение в квартиры из вторичного жилого рынка.
У жильцов есть право отказаться от предлагаемой жилплощади и получить компенсацию в размере рыночной стоимости своего жилья.
Собственники заключают с местными властями договор мены, согласно которому:
Если проживающий владеет жильем по договору социального найма, он заключает с властями новый договор на тех же условиях. В данном случае размеры жилья определяются на основании положенного количества квадратных метров на человека.
Переселение в новые квартиры осуществляется в течение 1 года с момента вынесения экспертного решения о необходимости сноса дома и в течение 1 месяца после заключения соответствующего договора. Расселение происходит в порядке строгой очередности постановки на учет и по мере возведения новых многоквартирных домов.
Расходы, возникающие во время переезда, компенсируются местными органами власти.
При сносе аварийного жилья можно отказаться от переезда и получить денежную компенсацию. В этом случае осуществляется выкуп жилплощади государством и квартира реализуется на торгах. Владельцу положено выплатить сумму, соответствующую рыночной стоимости жилья. При этом должны быть учтены и убытки, которые несет гражданин при переезде.
Выплата осуществляется в предусмотренные договором сроки в форме безналичного расчета и носит целевой характер. Соответственно, полученные финансовые средства должны быть потрачены только на покупку нового жилья. Если у гражданина уже имеется квартира, деньги можно потратить на иные цели, но только при условии получения соответствующего разрешения от муниципалитета.
Законодательством предусмотрены нюансы переселения для собственников аварийного жилья и его нанимателей.
Если проживающий приватизировал жилплощадь и является его собственником, он может рассчитывать на следующие права при расселении:
При этом собственник может отказаться т получения новой квартиры и потребовать компенсацию в размере ее рыночной стоимости.
Если жилплощадь используется по договору социального найма, при расселении проживающие могут рассчитывать на:
Расселение ветхого жилья осуществляется для освобождения многоквартирного дома от проживающих в нем лиц. Процедура проводится в случаях, когда необходимо провести снос строения, его переориентацию или улучшение жилищных условий третьих лиц. Государством предусмотрена возможность переселения граждан, занимающих помещения вне зависимости от формы собственности или найма. Власть также формирует комиссии и контролирующие органы, осуществляющие расселение аварийных домов и строений с изношенной инфраструктурой, информирующие население и производящие передачу жилья или денежных средств лицам, лишенных прежней жилплощади.
Законодательно процедура расселения закреплена в рамках . В Жилищном кодексе также существуют нормы, обеспечивающие законность при процедуре: регламентирует обязанность выселения собственников. Согласно , основную роль в осуществлении расселения играют региональные власти и территориальные подразделения Минстроя. Субъекты федерации, города федерального значения принимают местные законы, раскрывающие суть процесса для отдельных списков домов, учитывая при этом качество и благоустройства имущественного фонда.
Москва и Санкт-Петербург , являясь крупнейшими носителями коммунального жилья, обладают законодательством по расселению подобных квартир. Общая суть законов сводится к улучшению качества жизни у граждан и контролю за безопасностью конструкций многоквартирных домов.
Процедура оценки жилья на несоответствие стандартам инициируется по обращению граждан и государственных структур, ответственных за поддержку жилого фонда. Граждане могут обращаться как персонально, так и от лица форм самоуправления (ТСЖ , УК ).
Комиссия, определяющая, является ли здание ветхим или нет, состоит из специалистов отдела архитектуры, жилищной инспекции, коммунального хозяйства и благоустройства. В ходе анализа несущих стен, перекрытий и коммуникаций публикуется характеристика жилого помещения, выдаваемая каждому гражданину, проживающему в строении.
Постановление №47 регламентирует критерии признания жилья ветхим:
Комиссия, оценивая степень износа, должна также составить заключение о невозможности проведения крупномасштабного ремонта. Данное обстоятельство реализуется в домах, существенно превысивших амортизационный ресурс (60 -70 лет ).
Гражданин, решивший самостоятельно ходатайствовать о признании строения непригодным для проживания, должен:
Если по результатам работы комиссии принято решение о том, что дом подлежит сносу как ветхое либо аварийное строение, жильцам вручаются уведомления и характеристики. Дальнейшие действия граждан зависят от оснований пользования квартирой.
Наибольшей самостоятельностью обладают собственники квартиры, закрепившие свое право в Федеральном реестре. На основании статьи 32 ЖК РФ , государство обязано предложить денежную компенсацию или альтернативную квартиру, не уступающую по параметрам предыдущей. Денежная компенсация должна быть назначена по результатам оценки рынка: принимается во внимание стоимость квартиры с аналогичной площадью, уровнем благоустройства и в том же районе.
В случае, если лицо не согласно с назначенной компенсацией, спор решается мировым судьей. Если при расселении выбрана квартира, то денежная компенсация засчитывается в качестве оплаты. Нехватка средств на полную оплату может установить режим долевой собственности гражданина и государства (часть квартиры предоставляется по договору соцнайма).
Наниматели квартиры обладают меньшим перечнем возможностей: лицо обязано заключить новый договор найма. Отказ от заключения также допустим: если квартира не соответствует уровню комфорта, благоустройства и площади, а также ухудшает качество жизни. На основании отказа, государство предоставляет иную квартиру. В противном случае дело также решается путем судебного рассмотрения.
Квартиры, предлагаемые жильцам ветхого строения, возводятся в рамках региональных программ расселения. Государственные органы, производящие контроль на всех стадиях строительства, обязаны не допускать нарушений и обеспечивать высокий уровень благоустройства. В редких случаях (менее 2,5% согласно статистике Программы расселения) допускается закупка квартир на вторичном рынке.
Согласно виду собственности, а также выбранному варианту, меняется список действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы осуществить расселение собственников из ветхого жилья . В частности, если собственник предпочел получить денежную компенсацию, требуется:
В случае, если собственником является государство, а квартира ранее передана на основании договора соцнайма, необходимо:
Расселение аварийного жилья в 2015 году не обязывает вставать на учет – достаточно предоставить доказательства проживания в аварийном доме. На выбор квартиры не влияют действующие нормы САНПиН: квартира предоставляется в соответствии с прежней площадью и не может быть увеличена на основании увеличения числа проживающих лиц. В этом случае следует разграничивать очередь на улучшение жилищных условий и расселение.
В ходе проведения расселения предоставляются:
Во время расселения следует учитывать, что государство должно улучшить место проживания, при этом не нарушив требования Жилищного кодекса . Частая проблема, с которой сталкиваются жильцы, заключается в перемещении их в жилые массивы, находящиеся в других административных единицах. Согласно последним новостям, противоречия между географическим и административным определением очертаний населенного пункта трактуются в пользу граждан.
Следствием коррупции, схем мошенников и недостатка контроля может стать вселение в недостроенный дом или строение, возведенное с нарушениями. При заселении необходимо обязательно отразить все недостатки, связанные с придомовой территорией, подъездом и самой квартирой. Застройщику дается 3 дня на устранение недостатков или мотивированный ответ. Следует учитывать, что предоставление квартиры – это обязанность государства, и при некачественном оказании услуги оно несет ответственность в судебном порядке.
Текущие программы устанавливались на 7 лет в 2010 году . Таким образом, точных сведений о расселении после 2017 года не публиковалось. Примечательно, что приватизация, являющаяся единственной возможностью получения денежных средств за квартиру, заканчивается в 2016 году .
Вопрос : Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Перед расселением проживали втроем в трехкомнатной квартире площадью 70 квадратных метров . Поскольку квартира получена по договору соцнайма, в администрации выдали квартиру такой же площади, но двухкомнатную. Насколько это законно?
Ответ : Кирилл, в данном случае действия государства законны. требует лишь сохранения площади. Расселение, согласно постановлению Правительства №47 , преследует лишь цели сохранения прав граждан, но никак не улучшения жилищных условий. На основании данной формулировки, при получении новой квартиры не применяются нормы , требующие сохранения количества комнат.
Процедура расселения применяется при обеспечении законных прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде. Администрация населенного пункта, занимающаяся этой процедурой, обязана следовать нормам, которые регламентирует закон о расселении из ветхого и аварийного жилья в 2015 году :
Аварийное и ветхое жилье является проблемой многих городов России. Поскольку ремонт в таких домах не проводился десятилетиями, они не только портят облик городов, но и создают угрозу для жизни жильцов. В связи с этим на период с 2002 по 2010 гг. была разработана целевая федеральная программа «Жилье», в рамках которой местные власти должны были обеспечить переселение граждан из домов, признанных аварийными и ветхими. Но поскольку с этой задачей справились не все регионы РФ, действие программы было продлено до конца 2017 года.
Президент РФ В. В. Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.
В 2010 году Президент России подписал федеральный закон, регламентирующий процесс расселения людей из аварийного жилья. Планировалось, что к окончанию этой программы граждане, проживающие в аварийном жилище, будут переселены в современные и безопасные дома с благоприятными условиями для проживания. Но как оказалось, в 2016 году программа сноса и расселения аварийного жилья была выполнена далеко не всеми регионами РФ. В связи с этим правительство перенесло конечный срок расселения граждан из критически устаревших объектов на 31 сентября 2017 года.
Согласно условиям программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», финансирование по расселению идет из . При этом власти субъектов должны утвердить индивидуальные программы расселения сроком на три года. Поскольку в 2007 года отселение и капитальный ремонт жилого фонда курируется Фондом ЖКХ, именно эта структура создает региональные комиссии, которые определяют состояние домов.
Действие государственной программы переселения распространяется только на дома, которые официальные признаны аварийными, то есть, непригодными для жизни. Жилье считается ветхим в том случае, если износ здания составляет как минимум 70%. Установлением степени износа жилья занимаются специально созданные межведомственные комиссии (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ). Согласно 7 пункту этой же статьи, если комиссия признала объект непригодным для проживания или аварийным, значит, этот объект будет снесен или реконструирован.
Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.
Аварийным (непригодным для жизни) жилой объект признается при наличии следующих факторов:
Расселение предусмотрено только для жильцов аварийного жилфонда, т.к., проживая в таких объектах, они рискуют своей жизнью и здоровьем. Но расселение не рассчитано на граждан, проживающих в домах, которые признаны ветхими. Однако при значительной степени износа объект может получить статус ветхого жилья, который означает, что в скором времени дом будет снесен.
Читайте также:
Необходимые документы для оформления аварийного жилья, сроки сноса и порядок получения квартиры.
Если жильцы подозревают, что техническое состояние их дома является непригодным для проживания, им необходимо обратиться в органы местного самоуправления. При обращении граждан представители региональных властей обязаны направить жильцов в специализированную организацию по определению состояния зданий. Получив заключение специалистов, жильцам следует обратиться в межведомственную комиссию, которая проведет экспертизу.
Для обращения потребуется предоставить следующий комплект документов:
После проверки комиссия обязана вынести решение в течение 30-ти дней. Но если существует опасность для здоровья или жизни жильцов, заключение комиссии выносится в течение 1-го рабочего дня. В том случае, если комиссия не признала объект аварийным, но жильцы не согласны с этим решением, они могут обратиться в суд для привлечения независимых экспертов.
Читайте также:
Реновация пятиэтажек несносимых серий в Москве в 2019 году: свежая информация
Если состояние дома признается аварийным, органы местного самоуправления обязаны переселить жильцов в кратчайшие сроки. При этом в процессе расселения должны соблюдаться следующие условия:
1. Собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.
2. Жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.
3. Жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.
4. Метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.
5. Если жилец аварийного дома также стоял в очереди на улучшение жилищных условий, то при расселении он получит квартиру с учетом недостающих метров. В особых случаях (например, в местном жилищном фонде отсутствуют квартиры необходимых размеров) выделяется дополнительная квартира.
6. При расселении граждане не могут поселяться в коммунальные квартиры.
7. Новое жилье должно располагаться на территории того же административного района, что и аварийный объект. Но при согласии жильцов их могут переселить и в другие районы.
8. Расселение осуществляется только при наличии письменного заявления собственника.
9. Расселение всех жильцов производится в течение года с даты признания дома аварийным.
10. Между собственником будущей квартиры и владельцем дома составляется детальный договор. Как правило, владельцем дома является муниципалитет.
11. Если вместо новой квартиры собственник желает получить денежную компенсацию, он может написать соответствующее заявление. Однако удовлетворение запроса производится на усмотрение муниципалитета. К тому же, расчет компенсационной стоимости не выгоден владельцу сносимого жилья.
12. Затраты на переезд несут местные власти. Однако грузовой транспорт предоставляется только один раз.
13. С момента признания дома аварийным владельцы сносимого жилья не имеют право менять или продавать квартиру. При совершении такой сделки она будет признана незаконной.
14. После заключения договора между собственником аварийного жилья и владельцем дома переезд должен состояться в течение одного месяца.
15. Если собственник аварийного жилья проживал в квартире, метраж которой значительно ниже установленной нормы, при переселении он получит квартиру со стандартным метражом, то есть, размер нового объекта недвижимости увеличится.
16. Жители коммунальных квартир при переселении получают отдельные квартиры.
Если жильцы дома не согласны с решением межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. При этом в качестве доказательств того, что комиссия допустила ошибки или нарушила порядок принятия заключения, жильцам нужно будет дополнить свой иск письменным заключением независимой технической экспертизы.
Одной из приоритетных задач жилищно-коммунальной реформы является расселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. Наличие подобного жилья не только портит внешний вид городов и поселений страны, но и угрожает безопасности и комфортности проживания, что в свою очередь вызывает социальную напряженность в обществе.
В 2008 году государство выделило дополнительные субсидии в размере 50 млрд. рублей субъектам России для приобретения жилья с целью расселения аварийного фонда. Для решения этой проблемы создан (Фонд ЖКХ), при помощи которого реализуется программа по расселению из ветхого и аварийного жилья.
На сегодняшний день в России объем ветхого и аварийного жилья составляет примерно миллиард квадратных метров . Еще надо учитывать, что некоторые жилые объекты не классифицируются местными чиновниками как ветхие или аварийные только потому, что после принятия такого решения необходимо проводить расселение жилья , для чего требуются дополнительные средства.
Однако для большинства россиян, проживающих в ветхих и аварийных домах, решать эти проблемы самостоятельно оказалось непосильной ношей . Также следует отметить, что рост объемов ветхих и аварийных домов - это прямое следствие отсутствия . Ситуация определяется низкими темпами жилищного строительства, которые не позволяют насытить рынок доступными по цене квартирами, и расселить непригодное жилье.
Из-за кризисного спада в строительстве площадь ветхого и аварийного жилья в стране только увеличивается . Более того, количество подобного жилья на территории РФ растет катастрофическими темпами, и через несколько лет может начаться его обрушение. Растущие квадраты непригодного жилья в России - один из основных показателей низкого благосостояния основной массы населения страны, свидетельство нарастающей бедности, правда, связанной не с уровнем доходов, а с условиями проживания.
Обеспечить квартирами экономкласса социально незащищенные слои населения , которые как раз и живут в ветхих и аварийных домах, коммуналках и бараках, невозможно пока в сферу строительства не пойдут объемные государственные вливания.
Непосредственное участие государства в процессе ликвидации аварийного жилого фонда - необходимое условие решения проблемы расселения данного жилья. И как уже отмечалось выше, государство заняло в этом вопросе достаточно активную позицию. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны и утверждены адресные программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда , которые предусматривают поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов.
Эти адресные программы осуществляются по следующим основным направлениям:
Однако средств на местах, как всегда, не хватает.
Зачастую при расселении ветхого и аварийного жилья , занимаемого по договору социального найма, возникают неоднозначные решения по поводу площади предоставляемого жилого помещения.
Одни чиновники руководствуются тем, что при признании непригодным для проживания жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, выселение из него производится с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения , площадь которого зависит от того, состоят ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий выселяемые или нет. В одном случае, размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления жилья на одного человека (статья 50 ЖК РФ), а в другом - исходя из размера того помещения, которое ранее занимал выселяемый (статья 89 ЖК РФ). При этом в каждом муниципальном образовании установлены свои нормы предоставления жилья по договору социальному найму.
Действия других чиновников базируются на том, что статья 89 ЖКРФ является специальной нормой и поэтому вне зависимости от принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях нанимателю и членам его семьи предоставляется другое жилое помещение, равное по площади ранее занимаемому . В то же время сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за теми гражданами, которым предоставлено другое жилое помещение, при условии, что не отпали основания для пребывания их на таком учете (статья 56 ЖК РФ).
Причем таких спорных юридических моментов, возникающих при расселении непригодного жилья достаточно. И многое здесь зависит от трактовки законов местными властями.
Но это касается проживающих в непригодном жилье по договору социального найма. А вот собственникам жилых помещений должно предоставляться равноценное жилое помещение . Исходя из норм Жилищного кодекса, расселение жилья должно происходить в пределах границ населенного пункта.
Проблему расселения жилья можно решить , наращивая объемы , а разрыв между комфортностью и доступностью можно сократить, увеличивая количество предложений на рынке. Однако такая тенденция дифференциации жилья в зависимости от уровня доходов населения только зарождается в крупных городах. А пока можно констатировать, что программа расселения граждан РФ из аварийного жилья явно отстает от графика.