Распределение жизненных благ.


Условия создания блага и условия его распределения, будь то отдельный продукт, услуга или валовой общественный продукт, нельзя разделить. Тезис Дж. С. Милля о том, что, произведя общественный продукт, общество может делать с ним что хочет, неверен. Аллокация ресурсов и распределение продукта, условия создания и распределения отдельного блага и общественного продукта в целом не могут быть ни полностью разделены, ни полностью отождествлены. Проблему справедливости нельзя оторвать от проблемы аллокации ресурсов, но нельзя и свести к последней. Процесс создания общественного продукта, координированный ценовой системой, сам должен удовлетворять критериям справедливости. Необходимые формальные условия справедливости - учет исех затронутых индивидов и интернализация внешних эффектов - еще не определяют, с каким весом, по каким материальным критериям индивиды и внешние эффекты будут учитыватся и процессе координации индивидуальных действий. Вопрос о «весах» формальных прав в координационном процессе является материально-формальным критерием оценки ценовой системы, его следует отличать от чисто материальных критериев. Материально-формальный критерий оценки координации относится к фактическим, материальным возможностям каждого индивида участвовать в рыночном процессе. Эти возможности заданы его производительным вкладом и покупательной силой. Распределение производительных способностей и покупательной силы между участниками рынка неравномерно, поэтому неравномерно распределены и возможности участия. Неравномерное распределение не является само по себе несправедливым. Давая ему оценку, следует выяснить вопрос о причинах возникновения этого неравенства и различать неравенство возможностей, основанное на историческом праве наследования имущества и на прибылях, полученных в результате рыночной деятельности, удовлетворяющей платежеспособный спрос. В идеальной ценовой системе исторически унаследованные права являются, в свою очередь, результатом экономического вклада, внесенного завещателем в прошлом. Этические проблемы при наследовании возникают лишь тогда, когда первоначальное состояние было нажито путем захвата или другим противоправным способом.
В других случаях воля собственника и завещателя и необходимость планировать и реализовывать предприятия (не только экономические) в форме семейных проектов, осуществляемых несколькими поколениями, являются необходимым и достаточным основанием для права наследования. Это, конечно, не означает автоматического этического оправдания конкретной формы, которую принимает право наследования.
Если же в результате рыночной координации возникают серьезные и длительные нарушения принципа равных возможностей, нарушение формальных прав участников рынка, то в соответствии с материально-формальным критерием справедливости политический центр общества может и должен предпринять корректирующие действия. Эти действия в первую очередь затрагивают не распределение блага, а распределение возможностей участия в рынке. Их обоснование вытекает не из материальных критериев справедливости, т. е. не из определенных материальных целей, а из материально-формальных предпосылок сохранения формальных прав участия. Материально-формальную гарантию реализации прав участия дают, прежде всего, открытый доступ к рынку и принципиальная возможность увеличить свой человеческий капитал с помощью образования. Открытие доступа к рынкам, возможности получения образования и корректирующие меры государства в тех случаях, когда ценовая система этого не обеспечивает, представляют собой материально-формальные требования справедливости. Напротив, материально-материальные требования справедливости вытекают из материальной цели экономики - обеспечения выживания людей и удовлетворения их потребностей. Если рыночная координация в соответствии с субъективным спросом и относительной редкостью не обеспечивает выполнения материальной цели экономики, то следует предпринять коррекцию ценовой системы. Однако, во-первых, эту коррекцию следует осуществлять только тогда, когда существуют однозначные основания заявлять, что ценовое регулирование не выполняет материальную цель экономики.
Во-вторых, правила этой коррекции должны быть сформулированы как запретительные нормы. Материальная справедливость требует не достичь определенных целевых показателей в ценовой системе путем государственного вмешательства, а не допустить недостижения жизненно важных целей экономики. Цели, требующие такого вмешательства, - это обеспечение выживания людей и сохранения культуры данного народного хозяйства. Субъективизм рыночной координации корректируется там, где аллокация ресурсов в соответствии с субъективным спросом не обеспечивает выполнения объективной задачи экономики. Если не обеспечить выживание людей, то необходимо корректировать ценовой механизм, поскольку цель сохранения жизни стоит выше ценностей добровольной координации и невмешательства в цено- иой механизм. Сохранение культуры требует корректировки ценовой системы там, где ничем не ограниченный субъективизм рыночного спроса грозит подорвать культурную общность людей, где общественное благо «культурная общность» производится в недостаточном количестве.
Справедливая цена - это рыночная цена в такой рыночной системе, в которой меновые соотношения и относительные цены соответствуют субъективному спросу и одновременно - как побочный результат - обеспечивают достижение материальных целей, т. е. гарантируют выживание и минимальный необходимый уровень культурной общности. Материально-формальный критерий обеспечения равных возможностей участия и материальноматериальные критерии обеспечения жизненных и культурных интересов ограничивают субъективизм. Вмешательство государства, корректирующее соотношения рыночных цен в соответствии со строгими критериями распределительной справедливости (iustitia distributiva), выравнивает распределение не благ, а возможностей их получения.

Еще по теме 4.2. Распределение блага и распределение возможностей:

  1. § 2d. Одномерные распределения логарифмов относительных изменений цен. III. Структура распределений в центральной области

Распределение благ. Оплата труда. Заработная плата в России

Сущность процесса распределения благ. Исторические формы распределения жизненных средств. Распределение благ в современной России. Организация заработной платы в России. Номинальная и реальная заработная плата. МРОТ.

Распределение в экономической системе выступает либо как момент самого производства, либо как акт, следующий непосредственно за актом производства. Содержанием отношений распределения является функция установления долей, или пропорций, в соответствии с которыми произведенный продукт поступает в распоряжение субъектов его производства.

Осуществляя процесс индивидуального труда, человек решает одновременно три задачи, обусловленные его потребностями: что должно быть получено в результате труда, сколько и для удовлетворения каких его потребностей. Очевидно, что в самой постановке третьей задачи содержится отношение распределения ожидаемых результатов между многочисленными потребностями человека. В процессе общественного труда отношение распределения решает еще одну важную задачу: на удовлетворение чьих именно потребностей должен быть направлен создаваемый продукт. Эти задачи а, следовательно, и отношения распределения, являются актуальными в обществе любого типа, любой формации. В обществе, основанном на товарном производстве, возникает иллюзия, что функции распределения продукта полностью реализуются в процессе товарного обмена. На этой иллюзии строятся рыночные теории, которые вообще обходятся без анализа отношений распределения, подменяя его анализом обмена между собственниками факторов производства.

Научное объяснение феномена распределения, его места в экономической системе, его связей с отношениями производства, с одной стороны, и обмена √ с другой, дает марксистская политическая экономия. "Структура распределения, √ утверждает Маркс, √ полностью определяется структурой производства. Распределение само есть продукт производства √ не только по распределяемому предмету, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особые формы распределения, те формы, в которых люди принимают участие в распределении". Обмен же "есть лишь опосредствующий момент между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой стороны". С точки зрения структуры распределение есть прежде всего "1) распределение орудий производства и 2) √ что представляет собой дальнейшее определение того же отношения √ распределение членов общества по различным родам производства (подчинение индивидов определенным производственным отношениям). Распределение продуктов есть, очевидно, лишь результат этого распределения, которое заключено в самом процессе производства и которое определяет структуру производства"

Заработная плата - это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с условиями трудового договора и требованиями трудового законодательства.

Заработная плата глазами работника – это основная часть его дохода призванная удовлетворять жизненно необходимые потребности не только его, но и членов его семьи.

Заработная плата глазами работодателя – это элемент расходов в себестоимости продукции, уменьшающей прибыль предприятия.

Основная задача организации заработной платы состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

Организация оплаты труда предполагает:

Определение форм и систем оплаты труда работников предприятию.

Разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия.

Разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.

Обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Тарифная система оплаты труда.

Для определения справедливого размера оплаты труда с учетом его сложности, значимости и условий труда различных категорий работников вводится так называемая тарифная система. Она содержит информацию о размере оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ и включает в себя: тарифно-квалифиционные справочники; нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания,

нормированное задание); тарифные сетки для рабочих и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные); схемы должностных окладов для прочего персонала (т.н. штатное расписание).

Тарифно-квалификационные справочники содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом (чем сложнее работа, тем выше разряд). В экономической теории все особенности, влияющие на определение квалификации исполнителя и сложности работы носят название тарифообразующих факторов.

В настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является минимальная заработная плата, устанавливаемая Правительством Российской Федерации.

В частности, исходя из минимальной заработной платы и среднемесячной продолжительности рабочего времени (среднемесячного фонда рабочего времени), устанавливаемых законодательном порядке, определяются минимальные размеры часовых тарифных ставок 1 разряда.

Это связано с тем, что по КЗоТ РФ работник не может получать в месяц

(при полной занятости) менее минимальной заработной платы, поэтому, разделив сумму минимальной заработной платы на количество часов работы в месяце при полной занятости, получим минимальную часовую тарифную ставку.

Тарифная сетка представляет собой таблицы с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого (низшего) разряда. В каждой сетке предусмотрены тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременных работников.

Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени

(час, день, месяц- это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить его конечный результат).

Они возрастают по мере увеличения разряда работника: понятие «разряд» вводится для определения квалификации, то есть качества труда, работника, ее сложности.

Каждый разряд (они нумеруются в порядке возрастания) имеет свои квалификационные характеристики, то есть работник должен в рамках каждого разряда обладать определенными знаниями и умениями. Определенный разряд присваивается рабочему решением специальной квалификационной комиссии и является основанием при расчете заработной плате этого работника.



Соотношение тарифных ставок различных разрядов как раз и определяется с помощью тарифной сетки: коэффициент, стоящий в тарифной сетке напротив каждого разряда, начиная со второго (первый разряд имеет коэффициент единицу), показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда. Диапазон тарифной сетки – это соотношение тарифных ставок крайних разрядов.

Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первые восемь – для рабочих.

Базовой принимается тарифная ставка первого разряда ЕТС, которая устанавливается решением Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что выбор построения тарифной сетки, числа его разрядов, размера прогрессивного абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов внутри сетки, в предприятиях внебюджетной сферы определяется предприятием самостоятельно и в основном зависит от финансового положения и возможностей предприятия.

Штатное расписание (или схема должностных окладов), как правило, применяется при оплате труда руководителей, специалистов и служащих. В соответствии со статьей 81 КЗоТ РФ должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия, учреждения или организации исходя из обязанностей и квалификации работников.

Здесь важно заметить, что в этой же статье КЗоТ указано на возможность установления для этого класса работников и иных видов оплаты труда – например, в процентах от выручки предприятия или в долях от прибыли.

Решение об этом принимается администрацией предприятия самостоятельно исходя из экономической целесообразности.

Норма труда – это комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, технического оснащения и организации производства именно этого предприятия.

Очевидно, что в зависимости от состояния станочного парка, например, на одном предприятии данный заказ будет выполнен быстрее и меньшими силами, чем на другом, более технически отсталом. Значит, и нормы труда будут на этих предприятиях различными.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

Срок, с которого
установлен минимальный
размер оплаты труда Сумма минимального
размера оплаты труда
(руб., в месяц) Нормативный акт,
установивший минимальный
размер оплаты труда
с 1 января 2009 г. 4330

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе. Они обладают рядом свойств:- их невозможно исключить из потребления без высоких издержек (например, отсутствие адекватной системы обороны приводит к угрозе поражения в ходе военных действий или террористических актов);- отсутствует конкуренция в их потреблении – по критерию Парето (например, надежная оборона или хорошая экология);- участие государства в производстве этих благ (например, охрана окружающей природной среды, правотворчество и правоприменение). Невозможность распределения общественных благ через рынки связана с тем, что при отсутствии принудительной оплаты за эти блага производители не могут получить оплату от потребителей своих продуктов. Эти блага оплачиваются через налоговую систему, ведь только государство имеет право взимать налоги, пошлины и сборы.

Чистое общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо. Например, национальная оборона.

В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватать на всех потребителей. Начиная с некоторого количества потребителей, появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности блага, которую получают уже существующие потребители. Здесь примером является дорога: дополнительные пользователи не уменьшают доступность услуг дорог вплоть до «точки перегрузки». А также примерами могут служить мост или тоннель.

Главная задача правительства заключается в достижении максимального уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство должно оказывать влияние на размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми. Рассмотрим эти две функции. Функция размещения. Главной целью правительства при осуществлении этой функции должно быть достижение высокой эффективности использования ресурсов. Основным инструментом для достижения этой цели является государственный бюджет. В нем определяются размеры налогов, которые должен платить частный сектор, объем государственных закупок, размер социальных выплат. Правительство несет расходы на оборону, образование, медицинское обслуживание, содержание служб обеспечения правопорядка, строительство дорог и другие общественные нужды. Оно может иметь в своем подчинении производственные организации (заводы, электростанции, транспортные системы и др.) и может закупать за счет средств государственного бюджета товары и услуги, производимые частными фирмами. Правительство выплачивает из средств государственного бюджета субсидии частному сектору и различные государственные пособия отдельным людям. Функция распределения. Эту функцию государство выполняет в интересах справедливости, т. е. справедливого распределения доходов и богатства в обществе. Чтобы достичь этой цели, правительство, во-первых, стремится справедливо распределить налоговое бремя. Оно устанавливает порядок, при котором налоги растут с ростом доходов. Кроме того, правительство проводит целенаправленную политику в вопросах распределения через статьи бюджета. В расходной части бюджета приоритет отдается затратам, в которых больше заинтересованы люди с низкими доходами (здравоохранение, образование и др.).Следует заметить, что при решении задачи справедливого распределения возникает немало проблем. С одной стороны, трудно контролировать реальные доходы людей; с другой стороны, многие считают, что доходы являются не самой справедливой базой для налогообложения. Размер общественного сектора. Поскольку правительство играет важную роль в смешанной экономике, возникает вопрос: каким должен быть размер общественного сектора? Существуют два подхода к ответу на этот вопрос: Максимальное общественное благосостояние - ресурсы должны быть так распределены между частным и общественным секторами, чтобы общество достигло наивысшего уровня полезности. Финансовое общество оптимального размера - объем государственного участия в экономике должен быть таким, при котором предельная общественная выгода оказывается равной тем предельным общественным издержкам, которые общество несет в форме налогов.

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

С экономической точки зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ .

Неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство является необходимым условием организации социальной жизни .

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

Теория человеческого капитала – теоретическая концепция, ориентированная на объяснение различий в уровне эффективности труда и величине заработков индивидов, занятых хозяйственной деятельностью.

Люди затрачивают средства не только на мимолетные удовольствия, но и на денежные и неденежные доходы в будущем. В человеческий капитал направляются инвестиции. Это издержки на поддержание здоровья, на получение образования, издержки, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать.

Человеческий капитал - это форма капитала, поскольку служит источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или то и другое вместе взятое. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после соответствующей «обработки» человек приобретает качества капитала. То есть с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первичный фактор постепенно преобразуется в человеческий капитал.

Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Например, доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто закончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Среди издержек на обучение главным элементом были признаны «утраченные заработки», то есть заработки, недополученные студентами за годы обучения. (По сути, утраченные заработки измеряют ценность времени студентов, затраченного на формирование ими своего человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек на образование дало возможность определить рентабельность вложений в человека.


Дифференциация доходов населения - разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании социально-экономического неравенства.

В основе измерения экономической дифференциации населения лежит анализ неравенства в распределении доходов между отдельными группами населения. Для оценки дифференциации населения по уровню жизни используются следующие показатели :

Распределение населения по уровню среднедушевых доходов;

Коэффициенты дифференциации доходов населения;

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);

Численность населения с доходами ниже черты бедности, коэффициент бедности.

Модальный доход Мо – это уровень дохода, встречающийся наиболее часто среди населения.

Медианный доход Me – это уровень дохода, делящий ряд распределения дохода на две равные части: половина населения имеет душевой доход, не превышающий медианное значение дохода, а другая половина – доход не менее медианного. Для расчета медианы используется формула.

Аналогично определяются квартили (уровни дохода, делящие совокупность на четыре равные части) и децили (уровни дохода, делящие совокупность на десять равных частей).

Степень дифференциации населения по размеру среднедушевого дохода оценивается с помощью коэффициентов дифференциации доходов. Различают два показателя дифференциации:

коэффициент фондовой дифференциации – соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп населения (обычно это средние доходы, полученные 10% населения с самыми высокими и 10% населения с самыми низкими доходами): 

децильный коэффициент дифференциации доходов, который показывает, во сколько раз минимальный доход среди 10% наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход среди 10% наименее обеспеченного населения.

Кривая Лоренца устанавливает соответствие между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода. Для ее построения население разбивают на группы, равные по численности и отличающиеся уровнем среднедушевого дохода. Группы ранжируются по величине среднедушевого дохода. Для каждой группы определяются частости – доли в обшей численности населения и доли в общей сумме доходов, а на их основе – накопленные частости. На рис. равномерное распределение доходов представлено прямой, которая соединяет начало координат и точку С.

Линия, соответствующая фактическому распределению доходов, отклоняется от линии равномерного распределения тем больше, чем значительнее неравенство в распределении доходов. Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем меньше неравенство в распределении доходов.

Коэффициент концентрации доходов G (коэффициент Джини) позволяет проанализировать степень концентрации доходов у различных групп населения и количественно оценить неравномерность их распределения. Коэффициент Джини рассчитывается по данным о накопленных частостях численности и денежного дохода населения и изменяется от 0 до 1. 

Коэффициентом бедности называют относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны (региона).

Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Состояние бедности не позволяет обществу реализовать свои возможности. Именно поэтому ее связывают с регрес­сом в общественном развитии.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые ученые объе­диняют в следующие группы:

1. экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли);

2. социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемо­сти);

3. демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье);

4. социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий);

5. образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная про­фессиональная подготовка);

6. политические (военные конфликты, вынужденная миграция);

7. регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Дилемма эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения.

Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист А. Оукен назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью.

Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Целью трансферта является сам трансферт. Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно соц. трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи гос. поддержки.

Американские экономисты подчеркивают и то негативное явление, которое связано в США с программой помощи неполным семьям с детьми. Нередко это способствует распаду семей (так как программа, в сущности, поощряет уход из семьи безработных отцов). Указанная программа предоставляет помощь и внебрачным детям. Конечно, это гуманно, но многие исследователи считают, что такая система ведет к упадку нравственности и подрыву института семьи.

Таким образом, как слишком глубокое неравенство подрывает стабильность общества, так и нивелировка доходов подрывает эффектив­ность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство нередко приходится платить снижением эффективности.

Критерий Парето. Исследуя условия максимального экономического благосостояния общества при ограниченности ресурсов, Парето пришел к выводу, что общественное благосостояние максимально при таком состоянии экономики, когда никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положение другого. Проблема заключается в оптимальном распределении экономичес­ких ресурсов и производимых благ в целях достижения наибольшей эффективности. Вы­воды охватывают следующие положения.

1) Критерием оптимальности служит не суммарная максимизация, а максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями.

2) Обеспечение экономического равновесия – необходимое усло­вие достижения оптимума. Оптимум означает, что достигнут резуль­тат, отклонение от которого вызывает увеличение выгоды для одних и уменьшение выгоды для других. Распределение ресурсов в обществе становится оптимальным, если любое изменение этого варианта ухуд­шает положение хотя бы одного участника экономической системы.

3) Увеличение производства одного блага, не вызывающее сниже­ния производства какого-либо другого блага, принято называть опти­мумом Парето. Оптимальность по Парето - такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Фактически существует два критерия оптимальности. Первый от­носится к распределению ресурсов (улучшение полезности одного уменьшает полезность других), второй – к производству (улучшение полезности одного не уменьшает полезности других).

Если найти оптимум на уровне фирмы относительно несложно, исходя из минимизации затрат и максимизации результата, то на уровне народного хозяйства приходится учитывать множество факто­ров, неоднозначность и многообразие целей.

Проблема в том, как определить уровень благосостояния не от­дельного человека, а общества в целом. По Парето, оптимум достигается, когда устанавливается равновесие на всех рынках, во всех секто­рах экономики. К этому оптимуму стремится рыночный конкурент­ный механизм.

Между экономическим ростом и распределением ресурсов сущест­вует противоречие. Преимущества роста распределяются неравномер­но. Приоритеты, предоставляемые одним отраслям и регионам, огра­ничивают возможности других. Поэтому гос программы призваны находить средства и методы компенсации тем, кто оказыва­ется в проигрыше от принимаемых решений.

Англичане Калдор и Хикс предложили альтернативный подход к определению эффективности - принцип компенсации (критерии Калдора-Хикса) , в соответствии с которым любые экономические изменения должны рассматриваться как повышающие эффективность только в том случае, если получатели выгоды гипотетически могут компенсировать потери оставшихся в проигрыше и все равно остаться в выигрыше. Если при этом проигравшим полностью выплачивается компенсация, то достигается оптимум Парето, а если не выплачивается (или выплачивается не полностью), то возникает ситуация квазиоптимума, т.е. наилучшего среди неоптимальных. В этом случае для достижения оптимума Парето государство может вмешаться, компенсируя убытки оставшихся в проигрыше и/или облагая налогом выигравших.


Содержание
Введение - 3
1. Основные теоретические положения об общественных благах:
1.1. Понятие и классификация общественных благ - 4
1.2. Признаки и характеристики общественных благ - 9
2. Производство общественных благ:
2.1. Государство как основной производитель
общественных благ - 16
2.2. Эффективность производства общественных благ - 19
2.3. Финансирование производства общественных благ - 24
3. Распределение общественных благ:
3.1. Проблема объемов предоставления общественных благ - 26
3.2. Неравномерность распределения общественных благ - 28
Заключение - 31

Список использованной литературы - 32

Введение
Существует множество определений экономики - как науки. Одним из таких определений по праву можно считать определение экономики – как науки о выборе направлений использования ограниченных ресурсов, так называемых факторов и производства потребительских благ. Ближайшим следствием указанной ограниченности принято считать конкуренцию, соперничество за использование ресурсов.
Поведение потребителей и производителей в большинстве случаев рассматривается через призму такой конкуренции. Однако, справедливо заметить, что не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их потребление. Таким образом, основываясь на этой точке зрения, все блага условно можно разделить на частные и общественные.
В случае «чистых» частных благ предполагается, что все затраты на производство таких благ полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены не любое третье лицо, не участвующее в сделке. Полной противоположностью «чистым» частным товаром, являются «чистые» общественные блага. Основным важнейшим свойством «чистых» общественных благ принято выделять – несоперничество и неисключаемость в потреблении.
О таких благах и пойдет речь в данной работе.

1.1 Понятие и классификация общественных благ
Центральное место в теории государства благосостояния занимает идея обеспечения приемлемых для данного общества жизненных стандартов. Общественное благосостояние не тождественно экономическому благосостоянию общества, равно как и личное благосостояние не идентично индивидуальному экономическому благосостоянию. Личное благосостояние, помимо чисто экономических критериев (таких, например, как занятость, уровень дохода и др.), зависит от степени гарантии в государстве политических свобод (например, свобода и безопасность личности, свобода слова, свобода совести и т.д.), от таких показателей, как социальная защищенность, устроенная семейная жизнь, возможности продвижения по службе и т.д.
Поскольку шансы человека зависят от стартовых условий, например, от качества школьного и профессионального образования, ориентированная на социальную справедливость политика имеет своей целью максимальное выравнивание этих шансов, особенно в сфере образования. Поэтому рыночная экономика способствует оптимальному благосостоянию максимального числа людей только в том случае, если она не ущемляет неэкономические детерминанты личного благосостояния.
В то же время нельзя не признать, что общественное благосостояние вовсе не складывается из арифметической суммы экономических показателей уровня благосостояния индивидуальных членов общества.
К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления: будучи потребленными одним субъектом, они остаются достаточными для потребления другими.
Общественные блага неделимы. Они представляются общественными учреждениями, их создание и содержание, как отмечал еще А. Смит, не может быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они смогут с лихвой окупиться большому обществу.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
Существует множество видов классификаций экономических благ в зависимости от использования того или иного критерия. Рассмотрим некоторые из них.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
В соответствии с вещественными признаками экономические блага делятся на материальные и нематериальные блага.
Материальные блага объединяют продукты, которые находятся в вещественной форме. Это продукты питания, одежда, жилые постройки и т.д.
Нематериальные блага характеризуются невещественной формой существования. Они представлены прежде всего услугами, а также такими благами, как здоровье, достоинство личности, деловая репутация и др.
В отличии от материальных благ услуги не обладают свойством накапливаемости, сохранности в течение длительного отрезка времени. Процесс их производства и потребления, как правило, совпадает во времени и пространстве. В настоящее время услуги занимают существенное место в экономике ведущих стран. Развитие сферы услуг – это один из важнейших признаков уровня социально-экономического развития общества, социальной ориентации экономики.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают; 2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения.
Это, например, городское освещение.
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:
1) международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;
2) национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;
3) местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.
По причине минимизации размера или же полного отсутствия издержек, связанных с увеличением числа потребителей общественных благ, в большинстве случаев не целесообразно формировать специализированную систему их оплаты. В этой ситуации наиболее оптимально финансирование их производства за счет государственных средств. Они не могут быть переданы в исключительное пользование определенному человеку, так как обладают свойством неделимости – невозможно их разделение без существенной потери их свойств. В большинстве своем на них не может быть распространен принцип исключения, нет эффективного метода устранения группы индивидов от использования превалирующего числа общественных благ. Эффект от них заключается уже в их производстве, а не в реализации конечному потребителю.

1.2 Признаки и характеристики общественных благ

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс. Если же затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. осуществление контроля за допуском людей к общественному связано с огромными издержками, тогда исключаемость экономически неоправданна.
Альтернативные критерии такие, как конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость, позволяют дифференцировать частные и чистые общественные блага.
Чистое общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо.
Например, национальная оборона.
Чистое частное благо – такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например, покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование.
Потребление чистого частного блага связано с конкуренцией. Ведь чем больше хлеба потребляется одним человеком, тем менее доступен он для других. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага.
Чистые общественные блага можно рассматривать как такие блага, производство которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда такое благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды или внешняя полезность. Но так как положительные внешние эффекты не принимаются во внимание, когда благо производится индивидуумом или продается на рынке, то объем предложения такого блага меньше эффективного.
Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.
Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.
На рис. 1 и 2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси. Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.
Самое большое, что человек готов заплатить за покупку благ - это предельная полезность, которую он может получить. На конкурентном рынке цена блага равно его предельным издержкам производства. Каждый человек покупал бы такое количество блага, при котором уравнивалась бы предельная полезность блага с его рыночной ценой. Однако предельная общественная полезность каждой единицы чистого общественного блага – это сумма предельных полезностей для всех потребителей. Это возникает благодаря тому, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Например, меры, направленные на улучшение качества атмосферного воздуха. Это благо, которое приносит пользу всем гражданам. Поэтому полезность этого улучшения есть полезность, получаемая вами, плюс полезность, получаемая другим человеком и т.д. до тех пор, пока к вашей полезности не будут прибавлены выгоды от всех остальных людей. Это верно для прироста любого чистого общественного блага.
Эффективный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равна предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для получения дополнительной единицы блага. Это не отличается от предельных общественных издержек производства чистых частных благ.
Так, например, для укрепления национальной обороны необходимо достаточное количество военной техники, оружия и военнослужащих. Поэтому укрепление обороноспособности поглощает дополнительные ресурсы.
Смешанное благо, в отличие от чистого общественного блага, является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо становится объектом купли-продажи, оно представляет собой платное благо.
Разновидность исключаемого смешанного блага – перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. возникает его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим.
Типичный пример перегружаемого общественного блага – шоссейные дороги, мосты, тоннели. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и вновь появившиеся потребители не ухудшают положения других пользователей, т.к. пока проблема избытка потребителей не стоит. Однако начиная с некоторого момента, например, при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление новых потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, к возрастанию опасности движения и к созданию прочих неудобств для всех.
Разновидность смешанного блага – это благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными приме-
рами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (теннисные и другие спортивные клубы), добровольные ассоциации собственников жилья, садовых участков и другие самоуправляемые общественные организации. Здесь объектом исключаемости является не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.
Полезность благ совместного потребления зависит от численности пользователей. Когда пройдена граница неконкурентности, у потребителя могут нарастать неудобства. Так, например, чтобы избежать чрезмерных затрат на строительство спортивных сооружений, предпочитают терпеть неудобства.
Поиск оптимума побуждает сопоставлять затраты и выгоды, причем оптимальная численность пользователей смешанного общественного блага не обязательно совпадает с их численностью, при которой не ощущается перегрузка. Решаются два основных вопроса:
во-первых, при какой численности потребителей достигается наиболее эффективное использование данного количества смешанного общественного блага;
во-вторых, какое количество общественного блага наиболее соответствует данному числу потребителей.
Ответы на эти вопросы можно получить с помощью теории клубов, когда приходится определять оптимальное число членов клуба, соответствующее им по размеру помещение, количество площадок для игры в теннис, гольф и т.п.
Теория клубов непосредственно соотносится с действиями государственных или местных органов управления, поскольку в их компетенцию входит ответственность за поставку конкретных смешанных благ.
Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между со-
бой как выгоды, так и издержки.
Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.
Исключение из потребления, его ограничение, могут быть достигнуты установлением цены за пользованием благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и решающие проблему
«безбилетника».

Рис. 3. Группировка общественных благ.

2.1 Государство как основной производитель
общественных благ

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Естественно, что в экономической теории большее внимание уделяется экономическим аргументам. Они связаны с концепцией сбоев рынка, среди которых важнейшими являются проблемы общественных благ, внешних эффектов, ассиметричной информации. В табл. 1.1 приведены сбои рынка с позиций экономической эффективности и основные пути корректировки этих сбоев в рамках государственного вмешательства в экономику.

Сбои рынка и направления государственного вмешательства
Таблица 1.1

Сбой рынка Определение сбоя Примеры Направления государственного вмешательства
Общественные блага Блага, обладающие свойствами несоперничества, неисключаемости Оборона, уличное освещение. Обеспечение благ государством
Внешние эффекты Воздействие рыночных сделок на третьи лица, недоучет издержек или полезность благ в цене блага Загрязнение окружающей среды, вакцинация Налоги или государственные субсидии
Асимметричная информация Стороны в сделке (покупатели и продавцы) имеют различную информацию Здравоохранение, страхование, рынок лекарств Контроль качества, обязательное социальное страхование
Неполные ранки Сбой в обеспечении частными благами Региональная стагнация Общественное планирование и программирование
Несовершенная конкуренция Ограничение производства, неэффективность Рыночная и естественная монополия, олигополия Регулирование рыночной и естественной монополии, государственная собственность
Макроэкономическая нестабильность Неэффективность в использовании ресурсов экономики в целом Безработица, недогрузка производственных мощностей, инфляция Бюджетно-финансовое и денежно-кредитное регулирование

2.2 Эффективность производства общественных благ

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов.
Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления – интегративность. Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью налоговой системы может эффективно взимать плату за использование благ.
Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.
Конечный потребитель общественных благ в большинстве своем не имеет практической возможности выбора относительно использования или же неиспользования. Распространена и практика, при которой он вынужден потреблять благо, несмотря на то что оно не отвечает его потребностям или имеет низкое качество. Например, если уровень освещенности городских улиц не соответствует потребностям населения, они все равно вынуждены ходить по ним – пользоваться предоставляемым общественным благом.
и т.д.................

Случайные статьи

Вверх