Мероприятия социального сопровождения медицинскими организациями. Об утверждении примерного положения о деятельности "службы социального сопровождения", функционирующей при комплексных центрах социального обслуживания населения республики калмыкия. Цели и

Современное общество и протекающие в нём процессы ставят перед человеком целый ряд проблем, с которыми не сталкивались даже его ближайшие предшественники. Это обусловлено такими факторами, как ускорение темпов социальной мобильности, принципиальное изменение базовых норм и ценностей общества, ускорение темпов его урбанизации, расширение ценностно-нормативных границ человеческого поведения и деятельности, рост уровня социальной автономности личности и т.п. Перечисленные и многие другие факторы, ставят большинство людей перед необходимостью выбирать какой-либо единственный способ решения социальной или личностной проблемы из множества возможных, каждый из которых существенно отличается от других.

Описательное резюме переменных исследования приведено в таблице 2. Было 9% участников с шизофренией или шизоаффективным расстройством, а у остальных были диагностированы биполярное или расстройство настроения. Средние оценки удовлетворенности поставщиков были высокими.

Результаты регрессионных моделей показаны в таблице 3. Каждая модель включает нестандартный коэффициент, стандартную ошибку и стандартизованную бета-версию. Во всех моделях, включенных в них, социальные сети и социальная поддержка были положительно связаны с улучшением восстановления. Общая деятельность также была связана с улучшением восстановления. Взаимодействие социальной поддержки и деятельности в окончательной модели также было значительным, но взаимодействия активности и размера сети не было.

Разумеется, ряд проблем, с которыми сталкивается человек, он может успешно решить либо самостоятельно, либо с помощью близких ему людей. Но в ряде случаев ему не хватает знаний, опыта, информации и т. п. Тогда человек вынужден прибегнуть к помощи специалиста, т.е. получить консультацию.

К определению понятия сопровождения инвалидов разные авторы подходят с разных сторон, рассматривая его и как стратегию, и как технологию, и как метод профессиональной помощи. Эти различия в определениях обусловлены не только различиями в теоретических взглядах, но и развитием более глубокого понимания процесса сопровождения инвалидов. Подчеркнем, что в профессиональной литературе представлено сегодня от 200 до 400 подходов к определению сопровождения инвалидов и его моделей. Большинство определений включают в себя одинаковые элементы. Например, представление о том, что сопровождение направлено на помощь людям в осуществлении выбора и действий в соответствии с ним. Часто определения включают понятие научения, хотя существуют значительные разногласия в определении факторов, влияющих на научение, и того, как научение происходит. Еще одним общим элементом является понятие личностного развития, однако до согласия по поводу того, каким образом ему наилучшим образом способствовать, еще далеко .

Результаты для каждой модели суммируются следующим образом. На рисунке показано, что связь между действиями и восстановлением является положительной для всех уровней поддержки, но что склон является наибольшим для лиц с более низкой поддержкой. Результаты согласуются с предыдущими исследованиями, свидетельствующими о том, что как размер социальной сети, так и социальная поддержка коррелируют с улучшением восстановления для лиц с серьезными психическими заболеваниями. Предварительная литература показывает, что пациенты с психическими заболеваниями сообщают о нескольких преимуществах социальной поддержки, включая эмоциональные, материальные и психологические преимущества, моделирование, мотивационное поощрение и другие.

Согласно Р. Кочюнасу, все определения сопровождения так или иначе включают следующие положения:

Сопровождение помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;

Сопровождение помогает обучаться новому поведению;

сопровождение способствует развитию личности;

в сопровождении акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения. А социальный работник создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Наши результаты, помимо социальной поддержки и социальных сетей, свидетельствуют о том, что более активное участие в широком спектре мероприятий также связано с улучшением восстановления, особенно когда уровень социальной поддержки ниже. Эти действия могут быть более или менее социальными по своей природе, более или менее физически активными или встречаться внутри или вне дома. Конкретные виды деятельности, связанные с восстановлением, могут быть сильно индивидуализированы от одного человека к другому.

Выбор активности может даже быть фактором, способствующим формированию чувства контроля над своей жизнью. Данные показывают, что участие в большем числе видов деятельности, независимо от вида деятельности, связано с восстановлением. Восстановление не было связано с возрастом, полом, диагностической группой, социально-экономическим статусом или другими показателями. Другие исследования, однако, показали, что выздоровление с течением времени связано с такими переменными, как физическое здоровье и изменения в занятости и семейном положении.

Сердцевиной сопровождения является «консультативное взаимодействие» между клиентом и специалистом, основанное на философии “клиент-центрированной” терапии К. Роджерса. Он выделил три основных принципа этого направления:

Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

Нынешние результаты обнадеживают, поскольку многие из этих потенциальных факторов находятся вне возможностей людей контролировать; напротив, кажется, что восстановление потенциально поддается влиянию через социальные и поведенческие факторы. В частности, у людей есть потенциал для контроля над поведением, в котором они участвуют. Результаты показывают, что участие или активное участие в любом из самых разнообразных индивидуализированных действий связано с улучшением восстановления. Более того, в той степени, в которой люди не пользуются сильной социальной поддержкой, участие в мероприятиях может иметь еще большее значение.

Каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения .

Сопровождение - сравнительно молодое направление деятельности. Его базис был и остается междисциплинарным. До начала 1990-х годов сопровождение осуществлялось преимущественно в форме предоставления советов или информации. Многие основоположники сопровождения считали себя учителями и социальными реформаторами. Их основной задачей было обучение детей и молодежи, предоставление им знаний, позволяющих лучше ориентироваться в себе, в других людях и в мире профессий .

Конечно, эти данные имеют поперечное сечение, и поэтому неясно, способствует ли деятельность восстановлению или если восстановление позволяет людям быть более активными. Могут быть эффекты в обоих направлениях. Что касается термина взаимодействия, была проверена гипотеза о том, что сочетание социальной поддержки и деятельности будет связано с более высоким выздоровлением. Было установлено, что это связано с тем, что связь между действиями и восстановлением была положительной для всех уровней поддержки, однако, а не простой кумулятивный эффект, мероприятия были особенно важны, когда социальная поддержка была низкой.

Вначале эти профессиональные помощники были вовлечены главным образом в работу по осуществлению реформ в области защиты детства, образования, занятости, законодательства. Основой их работы, нередко проводившейся в виде лекций, было распространение специальных знаний, например инструкций морального характера на тему: как быть хорошими и поступать правильно.

Любая деятельность или поддержка могут работать, чтобы способствовать восстановлению, когда только один или другой относительно высокий. В дополнение к конструкции поперечного сечения ограничения исследования включают в себя способ измерения деятельности и социальной поддержки. Измерение активности ограничивалось подсчетом и не могло отражать, насколько значимыми являются конкретные действия. Кроме того, не все потенциальные виды деятельности включены, а другие формы физической, социальной или духовной деятельности могут помочь в выздоровлении, но здесь не были оценены.

В начале века, когда в практике оказания психологической помощи доминировала психоаналитическая теория Фрейда, сопровождение- консультирование пребывало в зачаточном состоянии. Тем не менее, в этом десятилетии было три личности, чье появление в качестве лидеров развития сопровождения стало поворотным для профессии: Джесси Б. Дэвис, Фрэнк Парсонс и Клиффорд Бирс .

Социальные сети и поддержка измерялись только через два элемента, которые задавали вопрос о размере и уровне поддержки сети за последний месяц. Влияние этой поддержки и положительный или отрицательный характер поддержки не были исследованы, хотя элемент, который мы использовали, наводит на мысль о качественных чувствах о получении поддержки. Будущие анализы могут оценивать изменения в процессе восстановления с течением времени, поскольку они связаны с социальной поддержкой, социальными сетями и деятельностью.

Последствия для поведенческого здоровья

С точки зрения лечения, результаты показывают, что клиницисты могут рассматривать работу по поощрению социальной поддержки и участия в деятельности в качестве вспомогательного средства для выздоровления. Идентификация значимых действий и определение поведенческих целей для реализации этих действий могут быть полезной стратегией. Кроме того, пациенты могут поощряться, что даже если их уровень социальной поддержки низок, найти личную значимую деятельность для осуществления - это жизнеспособный подход к контролю над процессом восстановления.

Джесси Б. Дэвис был первым человеком, который внедрил систематизированную программу персонального руководства в муниципальных школах США. В 1907 году, будучи управляющим системой школьного образования, Дэвис предложил преподавателям английской литературы раз в неделю проводить уроки персонального руководства с целью воспитания характера учащихся и профилактики возможных проблем. Под влиянием прогрессивных американских просветителей, таких как Хорас Манн и Джон Дьюи, Дэвис полагал, что именно персональное руководство в состоянии помочь лечению болезней американского общества. То, что отстаивали Дэвис и другие прогрессивные педагоги, еще не было сопровождением в современном понимании этого термина, но это было предвестие сопровождения: школьное персональное руководство (превентивное образовательное средство обучения молодых людей эффективно справляться с жизненными проблемами).

Это исследование было поддержано грантом Национального института психического здоровья. Авторы хотели бы поблагодарить интервьюеров Сью Леунга, Элисон Файрмарк, Дэвида Каслтона и Мика Ярборо. Мы также, чем аналитики Элизабет Шустер и Майкл Лев, которые помогли подготовить данные, используемые в этих анализах. Кроме того, мы благодарим Ханну Кросс и Роберта Полсона за полезный вклад в более ранние проекты.

Восстановление от зависимости и от психических заболеваний: общие и контрастные уроки. Восстановление в психических заболеваниях: расширение нашего понимания состояния здоровья. Социальный характер выздоровления: обсуждение и последствия для практики. Социальная поддержка и социальная сплоченность. Социальные детерминанты здоровья.

Как и Дэвис, Фрэнк Парсонс концентрировал усилия на воспитании учащихся и предотвращении проблем развития, однако его вклад оказался более значительным. Парсонс работал с молодыми людьми, помогая им в выборе профессии. Он основывался на положении, что выбор профессии обусловлен тремя факторами: представлением о работе, представлением о себе и соответствием одного другому. Парсонс разработал множество процедур для того, чтобы помочь своим клиентам лучше узнать себя и мир профессий. По мере того как работники школьного образования признавали актуальность планирования будущей профессии, пример Бостона стал распространяться и в других крупных городах.

Клиффорд Бирс, выпускник Йельского университета, в течение своей жизни несколько раз становился пациентом психиатрической больницы. Он столкнулся с плачевными условиями пребывания в психиатрическом учреждении. Бирс настаивал на принятии мер по улучшению психического здоровья населения и проведении реформы в лечении психических заболеваний. Он явился инициатором движения за психическое здоровье в США, а его деятельность стала предшествием сопровождения в сфере психического здоровья.

На протяжении 1950-х годов, по мере возникновения новых психологических теорий начали приобретать вес прикладные бихевиоральные и когнитивные теории, теории обучения, количество и сложность теорий, связанных с сопровождением существенно возросли. В начале 60-х годов преобладал взгляд на сопровождение как на развивающую профессию.

Эволюция сопровождения в отдельную профессию, имеющую отношение к психическому здоровью, произошла в 1980-х годах. На протяжении десятилетия снова возрос интерес к вопросам сопровождения, относящимся к целостной личности.

Социальные работники, специалисты начинают больше интересоваться социальными факторами, влияющими на возникновение и протекание как психических расстройств, так и психического здоровья, включая значение взаимодействия организма и среды. К числу этих факторов относятся: духовность, семейная обстановка, социально-экономические обстоятельства, влияние групп и групповой работы, а также меры профилактики.

Таким образом, сопровождение - это непрерывно развивающаяся профессия, которая высвечивает определенные аспекты, вопросы, проблемы развития в соответствии с потребностями обслуживаемых клиентов и общества. В течение относительно короткой истории сопровождения как профессии на передний план выдвигались различные аспекты этой деятельности.

Несомненно, некоторые из этих вопросов приобретут дополнительную значимость в будущем из-за непредвиденных кризисов, новых достижений, а также продолжающегося увеличения количества функциональных расстройств людей и систем. Увеличивающееся загрязнение окружающей среды, уменьшение ресурсов Земли, изменение роли женщин, новшества в средствах массовой информации, новые технологии, бедность, бездомность, инвалидность, одиночество и старение - все это будет привлекать внимание специалистов. Несмотря на то, что в XXI столетии консультанты сталкиваются с огромным количеством вопросов, ведущие темы требуют особого внимания.

Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального сопровождения как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.

В социальной работе необходима консультация инвалидов, которая нередко определяется как взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания специалиста используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ сопровождения инвалидов.

Назначение социального сопровождения заключается в том, чтобы помочь инвалидам понять и прояснить собственные жизненные взгляды на их жизненное пространство, и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Иначе говоря, данное сопровождение - это отношения, это процесс, и главное его назначение - помогать людям осуществлять выбор и решать проблемы .

В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности сопровождения инвалидов:

Функциональный, при нём сопровождение понимается как метод, обеспечивающий инвалида практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам специалист не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. Направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья, это рассматривать как пример подобного сопровождения. При таком подходе социальный работник выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

Профессиональный, при нём сопровождение рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций .

Реализация процесса социального сопровождения на практике требует дифференцированного подхода к этому виду деятельности, что проявляется в существовании различных его видов. Как любое социальное явление, социальное сопровождение можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

По объекту воздействия выделяют индивидуальное сопровождение, предполагающее работу с отдельным человеком, и групповое сопровождение, когда объектом воздействия специалиста являет собой какая-либо группа или коллектив .

Следует иметь в виду, что объектом социального сопровождения может быть только малая социальная группа - семья, студенческая группа и т.п.

Более широкий спектр разновидностей социального сопровождения, можно выделить по такому основанию как характер и содержание обсуждаемых и решаемых с инвалидом проблем.

Многообразие проблем и сложностей, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни каждый человек, приводит к существованию таких видов сопровождения как медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие. Эти виды социального сопровождения хорошо знакомы каждому человеку, который хоть раз обращался за помощью в решении различных проблем к соответствующему специалисту - врачу, медику, юристу, чиновнику и т.п.

Ещё одним основанием для выделения видов социального сопровождения является целевая установка клиента, т.е. цели, которые он преследует, обратившись за помощью к консультанту. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности .

Рефлексивное сопровождение, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс сопровождения в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция специалиста - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой форме.

Проектное сопровождение, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это сопровождение - программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такого сопровождения является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.

Технологическое сопровождение, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это сопровождение - рекомендация, где специалист - консультант - это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такое сопровождение получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.

Прогностическое сопровождение, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это сопровождение - предвидение, где специалист - консультант - это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий.

Многообразие видов социального сопровождения позволяет, тем не менее, говорить о существовании ряда универсальных его характеристик. Одной из них является то, что, будучи методом оказания социальной помощи, видом социальных услуг, социальное сопровождения независимо от своей видовой принадлежности оказывается на добровольной основе тому, кто в этой услуге нуждается. В этом реализуются важные принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности - уважение к личности человека, его правам, неприкосновенности частной жизни.

Ещё одной универсальной характеристикой социального сопровождения являются его принципы. Для того, чтобы быть достаточно эффективной и результативной, такая деятельность должна опираться на следующие группы принципов: принципы организации социального сопровождения и принципы его осуществления. Каждая из этих групп, включает строго определённые элементы .

Принципы организации социального сопровождения.

Принцип анализа подтекста, предполагающий наличие у специалиста способности и умения различать в запросе и словах клиента несколько «слоёв», своеобразное умение «читать между строк». Это позволяет специалисту, не перебивая и не напрягая излишними вопросами человека, понять, в чём состоит суть его проблемы или затруднения.

Принцип отказа от конкретных рекомендаций, направленный на то, чтобы исключить навязывание клиенту какого-либо одного способа поведения и деятельности. Специалист - консультант должен предложить некоторый определённый спектр возможностей. Выбор из предложенного - прерогатива клиента и только его.

Принцип системности, позволяющий специалисту при работе с клиентом выделить своеобразную «единицу анализа обсуждаемой проблемы»: семья, определённые цели и потребности клиента, особенности его личности и т.п. Это позволяет определить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.

Принцип уважения личности клиента, направленный на пресечение любых попыток консультанта «перевоспитать» или «переделать» клиента в соответствие с собственными представлениями о человеке в целом, его свойствах и качествах.

Принципы осуществления социального сопровождения.

Принцип компетентности и профессионализма, предполагающий наличие у консультанта необходимых знаний, умений и навыков, которые он предоставляет в распоряжение клиента. Личные интересы специалиста при этом должны быть подчинены интересам клиента.

Принцип доверительности и сотрудничества, реализация которого на практике позволяет создать атмосферу взаимного доверия между консультантом и клиентом. В таких условиях возможность решения проблемы клиента становится более реальной. Кроме того, атмосфера доверия и доверительности является залогом того, что при возникновении подобных проблем и затруднений в будущем, клиент вновь обратится за помощью к специалисту.

Принцип конфиденциальности, гарантирующий, что полученная специалистом в процессе консультации информация о клиенте не будет распространена и обнародована без согласия и разрешения последнего. Нарушение этого принципа является для консультанта недопустимым превышением своих полномочий.

Принцип результативности, направленный на то, чтобы усилия специалиста либо помогли клиенту решить возникшую у него проблему, либо создали для этого необходимые условия. При этом, ведущая роль в оценке результативности работы консультанта принадлежит клиенту.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Многообразие проблем, с которыми сталкивается человек в современном обществе, ставят перед ним необходимость прибегнуть к помощи компетентного специалиста для получения необходимой консультации и качественного сопровождения проблемы инвалида.

Труды таких исследователей как Джесси Б. Дэвис, Фрэнк Парсонс и Клиффорд Бирс положили начало развитию сопровождения инвалидов как профессиональной деятельности.

Рассмотренные выше виды социального сопровождения, принципы его организации и осуществления позволяют рассматривать процесс сопровождения как направление социоинженерной деятельности, объектом которой выступает система ценностей, норм и установок человека или группы.

Важнейшая задача специалиста состоит в том, чтобы способствовать преобразованию внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных ценностей.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать следующие выводы:

Согласно российскому законодательству, инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Нормативно-правовая база, регулирующая реализацию прав инвалидов, разработана на международном, федеральном и региональном уровнях и базируется на необходимости их социальной защиты.

Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п., что послужило основанием для выделения различных классификаций, позволяющих специалистам определить специфику инвалидности.

В социальной работе сопровождение нередко определяется как взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи инвалиду в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ сопровождения. Назначение социального сопровождения заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные жизненные взгляды на их жизненное пространство, и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Иначе говоря, данное консультирование - это отношения, это процесс, и главное его назначение - помогать людям осуществлять выбор и решать проблемы.

Транскрипт

2 ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ «МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРАЖДАН Сургут Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания» 2016

3 УДК ББК С 69 Под общей редакцией А. В. Бодак, к. п. н., доцента, директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания»; И. А. Медведевой, к. п. н., заместителя директора бюджетного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания». Авторы-составители: М. В. Пикинская, заведующий лабораторией социально-культурных инициатив отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания»; Я. В. Григорьева, методист лаборатории социально-культурных инициатив отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания»; Г. Х. Батынова, методист лаборатории технологий социального обслуживания семьи и детей отдела опытно-экспериментальной и инновационной работы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания». Издается по решению редакционно-издательского совета бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания», г. Сургут С 69 Социальное сопровождение граждан / авт.-сост. : М. В. Пикинская, Я. В. Григорьева, Г. Х. Батынова. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания», с. В информационном издании представлены аспекты правового регулирования социального сопровождения граждан, раскрыты основные понятия и основы организации социального сопровождения граждан в Ханты-Мансийском автономном округе Югре. Издание адресовано руководителям и специалистам организаций социального обслуживания, негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере социального обслуживания. УДК ББК Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания»,

if ($this->show_pages_images && $page_num doc["images_node_id"]) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4); ?>

4 СОДЕРЖАНИЕ Введение... 4 Правовое регулирование социального сопровождения граждан 5 Социальное сопровождение граждан: основные понятия, цель, задачи, принципы, субъекты... 7 Организация социального сопровождения граждан Приложения Приложение 1. Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность по социальному сопровождению граждан Приложение 2. Виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры в рамках межведомственного взаимодействия 19 3

5 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в России действует эффективная система государственной поддержки граждан, нуждающихся в помощи, социальных услугах. Важное место в ней принадлежит организациям социального обслуживания, негосударственным (коммерческим и некоммерческим), в том числе социально ориентированным, организациям. Федеральный закон от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определяет правовые рамки формирования нового государственного механизма поддержки граждан социального сопровождения, которая заключается в содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение требует оказания специфической помощи гражданам, которую организации социального обслуживания предоставить не могут в силу отсутствия ресурсов и полномочий. В связи с этим социальное сопровождение осуществляется посредством привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Данное издание разработано с целью оказания информационнометодической поддержки организациям социального обслуживания, негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям, индивидуальным предпринимателям и иным организациям, осуществляющим деятельность в сфере социального обслуживания, по вопросам организации социального сопровождения граждан. В нем представлены аспекты правового регулирования и основы организации социального сопровождения граждан в Ханты-Мансийском автономном округе Югре. Информационное издание может быть использовано в практической деятельности руководителей и специалистов системы социальной защиты населения, негосударственных поставщиков социальных услуг и иных заинтересованных лиц. 4

6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРАЖДАН В Ханты-Мансийском автономном округе Югре организация социального сопровождения граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от п «О регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа Югры в сфере социального обслуживания», на основании приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры от р «Об организации работы по социальному сопровождению» и других нормативных правовых актов (приложение 1). Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь, не относящуюся к социальным услугам, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со ст. 28 Федерального закона от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания, в том числе социального сопровождения, в субъекте РФ осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия (далее Регламент), определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ, установленных п. 1 ст. 28 Федерального закона от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Регламент утвержден постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа Югры от п «О регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа Югры в сфере социального обслуживания». 5

7 Регламент определяет перечень органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры, осуществляющих межведомственное взаимодействие в связи с реализацией полномочий Ханты- Мансийского автономного округа Югры в сфере социального обслуживания, виды их деятельности, порядок и формы межведомственного взаимодействия, требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа Югры в сфере социального обслуживания, в том числе социального сопровождения, граждан осуществляют: Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры; Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа Югры; Департамент образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа Югры; Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры; Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа Югры; Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа Югры; Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа Югры; Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа Югры; Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры; Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа Югры. 6

8 Органы государственной власти Югры, осуществляющие межведомственное взаимодействие в связи с реализацией полномочий автономного округа в сфере социального обслуживания, являются его Участниками. Виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти автономного округа в рамках межведомственного взаимодействия, распределены между всеми Участниками соответственно их направлению деятельности (приложение 2). СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРАЖДАН: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, СУБЪЕКТЫ Основные понятия, используемые в процессе социального сопровождения граждан, закреплены в следующих нормативных правовых документах. В Федеральном законе от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: социальное сопровождение содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам; социальное обслуживание граждан деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; получатель социальных услуг гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги; 7

9 поставщик социальных услуг юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание; индивидуальная программа документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со ст. 22 Федерального закона от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В приказе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры от р «Об организации работы по социальному сопровождению»: социальное сопровождение форма социальной поддержки, предусматривающая содействие гражданам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам; объекты социального сопровождения граждане, в том числе родители (законные представители), опекуны, попечители, признанные нуждающимися в социальном обслуживании и сопровождении; субъекты социального сопровождения государственные и муниципальные организации автономного округа, негосударственные (коммерческие и некоммерческие), в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, индивидуальные предприниматели, предоставляющие помощь на основании заключенных соглашений (договоров) о взаимодействии (сотрудничестве), гражданско-правовых договоров с организациями социального обслуживания населения (далее организации) и гражданином, признанным нуждающимся в социальном обслуживании; межведомственная рабочая группа по социальному сопровождению граждан координационный орган при управлении социальной защиты населения Депсоцразвития Югры, в состав которого входят представители органов государственной власти, органов местного самоуправления муни- 8

10 ципальных образований, общественных и иных организаций, осуществляющих взаимодействие по вопросам социального сопровождения; результат социального сопровождения получение необходимой помощи гражданином либо получение сведений от субъекта социального сопровождения об отсутствии права у гражданина на получение данного вида помощи, либо возможности предоставить данный вид помощи в желаемый период. Основной целью социального сопровождения является преодоление жизненных трудностей граждан, минимизация негативных последствий и формирование социально-положительных ориентаций посредством предоставления медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем (п. 1.3 Порядка организации работы по социальному сопровождению граждан, утвержденного приказом Депсоцразвития Югры от р «Об организации работы по социальному сопровождению», далее Порядок). Задачами социального сопровождения выступают: проведение необходимой оценки индивидуальных потребностей граждан по оказанию всесторонней помощи, касающейся основных сфер жизнедеятельности гражданина; обеспечение систематического контроля на всех этапах социального сопровождения, а также за качеством предоставления помощи; оказание поддержки самостоятельной деятельности гражданина в преодолении жизненных трудностей (п. 2 Порядка). Основополагающими принципами социального сопровождения являются: добровольность в принятии помощи, активность участия самого гражданина в преодолении сложных жизненных обстоятельств; конфиденциальность информации о гражданах, нуждающихся в помощи; индивидуальный и дифференцированный подход к каждому гражданину с учетом его потребностей и особенностей; системность, комплексность, доступность помощи (п. 3 Порядка). 9

11 Социальное сопровождение граждан осуществляется путем привлечения следующих субъектов социального сопровождения: 1) организаций, подведомственных органам государственной власти автономного округа, предоставляющих помощь на основании соглашений о взаимодействии, заключенных между Депсоцразвития Югры и органами государственной власти автономного округа; 2) иных организаций, предоставляющих помощь, не относящуюся к социальным услугам, на основании соглашений (договоров) о взаимодействии (сотрудничестве), гражданско-правовых договоров, заключенных между указанной организацией и организацией социального обслуживания (пп Регламента). В рамках данных соглашений субъекты социального сопровождения: - осуществляют запросы о получении информации (с указанием наименования запрашиваемого органа, краткого изложения сути запроса): - выполняют мероприятия по социальному сопровождению гражданина согласно плану в соответствии с установленными функциями; - направляют в организацию социального обслуживания информацию о реализации мероприятий по социальному сопровождению гражданина, включенных в индивидуальную программу, ежемесячно в срок до 5 числа, следующего за отчетным периодом; - производят обмен статистическими, аналитическими и иными материалами, в том числе выработку предложений, рекомендаций о проведении совместных мероприятий, разработке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы автономного округа в сфере социального обслуживания населения. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРАЖДАН Для организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан в Югре определены полномочия Депсоцразвития Югры, управления социальной защиты населения муниципального района (городского округа) Югры (рабочей группы), учреждений социального обслуживания (работника, ответственного за социальное сопровождение), организаций в соответствии законодательством, регламентирующим деятельность в сфе- 10

12 ре социального обслуживания граждан (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от п «О Регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры в связи с реализацией полномочий автономного округа в сфере социального обслуживания», приказ Депсоцразвития Югры от р «Об организации работы по социальному сопровождению»). Основанием для начала процедуры по постановке на социальное сопровождение гражданина является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Организация социального сопровождения осуществляется на основании личного обращения (заявления) получателя социальных услуг/его законного представителя в управление социальной защиты населения либо на основании извещения должностными лицами Участников уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения муниципального района (городского округа) автономного округа о факте выявления граждан, нуждающихся в социальном сопровождении, в трехдневный срок (в экстренных случаях незамедлительно) (п. 4.4 Регламента). Личное обращение (заявление) получателя социальных услуг регистрируется работником, ответственным за социальное сопровождение граждан, в журнале учета обращений граждан, обратившихся за социальным сопровождением. При извещении должностными лицами Участников о факте выявления граждан, нуждающихся в социальном сопровождении, управление социальной защиты населения в течение 1 рабочего дня со дня регистрации заявления в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает у уполномоченных органов необходимые документы в соответствии с законодательством автономного округа. Для оценки индивидуальных потребностей гражданина управление социальной защиты населения в день поступления заявления или на следующий день передает на бумажном носителе информацию, содержащуюся в заявлении, в организации социального обслуживания с учетом категории заявителя. 11

13 Работник, ответственный за социальное сопровождение граждан в организации социального обслуживания (далее ответственный за социальное сопровождение), ведет журнал учета обращений граждан, обратившихся за социальным сопровождением, организует и контролирует выполнение мероприятий в данном направлении (пп Порядка). Ответственный за социальное сопровождение в течение 3-х рабочих дней со дня получения информации, содержащейся в заявлении гражданина, проводит мероприятия, направленные на выявление нуждаемости гражданина в социальном обслуживании: а) осуществляет обследование социально-бытовых условий проживания гражданина (семьи) с составлением соответствующего акта обследования социально-бытовых условий проживания гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, по форме, утвержденной приказом Депсоцразвития Югры от р «Об утверждении форм документов»; б) устанавливает индивидуальную потребность гражданина в социальном сопровождении на основании акта оценки индивидуальной потребности гражданина, нуждающегося в социальных услугах (с отметкой в разделе 14 «Мероприятия социального сопровождения» индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее индивидуальная программа), по форме, утвержденной приказом Депсоцразвития Югры от р «Об утверждении форм документов»; в) подготавливает проект решения о признании (отказе) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании с определением потребности в социальном сопровождении на основании документов (сведений), необходимых для подтверждения наличия обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (пп приказа Депсоцразвития Югры от р «Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживания и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг»). При этом рассматривается острота проблемы гражданина, уровень адаптационного потенциала, степень функциональной способности гражданина самостоятельно преодолевать трудности, уровень развития связей с социальным окружением (п. 5.4 Порядка). 12

14 Ответственный за социальное сопровождение передает в управление социальной защиты населения на бумажном носителе документы гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, с отметкой о социальном сопровождении: акт обследования социально-бытовых условий проживания гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании; акт оценки индивидуальной потребности гражданина, нуждающегося в социальных услугах, с отметкой в разделе 14 «Мероприятия социального сопровождения» индивидуальной программы; проект решения о признании (отказе) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании с определением потребности в социальном сопровождении. На основании представленных документов Комиссия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании (далее Комиссия): а) принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (с отметкой о нуждаемости в социальном сопровождении) либо отказе в социальном обслуживании и информирует гражданина о принятом решении в письменной или электронной форме в течение пяти рабочих дней с даты подачи гражданином заявления (п. 8.1, п приказа Депсоцразвития Югры р «Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживания и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг»); б) составляет в 2-х экземплярах проект индивидуальной программы, в котором указываются мероприятия по социальному сопровождению (раздел 14), по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» (п. 8.2 приказа Депсоцразвития Югры р «Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживания и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг»). Объем социального сопровождения зависит от обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании, формы социального обслуживания и исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности и степени их выраженности, реабилитационного потенциала (п. 4.3 Порядка). 13

15 Объем социального сопровождения определяется мероприятиями раздела 14 индивидуальной программы, если гражданину необходимы только мероприятия социального сопровождения без оказания социальных услуг. В случае если гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании, необходимо предоставление и социальных услуг, и социального сопровождения, то на данного гражданина оформляется индивидуальная программа с указанием всех необходимых видов услуг и мероприятий социального сопровождения. Проект индивидуальной программы гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальном сопровождении, в течение одного дня направляется для рассмотрения на заседании рабочей группы по вопросам оказания содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (п. 4.1 Порядка). На заседании рабочей группой проводится оценка выявленной потребности на предмет установления индивидуальной нуждаемости гражданина в социальном сопровождении (п. 2.2 приказа Депсоцразвития Югры от р «Об организации работы по социальному сопровождению»). Рабочая группа формирует и вносит в раздел 14 проекта индивидуальной программы мероприятия по социальному сопровождению гражданина с определением ответственных организаций за их исполнение, контактной информации и сроков реализации мероприятий (пп Порядка). Индивидуальная программа утверждается в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о нуждаемости его в социальном обслуживании на предмет оказания социального сопровождения и подписывается начальником управления социальной защиты населения Депсоцразвития Югры (приказ Депсоцразвития Югры от р «Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживания и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг»). Один экземпляр индивидуальной программы выдается гражданину на руки, второй приобщается к личному делу гражданина и хранится до окончания действия в управлении социальной защиты населения, ее копия 14

16 направляется ответственным организациям для реализации мероприятий социального сопровождения (п. 4.4 Порядка). Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг обязательный. Пересмотр (корректировка) индивидуальной программы осуществляется не реже чем один раз в три года в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина и с учетом результатов реализованной индивидуальной программы (п. 2 ст. 16 Федерального закона от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»). Социальное сопровождение предоставляется гражданину на основании договора на социальное обслуживание. Исходя из предмета договора (оказание социальных услуг и/или социального сопровождения), он должен включать основные положения и условия оказания услуг/социального сопровождения. Существенными условиями договора на социальное обслуживание являются положения, определенные в разделе 14 индивидуальной программы. Договор на социальное обслуживание заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином в течение одних суток с даты предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. При заключении договора на социальное сопровождение гражданин или его законный представитель должен быть ознакомлен с мероприятиями социального сопровождения, своими правами и обязанностями, сроками выполнения мероприятий, гарантиями конфиденциальности. Срок проведения мероприятий социального сопровождения определяется индивидуально, но не может превышать шести месяцев. В случае необходимости, с учетом пожелания самого гражданина, выраженного в письменной форме, срок социального сопровождения может быть продлен до одного года. Продление срока социального сопровождения принимается решением межведомственной рабочей группы по социальному сопровождению граждан (п Порядка). Срок социального сопровождения зависит от остроты проблем, существующих у гражданина, уровня развития адаптационного потенциала, степени функциональной способности гражданина самостоятельно преодоле- 15

17 вать трудности, уровня развития связей с социальным окружением и т. п. (п. 5.4 Порядка). По истечении трех месяцев проводится промежуточная оценка ситуации, на основании которой вносятся изменения в перечень мероприятий раздела 14 индивидуальной программы, отражающие изменения в потребностях в положении гражданина (п. 5.5 Порядка). Обеспечение систематического контроля за качеством предоставления помощи на всех этапах социального сопровождения, проведение мониторингов жизнедеятельности граждан, взятых на социальное сопровождение, осуществляется организациями социального обслуживания, рабочей группой и управлением социальной защиты населения (уполномоченным органом в сфере социального обслуживания). По истечении трех месяцев реализации мероприятий социального сопровождения проводится промежуточная оценка ситуации, вносятся изменения в перечень мероприятий социального сопровождения. За две недели до завершения срока социального сопровождения рабочей группой осуществляется мониторинг результатов, контроль качества и оценка эффективности социального сопровождения, на основании которого принимается решение о продолжении или завершении социального сопровождения. По завершении мероприятий социального сопровождения рабочая группа: принимает решение о прекращении социального сопровождения при условии: достижения результата социального сопровождения; невозможности достижения результата; по желанию гражданина (решение о продлении срока социального сопровождения принимается в случае необходимости); осуществляет выработку дальнейших рекомендаций гражданину в части оказания поддержки в самостоятельном преодолении жизненных трудностей. Общий контроль, методическое сопровождение работников управлений социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания, связанное с организацией работы по социальному сопровождению граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, осуществляет Депсоцразвития Югры (приказ Депсоцразвития Югры от р «Об организации работы по социальному сопровождению»). 16

18 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность по социальному сопровождению граждан Федеральный закон от ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Федеральный закон от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от н «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг». Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от п «О Стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на годы». Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры (годы)». Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от п «Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры, уполномоченном на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления 17

19 социальных услуг, и о возложении отдельных полномочий правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры в сфере социального обслуживания граждан на Департамент социального развития Ханты- Мансийского автономного округа Югры». Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе Югре». Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от п «О Регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа Югры в сфере социального обслуживания». Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от п «Об иных обстоятельствах, которые признаются ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан». Приказ Депсоцразвития Югры от р «Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживания и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг». Приказ Депсоцразвития Югры от р «Об утверждении форм документов». Приказ Депсоцразвития Югры от нп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг». Приказ Депсоцразвития Югры от р «Об организации работы по социальному сопровождению». Приказ Депсоцразвития Югры от р «Об утверждении и внедрении модельной программы социального сопровождения семей с детьми». 18

20 Приложение 2 Виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры в рамках межведомственного взаимодействия (п. 3 Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа Югры в сфере социального обслуживания) В рамках межведомственного взаимодействия: 3.1. Депсоцразвития Югры: разрабатывает нормативные правовые акты автономного округа в связи с реализацией полномочий автономного округа в сфере социального обслуживания; создает межведомственную рабочую группу по вопросам взаимодействия в связи с реализацией полномочий автономного округа в сфере социального обслуживания (далее межведомственная рабочая группа); организует информационно-методическое обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы; ежегодно анализирует и обобщает результаты межведомственного взаимодействия органов государственной власти автономного округа в связи с реализацией полномочий автономного округа в сфере социального обслуживания Департамент здравоохранения автономного округа: организует медицинское обслуживание подведомственными медицинскими организациями и их структурными подразделениями (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, участковые больницы), расположенными в сельских поселениях автономного округа, граждан, находящихся на социальном обслуживании (социальном сопровождении), в том числе: получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому по месту их проживания либо в медицинских организациях; 19

21 получателей социальных услуг в полустационарной, стационарной форме в организациях социального обслуживания либо медицинских организациях; получателей социальных услуг в полустационарной, стационарной форме экстренная и неотложная помощь в организациях социального обслуживания; организует обеспечение лекарственными препаратами получателей социальных услуг, состоящих на социальном обслуживании и относящихся к отдельной категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; взаимодействует с Депсоцразвития Югры по вопросам обеспечения получателей социальных услуг, состоящих на социальном обслуживании на дому, лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), с доставкой на дом Департамент образования и молодежной политики автономного округа организует: предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных организациях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных организациях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативными затратами; предоставление среднего профессионального образования гражданам, в том числе детям, детям-инвалидам, находящимся на социальном обслуживании, социальном сопровождении. 20

22 3.4. Департамент труда и занятости населения автономного округа: организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, незанятых граждан пожилого возраста; содействует занятости подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел; разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью; содействует трудоустройству незанятых одиноких родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, обратившихся в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы Департамент культуры автономного округа: организует предоставление среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, в области культуры и искусства; организует предоставление дополнительного профессионального образования в области культуры и искусства в государственных образовательных организациях автономного округа; организует предоставление дополнительного образования детей в области культуры и искусства в профессиональных образовательных организациях автономного округа; содействует Депсоцразвития Югры в формировании и реализации социокультурных проектов, программ, направленных на активное долголетие граждан пожилого возраста, развитие творческой и прикладной деятельности граждан, предоставлении услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. 21

23 3.6. Департамент физической культуры и спорта автономного округа: реализует меры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; принимает участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни, в том числе среди граждан, находящихся на социальном обслуживании (социальном сопровождении); содействует Депсоцразвития Югры в организации предоставления услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детейинвалидов Департамент дорожного хозяйства и транспорта автономного округа: принимает меры по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам дорожного сервиса на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения; содействует увеличению доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения Департамент внутренней политики автономного округа: обеспечивает оказание гражданам бесплатной юридической помощи участниками государственной системы бесплатной юридической помощи; содействует участникам межведомственного взаимодействия в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди различных категорий граждан; оказывает методическую помощь Депсоцразвития Югры по вопросам предупреждения экстремизма, профилактики правонарушений (за исключением коррупционных правонарушений), взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Департамент информационных технологий автономного округа: содействует Депсоцразвития Югры в формировании и реализации программ повышения компьютерной грамотности граждан, в том числе получателей социальных услуг. 22

24 3.10. Департамент общественных и внешних связей автономного округа: содействует Депсоцразвития Югры в организации взаимодействия с Общественной палатой Ханты-Мансийского автономного округа Югры, социально ориентированными некоммерческими организациями; организует и проводит пресс-конференции, интервью, презентации, создает информационные поводы для публикаций в печатных периодических изданиях; готовит новостные сюжеты для телепередач, ролики социальной рекламы на тему предоставления социальных услуг в рамках нового законодательства; распространяет необходимые справочные, методические, информационные и иные материалы, в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети Интернет. 23

25 Информационное издание ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ «МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРАЖДАН Под общей редакцией Александры Владимировны Бодак, кандидата педагогических наук, доцента; Ирины Алексеевны Медведевой, кандидата педагогических наук Авторы-составители: Марина Викторовна Пикинская, Яна Владимировна Григорьева, Гульсылу Хатиповна Батынова Ответственный редактор Р. Н. Шехова Редактор, корректор Р. Н. Шехова Технический редактор, оформление Е. А. Круткова Подписано в печать Формат 60х90х1/16. Бумага ВХИ. Гарнитура «Times New Roman». Печать цифровая. Усл. печ. л. 0,3. Тираж 30. Заказ 336. Издательство бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания» , Тюменская обл., ХМАО Югра, г. Сургут, ул. Лермонтова, д. 3/1, т./ф. 8(3462)

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ «МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» Хочу учиться!

Приложение к приказу o t«^ ^ > _ ^ V _ 2 0 1 5 г. 0/-е?7-$9 Порядок предоставления социальных услуг в БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» (далее - Порядок) 1. Общие положения 1.1 Настоящий

Порядок обращения о предоставлении социального обслуживания, рассмотрения указанных обращений и принятия решений по таким обращениям Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется

УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 939н г. Москва Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому 1.

УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 938н г. Москва Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания

Закон г. Москвы от 24 декабря 2014 г. N 66 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" Статья 1 1. В тексте Закона слова "услуги

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Понятие и принципы социального обслуживания 2. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг 3. Права получателей социальных услуг 4. Социальное обслуживание пожилых

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (Из Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. 442-ФЗ «Об

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПРИЗНАННЫМ НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (в значениях

Порядок предоставления социальных услуг государственным автономным учреждением Астраханской области «Многопрофильный социальный центр «Семья» 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок предоставления социальных

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального^ обслуживания населения l * " «Городская социальная служба»"лу*] -Н.Б. Чочова 2 0 /^ г. ПОЛОЖЕНИЕ об отделении

Задачи и функции Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, геронтологический центр предназначены для предоставления социальных услуг при постоянном, временном (на срок,

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (Из Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. 442-ФЗ «Об

1 Приложение к приказу от «02» ноября 2016 г. 327-п Порядок предоставления социальных услуг в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега»

Порядок предоставления услуги персонального помощника (интеграционного консультанта) детям-инвалидам и гражданам, впервые признанных инвалидами 1, 2 групп ПРОЕКТ 1. Общие положения 1.1. Настоящий порядок

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18.12.2014 г. Екатеринбург 1149-ПП Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании

Документ предоставлен КонсультантПлюс 30 октября 2014 года N 72-оз ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (Принят Законодательным собранием Ленинградской

Федеральный закон от 28.12.2013 г. 422-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Принципы социального обслуживания соблюдение прав человека, уважение достоинства личности

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 442-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Федеральный

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» ПРИНЯТО на заседании методического совета протокол "/ от» &3 2015 г. УТВЕРЖДЕНО

N п/п Приложение к Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2014 г. N 93-оз Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Понятие и принципы социального обслуживания (слайды 1-5) 2. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг (слайды 6-9) 3. Права получателей социальных услуг (слайды

28 Утверждено постановлением Правительства Белгородской области от «16» «декабря» 2014 г. 4М=ИП Положение о системе предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (с учетом состояния

Закон Мурманской области от 19.12.2014 г. г. Мурманск 1818-01-ЗМО О социальном обслуживании граждан в Мурманской области Принят Мурманской областной Думой 12 декабря 2014 года. Настоящий Закон в соответствии

Деятельность муниципального казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям муниципального района Нефтегорский» с 1 января 2015 года строится в соответствии с вступившем в силу Федеральном

УТВЕРЖДАЮ Директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного оксуга -г Югры «Комплексный дентр социального обслуживания наредаии? «Милосердие» tp r " М-Л. Мулюкова У^015г. гик \Р "Х т, ПОЛОЖЕ1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (ИППСУ) КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ КОРЯКОВА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА МРЦ «ДОСТУПНЫЙ МИР»,

Приложение 1 к плану мероприятий утвержденного приказом директора ГБУ СО ЯО Угличский дом-интернат от 28.10.2016 г. 157 Информация для проведения собраний с работниками и получателями социальных услуг

Утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2014 года ПОРЯДОК предоставления срочных социальных услуг поставщиками социальных услуг 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок предоставления

ИЗВЕСТИЯ УрГЭУ 2006 4(16) Лилия Васильевна Сотникова 210 Начальник отдела Министерства социальной защиты населения Свердловской области, доцент кафедры социального права, государственной и муниципальной

Закон Курганской области от 28 октября 2014 г. N 59 Об основах социального обслуживания населения в Курганской области (в редакции Законов Курганской области о внесении изменений в Закон Курганской области

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА ЗАКОН Об утверждении перечня, предоставляемых поставщиками в Ханты-Мансийском автономном округе Югре Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа Югры 19 ноября

Приложение 3 к письму от исх. Об исполнении Закона Ханты-Мансийского автономного округа Югры «О мерах поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе Югре» в 2012

Федеральный закон от 28.12.2013 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья» 2014 Федеральный закон от 10.12.1995

Приложение к проекту решения сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-югры «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ВЕГА» ПРИКАЗ «25» декабря

«УТВЕРЖДЕН» на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области 2 «15» мая 2015 г. ПОРЯДОК межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики

01-09/ Лист 1 из 15 -01-09/ Лист 2 из 15 адаптация детей-сирот и детей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,» 2012-2015 годы, Постановление Администрации области от 14.02.2008г. 38 «Об утверждении

Организация проверок муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования 1 Доклад на совещании руководителей МОУО 30.09.2015 План проведения проверок МОУО формируется в соответствии со

ЗАКОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 1 декабря 2014 года 144-оз ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона 1. Настоящий

Проект Закон Омской области О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан Принят Законодательным Собранием Омской области " " 2014 года Статья 1. Внести в

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 03 октября 2014 г. 510-п г. Тюмень Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тюменской области В соответствии

(локальными) нормативными актами, разрабатываемыми учреждением в ходе своей деятельности. 2. Организационная структура 2.1. В структуру отделения входят: Социальная служба экстренного реагирования «Ребенок

О проекте закона «О социальном обслуживании населения на территории» В соответствии с порядком подготовки проектов нормативных правовых актов в администрации п о с т а н о в л я ю: 1. Согласиться с проектом

Проект внесен Губернатором Волгоградской области г. ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О социальном обслуживании населения в Волгоградской области Принят Волгоградской областной Думой Настоящий Закон в соответствии

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНАЯ КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТИЕ ИХ ПРАВ 19 ноября 2010 года 34 РЕШЕНИЕ внеочередного расширенного заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 17.04.2015 139-ПГ Об утверждении Порядка осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи

2 3 Приложение 8 к приказу от 12.01.2015 01 ОД ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ КАРЬЕРЫ, ПРАКТИКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НИЖНЕВАРТОВСКОГО ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Основные задачи отдела социальной защиты детства, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Марий Эл 2.1. Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству на

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО СОЦИ- АЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ПО- СЛЕДСТВИЙ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛА- ТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ ПРИКАЗ от 28 ноября 2014 г. 400 О ПОРЯДКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Случайные статьи

Вверх