Опасные производственные объекты. Чем обернулся вывод лифтов из категории опасных производственных объектов

"отсутствие проверок и государственного контроля за состоянием лифтов сослужили плохую службу" - не согласен с автором статьи. Так как лифты по прежнему продолжали обслуживаться специализированными организациями по договору. По прежнему работает обслуживающий лифты персонал (тот же самый, заметьте). Выполняются графики обслуживания и ремонта. Т.е. в режимном плане и плане обслуживания лифтов ничего не поменялось. А это - безопасность. Значит безопасность не уменьшилась с этой стороны.
Дело в износе.
И Ваша фотография "потрёпанного временем" лифта как раз говорит об обратном - о предыдущих многих годах безнадзорщины!
На ум приходит, что и сам дом (где установлен этот лифт) в подобном "убитом" состоянии: кровля протекает, мыши бегают, радиаторы холодные. Разруха одним словом.
Согласен с Вами, что "замена лифта – это очень затратная процедура"
Но!
Выход есть - низкие процентные ставки по кредитам! Под 0 или 5% уже можно покупать лифты. Разве жители откажутся? Сделали хороший механизм - собственников жилья. Пусть ТСЖ на собрании примет решение.
А вот низкие процентные ставки - этого надо требовать от Центробанка.

Центробанк - вот кто настоящий злодей! 70 руб за доллар - написано же у него в функциях - держать национальную валюту. В 2 раза обесценил! И ничего, терпим.

Ещё у меня вопрос - та авария в Алых парусах 14 января http://www.1tv.ru/news/social/299941 , когда погибла известная девушка - ваша коллега, кстати, - резонансное дело - было бы любопытно ознакомиться с материалами расследования аварии Ростехнадзора. Как понимаю, тот лифт был новый - моложе 25 лет.
Вопрос:
1. Изготовитель лифта?
2. Кто монтировал?
3. Как принимался в эксплуатацию?
4. Какая организация обслуживала (уровень профессионализма людей)
5. Обслуживающий персонал(уровень профессионализма людей)?
6. Были ли инциденты и аварии до момента происшествия?
7. Журнал по лифту посмотреть бы
8. Проверить знания у обслуживающего персонала внепланово.

Спасибо за статью! Продолжайте, а мы будем "критиковать", если Вы не против.

Направьте запрос, пожалуйста, в Ростехнадзор, с запросом предоставить материалы расследования в т.ч. Акт расследования, т.к.:

1. погибла ваша коллега
2. погибшая критиковала "безобразие с лифтами"
3. происшествие затрагивает интересы неограниченного количества граждан
4. Материалы расследования скрыты от общественности (по умыслу или по не умыслу)
5. Материалы расследования прольют свет на произошедшее и возможно вскроют уровень "бедствия"
6. это ваша прямая обязанность - освещать произошедшие события и доносить общественности.
7. граждане РФ требуют опубликования результатов.

Началась перерегистрация опасных производств по четырем классам опасности. 15 марта вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Все опасные производства определены поправками в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Для этого на портале госуслуг необходимо заполнить электронную форму для внесения данных об опасных производственных объектах.

Законом вводится классификация опасных производственных объектов, учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. Всего определено четыре класса опасных производственных объектов.

В отношении опасных производственных объектов первого класса опасности плановые проверки будут проходить под постоянным надзором. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов второго класса опасности, будут производиться не чаще одного раза в год. Всего один раз в три года будут проверяться объекты третьего класса опасности. А в отношении опасных производственных объектов четвертого класса проверки органом надзора специально на планируются, они будут проходить по необходимости с представлением прокуратуры или иных органов власти
Неясным пока остается, каким надзором будут охвачены лифты. Дело в том, что согласно новым поправкам к ФЗ из списка опасных объектов вертикальный транспорт, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры из категории опасных производственных объектов оказались исключены.

Однако, как рассказал "РГ" руководитель Комитета правового обеспечения Национального лифтового союза Максим Звягинцев, согласно изменениям, которые вносятся в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", вводится четвертая группа опасных объектов. Сюда как раз относятся лифты, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры, которые подлежат обязательному страхованию ответственности. "Помимо страхования других обязательств на владельцев лифтов этот статус не накладывает, - отметил Максим Звягинцев.- Что касается тарифов по страхованию, то такая обязанность установлена, но сами тарифы на сегодняшний день отсутствуют, так как они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2011 г № 808 относятся к лифтам как опасным производственным объектам. Тогда как Законом лифты исключаются из перечня опасных производственных объектов.

Ростехнадзор принял решение отменить свой приказ о перегруппировке опасных производственных объектов (ОПО), которая могла обойтись предпринимателям в 2 млрд руб. дополнительных расходов и создать сложности с исполнением закона об обязательном страховании. Как стало известно “Ъ”, в Минюсте проходит регистрацию приказ службы, возвращающий классификацию ОПО на состояние до января 2018 года.


Техническая реформа ОПО может вернуться в исходное положение спустя три месяца с момента своего старта. Как стало известно “Ъ”, в Минюст на регистрацию поступил приказ Ростехнадзора о распределении по классам опасности ОПО. Напомним, последнее изменение требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных объектов вступило в силу с 1 января 2018 года. Оно предполагает сокращение классификации ОПО с 203 до 87 наименований. Существует четыре класса объектов по степени их опасности. От класса зависит частота проверок ОПО. Четвертый класс объектов не проверяется, третий - проверяют раз в три года, второй - раз в год, объекты первого класса мониторят постоянно.

Перегруппировка, которую Ростехнадзор запустил с 1 января 2018 года, оставила без изменений только 21 их типовое наименование, 120 были изменены, из них 11 исключены (примерно 500 относящихся к ним объектов должны были перестать считаться опасными). При этом еще 51 вид объектов должен будет присоединиться к другим категориям - это должно было затронуть более 8 тыс. объектов, их владельцам пришлось бы заниматься планированием локализации и ликвидации последствий аварий, созданием систем управления промбезопасностью, разработкой деклараций промышленной безопасности и проведением экспертиз.

По оценкам РСПП, реформа стоила бы бизнесу 2 млрд руб. дополнительных расходов.

Кроме того, из-за отсутствия новых тарифов по страхованию ответственности владельцев ОПО перегруппированных категорий собственники объектов могли столкнуться с запретом на эксплуатацию. РСПП обращался к главе «Открытого правительства» Михаилу Абызову и руководству Ростехнадзора с просьбой отменить перегруппировку и дать время на подготовку к реформе (см. “Ъ” от 19 февраля).

Как разъяснила “Ъ” вице-президент НССО Светлана Гусар, приказ, который должен быть зарегистрирован в Минюсте, по сути, возвращает прежние типовые наименования опасных объектов, действовавшие до января 2018 года. «Часть объектов, которые в соответствие с законодательством о промышленной безопасности перестали считаться опасными объектами - исключены из приказа. Это участки отвала горных пород и по добыче торфа. Лифты, платформы подъемные для инвалидов и эскалаторы также исключены из перечня опасных объектов, но ответственность владельцев указанных объектов подлежит страхованию по закону,- говорит Светлана Гусар. По указанным объектом у страхового сообществ возражений нет, однако по остальным объектам предстоят дискуссии». По ее словам, страховое сообщество совместно с РСПП планируют участвовать в обсуждении при подготовки новой версии приказа Ростехнадзора.

Татьяна Гришина, Дмитрий Козлов


С 15 марта 2013 года лифты в административных зданиях и на производственных объектах официально исключены из числа ОПО. Соответствующая поправка была внесена в п. 3 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…»:

«К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: …3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры…».

Спустя 3 дня - 18.03.2013г. - на территории РФ вступил в силу технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Именно он на текущий момент является основным нормативным документом, который регламентирует деятельность на объектах лифтового хозяйства.

Технический регламент устанавливает базовые требования к безопасности лифтов, порядку их эксплуатации (использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации) и подтверждению соответствия.

Так, согласно п. 3 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию… осуществляется в форме декларирования соответствия лифта » с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Протоколы исследований и испытаний (их копии), а также Декларация о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011 прилагаются к паспорту лифта и подлежат хранению в течение назначенного срока службы ГПМ. В свою очередь оценка соответствия лифта на стадии эксплуатации осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в год силами аккредитованного экспертного центра. Результаты обследования оформляются актом и вносятся в паспорт ГПМ (п. 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011).

Согласно п. 3.7 статьи 6 ТР ТС 011/2011 порядок ввода лифтов в эксплуатацию устанавливается законодательством государства-члена Таможенного союза. Для этих целей в 2013 году Ростехнадзор подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ввода лифтов в эксплуатацию», который до сих пор не принят. Вместо этого был введен в действие российский ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 98-ст). Стандарт вступил в силу 1 сентября 2014 г. Вместе ним начали действовать еще пять ГОСТов, регламентирующих безопасную эксплуатацию объектов лифтового хозяйства:

  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 93-ст).
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 94-ст).
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 92-ст).
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 96-ст).
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:20011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 95-ст).

Какие документы нужны для эксплуатации лифтов

Для законной эксплуатации у владельца лифтового хозяйства (специализированной организации) должны быть следующие обязательные документы:

1. Паспорт (-а) лифта (-ов), полученный от завода-изготовителя, в котором содержатся:

  • отметка (дата) о вводе лифта в эксплуатацию;
  • отметка (дата) о последней оценке лифта в форме технического освидетельствования;
  • отметка (дата) о последней оценке лифта в форме обследования (для лифта, отработавшего назначенный срок службы);
  • сведения о назначении ответственных за лифт специалистов.
2. Руководство (инструкция) по эксплуатации лифта, а также монтажный чертеж, принципиальная электрическая схема с перечнем элементов, принципиальная гидравлическая схема (для гидравлических лифтов), копия сертификата на лифт, устройства безопасности лифта, противопожарные двери (см. п. 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»).

3. Акт периодического (1 раз в год) технического освидетельствования лифта по ГОСТ 53783-2010.

4. Положительное заключение экспертизы по результатам обследования лифта (для лифта, отработавшего нормативный срок службы).

5. Декларация соответствия требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» для объектов лифтового хозяйства, введенных в эксплуатацию не ранее 15.02.2013 г. (см. п. 3.3. Приложения 3 ТР ТС 011/2011).

6. Договор на техническое обслуживание и ремонт лифта со специализированной организацией (либо подтверждение, что в штате эксплуатирующей организации есть обученные и аттестованные специалисты, способные проводить обслуживание и ремонт лифтов самостоятельно).

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца лифта (полис и договор ОСОПО ).

8. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты, - свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор оперативного управления, хоз. ведения и т.д.

Обратите внимание ! Для ТСЖ/ЖСК документ о собственности заменят:

  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений о выборе управления в форме ТСЖ/ЖСК.
  • Устав ТСЖ/ЖСК (зарегистрированный).
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Страхование лифтов как опасных объектов

Несмотря на то, что лифты перестали быть ОПО, они по-прежнему остаются потенциально опасными грузоподъемными механизмами. Согласно статье 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта …» (п. 1, п.п. 4) лифты подлежат обязательному страхованию .

Страховая сумма (страховое покрытие) для этих ГПМ составляет 10 000 000 рублей. Тарифы на страхование определяются количеством используемых лифтов и даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У.

Стоимость полиса каждый собственник объектов лифтового хозяйства может рассчитать самостоятельно, использую формулу:

СП = (СС*СТ)/100 , где СП - страховая премия (стоимость полиса), СС - страховая сумма (ст. 6 ФЗ №225), СТ - страховой тариф.

Обращаем ваше внимание на то, что наличие полиса обязательного страхования - одно из основных условий законной эксплуатации лифтов в 2017 году.

Для страхования лифтов нужно представить следующие сведения и документы :

  1. Реквизиты эксплуатирующей организации.
  2. Заполненный файл «Перечень ГПМ »;
  3. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты.

Надзор за лифтами

Согласно п.п. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» осуществляют:
  • На стадии эксплуатации объектов лифтового хозяйства - Ростехнадзор.
  • В процессе проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства) - Росстандарт.
Стоить отметить, что контроль за лифтами в процессе монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства также остается за Ростехнадзором, как органом государственного строительного надзора.

Именно Ростехнадзор организует и проводит проверки лифтов на предмет соответствия требованиям ТР ТС 011/2011. Состав, сроки и последовательность надзорных мероприятий определены «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Проверки проводятся в отношении юридических лиц и ИП, которые осуществляют монтаж (на стадии строительства) и эксплуатацию лифтов. Согласно п. 5 Раздела I Регламента, предметом государственного контроля (надзора) является:

  • Соблюдение владельцами лифтов и эксплуатирующими организациями требований ТР ТС 011/2011 к безопасности, правил и методов оценки соответствия лифта в течение назначенного срока службы и по окончании назначенного срока службы.
  • Соблюдение монтажными организациями требований о наличии свидетельства о допуске СРО к видам строительных работ, требований ТР ТС 011/2011 к монтажу лифта, правил и методов оценки соответствия смонтированного лифта перед вводом в эксплуатацию.
Проверки Ростехнадзора могут быть плановыми и внеплановыми. Плановая проверка проводится 1 раз в 3 года . Предприятие, в отношение которого планируются надзорные мероприятия, получает уведомление не позднее чем в течение 3 рабочих дней до их начала. Административным регламентом предусмотрены основания для внеплановых проверок. Это, например (Раздел III, п. 35):
  • Поступление обращений и заявлений о возникновении угрозы и собственно причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также о ЧС природного и техногенного характера (аварии на объектах лифтового хозяйства).
  • Истечение срока исполнения владельцем лифта ранее выданного предписания об устранении нарушений требований ТР ТС 011/2011.
  • Требование прокуратуры и т.д.
О внеплановой проверке предприятие уведомляется за 24 часа до ее начала. Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок может быть продлен.

В ходе государственного контроля Ростехнадзор проводит следующие мероприятия (Раздел III, п. 66 Административного регламента):

  • Рассматривает и анализирует документы собственника лифта и/или эксплуатирующей организации. В том числе проверяет наличие полиса обязательного страхования гражданской ответственности у владельца опасного объекта.
  • Обследует (проводит визуальный осмотр) здания, строения, сооружения, в которых установлены лифты и ведется их эксплуатация.
  • Оценивает соответствие процессов монтажа и/или эксплуатации лифтов требованиям ТР ТС 011/2011.
По результатам проверки составляется Акт (в 2-х экземплярах). Если Ростехнадзор обнаружит нарушения требований ТР ТС 011/2011 и иных нормативных документов (например, ФЗ №225 о страховании опасных объектов), он может вынести владельцу лифтов предписание об их устранении.

Ключевые проблемы

  • Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре?
  • Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов?
  • Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов?
  • Нужно ли страховать лифты?

Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?

Лифты относятся к грузоподъемным механизмам. Их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Поэтому они считались опасными производственными объектами (далее - ОПО). Как любые ОПО, они должны были быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. Однако 4 марта 2013 года в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее - Закон № 116-ФЗ) были внесены поправки. В результате лифты исключили из категории ОПО. Также не упоминаются они и в классификаторе ОПО, а значит, у них нет класса опасности.

Вместе с ними перестали считаться ОПО и подъемные платформы для инвалидов (п. 3 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ).

Обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО была отменена с 15 марта 2013 года, когда поправки вступили в силу. Но фактически лифты остались ОПО. Такой вывод можно сделать из нормативных актов, принятых вслед за выводом лифтов из категории ОПО.

В первую очередь это ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»,ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования», ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». Владельцы лифтов обязаны их страховать. Кроме того, за Ростехнадзором оставлена функция надзора за эксплуатацией лифтов.

Но обо всем по порядку.

Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре

До 1 января 2014 года владельцам лифтов рекомендовалось вывести их из реестра ОПО. Возникал вопрос, зачем это делать, если они и так больше не считаются ОПО. Однако разумное зерно в этом есть. Если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание провести проверку на предмет того, как выполняются требования промбезопасности. При этом будет проведено полное обследование грузоподъемного механизма, проверены такие документы, как положение о производственном контроле, план ликвидации аварийных ситуаций, заключение экспертизы промбезопасности др. И такие проверки могут проводиться раз в год.

Если выявят нарушения, штрафа не миновать. А возможно и приостановление деятельности организации. Воспрепятствовать деятельности инспектора в ходе проверки работодатель не сможет. Останется только надеяться на успешное обжалование действий и решений проверяющих. Но ведь на это уйдет немало сил и времени. Поэтому проще написать заявление в Ростехнадзор с просьбой исключить лифт из реестра ОПО.

К заявлению нужно приложить:

  • ранее выданную карту учета исключаемого ОПО;
  • ранее выданное свидетельство о регистрации опасного(ых) производственного(ых) объекта(ов);
  • копии документов, подтверждающих:

а) ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО (списания с баланса);

б) сдачу в аренду ОПО (заверенные нотариально);

в) консервацию (на срок не менее года) ОПО;

г) смену организации - владельца ОПО;

д) факт купли-продажи ОПО (заверенные нотариально);

е) изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.) (Пункт 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606)).

Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов

Хотя теперь лифты не являются ОПО, но надзор за их правильной эксплуатацией не отменили. Правда, теперь основой является ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов». На соответствие его требованиям и проводятся проверки.

Контроль за проектированием, изготовлением и монтажом ведет Росстандарт, а в процессе эксплуатации за выполнением норм промбезопасности следит Ростехнадзор. Но во время строительства и реконструкции объектов капитального строительства (дома, производственные здания и т. п.) контроль опять переходит к Ростехнадзору (подп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407).

И здесь мы получаем еще одно подтверждение, что лифт - все же весьма опасное сооружение.

Порядок проверки и ее сроки установленыАдминистративным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (Утвержден приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов

Итак, владельцам лифтов необходимо соблюдать требования, установленные:

  • ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принятрешением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824);
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 92-ст);
  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст);
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 94-ст);
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:2011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 95-ст);
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 96-ст);
  • ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утвержден приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 98-ст);
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Предупреждает

Владимир ИВАНОВ,

Системы добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (Москва)

Чтобы ввести в эксплуатацию лифт, необходимо провести оценку его соответствия Техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Для этого нужно подать заявку в аккредитованную лабораторию, которая проведет исследование. Затем владелец лифта должен оформить декларацию соответствия, приложив к ней результаты исследований, проектную документацию, паспорт лифта, монтажный чертеж, протокол проверки функционирования лифта.

В настоящий момент нет документов, регламентирующих постановку на учет лифтов в государственном реестре. Однако существует проект постановления Правительства РФ, которым будет утвержден порядок ввода в эксплуатацию. Им предусматривается ведение учета лифтов в Ростехнадзоре. Там же будет прописан порядок подачи документов. Данный документ можно рассматривать как возврат к оценке лифтов в качестве ОПО.

Нужно ли страховать лифты

Выведя лифты из класса ОПО, законодатель все же признает их ОПО. Это вытекает из обязанности владельца лифта застраховать свою гражданскую ответственность.

Базовые ставки страховых тарифов зависят от количества лифтов. Они указаны в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, если в организации имеется не более 5 лифтов, базовая ставка страхового тарифа будет составлять 0,05 процента от страховой суммы. Если лифтов в организации от 6 до 10, базовая ставка поднимется до 0,10. Самая большая ставка предусмотрена для владельцев более 150 лифтов. В этом случае она составляет 1,5 процента от страховой суммы.

Размер страховой суммы для лифтов составляет 10 000 000 рублей (подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

СП = (СС × СТ) : 100 , где

СП - стоимость полиса или страховая премия;

СС - страховая сумма;

СТ - страховой тариф.

Нетрудно определить, что минимальная стоимость полиса составляет 5000 рублей, а максимальная - 150 000 рублей.

В зависимости от уровня безопасности объекта страховая компания вправе применить понижающий коэффициент. На период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года установлен интервал понижающих тарифов от 0,7 до 1. С 1 января 2016 года граница интервалов расширится и составит от 0,6 до 1.

Таким образом, если страховщик сочтет возможным использовать максимальный понижающий коэффициент, то владелец не более 5 лифтов заплатит за страховку не 5000, а 3500 рублей.

За отсутствие страхового полиса собственник лифта может быть оштрафован на сумму от 300 000 до 500 000 рублей, а руководитель организации - от 15 000 до 20 000 рублей (ст. 9.19 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли страховать лифты в ТСЖ?

В жилом многоквартирном доме есть несколько лифтов. Нужно ли их страховать и кто выступает страхователем, если жильцы организовали ТСЖ?

Валерий ПЕТРОВ, специалист отдела кадров (Киров)

Если владельцем лифтов является ТСЖ, оно и выступает страхователем. Если же ТСЖ наняло управляющую компанию, передайте ей полномочия на оформление страховки.

Что будет интересовать Ростехнадзор при проверке лифтов?

Ждем плановую проверку Ростехнадзора. Они сообщили, что будут инспектировать лифты. Что их будет интересовать?

Алиса ВОРОБЬЕВА, инженер по охране труда (Вологда)

Инспекторы будут интересоваться, как владелец лифта проводит оценку соответствия лифта безопасности, есть ли у него полис обязательного страхования гражданской ответственности, соблюдает ли он требования ГОСТ Р 55964-2014 и Технического регламента ТР ТС 011/2011. Проведут визуальный осмотр здания, где установлены лифты. Проверят также и документы собственника.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ

Поможет вам

ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принят решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824)

Выяснить, на какие лифты распространяется действие регламента

ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст)

Вспомнить, какие требования установлены для безопасной эксплуатации лифта

Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606).

Понять, какой порядок установлен для проверки собственников лифтов инспекторами Ростехнадзора

Узнать размер страховой суммы для лифта

Уточнить размер страхового тарифа для лифта

Запомните главное:

1 Лифт не является ОПО и не имеет класса опасности.

2 Лифт необходимо снять с учета в Ростехнадзоре как ОПО. Иначе в ходе проверки Ростехнадзора к нему будут применяться требования как к ОПО.

3 Проверкой эксплуатации лифтов по-прежнему занимается Ростехнадзор. А на стадии проектирования и монтажа в некапитальных строениях - Росстандарт.

4 Владельцам лифтов нужно соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» и ряда стандартов, например, ГОСТ Р 55964-2014.

5 Владелец лифта должен застраховать свою гражданскую ответственность. Иначе ему грозит штраф до 500 000 рублей.

Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала
« Охрана труда: просто и понятно»

Случайные статьи

Вверх