Новый этап развития и усовершенствования строительной. Система внутреннего контроля в строительных организациях



Дополнительная информация по данной теме ЗДЕСЬ.

Качество строительной продукции – основной фактор, влияющий на стоимость строительства, экономичность и долговечность объектов. Недостаточное внимание к качеству приводит к удорожанию строительства, увеличению эксплуатационных расходов для поддержания требуемого технического состояния построенного объекта, ухудшению необходимых удобств и комфорта для проживающих, а в отдельных случаях – к авариям недоброкачественно построенных зданий и сооружений.

Контролем качества строительной продукции считается проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, которые зафиксированы в проекте, стандартах и технических условиях, договорах о поставке, паспортах на изделия и других документах. Задачи контроля состоят в предупреждении дефектов и брака в работе и обеспечении требуемого качества продукции.

Контроль качества строительно-монтажных работ и соблюдения нормативных документов

Контроль качества строительства и соблюдения обязательных требовании нормативных документов существовал в нашей стране всегда, но имел различные формы. В дореформенный период существенное влияние на систему контроля качества строительства оказывало явное превалирование спроса над предложением в этой отрасли. В условиях острого дефицита строительной продукции проблемы "освоения" капиталовложений и своевременного ввода объектов в эксплуатацию часто оттесняли на второй план проблемы качества строительства, особенно отделочных работ. На достаточно высоком уровне обычно решались лишь главные вопросы качества, связанные с надежностью и безопасностью строительства. В связи с переходом на рыночную систему строительные организации оказались в совершенно иных условиях, когда вместо проблем дефицита строительной продукции пришли проблемы поиска заказчика и выживания в конкурентной борьбе. Это повлияло на систему контроля качества строительной продукции, которая приняла формы, характерные для рыночных условий. Тем не менее определенная часть существовавшей системы оказалась пригодной и для новых условий, где она стала использоваться даже более эффективно. В частности, основная часть обязательных требований СНиП 12-01-2004 взамен СНиП 3.01.01-85, касающихся обеспечения качества строительно-монтажных работ, сохраняла СВОЮ силу.

Система контроля качества строительства и соблюдения строительных норм включала ранее и включая в настоящее время две формы:

  • систему внутреннего (производственного) контроля
  • систему внешнего контроля
Внутренний контроль выполняется персоналом самих организаций, производящих строительную продукцию (строительно-монтажных, проектно-изыскательских, предприятий стройиндустрии). Предприятия стройиндустрии составляют паспорта на свою продукцию (изделия, конструкции, материалы), в которых отмечается ее соответствие стандартам. Паспорт продукции является обязательным сопроводительным документом при поставке этой продукции.

В строительно-монтажных организациям внутренний контроль включает:

Вид контроля

По времени проведения

контроль поступающих материалов, изделий и конструкций, грунта, а также технической документации. Контроль осуществляется преимущественно регистрационным методом (по сертификатам, накладным, паспортам и т.п.), а при необходимости – измерительным методом

Операционный

контроль, выполняемый при производстве работ или непосредственно после их завершения. Осуществляется главным образом измерительным методом или техническим осмотром. Результаты операционного контроля фиксируются в общих или специальных журналах работ, журналах геотехнического контроля и других документах, предусмотренных действующей в данной организации системой управления качеством

Приемочный

контроль, осуществляемый после завершения отдельных видов работ. Хотя приемочный контроль проводится в ходе строительства, он во многих случаях подразумевает участие "внешних" лиц (заказчика или проектировщика), поэтому он должен считаться не столько внутренним, сколько внешним. По его результатам принимается документированное решение о пригодности объекта контроля у эксплуатации или выполнению последующих работ

По объему проверок

Сплошной

контроль, при котором проверяется все количество контролируемой продукции (все стыки, все сваи, все конструкции и т.п.)

Выборочный

контроль, при котором проверятся какая-то часть количества (выборка) контролируемой продукции. Объем выборки определяется строительными нормами и правилами, проектом и другими документами. Действующие нормативы предполагают случайное размещение точек контроля; выборка устанавливается по ГОСТ 18321-73 как для продукции, представляемой на контроль способом «россыпь»

По периодичности

Непрерывный

контроль, когда информация о контролируемом параметре технологического процесса поступает непрерывно

Периодический

контроль, когда информация о контролируемом параметре технологического процесса поступает через определенные промежутки времени

контроль, выполняемый в случайное время (эпизодически), главным образом при нецелесообразности применения сплошного, выборочного непрерывного или периодического контроля

По средствам проведения (методу)

Визуальный

по ГОСТ 16501-81

Измерительный

контроль, выполняемый с применением средств измерений, в том числе лабораторного оборудования

Регистрационный

контроль, выполняемый путем анализа данных, зафиксированных в документах (сертификатах, актах освидетельствования скрытых работ, общих или специальных журналах работ и т.п.). Применяется при недоступности объекта контроля (например, заделка анкера) или нецелесообразности выполнения других способов контроля

Технический осмотр – по ГОСТ 16501-81

При входном контроле доставляемых строительных конструкций и изделий провидится их внешний осмотр, наличие к содержание паспортов и других сопроводительных документов. При операционном контроле основными используемыми документами является СНиП ("Организация, приемка и производство работ", т.е. нормы с индексом СНиП З. ...), технологические карты и схемы операционного контроля. Главную роль в операционном контроле играют прорабы, мастера, начальники участков.

Для повышения эффективности контроля используются специальные службы - геодезическая, строительные лаборатории, технические инспекции и т.д., которые обычно подчинены техническому руководителю (главному инженеру). Главный инженер руководит системой контроля качества через упомянутые службы. Переход на рыночную систему в РФ существенно не изменил принципов внутреннего контроля качества строительства, но существенно повысил заинтересованность строительных организаций в обеспечении высокого качества работ. Это положительно отразилось как на архитектурных решениях зданий и планировочных комплексов, так и на качестве строительно-монтажных работ, особенно на стадии отделки зданий. Однако международная практика показывает, что такая организация контроля качества - пройденный этап, и имеются более совершенные ее формы. Таковыми являются системы качества, сущность которых состоит в объединении всех средств обеспечения качества продукции в единую эффективную систему, включающую:
  • систему ответственности и материальной заинтересованности всех исполнителей в высоком качестве продукции, регламентируемую специальным внутренним документом "Руководством по качеству”, имеющим статус стандарта предприятия
  • систему рабочих инструкций на конкретные трудовые процессы
  • оснащение высокотехнологичным оборудованием, машинами, механизмами
  • высокую квалификацию персонала

Имеется серия международных стандартов по системам качества (ИСО 9000). Госстрой России специальным письмом (СК-4224 от 2.12. 99) рекомендовал всем строительно-монтажным организациям (СМО) страны создавать у себя системы качества в соответствии с ИСО 9000. Для этого утверждена специальная целевая программа, предусматривающая организацию специальных курсов по обучению руководящих работников и специалистов СМО, издание соответствующей литературы, оказание прочей методической помощи.

Внешний контроль качества строительства проводится различными надзорами, не зависящими от самой организации, по отношению к которой он проводится. Традиционными формами внешнего контроля качества и соблюдения нормативных документов на стройке являются:
  • Технический надзор заказчика;
  • Контроль со стороны приемочных комиссий при сдаче объектов в эксплуатацию;
    • Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор);
    • Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор);
    • Техническая инспекция труда ФНПР (профсоюзов);
    • Государственный горный и промышленный надзор за безопасным ведением работ (Госгортехнадзор РФ);
  • Государственный архитектурно-строительный надзор (ГАСИ);
В условиях рыночной экономики появились еще две формы контроля:
  • сертификация строительной продукции и услуг
  • лицензирование строительной, в том числе проектно-изыскательском деятельности

Технический надзор заказчика ведется постоянно в течение всего срока строительства. Он включает обязательное участие заказчика в освидетельствовании всех скрытых работ, в промежуточной приемке ответственных конструкций, в приемочных комиссиях. При отсутствии актов, подтверждающих такие освидетельствования, т.е. без одобрения заказчика, проведение, последующих работ запрещается.

Технический надзор контроль качества выполняемых, заказчиком, подрядчиком строительных, ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на конкретном объекте и соответствия их проектным решениям (МДС 12-9.2001).
Сотрудники технадзора заказчика имеют право приостанавливать строительство, не принимать к оплате работы, выполненные с нарушениями технологии и проектных решений.
Работники технадзора заказчика несут ответственность за плохое качество работ, несвоевременное оформление производственной документации, фиксируют в журналах работ свои замечания.
Без подписи заказчика «К производству работ» рабочие чертежи считаются недействительными.

Авторский надзор проектировщика ведется также в течение всего периода строительства. Он должен обеспечивать точное выполнение проекта и требований нормативных документов. В отличии от контроля заказчика и ГАСНа, носящих чисто административный характер, этот вид контроля проводится по специальному денежному договору между заказчиком и проектировщиком, т.е. авторский контроль является платной услугой. При заключении договора представитель авторского надзора приобретает большие права: с ним должны согласовываться любые изменения проекта, предлагаемые рационализаторами или научными учреждениями, его участие обязательно при промежуточной приемке конструкций, при освидетельствовании скрытых работ. На стройке ведется специальный журнал авторского надзора.

Представители авторского надзора обязаны своевременно решать все возникающие в процессе строительства вопросы по проектно-сметной документации, фиксировать в журнале авторского надзора все выявленные в процессе строительства отступления от нормативов, следить за своевременным выполнением замечаний, зафиксированных в журнале авторского надзора. Журнал авторского надзора передается заказчику в сроки, установленные планом-графиком.

Государственный архитектурно-строительный надзор (ГАСН), ранее называвшийся "контролем" (ГАСК) осуществляет общий контроль всех звеньев строительного комплекса (изыскания, проектирование, строительство) на всех этапах. Он проверяет правильность выполнения предпроектных работ и выдает разрешение на любое строительство, контролирует правильность его ведения - может проводить проверки любой стройки в любое время, требовать предъявления любого исполнительного документа, ГАСН имеет право останавливать строительство, штрафовать, возбуждать уголовные дела и т.д.

Сертификацией называется деятельность по установлению соответствия качества продукции требованиям стандартов или других нормативов. Существуют специальные организации, которые занимаются оценкой этого соответствия и выдают специальный документ - "сертификат соответствия" и право на использование ”знака соответствия". Например, в строительном комплексе

Существуют две формы сертификации:
  • добровольная
  • обязательная
Добровольная сертификация делается по инициативе изготовителя, который таким способом убеждает своих потребителей, что его продукция обладает высоким качеством.
Обязательная сертификация должна проводиться независимо от желания производителя для продукции, низкое качество которой опасно для здоровья людей или сохранения их имущества. Существует список таких товаров и услуг. В строительстве такой список в настоящее время невелик и насчитывает лишь четыре наименования:
  • комплекты конструкций заводского изготовления для одноквартирных домов
  • окна и балконные двери
  • герметизирующие материалы для уплотнения мест примыкания оконных блоков к стенам и т.д.
  • замки врезные и накладные
Все формы сертификации проводятся за счет заявителя (производителя или продавца), т.е. являются платными услугами.

Лицензирование - это установление компетентности организации и предоставление ей права заниматься соответствующей деятельностью (в данном случае - строительством, проектированием или изысканиями), т.е. выдача лицензии. Без лицензии организация не может предлагать свои услуги никаким заказчикам. Для получения лицензии организация или физическое лицо должны представить специальному органу документы, подтверждающие их компетентность, в том числе образцы своей продукции (фотографии, натурные образцы, проекты, отчеты по изысканиям и т.д.). Специальные комиссии рассматривают представленные документы, оценивают технический уровень работ соискателя лицензии, соблюдение нормативных документов и принимают решение о выдаче лицензии. Сначала лицензия дается на короткий срок (1 год), затем на более длительный (З...5лет), всякий раз по истечении срока лицензии процедура подтверждения компетентности повторяется полностью.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Колесов Евгений Сергеевич. Развитие системы внутреннего контроля в строительных холдингах: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.12 / Колесов Евгений Сергеевич; [Место защиты: Марийс. гос. техн. ун-т]. - Сургут, 2010. - 174 с. : ил. РГБ ОД,

Введение

1. Теоретические основы организации внутреннего контроля 10

1.1. Сущность и принципы организации внутреннего контроля 10

1.2. Анализ факторов, влияющих на организацию внутреннего контроля 31

1.3. Особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля 64

2. Методические подходы к построению систем внутреннего контроля в строительных холдингах 79

2.1. Построение системы внутреннего контроля и его обусловленность организационными особенностями управления строительными холдингами 79

2.2. Влияние внутреннего контроля на эффективность управления строительными холдингами 99

3. Организация системы внутреннего контроля в строительных холдингах 117

3.1. Учетно-аналитическое обеспечение системы внутреннего контроля 117

3.2. Постановка системы внутреннего контроля в строительном холдинге 128

Заключение 141

Литература 148

Список приложений 163

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Тенденции развития современной российской строительной отрасли проявляются в приватизации крупных предприятий и появлении новых строительных предприятий и холдингов, отвечающих задачам увеличения промышленного, гражданского, жилищного, коммерческого строительства. Системы управления строительных холдингов, реформируемые в соответствии с задачами экономического развития, стратегией роста, нацелены на формирование конкурентоспособных, рентабельных и инвестиционно-привлекательных структур. Организация предприятий в строительные холдинги требует, кроме того, новых подходов к построению систем внутреннего контроля, адекватных системе управления холдингов.

Известные в отечественной и зарубежной науке концепции контроля трудно реализуются на практике, поскольку необходимо нормативное, методическое и организационное их обеспечение, развитое и адаптированное к специфике деятельности отрасли и конкретного предприятия.

Сложность для реализации процедур контроля представляет организация системы учетно-аналитической информации, от надежности которой зависят результаты контроля и принятие верных и своевременных управленческих решений. В связи с адаптацией российской учетной практики к международным стандартам, повысились требования к формированию отчетности организаций. Имеются разночтения положений российских ПБУ и МСФО в отношении учета договоров на строительство, что затрудняет представление информации в отчетности. Это тоже влияет на выбор методов и процедур внутреннего контроля, требует совершенствования его нормативно-методического обеспечения, разработки действенных внутренних стандартов.

Рыночные условия хозяйствования влияют на организацию систем управления строительными холдингами в целом и на построение в них сие-

4 тем внутреннего контроля, которые все в большей степени становятся риск-ориентированными. Задача оценки рисков, сопутствующих осуществлению строительной деятельности и управления ею в условиях северных регионов, к каким относится Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО-Югра), осложняется длительными сроками строительства крупных объектов из-за климатических условий, влияющих не только на сроки строительно-монтажных работ, но и на выполнение условий договоров между участниками инвестиционно-строительной деятельности, поставку материалов, конструкций, работу строительных машин и оборудования, осуществление процедур приемки-сдачи выполненных работ, проведение внешнего контроля и государственного надзора. Учет отраслевой и географической специфики строительных холдингов ХМАО необходимо рассматривать в качестве одного из основных факторов, определяющих процедуры и бизнес-процессы внутреннего контроля.

Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в исследования в области построения систем внутреннего контроля внесли известные зарубежные ученые: Э.А. Арене, К. Друри, Дж.К. Лоббек, Э. Майер, Р. Монтгомери, Дж. Рис, Ж. Ришар, А. Франчек. Известные специалисты в области современного менеджмента Д. Лорш, Дж. Эрнот, У.Дж. Хант, А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд, Дж.К. Робертсон и другие, исследовали роль систем внутреннего контроля и их связи с организационными структурами.

Среди трудов отечественных авторов можно выделить труды посвященные контролю и аудиту: М.А. Азарской, СБ. Барнгольц, И.А. Белобжец-кого, Ю.А. Данилевского, В.Б. Ивашкевича, Ю.М. Иткина, П.И. Камышано-ва, Л.М. Крамаровского, Г.В. Кулининой, И. Р. Коноваловой, М.В. Мельник, Л.Н. Растамхановой, Б.Н. Соколова, Л.В. Сотниковой.

Исследования учетно-аналитического обеспечения управления и аудита современных организаций проводили в своих трудах: О.С. Виханскии, В.Г. Гетьман, В.В. Глухов, А.В. Глущенко, Е.А. Еленевская, В.П. Забелин,

5 Н.П. Кондраков, Г.С. Клычова, А.В. Луговой, А.К. Макальская, О.А. Миронова, А.И. Наумов, В.Н. Нестеров, С.А.Николаева, В.Д. Новодворский, М.Ф. Овсийчук, Д.А.Панков, А.С. Пантелеев, В.В.Патров, В.Л. Поздеев, С.П.Полянский, Л.В.Попова, A.M. Пронина, З.П. Румянцева, Р.С. Сайфулин, Г.В. Сахаров, Н.А. Соломатина, В.Я. Соколов, Я.В. Соколов, А.Е. Суглобов, В.П. Суйц, Л.В.Терехова, И.П. Ульянов, В.П. Фомин, СМ. Шапигузов, А.А. Шпиг и другие.

Вопросы внутреннего аудита и внутреннего контроля в строительных организациях исследовали: Н.А. Адамов, В.Н. Гнидковский, Н.К. Гогуа, Е.Ю. Дорохина, И.В. Еремин, А.А. Зиновьева, Е.В. Зубарева, Д.А. Прокопо-вич, К.А. Псарев, Н.В. Савина, В.Е. Чернышев и другие.

Однако, вопросы постановки системы внутреннего контроля для строительных предприятий и холдингов, имеющих различные организационные структуры управления, являются недостаточно проработанными. Возрастающая значимость и недостаточная изученность научной проблемы, связанной с организацией контроля, его методическим обеспечением определили актуальность выбранной темы исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка комплекса теоретико-методических вопросов построения систем внутреннего контроля в строительных холдингах, отвечающих требованиям управления ими в условиях жесткой конкуренции и рисков.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

систематизировать и уточнить понятийный аппарат, применяемый при организации внутреннего контроля; уточнить принципы организации контроля и охарактеризовать их применение в условиях отраслевой специфики строительных холдингов;

выявить особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля;

раскрыть особенности построения систем внутреннего контроля в зави-

симости от организационных особенностей управления строительным холдингом;

определить влияние методов и процедур внутреннего контроля на эффективность управления строительными организациями в условиях рисков;

выделить направления развития учетно-аналитического обеспечения системы внутреннего контроля в строительном холдинге;

разработать алгоритм и методику организации системы внутреннего контроля для строительного холдинга.

Область исследования. Исследование проведено в рамках специальностей Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки) Высшей аттестационной комиссии: 08.00.12 "Бухгалтерский учет, статистика": п. 1.3. "Методология учета, контроля и анализа финансовых результатов", п. 2.1. "Методология и технология аудита", п. 2.4. "Методология разработки программ аудита и плана проверок", п. 2.5. "Аудиторское и контрольно-статистическое тестирование систем внутреннего контроля".

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются концепции контроля, методы, инструменты, организация внутреннего контроля. Объектом исследования является система внутреннего контроля строительных холдингов.

Теоретической и методологической основой исследования являются методы и положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов по теории, методологии и организации внутреннего контроля; законодательные и нормативные акты по учету и управлению; научно-методическая литература; периодические издания; материалы научных конференций и семинаров.

В ходе исследования использовались как общенаучные методы -диалектика, анализ, синтез, аналогия, так и специальные приемы и процедуры: методы моделирования, верификация, методы оптимизации и оценки параметров.

7 Положения аргументированы результатами исследований и наблюдений.

Научная новизна и основные положения, выносгшые на защиту. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методических и организационных вопросов внутреннего контроля, рекомендации по их практической реализации в современных российских строительных предприятиях и холдингах.

На защиту выносятся следующие научные положения:

на основе исследования научных подходов к категории "контроль", критериев классификации его видов, уточнены задачи и принципы организации внутреннего контроля;

выявлены факторы, влияющие на организацию внутреннего контроля в строительных холдингах и обусловленные: длительностью организационного и производственно-технологического циклов; условиями договоров на осуществление инвестиционно-строительной деятельности, а также возникающими трансакционными издержками при управлении холдингами;

выявлены особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля, связанные с информационным обеспечением контрольной деятельности; выделены и охарактеризованы: учетно-аналитическая, контрольно-информационная и методическая функции, особенности внутреннего контроля технико-экономической деятельности строительных работ, позволяющие повысить эффективность контроля качества;

разработан алгоритм построения системы внутреннего контроля в зависимости от организационных особенностей управления строительным холдингом: компетенций субъектов внутреннего контроля, выполняемых функций подразделениями внутреннего контроля; обоснована необходимость выделения системы внутреннего контроля налогообложения деятельности;

обосновано влияние методов бюджетирования, оценки рисков и процедур внутреннего контроля на формирование системы внутреннего кон-

8 троля, построен алгоритм формирования системы риск-ориентированного внутреннего контроля;

разработаны направления развития учетно-аналитического обеспечения системы внутреннего контроля в строительном холдинге, включающие отражаемую в системе учета информацию о выполнении договоров строительного подряда в соответствии с требованиями российских и международных стандартов, ее анализ и планирование в рамках выделенных групп бизнес-процессов строительного холдинга: основных, обеспечивающих, бизнес-процессов управления и развития;

построен алгоритм и разработана методика организации внутреннего контроля строительного холдинга, основанная на процессном подходе.

Практическая значимость работы. Практическая значимость работы заключается в том, что научные положения и выводы могут использоваться в строительных организациях в качестве:

методического обеспечения организации внутреннего контроля;

консультационных и информационных материалов для руководителей строительных предприятий и холдингов.

Отдельные практические разработки, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для организации служб внутреннего контроля в организациях других отраслей.

Реализация и апробация результатов исследования. Основные результаты исследования, сформулированные в диссертации, использованы при внедрении системы внутреннего контроля в строительном холдинге ООО СМХ ТлавНефтьМонтаж", структурных подразделениях ОАО "Сургутнефтегаз".

Основные положения диссертационного исследования на различных этапах представлялись в научных докладах, статьях, рекомендациях и получили положительную оценку на региональных и международных научно-

9 практических конференциях: "Наука и инновации XXI века" г.Сургут, Сургутский государственный университет, 2009 г., "Социально-экономическая и финансовая политика России в процессе перехода на инновационный путь развития", ВЗФЭИ, Москва, 2009 г.

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 10 публикациях автора общим объемом 3,5 п.л. (в том числе авторских 2,55 п.л.), в том числе четыре статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, иллюстрирована рисунками, таблицами и приложениями.

Сущность и принципы организации внутреннего контроля

В связи с реформированием экономических отношений в обществе, глобализацией экономических процессов и интеграцией в мировое экономическое пространство, в российской экономической науке поднимаются проблемы развития теоретических основ внутрихозяйственного контроля.

Многообразие форм собственности и усложнение организационных структур предприятий различных отраслей требуют разработки новых структур управления и систем внутреннего контроля для постановки дополнительных задач по обеспечению методов и процедур внутреннего контроля.

Контроль является необходимой составляющей хозяйственного механизма для любого вида производства. На уровне управления хозяйствующими субъектами различают внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляется государственными и ведомственными органами контроля, в нем выделяют государственный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль ведется в масштабе Российской Федерации, а также ее субъектов. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ и др. Государственный финансовый контроль выполняет следующие задачи :

Контролирует процесс формирования и использования государственных средств РФ, а также ее субъектов;

Контролирует соответствие законодательству привлечение и использование кредитными учреждениями средств юридических и физических лиц;

Контролирует деятельность органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за осуществление финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

Улучшает бюджетную и налоговую дисциплину;

Контролирует реализацию механизма межбюджетных отношений др.

К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль. Специалистов по аудиту в разных странах называют по-разному: в США - общественными бухгалтерами, в Великобритании и англосаксонских странах - ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии - контролерами хозяйства или контролерами книги и т.д.

Несмотря на различия в названии, все специалисты по аудиту занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о достоверности приведенных в отчете данных, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. При проверке финансовых отчетов предприятия, аудиторы устанавливают достоверность отражения финансового состояния и результатов деятельности предприятия, а также соответствие ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Особенностью проведения обязательного аудита является необходимость публичной защиты частных интересов: субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и юридических лиц, либо финансовый контроль их деятельности представляет интерес для государства.

Все формы внешнего контроля имеют разные объекты и задачи; используют много общих приемов для достижения главной конечной цели -укрепления финансовой дисциплины.

Финансовый контроль компетентных государственных органов осуществляется в интересах государства, использование же аудиторской формы контроля позволяет учитывать интересы собственников, которые нередко заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности. В Российской Федерации для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязательность ежегодной аудиторской проверки. Среди них - кредитные и страховые организации, организации с организационно-правовой формой открытого акционерного общества, деятельность которых затрагивает интересы многих лиц .

В отличие от внешнего финансового контроля, внутренний контроль представляет собой непрерывно действующий процесс, интегрированный в хозяйственную деятельность компании и направленный на повышение эффективности управления наиболее оптимальным образом и с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей компании подтверждения в следующих сферах:

Эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получение прибыли и защиту активов;

Надежность и достоверность финансовой отчетности;

Соответствие применимому законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность.

Система внутреннего контроля - это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами .

Внутренний контроль осуществляется собственниками, администрацией и персоналом компании. Организация системы внутреннего контроля особенно важна для крупных и средних организаций, характеризующихся усложненной структурой и разнообразием видов деятельности.

По мнению В.В. Бурцева, "система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

1) устойчивое положение организации на рынках;

2) признание организации субъектами рынка и общественностью;

3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней среде" . Понятие внутреннего контроля можно рассматривать как в сокращенном виде, так и в расширенном представлении. В первом случае внутренний контроль представляет собой всего лишь сбор информации об объекте контроля. Во втором случае - это непрерывный процесс управления деятельностью компании, который включает сбор информации, дальнейший ее анализ и разработка на основе данного анализа регулирующих мероприятий.

Главное отличие внешнего и внутреннего контроля состоит в том, что цель первого заключается в подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, а второго - в обеспечении соблюдения всеми сотрудниками организации своих должностных обязанностей в соответствии с целями осуществления хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тем не менее, внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, которая заключается в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в учете организации, соответствии данных операций законодательству и их целесообразности для организации.

Построение системы внутреннего контроля и его обусловленность организационными особенностями управления строительными холдингами

Поскольку организация системы внутреннего контроля законодательно регламентирована в РФ только для финансово-кредитных учреждений, вопросы внутрифирменного управления коммерческих организаций являются прерогативой самой организации и каждое предприятие вправе самостоятельно определять состав и цели субъектов системы внутреннего контроля.

В ряде российских строительных организаций используется структурно-функциональная форма службы внутреннего контроля. Ее преимущество перед службой внутреннего аудита в меньшей затратности. Эта форма внутреннего контроля предусматривает разработку внутренними специалистами совместно с внешними аудиторами или консультантами комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.

Недостаток этой формы в том, что, как показывает практика, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.

Весьма перспективным, как показывает практика, является сочетание службы внутреннего аудита со структурно-функциональной формой внутреннего контроля, позволяющее экономить затраты при обеспечении достаточно высокой степени эффективности контроля: небольшая служба внутреннего аудита играет роль разработчика, организатора и методолога контрольной работы, проводимой, в основном, силами внутренних контролеров.

Известно, что высокоорганизованная структура службы внутреннего контроля (СВК) довольно сложна. Нередко появляются опасения, что на практике ее создание может привести к дублированию функций, размыванию ответственности, увеличению численности аппарата управления. Для российского бизнеса характерны несколько форм организационного построения СВК.

В крупных корпорациях и холдингах службы СВК подчиняются либо непосредственно генеральному директору, либо его заместителю по безопасности. В средних компаниях, как правило, имеющих одного или двух учредителей и управляемых наемными топ-менеджерами, службы СВК подотчетны председателю совета директоров. При этом они созданы либо в виде структурных подразделений компании, либо в виде специализированных организаций. При организации СВК важно правильно выстроить взаимодействие Службы экономической безопасности (СЭБ) и функциональных служб. Ошибочное распределение функций между ними или неверное построение регламентов взаимодействия может обратить потенциального союзника в скрытого противника. В этой связи рассмотрим основные зоны пересечения профессиональных интересов различных подразделений.

В состав СЭБ могут входить несколько служб (здесь все зависит от масштаба и профиля деятельности компании). В первую очередь это информационно-аналитическое подразделение, главная задача которого - постоянный сбор и анализ оперативной и аналитической информации о деятельности самой компании и о намерениях ее конкурентов. В состав СЭБ могут также входить подразделение по работе с региональной сетью и служба информационной безопасности. Финансово-экономическая служба (ФЭС) - главный инструмент регулирования и контроля финансового результата бизнеса. Ее правильная организация позволяет добиться существенного роста прибыли без серьезных дополнительных вложений и технологических инноваций. Поскольку ФЭС - это своего рода финансовый "мозг" организации, то она формирует систему планирования и сбора отчетной информации, определяет методологию, аналитику и состав форм планирования и отчетности. Безусловно, в ее работе должны учитываться потребности СЭБ. Более того, часть сведений ФЭС может получать от СЭБ, возложив на нее обязанности по сбору данных. В последнем приведенном выше примере такой информацией могла быть отчетность о структуре и сроках погашения просроченной дебиторской задолженности.

Обычно служба персонала занимается проверкой достоверности анкетных и профессиональных данных соискателей на отдельные кадровые позиции. На практике работа данной службы вызывает наименьшее количество вопросов, поскольку кадровые технологии в нашей стране в недалеком прошлом были отлажены до совершенства.

Взаимодействие с юридической службой в вопросах обеспечения СВК чаще всего касается двух аспектов - разработки и контроля исполнения Положения о договорной работе (совершении сделок) и мониторинга сделок с акциями компании. Положение о договорной работе - основной внутренний регламентирующий документ компании, определяющий порядок и условия совершения сделок, полномочия менеджеров по заключению договоров, их типовые формы, порядок согласования условий и некоторые другие моменты. Во многих холдингах к составлению данного документа подходят достаточно формально, устанавливая в нем главным образом порядок внутрифирменного визирования проекта договора. Недостаточное внимание уделяется и разграничению юридических полномочий по совершению сделок между менеджерами компании, а также рас 82 пределению всех сделок между подразделениями - центрами финансовой ответственности.

В регламентирующих документах системы бюджетирования и в Положении о договорной работе эти аспекты должны быть определены однозначно. Это позволит исключить возможность разной трактовки внутрикорпоративных норм менеджерами и исполнителями.

Учетно-аналитическое обеспечение системы внутреннего контроля

Для успешного развития строительного производства необходима учетная информация, позволяющая оперативно принимать эффективные управленческие решения в процессе строительства. Обобщение теории и практики показывает, что существующая в строительстве информационная система не отвечает современной концепции развития информационных систем управления, не удовлетворяет требованиям системы внутреннего контроля. Поэтому проблемы эффективной организации управленческой информации приобретают первостепенное значение.

Можно выделить ряд особенностей строительного производства, оказывающих существенное влияние на формирование себестоимости строительной продукции :

1) нестационарность строительного производства;

2) неоднотипность выпускаемой продукции;

3) высокая мобильность трудовых и технических ресурсов;

4) неподвижность изготовляемой продукции (связь с земельным участком);

5) технологическая взаимосвязь и строгая последовательность всех операций, входящих в процесс производства строительных работ;

6) неустойчивость соотношения строительно-монтажных работ по их сложности и видам в течение отчетного (налогового) периода, что значительно затрудняет расчет и планирование численного и профессионально-квалификационного состава рабочих;

7) участие других организаций в производстве строительной продукции;

8) высокая степень материалоемкости;

9) влияние климатических и сезонных условий на процесс осуществления строительных работ;

10) конструктивная сложность сооружаемых объектов;

11) возможность нарушения экологических и природных условий территории, занятой под застройкой;

12) единичный и мелкосерийный характер выполняемых видов работ;

13) различные методы реализации (сдачи) объекта (работ);

14) разная методика выявления финансового результата;

15) сложность ценообразования;

16) высокий уровень научно-технических требований к технологии производства и квалификации персонала;

17) потребность в экономических, организационных и информационных связях с другими участниками строительства.

Специфика отрасли и элементы ее организации (рис. 11) повышает риски при реализации строительных проектов.

Отношения между субъектами инвестиционно-строительной деятельности в рамках строительного холдинга осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством:

Договор на реализацию инвестиционного проекта, или инвестиционный проект, или инвестиционный контракт1;

Договор о совместной деятельности или договор простого товарищества;

Договор долевого участия (инвестирования);

Договор долевого участия в строительстве как агентский договор;

Договор цессии или уступки права требования доли;

Договор строительного подряда.

Отметим, что отражение в учете строительной продукции по договорам подряда в международной практике имеет свои особенности. В МСФО Правила учета договоров на долгосрочное строительство (капитальное строительство) предусматривают два метода расчета себестоимости строительных работ - по окончании строительных работ и по мере выполнения строительных работ. Данные методы по американским стандартам GAAP практически совпадают с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В голландском стандарте учета GAR 2.11.4 и американском стандарте ARB-45 приводится перечень условий, при которых может применяться метод учета себестоимости по мере осуществления проекта (процентный метод). Во всех случаях должны быть определены:

Расходы, отнесенные к контракту (на дату составления баланса);

Степень выполнения контракта (на дату составления баланса);

Общие доходы по контракту;

Затраты на выполненные работы.

Методы учета себестоимости в российской и международной системах учета во многом похожи, но есть различия. Так, согласно международным стандартам применение процентного метода расчета себестоимости основывается на оценочных данных при исчислении расходов и затрат на осуществление строительства (ARB-45). В американских стандартах рекомендованы следующие методы определения финансового результата по контракту:

Исчисление доли произведенных затрат на дату составления баланса к общим предполагаемым затратам;

Определение степени продвижения работ по отношению к общим работам по контракту на основании заключения главного инженера (ARB-45).

В российской системе бухгалтерского учета метод исчисления себестоимости строительных работ по мере их готовности применяется, как правило, в отношении однородных и однотипных специальных работ незначительной продолжительности, тогда как в международных стандартах применение данного метода касается исключительно долгосрочных строительных контрактов. Таким образом, российский стандарт отличается от международного критериями выбора метода учета себестоимости строительных работ.

В соответствии с международным стандартом накладные затраты рекомендуется списывать пропорционально выручке за конкретные периоды на финансовые результаты, а при нерегулярном осуществлении строительных контрактов - относить на реализацию.

Кроме того, рекомендуется создавать резервы для покрытия убытков по строительному контракту в том отчетном периоде, когда убытки по кон 122 тракту становятся очевидными. Ожидаемые убытки определяются как разница между общими затратами (калькуляционные затраты + ожидаемые затраты) и общими доходами (авансы заказчика + дополнительные доходы). В российском учете резервы для покрытия непредвиденных затрат образуются строительной организацией для покрытия затрат (учтенных и неучтенных) в договорной цене объектов строительства.

Согласно международным стандартам на первичной стадии выполнения проекта затраты на материалы, а также затраты субподрядчиков переносятся на следующий период. Основное преимущество процентного метода определения затрат заключается в том, что выручка и прибыль по строительному контракту рассчитываются регулярно на основе оценочных данных, тогда как согласно методу исчисления затрат по окончании всего проекта доходы и прибыль определяются нерегулярно.

Недостатком процентного метода является использование оценочных данных, а не фактических. Такой метод не позволяет вести анализ работы по различным объектам строительства и рассчитывать убытки от сдачи отдельных объектов. Каждый договор подряда признается обособленным объектом учета, отдельным от других аналогичных договоров.

Рубцова Татьяна Владимировна , доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Россия

Муханова Людмила Захаровна , канд. техн. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Соколов Б.Н. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика) / Б.Н. Соколов, В.В. Рукин. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 442 с.
2. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. Учебник / Л.В. Сотникова. – ФЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 239 с.
3. Макеев Р.В. Постановка систем внутреннего контроля: от проверок отчетности к эффективности бизнеса / Р.В. Макеев – Москва: Вершина, 2008. – 296 с.
4. Территориальный орган федеральной государственной статистики по Алтайскому краю – Режим доступа: http://www.ak.gks.ru, свободный.

Нормы законодательства

В 2013 году в российской сис­теме организации бухгалтерского учета законодательно установлено понятие внут­реннего контроля. Каждый экономический субъект обязан вести внут­ренний контроль совершаемых фактов хозяйст­венной жизни. А если бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания должна осуществлять внут­ренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бух­отчетности (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка за год, предшествующий отчетному, превысила 400 000 000 руб. либо сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превысила 60 000 000 руб.

Кроме того, норма об обязательном аудите распространяется на все открытые акционерные общества (ОАО), а также на застройщиков, ведущих строительство объектов по договорам долевого участия согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ. Ведь застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год (подп. 6 п. 2 ст. 20 закона № 214-ФЗ).

Таким образом, отчетность всех указанных застройщиков независимо от их организационно-правовой формы и финансовых показателей требует обязательного аудита, а значит, и организации внутреннего контроля.

В целях применения статьи 19 закона № 402-ФЗ специалисты финансового ведомства в информации № ПЗ-11/2013 (доведена письмом Минфина России от 25 декабря 2013 г. № 07-04-15/57289) дали рекомендации по организации и осуществ­лению внутреннего контроля.

Расскажем об основных моментах.

Для чего нужен контроль

Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания при ведении учета обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение законодательства.

Внутренний контроль должен быть направлен на выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также на предотвращение искажений данных бухучета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Основные элементы

Основными элементами внутреннего контроля являются:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

В информации № ПЗ-11/2013 подробно рассмотрен каждый элемент, приведены их характеристики.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности компании.

По сути, под контрольной средой подразумевается моральный климат, атмосфера в организации. Качество внутреннего контроля в значительной степени зависит от конкретных работников. Поэтому руководству необходимо установить соответствующие квалификационные требования. От позиции руководителя в отношении бухучета в немалой степени зависит достоверность финансовой отчетности организации. Можно принять и довести до всех сотрудников корпоративный кодекс поведения.

Оценка рисков. Поскольку среда, в которой действует организация, постоянно меняется, возникают различные риски, которые нужно вовремя выявлять, для того чтобы предотвращать их последствия.

Риски могут возникать в связи с появлением конкурентов или изменением нормативных актов, внедрением нового программного обеспечения или зачислением в организацию новых сотрудников.

При выявлении рисков руководитель принимает соответствующие решения по управлению ими. Необходимо организовать определение участков (областей, процессов), на которых могут быть злоупотребления, а также возможностей для их совершения.

Процедуры контроля позволяют убедиться, что распоряжения руководства выполняются.

Выбор контрольной методики зависит от того, какие риски характерны для определенного участка. Например, в работе бухгалтера существует риск неполного отражения первичных документов в учете. Он снижается благодаря контрольной про­цедуре – периодической сверке документов с данными учетных регистров.

Еще один метод – внедрение бухгалтерских программ необходимого качества, которые позволяют снизить риск возникновения ошибок.

Процедуры контроля должны быть систематизированы по уровням распределения полномочий и одновременно взаимосвязаны между собой.

Фактически процедуры контроля – это проведение конкретных мероприятий, связанных с проверкой документации, имущества, затрат, финансовых результатов, выполнения должностных инструкций и планов, осуществляемых должностными лицами и уполномоченными работниками строительной компании.

Информация и коммуникации. От оперативности и качества доведения до работников информации о распоряжениях и приказах руководства зависит качество их исполнения.

Оценка внутреннего контроля – это обязанность руководства постоянно наблюдать за тем, эффективно ли работает система внутреннего контроля, и вносить в нее изменения в случае необходимости.

Как организовать контроль

Процедуры внутреннего контроля, которые Минфин России приводит

Качество строительной продукции определяется по результатам производственного контроля и оценивается в соответствии со специальной инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ. Данные результатов контроля должны фиксироваться в журналах работ. При входном контроле надлежит проверять соответствие поступающих на стройку материалов и изделий сертификатам, техническим условиям, паспортам и другим документам, подтверждающим качество, и требованиям рабочих чертежей. Входной контроль должен возлагаться на службу производственно-технологической комплектации предприятия-изготовителя, инженерно-технический персонал стройки и строительные лаборатории.

Операционный контроль должен осуществляться при выполнении производственных операций или строительных процессов и обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а также своевременное принятие мер по их устранению и предупреждению.

При операционном контроле должны проверяться: соблюдение заданной в проектах производства работ технологии выполнения строительных процессов; соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам и правилам производства работ.

Основные рабочие документы при операционном контроле качества - схемы операционного контроля, разрабатываемые в составе проектов производства работ.

Приемочный контроль производится для проверки и оценки качества законченных строительством объектов или их частей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций.

Все скрытые работы подлежат приемке с составлением актов их освидетельствования, которые должны составляться на завершенные процессы, выполненные самостоятельными подразделениями исполнителей.

Отдельные ответственные конструкции по мере их готовности подлежат приемке в процессе строительства с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций. В обязательном порядке производится, в частности, приемка фундаментов под оборудование.

Готовность фундаментов под монтаж должна быть оформлена актом, подписанным представителями заказчика, строительной и монтажной организаций. К приемо-сдаточному акту о готовности фундаментов под оборудование должен быть приложен формуляр на фундамент с указанием: проектных и фактических отметок поверхностей фундаментов; проектных и фактических основных размеров фундаментов; расположения и отметок металлических деталей и реперов, заложенных в тело фундамента, или скоб, закрепленных на конструкциях зданий, фиксирующих главные оси фундаментов; акта на освидетельствование основания под фундаменты; документации, характеризующей качество применяемых материалов и выполненных работ (журналы испытания бетона, бетонирования, акты скрытых работ на укладку арматуры и т. п.); акта на скрытые работы по виброизоляции фундаментов.

Внешний контроль качества строительной продукции

Кроме производственного контроля за качеством строительства осуществляется внешний контроль со стороны государственных и ведомственных органов контроля и надзора (пожарный, санитарно-технический, горно-технический и др.). Проектная организация осуществляет авторский контроль, застройщик - технадзор заказчика.

Технический надзор заказчика контролирует качество строительных материалов, оборудования и выполненных строительно-монтажных работ, их соответствие проектам, сметам, СНиПу и государственным стандартам. Работники технического надзора заказчика несут ответственность за плохое качество работ, принятых от строителей, несвоевременное оформление актов на скрытые работы и систематически фиксируют в журналах работ свои замечания по качеству выполненных работ. Без подписи заказчика?К производству работ? рабочие чертежи считаются недействительными.

Приемка в эксплуатацию строительных объектов

Сдачу и приемку объектов в эксплуатацию выполняют в две стадии: предварительная техническая приемка объекта от подрядчика рабочей комиссией заказчика и окончательная приемка, осуществляющаяся Государственной комиссией.

Рабочая комиссия назначается приказом руководителя предприятия с включением в состав представителей генподрядчика и его субподрядчиков, проектной организации, эксплуатирующей организации, государственных органов санитарного и пожарного надзора, технической инспекции профсоюзов, местных профсоюзных, других заинтересованных организаций.

Рабочая комиссия проверяет соответствие выполненных работ проектам, сметам и нормативам, дает оценку качеству выполненных работ и заключение о возможности эксплуатации оборудования.

Акт рабочей комиссии служит основанием для назначения Государственной приемочной комиссии. Государственная комиссия по приемке производственных объектов назначается приказом соответствующей инстанции. В состав государственных приемочных комиссий включаются представители ГАСН, заказчика, генподрядчика, генерального проектировщика, органов государственного, санитарного и пожарного надзора, органов по использованию и охране водных ресурсов, финансирующего банка, технической инспекции профсоюзов и профсоюзной организации заказчика.

Заказчик передает Государственной приемочной комиссии следующие материалы:

    проектное задание и справку о технико-экономических показателях объекта;

    разрешение об отводе земельного участка;

    акты разбивки осей здания и сетей, на скрытые и специальные работы;

    данные о геологии и гидрогеологии стройплощадки, глубине заложения подошвы фундаментов;

    комплект рабочих чертежей с необходимыми изменениями;

    утвержденный и исполнительный генпланы;

    перечень организаций, участвовавших в проектировании и строительстве объекта;

    акты технической приемки рабочей комиссией.

Случайные статьи

Вверх