Кто может быть председателем совета дома. Жилищный кодекс: полномочия председателя совета МКД

Управление многоквартирным домом может происходить тремя путями:

  1. Непосредственное управление владельцами.
  2. Создание товарищества собственников, жилищного кооператива.
  3. Наем управляющей компании.

Справка! Когда в МКД больше четырех квартир, появляется обязанность из нескольких собственников помещений создать совет дома (). Он является уполномоченным органом, представляющим интересы всех жильцов.

Состав и председатель совета избираются на собрания из жителей МКД. В обязанности совета дома входят:

Орган подчиняется общему собранию владельцев дома. Если он трудится некачественно, его в любой момент могут переизбрать.

Нужна ли управляющая компания?

Для большей части МКД лучшим вариантом является выбор управляющей компании – сторонней организации, нанятой следить за делами дома. УК подчиняется Гражданскому кодексу. Договор управления является для нее основанием проведения работ в МКД.

Если жители выбирают этот способ управления, то они лично, общим решением, нанимают определенную компанию , которой и передают полномочия по организации различных работ в их доме.

Если жители не могут определиться самостоятельно с тем, какую именно компанию они хотят видеть «у руля», то такой выбор за них может сделать муниципалитет, назначив управляющую организацию принудительно. При желании ее можно будет сменить.

Обязанность компании — заключить с каждым владельцем помещений. Все подписавшиеся из каждого дома считаются единой стороной заключаемого контракта, оказания жилищно-коммунальных услуг. После подписания документа собственники обязаны платить УК за работу.

Чтобы работа приносила желаемый результат, необходимо выбрать хорошую УК:

Преимущества управляющей компании:

  • Задуматься самим придется лишь при выборе подходящей организации. Основным преимуществом управляющей компании для жильцов является то, что далее обо всем будет думать и заботиться она, а собственники помещений – лишь пожинать плоды.
  • В большом доме можно, взять контроль над ЖКХ в свои руки. Если всё пойдёт хорошо, то подобные услуги можно начать оказывать и другим домам, с чего получать прибыль.

Недостатки управляющей компании:

  • За услуги УК нужно платить.
  • Если УК недобросовестна или по каким-то иным соображениям задолжает ресурсоснабжающим организациям, есть риск остаться без тепла, воды и света. Но такая опасность есть и при любых других способах управления.
  • Если компания разорится, то практически невозможно будет вернуть обратно свои деньги.
  • Средства, перечисляемые жителями одно дома, могут уйти на ремонт чужого.

УК нужно поддерживать связь с советом МКД в лице председателя. Специалист организации, закрепленный за конкретным МКД, должен интересоваться, всё ли устраивает владельцев, что требуется изменить или улучшить в состоянии дома.

Эту информацию можно выяснить как по телефону, так и при личной встрече. Особое внимание стоит этому уделять за пару-тройку месяцев до общего собрания собственников по концу года.

Стоит также информировать собственников через председателя по вопросам, не входящим в полномочия совета , если владельцы помещений изъявляют такое желание. Председателю в этом случае нужно обратиться в УК за разъяснениями действий или проводимых/планируемых работ.

Управляющая компания может оказывать помощь при организации общих собраний. Председатель должен сообщить об очередном собрании с просьбой частично делегировать различные обязанности на представителя организации. К ним можно отнести распечатку бюллетеней голосования, протоколов собрания, помощь в подсчёте голосов и прочая.

УК вправе расширить полномочия совета дома и, указав это в договоре управления или протоколе собрания, позволить его членам решать вопросы, не входящие в полномочия совета, к примеру, вопросы планирования на будущий календарный год.

Альтернативные способы управления

Непосредственное — владельцами квартир

Непосредственное управление годится для маленьких домов, каких уже практически не строят. Этот вариант требует постоянного участия в процессах обеспечения жизнедеятельности дома практически всех жителей.

Собирать ради решения любых вопросов владельцев всех квартир – а их может быть до 20 – крайне затруднительно.

ТСЖ и ЖСК

Переходным способом является создание товариществ и кооперативов собственников. Его можно выбрать и для маленьких, и для больших домов.

Решения жителей здесь также важны, но в основном для ключевых моментов содержания дома и прилегающей к нему территории. Многие проблемы могут без привлечения жителей решать уполномоченные на это члены правления ТСЖ .

При такой форме управления жители становятся владельцами дома на правах дольщиков. Они ответственны за утверждение бюджета, определение суммы взносов и платежей, сдачу общедомового имущества арендаторам. Содержится дом на средства из бюджета, который организуют все жители совместно.

Преимущества:

  • Собственники сами распоряжаются собранными в фонде деньгами.
  • Есть возможность самостоятельно выбрать поставщиков ресурсов и производителей ремонтных работ по внутридомовым сетям, отказавшись от услуг ЖЭК.
  • Правление товарищества или кооператива можно при необходимости переизбирать, а также проконтролировать его работу.
  • При создании юридического лица представляется не только возможность открыть свой банковский счет, но и участвовать в судебных разбирательствах, если понадобится.
  • Есть возможность приватизации земли у дома.
  • Помещения в доме можно сдавать в аренду, а прибыль пускать на нужды дома.

Минусы:

  • Если несколько жильцов задолжали за какую-то коммунальную услугу от нее отключат всех, так как на дом устанавливается общий счетчик потребления ресурсов.
  • Непорядочное правление может ввести в заблуждение доверчивых соседей и растратить накопленными всеми собственниками деньги из фонда.

На видео представлена информация о работе ТСЖ:

Непосредственное управление стоит выбрать владельцам помещений в домах, где их как можно меньше, где каждый уверен в своем соседе и его возможности всегда участвовать в важных общедомовых делах и делать это разумно.

Сегодня организовывать ЖСК или ТСЖ, а также привлекать к помощи управляющие компании предпочтительнее, особенно, если речь идет о домах, где счет квартир идет на десятки.

Товарищества и кооперативы при этом менее стабильны и надежны, чем управляющие компании , так как для организации их работы в процессе управления домом требуется участие большого количества жителей.

Управляющая компания, проверенная и выбранная со знанием дела, подойдет для грамотного жизнеобеспечения дома при минимуме затрат со стороны жителей.

Большинство граждан РФ проживает в многоквартирных домах. Управление и обслуживание здания в МКД осуществляется ТСЖ или УК. Эти организации не всегда руководствуются желаниями и интересами обычных граждан при решении тех или иных вопросов, что нередко вызывает конфликты и споры между управленцами и простыми жильцами. Чтобы стороны взаимодействовали слажено и гармонично, им надо связующее звено, а именно собственникам квартир следует избрать совет многоквартирного дома.


Что это такое, и для чего нужен совет, какова его структура и функции, понятно сегодня не всем россиянам. Разобраться в представленной сфере можно, если внимательно изучить действующие нормы и положения Жилищного кодекса РФ. Именно этот документ, а именно его 161 статья, узаконивает домовой совет и устанавливает диапазон его полномочий. Располагая теоретической базой в данном вопросе, можно разработать для себя персональный алгоритм действий, который позволит грамотно выбрать совет дома, и избежать при этом распространенных правовых ошибок.

Совет многоквартирного дома представляет собой орган, занимающийся организационными вопросами от имени жильцов. В законодательстве обязанность по созданию совета была закреплена сравнительно недавно. Большинство собственников жилья стремятся уйти от участия в управлении дома, совет же, наоборот, вовлекает их в этот процесс, и заставляет действовать в интересах владельцев квартир. Чтобы оценить преимущества и недостатки этого органа, необходимо вникнуть в его компетенцию, права и обязанности.

Положение о совете многоквартирного дома четко фиксирует права и обязанности этого органа самоуправления МКД. Полномочия совета включают в себя защиту прав собственников жилья на всех уровнях. Чаще всего отстаивать интересы жильцов приходится в отношениях с управляющей компанией или организацией, занимающейся обслуживанием дома. В случае если УК предоставляет некачественные услуги, совет уполномочен зафиксировать данный факт и требовать устранения дефектов, налаживания полноценной работы системы. Еще домовой совет участвует в составлении актов относительно ткущего и капитального ремонта общедомового имущества. Представитель комитета должен присутствовать при составлении акта, в случае нанесения ущерба имуществу одного из жильцов. Еще одним важным правом совета является возможность инициирования собрания всех собственников жилья для решения насущных вопросов.


Совет многоквартирного дома имеет не только права и полномочия, но и обязанности. Жилищный кодекс гласит, что основной задачей совета является контроль за работой управляющей компании. Непонимание законов приводит к тому, что некоторые собственники квартир думают, что совет дублирует работу УК, и не понимают, зачем так делать. На самом деле это не так. Кто лучше жильцов знает существующие проблемы и насущные вопросы? Ответ очевиден, поэтому представители владельцев квартир координируют работу УК, следят за тем, чтобы она соответствовала реальным потребностям и установленным стандартам.

Правовая документация полностью регулирует полномочия данного объединения. В нем фиксируются главные обязанности комитета, а именно:

  • подача предложений относительно проведения ремонтных работ, благоустройства придомовой территории, улучшения качества коммунальных услуг;
  • определение для УК первоочередных мероприятий;
  • составление плана работы на ближайший год и предоставление отчетности о выполненных задачах;
  • контроль за рациональным использованием средств собственников и т. д.

Совет должен замечать все неточности и нарушения в работе УК. Также в его сферу деятельности входит все, что не обязаны делать управленцы. Значение совета трудно переоценить. Несмотря на то, что объединение не является юридическим лицом, его работа способна улучшить механизм взаимодействия управляющей организации и граждан.

Так как совет будет представлять интересы жильцов, то и выбрать его состав должны именно собственники квартир. Избрание по закону должно проводиться на общественном собрании владельцев жилья. Подготовиться к нему надо заблаговременно. За 10 дней до даты собрания нужно повесить объявление о месте и времени проведения сбора. Его лучше разместить там, где каждый сможет его увидеть. Также каждому собственнику нужно передать уведомление, в котором будут указаны цели проведения мероприятия. Когда жильцы знают, что нужно выбрать совет, а затем определить, его председателя, они охотней явятся на собрание, ведь им предстоит установить, кто будет старший по дому.


Состав и количество участников совета законодательством не ограничивается, главное - руководствоваться принципом разумности. Сегодня существует три формы собрания:
  • очная;
  • заочная;
  • очно-заочная.

Наиболее распространенным решением в современных условиях является третий вариант, согласно которому, изначально жильцы лично собираются для обсуждения, а на следующий день всем собственникам раздаются опросные листы. По итогам голосования составляется протокол совета, в котором фиксируется итоговое решение. Итоги голосования будут считаться действительными и законными, если в мероприятии принимало участие более половины всех жильцов МКД.

Совет и председатель совета дома избирается на срок, не превышающий двух лет, затем необходимо провести повторное собрание, и организовать перевыборы. Если работа прежнего совета всех устраивает, комитет продолжает работать в прежнем составе.

Если жильцы самостоятельно не выберут домовой совет, его изберут по инициативе городской администрации. В таком случае в его состав могут попасть некомпетентные или предвзятые люди, халатно и безответственно исполняющие свои обязательства.

Совет МКД должен возглавить ответственный человек, которому доверяют большинство жильцов. Если у этого гражданина есть опыт организационной или правовой деятельности, это существенно поможет ему во время работы на данном посту. Полномочия председателя совета во многом сходны с общими правами и обязанностями всего комитета, т. к. именно руководитель несет ответственность за надежную и компетентную работу комитета.

Председателя выбирают из числа участников совета. По итогам голосования составляется протокол, который подписывается участниками. После выборов уполномоченное лицо будет обязано:

  • вести переговоры с управляющей компанией;
  • доносить информацию о деятельности УК собственникам квартир;
  • заключать договора и выступать от имени жильцов;
  • принимать участие в составление актов обследования жилых помещений;
  • на основании доверенности, образец которой можно найти у нотариуса, выступать в суде или других государственных органах.

По решению собственников жилья участники совета и его председатель могут получать денежные выплаты. Вознаграждение председателю совета многоквартирного дома не регулируется на законодательном уровне, т. е. закон не запрещает подобную плату, но и не регламентирует порядок ее предоставления. Если жильцы хотят отблагодарить председателя совета за компетентную работу, размер и способ передачи денежных средств должен быть определен на общественном собрании владельцев квартир.

В домах №43, №45 и №48 в п. Развилка на основании решений собственников созданы советы многоквартирных домов. Для чего они созданы зачем, постараемся разобраться в этом вопросе.

Совет многоквартирного дома, является органом, представляющим интересы собственников помещений в многоквартирном доме. Совет дома избирается в каждом доме с количеством квартир более четырех, где не создано товарищество собственников жилья и дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ч. 1 ст. 161.1 Жилищного Кодекса РФ).

Совет многоквартирного дома избирается на срок два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в доме (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ). Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир (ч. 4 ст. 161.1 ЖК РФ).

Решение об избрании совета нового многоквартирного дома должно быть принято в течение одного календарного года с даты ввода дома в эксплуатацию.

Если такое решение не принято либо принятое решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок должен созвать общее собрание собственников помещений для избрания совета многоквартирного дома и его председателя (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет многоквартирного дома имеет следующие полномочия:

  1. Обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
  2. Выносит на общее собрание собственников предложения о порядке пользования общим имуществом, планирования и организации работ по его содержанию и ремонту, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в доме в отношении общего имущества и предоставления коммунальных услуг, об избрании комиссий из числа собственников помещений в доме, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома.
  3. Представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования и организации управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества.
  4. Представляет собственникам (до рассмотрения на общем собрании собственников) свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании.
  5. Осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, за качеством предоставляемых коммунальных услуг.
  6. Представляет на утверждение годового общего собрания собственников отчет о проделанной работе.
  7. Осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет может осуществлять и иные полномочия, входящие в его компетенцию, — например ведение информационной работы с собственниками помещений для проведения общих собраний собственников, проведение опросов для оценки качества работы управляющей организации.

Кроме того, совет является субъектом общественного жилищного контроля (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ). Данная статья гласит, что: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из данной статьи жилищного кодекса, полномочия совета дома достаточно существенные, и в первую очередь права совета многоквартирного дома заключаются в защите прав собственников жилья перед управляющей организацией. У совета дома есть право фиксировать все факты ненадлежащего качества предоставляемых услуг и сообщать об этом самой УК с требованием предоставлять только качественные коммунальные услуги. Жители домов всегда могут обратиться в совет дома и получить необходимую поддержку в решении того или иного вопроса. Поэтому жителям домов нужно активно в этом вопросе работать с советом дома.

Пункт 8 статьи 161.1 устанавливает, что председатель совета многоквартирного дома избирается из членов избранного совета многоквартирного дома. В связи с этим к обязанностям председателя многоквартирного дома относятся следующие функции:

  • Он ведет переговоры с управляющей организации о проекте договора управления, о возможности внесения в него изменений, в условия, которые не удовлетворяют собственников жилья. Представляет условия договора управления общему собранию собственников; Если собственники передали полномочия по заключению договора управления председателю совета многоквартирного дома, то он имеет возможность от их имени заключить договор управления;
  • Непосредственно контролирует все обязательства, которые должна выполнять управляющая организация и подписывает акты приемки работ, которые она провела; Также на основание доверенности от собственников может выступать в суде по вопросам, связанным с управлением многоквартирного дома и поставкой коммунальных услуг.

Собственникам выгодно обращаться за помощью в совет дома, поскольку и совет дома и собственники дома имеют общие интересы, они связаны единой судьбой в отношении дома, в решении его проблем, в улучшении состояния дома, его имущества. Если собственники обращаются в совет дома, то выявляются проблемы, находятся оптимальные пути их решения. И не нужно стесняться в таком обращении, больше активности, это исключительно обоюдовыгодное сотрудничество!

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.

Комментарий к Ст. 161.1 ЖК РФ

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме при всей своей значимости как единственный орган управления таким домом и как форма выражения воли указанных собственников не всегда является достаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью по управлению многоквартирным домом. Часто предоставленные собственникам помещений права на создание своих объединений по разным причинам реализованы не в полной мере. Не редки случаи, когда собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не осуществили выбор способа управления многоквартирным домом и отбор управляющей организации обеспечен органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ без участия собственников помещений. Понятно, что собственники помещений ни при каких обстоятельствах не должны быть отстранены от решения текущих вопросов по обеспечению прежде всего надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и его обслуживания.
———————————
По данным Росстата, в Российской Федерации на 1 января 2011 г. доля общей площади многоквартирных домов, которыми управляют товарищества собственников жилья, в общей площади всех многоквартирных домов составляет 19,8% (с учетом «многодомовых» товариществ собственников жилья).

2. Комментируемой статьей существенно расширены возможности собственников помещений, во-первых, в части более эффективного формирования и согласования собственниками помещений решений, направленных на повышение качества обслуживания и управления многоквартирным домом, и, во-вторых, закреплены конкретные полномочия в осуществлении контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества такого дома, а также контроля за предоставлением коммунальных услуг надлежащего качества. Указанные возможности и права в соответствии с новыми правилами должны применяться в случаях, если собственники помещений не смогли объединиться в товарищество собственников жилья либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Поэтому при отсутствии в многоквартирном доме создаваемых собственниками помещений из своего состава объединений в форме юридических лиц такие собственники на своем общем собрании должны избрать совет дома, а из числа лиц данного совета избрать его председателя. При этом в состав совета дома могут входить только собственники помещений данного многоквартирного дома. Кроме того, в отличие от правил, допускающих в определенных случаях создание так называемых многодомовых товариществ (ч. 2 ст. 136 ЖК), т.е. объединений собственников помещений в форме юридических лиц для управления несколькими многоквартирными домами, избрание одного совета дома собственниками помещений нескольких многоквартирных домов не допускается. Для исключения такой возможности в ч. 3 комментируемой статьи установлен императивный запрет.

3. Жилищный кодекс РФ устанавливает для собственников помещений многоквартирного дома императивное требование о необходимости избрания ими в указанном случае совета дома. Исключение составляют только так называемые малоквартирные дома, число квартир в которых менее пяти.

Необходимо обратить внимание, что численный критерий, отражающий минимальное пороговое значение для необходимости избрания совета дома, ориентирован исключительно на число квартир. Поэтому в данном случае не имеют значения такие параметры, как количество нежилых помещений и количество собственников жилых и иных помещений, в том числе комнат. Используемый в ч. 1 комментируемой статьи численный критерий количества квартир разграничивает только исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по избранию совета дома, но не ограничивает собственников помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором менее пяти, также избрать на своем общем собрании совет дома и председателя такого совета. В данном случае собственники помещений в таких малоквартирных домах не связаны императивными рамками по обязательному избранию совета дома.

4. Создание собственниками помещений на своем общем собрании совета дома не влечет необходимости совершения действий по регистрации такого объединения в органах местного самоуправления или любых иных органах. Указание на отсутствие регистрации, как представляется, введено, с одной стороны, с целью подчеркнуть, что такая форма самоорганизации группы собственников помещений в многоквартирном доме не может являться юридическим лицом, с другой — для устранения препятствий и давления со стороны любых административных органов в процессе реализации права указанных собственников на создание совета дома. Вместе с тем следует признать, что отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями.

Практические сложности будут иметь место также во взаимоотношениях между советами дома и их председателями с органами местного самоуправления, учитывая, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации проведения проверки деятельности управляющих организаций на основании обращений председателя совета соответствующего многоквартирного дома. В то же время орган местного самоуправления должен иметь актуальную информацию о действующих в многоквартирных домах советах дома и о председателях таких советов прежде всего потому, что выполнение возложенной ч. 2 комментируемой статьи обязанности по созыву органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений при невыполнении обязанности по избранию совета дома в предусмотренных случаях может быть реализовано таким органом только при наличии необходимой информации от собственников помещений соответствующего многоквартирного дома.

Актуальная информация о советах домов и их председателях также необходима и жилищным инспекциям, учитывая, что данным органам субъектов Российской Федерации предоставлены права на обращение в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, если такое решение не соответствует положениям ЖК РФ, а также на проведение, с согласия собственников, обследования жилых помещений, исследований, испытаний, расследований, экспертиз и других мероприятий по контролю.

Следует признать, что предоставление информации об избрании общим собранием собственников помещений совета дома и его председателя прежде всего обеспечивает интересы собственников помещений, а сбор такой информации крайне необходим органам местного самоуправления для реализации возложенных на них обязанностей. Поэтому собственникам помещений следует незамедлительно уведомлять орган местного самоуправления об избрании совета дома и его председателя, а органам местного самоуправления необходимо организовать сбор и хранение соответствующих сведений, основываясь в том числе на исполнении предусмотренных ч. 3 ст. 165 ЖК РФ обязанностей по предоставлению гражданам информации, затрагивающей сферу жилищно-коммунальных отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что орган местного самоуправления обязан организовать созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если в предусмотренных комментируемой статьей случаях указанные собственники самостоятельно не осуществили избрание совета дома и его председателя. Для собственников помещений в многоквартирном доме установлен период, составляющий календарный год, в течение которого должно быть проведено общее собрание, на котором должен быть рассмотрен вопрос о выборе совета дома и его председателя. С учетом ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсчет календарного года осуществляется со дня вступления в силу названного Закона, который согласно его ст. 9 вступил в силу через 10 дней после опубликования. Принимая во внимание дату официальной публикации, начиная с 17 июня 2011 г. в течение календарного года собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо в предусмотренных ЖК РФ случаях обеспечить избрание совета дома и его председателя.

Для органов местного самоуправления установлен специальный срок в три месяца, отсчет которого осуществляется по истечении указанного календарного года. При этом, если в предусмотренных ЖК РФ случаях в соответствующем доме не проведено общее собрание, на котором избраны совет дома и его председатель, орган местного самоуправления в период с 17 июня по 17 сентября 2012 г. должен организовать проведение общих собраний в таких домах. В повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, организуемого при содействии органа местного самоуправления, включается вопрос либо об избрании совета дома и его председателя, либо о создании товарищества собственников жилья.

Возложение обязанности по организации проведения указанного собрания на орган местного самоуправления в сравнении с обязанностью по проведению данным органом открытого конкурса по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК) представляется не достаточно обоснованным. Если «пассивное» отношение собственников помещений в многоквартирном доме в вопросе выбора способа управления замещается административными процедурами по понятным причинам, в данном случае такая пассивность не должна приводить к разрушению жилищного фонда и влиять на безопасность условий проживания. Преодоление же пассивности таких собственников по инициативе органа местного самоуправления в вопросе избрания совета дома и его председателя нельзя объяснить необходимостью обеспечения непрерывного управления домом, в таком доме не создаются условия, приводящие к утрате управления домом. Если «формально» избранные при содействии органа местного самоуправления совет дома и его председатель не будут активно пользоваться предоставленными комментируемой статьей правами, то не произойдет никаких изменений в улучшении качества «жизни» дома, для обеспечения чего и предусмотрено создание совета дома.

5. Только общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является единственным, постоянно существующим органом управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 44 ЖК). Поэтому совет дома не следует рассматривать как самостоятельный орган управления многоквартирным домом. Конечно, совет дома не является альтернативным способом управления и не заменяет собой общее собрание.

Исходя из целей создания совета дома и его компетенции избираемый из числа собственников помещений в многоквартирном доме совет следует рассматривать как законодательно установленный вид самоорганизации собственников помещений в конкретном доме, посредством которого создается действующий на постоянной основе актив собственников такого дома.

Совет дома условно можно рассматривать как аналог действовавших в советский период домовых комитетов, которые также избирались на общем собрании жильцов или их представителей от домов, корпусов, подъездов (по нормам, устанавливаемым соответствующим исполкомом местного Совета народных депутатов, комитетом профсоюза предприятия, организации и учреждения) открытым голосованием сроком на два года в составе не менее семи человек. При этом цели создания совета дома и домового комитета с поправкой на имевшие место социально-экономические отношения практически совпадают.
———————————
Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 9 августа 1968 г. N 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом» (СП РСФСР. 1968. N 15. Ст. 75).

Домовый комитет образовывался на общественных началах в каждой жилищно-эксплуатационной организации исполкома местного Совета народных депутатов, предприятия, организации и учреждения в целях широкого привлечения населения к управлению государственным жилищным фондом и для содействия жилищно-эксплуатационной организации в ее работе по обеспечению сохранности жилищ и их дальнейшего благоустройства, по улучшению жилищных условий трудящихся и образцовому содержанию квартир, домов, дворов, придомовых участков и объектов благоустройства.

Случайные статьи

Вверх