Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.
ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:
Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.
Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.
А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция
Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:
Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:
Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.
Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:
Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.
В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию » изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, «.
В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты ” на “страховые возмещения ”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда «. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.
Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.
Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно . ФЗ 49 с изменениями можно скачать .
Обязательное автострахование ответственности введено для обеспечения защиты прав пострадавших на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, имуществу или жизни при эксплуатации транспортных средств другими лицами. В отечественной нормативной системе утвержден документ, которым определены его юридические, организационные, экономические основы. Рассмотрим далее Закон "Об ОСАГО" (с комментариями).
В них установлены основные понятия, которые используются в нормативном документе. Обязательное автострахование действует в транспортной сфере, поэтому в акте фигурируют такие категории, как:
Она включает в себя:
В том случае, если в международных договорах РФ определены правила, отличные от тех, которые предусмотрены в ФЗ, применяются положения первых.
Обязательное автострахование обеспечивает:
Действующий Закон "Об ОСАГО" устанавливает категории субъектов, на которых требования не распространяются. В качестве них выступают владельцы ТС:
Как и старый Закон ОСАГО, обновленный текст нормативного документа устанавливает, что в качестве объекта выступают имущественные интересы. Они связаны с риском ответственности владельца ТС при нанесении ущерба здоровью, материальным ценностям или жизни пострадавших. Вероятность наступления последствий оговаривается в договоре. В рамках 6-й статьи Закона "Об ОСАГО" установлены случаи, когда гражданская ответственность по рассматриваемому ФЗ не наступает:
Причиненный ущерб в случаях, указанных в ст. 6-й новой редакции Закона "Об ОСАГО", подлежит возмещению виновными согласно положениям соответствующих нормативных актов.
Страховая сумма, которой возмещается ущерб, нанесенный жизни или здоровью пострадавших, была повышена до 500 тыс. руб. Компенсация за полученные травмы осуществляется в соответствии со специальной таблицей. Дополненный Федеральный Закон "Об ОСАГО" упрощает процедуру доказывания факта нанесения вреда здоровью и порядок, по которому осуществляется получение компенсации.
Закон "ОСАГО" (с последними изменениями) устанавливает срок действия ставок не менее 6 мес. Госрегулирование производится путем определения экономически обоснованных тарифов либо их предельного уровня, структуры и порядка их применения в ходе исчисления компенсации по договору. Указанные позиции утверждаются правительством РФ.
Они формируют страховые тарифы. Расчет премий по договорам производится умножением ставок и коэффициентов. Закон "Об ОСАГО" устанавливает критерии, по которым определяются показатели. В частности, коэффициенты зависят от:
Закон "Об ОСАГО" предусматривает ставки, применяемые при расчете выплат по договорам для владельцев ТС:
Он составляет год. Исключением являются только те случаи, которые предусматривает рассматриваемый Закон "Об ОСАГО". Продление договора осуществляется, если владелец ТС не позже 2 месяцев до окончания его действия не известил обслуживающую организацию об отказе его пролонгации. Выплата премии на новый период осуществляется согласно тарифам, существовавшим на момент ее отчисления. Действие продленного соглашения не прекращается, если просрочка платежа по премии не превышает 30 дней.
Закон "Об ОСАГО" устанавливает ряд требований и правил для владельцев ТС, ставших участниками ДТП. В частности они должны сообщить другим лицам, попавшим в происшествие, сведения о договоре по их запросу. Данная обязанность возложена и на водителя, который управляет ТС при отсутствии страхователя. О причинении ущерба последний должен сообщить обслуживающей организации в срок и способом, установленным договором. До удовлетворения требований потерпевшего о возмещении ущерба он обязан уведомить об этом страховщика и осуществлять дальнейшие действия по его указаниям. Если к владельцу ТС или водителю предъявлен иск, обслуживающая организация должна привлекаться к участию в процессе.
Величина выплаты, которая полагается пострадавшему в связи с причинением вреда, рассчитывается согласно правилам гл. 59 ГК. Потерпевший должен предоставить страховщику, осуществляющему исчисление, все документы и сообщить сведения, подтверждающие вред, его характер и объем. В случае наступления имущественного вреда потерпевший должен предъявить испорченные материальные ценности либо их остатки для осмотра и выполнения независимой оценки (экспертизы). Если данное мероприятие невозможно, страховщик обязан осмотреть ТС виновного. При необходимости проводится экспертиза автомобиля. Осмотр ТС или его оценка осуществляется в пятидневный срок с даты обращения потерпевшего, если другой период не был согласован сторонами правоотношений. Если страховщик не исполнил указанных выше требований, пострадавший вправе самостоятельно привлечь экспертов к осмотру ТС.
Пострадавший может предъявить требование непосредственно страховщику. Соответствующее заявление с приложенными документами направляется по месту расположения обслуживающей компании или ее представительства. Рассмотрение поступивших бумаг осуществляется в 15-дневный срок с даты получения. В этот период организация обязана произвести выплату или отправить заявителю мотивированный отказ. До полного определения подлежащей к возмещению суммы страховщик может осуществить часть платежа, если от пострадавшего поступила соответствующая просьба. По согласованию с потерпевшим обслуживающая организация может выполнить ремонт поврежденных материальных ценностей.
В ст. 16.1 данного ФЗ разъясняются особенности рассмотрения возникших споров по договорам. Права и интересы потерпевших или страхователей, связанные с ненадлежащим исполнением или уклонением от выполнения страховщиком своих обязательств по договору, должны быть защищены по Закону № 2300-1. В том случае, если исковое требование физлица, выступающего в качестве пострадавшего, будет удовлетворено, суд налагает на обслуживающую организацию штраф. Его величина составляет 50% от разницы общей суммы выплаты, установленной по судебному решению, и размера платежа, произведенного в добровольном порядке. В случае несоблюдения сроков возврата премии, определенных правилами о страховании, обслуживающая организация выплачивает неустойку. Она составляет 1% от указанной суммы в договоре за каждый день неуплаты. Страховщик может быть освобожден от данной обязанности, а также от необходимости выплатить штраф, если докажет, что просрочка наступила вследствие форс-мажорных обстоятельств.
Гражданам, являющимся инвалидами и получившим ТС через органы соцзащиты, возмещается 50% от выплаченной ими суммы по договору страхования. Эта компенсация полагается в случае использования автомобиля лицом, которое имеет на него право, и еще одним водителем. Выплаты производятся в порядке, установленном правительством РФ за счет средств соответствующего бюджета. Государственные или местные структуры власти могут в пределах полномочий устанавливать частичные или полные компенсации премий и для других категорий граждан.
Такая компенсация начисляются в тех случаях, если она не может быть уплачена по договору страхования. Такая ситуация может возникнуть вследствие:
По требованию потерпевшего компенсацию может предоставить профессиональное объединение страховщиков. Оно должно действовать в соответствии с учредительной документацией и согласно данному ФЗ. Рассмотрение заявления пострадавшего, его удовлетворение и взыскание в порядке регресса может осуществлять лицо, работающее по условиям договора, заключенного с профессиональным объединением страховщиков. К возникающим между обществом и заявителем правоотношениям применяются общие правила, аналогичные для отношений между выгодоприобретателем и обслуживающей организацией. Данные положения используются постольку, поскольку другое не предусматривается в ФЗ и не исходит из сути указанных взаимодействий. Компенсационная выплата уменьшается на сумму, которая равна платежу, произведенному страховщиком либо лицом, виновным в возникшем ущербе.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года
Последнее изменение: 26 августа 2017
Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.
Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.
Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.
Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.
Основные правовые установки закона об ОСАГО :
Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.
Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.
Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет :
Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.
Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи :
Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.
Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО :
Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность. Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.
Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.
Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.
Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).
Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.
Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.
Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.
В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.
В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.
Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.
Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.
На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:
Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).
Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.
В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.
Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.
Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.
Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).
Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.
Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:
Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.
Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.
Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:
Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.
Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.
К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.
Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.
Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.
В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.
Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.
Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.
Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .
Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.
Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.
Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).
По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:
Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.
СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:
В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:
Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.
Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).
В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.
Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).
В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.
Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.
Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.
Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.
Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.
В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.