Труд как основа развития общества и важный фактор производства. II

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство.

ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО ПРОЦЕСС, В КОТОРОМ ЛЮДИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВЕЩЕСТВО ПРИРОДЫ, ПРОИЗВОДЯТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БЛАГА

Благами называются средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предмета труда и средств труда. Их принято называть ПРОСТЫМИ МОМЕНТАМИ ПРОЦЕССА ТРУДА.

ТРУД - ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

ПРЕДМЕТ ТРУДА - ЭТО ТО, НА ЧТО ВОЗДЕЙСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК СВОИМ ТРУДОМ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ ГОТОВОГО ПРОДУКТА.

СРЕДСТВА ТРУДА- ЭТО ОРУДИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ПРЕДМЕТ ТРУДА-

Предметы и средства труда, необходимые для создания какого-либо товара, образуют СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Производство благ отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы; во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Первый тип взаимосвязи принято называть производительными силами, второй - экономическими отношениями.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - ЭТО ЛИЧНЫЕ (РАБОЧАЯ СИЛА) И ВЕЩЕСТВЕННЫЕ (СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА) ФАКТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Научно-техническая революция преобразует факторы производства. Так, средства производства обогащаются информатикой, электронно-вычислительной и компьютерной техникой. Происходят качественные изменения и со стороны труда: появляется его научная организация, повышается квалификационный и интеллектуальный уровень работников, увеличиваются роль и значимость предпринимательских способностей человека.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - ЭТО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБМЕНА И ПОТРЕБЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.

Характер экономических отношений определяется формой собственности на средства производства.

Они включают в себя, во-первых, производственные отношения, т. е. те, которые распространяются только на сферу производства, и, во-вторых, отношения, которые складываются в непроизводственной сфере.

По структуре экономические отношения подразделяются на организационно-экономические и социально-экономические.

Организационно-экономические отношения складываются по поводу того, как организованы производство, распределение и обмен произведенного продукта. Формами организации являются: разделение труда, кооперация труда, концентрация производства (укрупнение фирм), его централизация (объединение многих хозяйственных единиц в единое целое) и др.

В истории становления и развития этих отношений можно выделить три этапа: 1) простую кооперацию труда; 2) мануфактуру; 3) машинное производство.

Кооперация труда соединяла нескольких людей, выполняющих однородную работу под командой одного человека, что позволяло объединить усилия многих для решения непосильной одному человеку задачи и этим обеспечить несомненный экономический эффект.

Мануфактура (лат. manus - рука, facere - делать) - это тоже кооперация труда, но, в отличие от последней, в ней присутствует разделение труда, значительно поднимающее его производительность. Мануфактура основана на ручном труде.

Машинное производство - следующий серьезный шаг на пути роста производительности труда и эффективности производства. Оно кардинально изменило технику и технологию производства, более того, обусловило переход к новому технологическому способу производства.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности на средства производства. От формы собственности зависит главное: социально-экономическое содержание отношений производства, распределения, обмена и потребления. Развитие этих отношений всегда осуществляется в интересах собственников.

Результатом хозяйственной деятельности людей в течение года является ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ. В своем движении он проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство есть процесс создания полезного продукта. Это исходная стадия. По поводу его места в движении общественного продукта существуют разные позиции экономистов. Одни считают, что эта стадия имеет решающее значение, ибо если не созданы материальные и духовные блага, то нечего распределять, обменивать и потреблять.

По мнению других, экономика появляется лишь тогда, когда возникает обмен, поэтому именно обмен и распределение выступают решающими сферами. В своих суждениях они ссылаются на западные исследования, которые, как правило, начинаются с обмена и распределения.

С сожалением приходится констатировать, что укореняющаяся в массовом сознании второстепенность производства наносит колоссальный ущерб экономике современной России. На наших глазах с катастрофической скоростью снижаются роль, значение и престижность производительного труда, а значит, и созидательной деятельности общества в целом. Распределение означает определение доли каждого человека в произведенном продукте.

Обмен - это процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Распределение и обмен органично связаны с производством, они являются звеньями одной цепи. Распределение и обмен опосредствуют связь между производством и потреблением.

Потребление представляет собой использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление является заключительной фазой использования продукта.

Потребление может быть производственным и непроизводственным. Производственное потребление означает использование в производственном процессе средств производства и рабочей силы.

Непроизводственное потребление выступает как личное и общественное.

Личное потребление - это удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, образовании, отдыхе и т. д.

Общественное - удовлетворение потребностей общества в науке, образовании, культуре, управлении, обороне и т. д.

Когда продукты потребляют, их «разрушают». Значит, их необходимо вновь и вновь производить, т. е. воспроизводить.

ВОСПРОИЗВОДСТВО - это повторение процесса производства.

Различают простое и расширенное воспроизводство. Под простым понимается повторение процесса производства в прежних масштабах. Под расширенным - возобновление во все увеличивающихся размерах.

Все четыре стадии движения общественного продукта тесно связаны между собой и образуют ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Важнейшим показателем функционирования общественного производства является его эффективность. Она определяется отношением результатов производства к его затратам

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) - это земля.

Труд как также неоднородное понятие, в комплексе означающее совокупные усилия людей. Поскольку профессий и специальностей существует очень много, и для каждой из них требуются специфические знания и умения, для их получения нужна соответствующая подготовка. Обучение позволяет приобрести эти знания и повысить уже имеющуюся квалификацию. Население, способное трудиться, имеет название рабочей силы. Для России рабочую силу составляют мужчины (18-60 лет) и женщины (18-55 лет).

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд - это не просто двигатель прогресса, труд - это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные - это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд - это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник - это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Производительность труда - это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.

Класс: 6

Цель урока: формирование у учащихся представления о труде как об основе любого производства, о необходимости различных форм и видов труда в экономике.

Задачи урока: формировать представления о разнообразных видах профессий, видах и типах труда, о кооперации труда как об эффективном способе производственной деятельности, воспитывать понимание нужности всех профессий в экономике.

Основные понятия и категории: школьная экономика, труд, виды и формы труда, кооперация труда.

Ходе урока

I. Повторение и закрепление пройденного материала.

II. Изучение нового материала.

  1. Труд - основа любого производства. Без труда и участия человека по преобразованию ресурсов не может существовать ни одна страна, ни одна экономика.
  2. Учебник. Стр.72. Определение труда как целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование ресурсов для производства товаров и услуг, необходимых людям.
  3. Кто и какую работу выполняет в экономике, зависит от того, какие блага нужны людям.
  4. Набор профессий в экономике определяется набором товаров и услуг, которые нужны людям. Ответьте: люди, каких профессий изображены на рисунках? Какие блага они создают?

  5. Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с тем, как работает экономика страны, как разделяется труд между людьми.
  6. Пусть дети назовут наиболее известные профессии. Выясните, какую роль они играют в экономике. Профессии пусть дети называют в связке с тем благом или услугой, которые существуют в экономике благодаря этой профессии.

  7. Назовите такие профессии, которые были популярны лет 30-40 назад. Какие профессии, оказываются, не нужны в современной экономике? (Машинист паровоза, контролер билетов в метро, слесарь-ремонтник оборудования, которое уже не используется, полотер.) Изменение труда и отказ от использования профессий связано с устареванием оборудования, заменой одних благ и услуг на другие.
  8. Распределите номера профессий по колонкам таблицы (некоторые номера могут повторяться в различных колонках).

  9. Какие новые профессии появились в последние годы? (Менеджер, программист, банкир, шоумен.)
  10. Трудовая деятельность отличается от других видов деятельности людей тем, что она имеет определенный смысл и связана с затратами физических или умственных сил. Существует разделение труда на физический (труд строителя, пахаря, уборщицы, грузчика) и умственный (труд ученого, писателя, конструктора, дизайнера).
  11. Что означает выражение "мартышкин труд"? Правильно, это бестолковая, бесцельная и бесполезная деятельность. Если же в результате трудовой деятельности создается что-либо нужное, то такой труд называют созидательным. Результатами такого вида труда могут воспользоваться многие люди. Труд учителя, врача, строителя созидателен, а труд, например, космонавта можно ли считать созидательным? Ведь мы на Земле сразу не замечаем результатов его труда в космосе, но его труд, т. е. проведенные им исследования и эксперименты, да и вся его жизнь на орбите нужны ученым, медикам, экологам и другим специалистам, которые благодаря полученным сведениям разрабатывают новые лекарства, способы обработки материалов, делают экологические прогнозы и т. д.
  12. Делении труда на материальный и нематериальный, самостоятельный и наемный.
  13. В истории развития человеческого общества основным типом труда был труд, преобразующий природу (сельскохозяйственный, строительный, промышленный), т. е. связанный со средствами производства: машинами, станками и орудиями труда. Такой труд можно также считать материальным, так как материальны результаты такого труда.
  14. Но есть и другой тип труда - нематериальный, или "духовное производство". Его результаты представляют собой символы, формулы, художественные образы, мифы, сказки и т. д. Они нематериальны и невещественны, ведь их не попробуешь на вкус и не взвесишь, но они тоже нужны людям для их культурного и духовного развития. Таким трудом занимаются художники и писатели, ученые и учителя, артисты и шоумены и даже священники.
  15. Труд можно разделять еще и по таким признакам: труд самостоятельный, или независимый. В таких формах, как предпринимательство, посредничество, фермерство, создание музыкальных или художественных произведений, когда работающий человек мало зависим от других людей, и труд наемный, когда человек нанимается на работу и заключает договор с организацией или другим человеком о заработной плате, т. е. о цене своего труда.
  16. С развитием общества появляется новый тип труда - организаторский, с которым связано управление, предпринимательство и посредничество. Результатом такого труда являются разнообразные решения, приводящие к согласованной работе других людей: выбор места для строительства завода или фабрики, выпуск того или иного автомобиля, применение наилучших способов организации деятельности людей, обучение правильному выполнению своих обязанностей на рабочем месте и многое другое.

III. Закрепление материала.

IV. Домашнее задание.

1. Глава 14. §1. Вопросы к параграфу.

2. а) Проведите исследование.

б) Подумайте, как составлены названия этих профессий.

3. Предположим, вы нанимаете людей на работу. Какие качества работника вы считаете важными для:

  1. Пожарного
  2. Учителя
  3. Менеджера
  4. Клоуна
  5. Модельера
  6. Программиста

4. Существуют ли качества, необходимые для всех работников? Если да, то, какие, если нет, то почему?

Труд – фундаментальная антропологическая категория. В доиндустриальных обществах типичным является понимание труда как конституированного Богом данной необходимостью человеческой жизни.

В психофизиологическом аспекте процесс труда есть целесообразное, производительное расходование физической и нервной энергии человека. При таком подходе в каждом виде труда можно выделить две характеристики:

– психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления);

– условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд – явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками. Наиболее часто в литературе последних лет под трудом понимается всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.



К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то – вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

Отчуждение труда – это отношения между субъектом труда и какой-либо социальной функцией труда, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта труда и перерождению отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности, но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, прежде всего, на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд – явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории “труд”.

Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование груда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности);

социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство);

психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда);

правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Социально-экономический характер труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования труда – познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественною богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития – формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий).

Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций.

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций – совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование техники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулированию в точном соответствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального производств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте; труд по видам деятельности – труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню разРлгия производительных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (характеру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непосредственно на производстве. Крупное машинное производство, углубляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в едином производственном процессе объединяются различные, но взаимосвязанные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

– форму собственности;

– отношение работников к труду;

– отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

– степень социальных различий в процессе труда.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневольный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный.

Общая классификация труда может быть представлена схемой (схема 2.2).

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования рабочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического процесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в больших количествах находит проявление в развитии отрицательных состояний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.

Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Труд – это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

Случайные статьи

Вверх