Результаты экономической политики александра 3. Экономическое развитие в годы правления Александра III — Гипермаркет знаний

Трагедия русского народа заключается в том, что в начале XX века при колоссальном экономическом подъёме иностранным спец.службам удалось развалить страну в мгновение ока - за какую-то неделю. Стоит признать, что процессы гниения, простите за выражение, «народной массы» (как элиты, так и простого народа) шли достаточно долго - порядка 20, а то и более, лет. Не стало великого самодержца Александра III, ушёл из жизни батюшка Иоанн Кронштадтский(портрет которого висел в каждом доме России), с 11-ой попытки был убит Пётр Аркадьевич Столыпин, британский агент Освальд Рейнор пустил последнюю пулю в голову Григория Распутина - и не стало великой страны, имя которой осталось только в наших душах, сердцах и в названии.

При всём величии и благополучии наша тогдашняя элита слишком заигралась со своими иностранными друзьями, позабыв, что каждая страна должна учитывать в международной политике только свой личный, сугубо меркантильный интерес. Вот и получилось, что после поражения Наполеона в Отечественной войне 1812 года к нам под видом тайных обществ хлынули представители британской(а под её ведомом - и французской) разведки, которые стали «окучивать» неокрепшие молодые умы, заменяя в их сознании русское вековое «За Веру! За Царя! За Отечество!» на «Свобода! Равенство! Братство!». Но мы то с вами сегодня уже знаем, что ни тем, ни другим, ни третьим результаты политических инсинуаций и не пахли. Следуя по стопам «великой французской» иностранные властители дум руками русского же народа пролили столько крови, что до сих пор нам эти воспоминания даются не легко.

Одна из книг, попавшая мне в руки, как раз и посвящена роли тайных обществ в революционных движениях и переворотах в России - от Петра I и до гибели Российской Империи. Принадлежит она перу Василия Фёдоровича Иванова и называется «Русская Интеллигенция и масонство». Предлагаю вашему вниманию цитату из этой книги, которая чётко доказывает, почему народ так любил Александра III - не только за его волю, но и за феноменальные экономические показатели.

Итак, цитирую вышеуказанную книгу стр. 20-22:
«С 1881 по 1917 год Россия победоносно шла вперед в своем экономическом и культурном развитии, что свидетельствуют общеизвестные цифры.

Потрясенные Крымской кампанией 1853-1856 годов, русские финансы находились в весьма тяжелом положении. Русско-турецкая война 1877 - 1878 годов, потребовавшая громадных чрезвычайных расходов, расстроила наши финансы еще более. Крупные бюджетные дефициты поэтому сделались постоянным ежегодным явлением. Кредит падал все более и более. Дошло до того, что пятипроцентные фонды в 1881 году ценились лишь от 89 до 93 за 100 своей номинальной стоимости, а пятипроцентные облигации городских кредитных обществ и закладные листы земельных банков котировались уже только 80 - 85 за 100.

Путем разумной экономии в расходах правительство Императора Александра III достигло восстановления бюджетного равновесия, а затем последовали уже ежегодные крупные избытки доходов над расходами. Направление полученных сбережений на экономические предприятия, способствовавшие подъему хозяйственной деятельности, на развитие железнодорожной сети и устройство портов повело к развитию промышленности и упорядочило как внутренний, так и международный обмен товаров, чем и были открыты новые источники увеличения государственных доходов.

Сравним для примера хотя бы данные за 1881 и 1894 годы о капиталах акционерных банков коммерческого кредита. Вот эти данные в тысячах рублей:

Оказывается, таким образом, что принадлежащие банкам капиталы всего в тринадцать лет увеличились на 59%, а баланс их операций поднялся с 404 405 000 рублей к 1881 году до 800 947 000 рублей к 1894 году, т. е. возрос на 98%, или почти вдвое.

Не меньший успех оказался и по учреждениям ипотечного кредита. К 1 января 1881 года ими было выпущено в обращение закладных листов на 904 743 000 рублей, а к 1 июля 1894 года - уже на 1 708 805 975 рублей, причем курс этих процентных бумаг повысился более чем на 10%.

Взятая в отдельности учетно-ссудная операция Государственного банка, достигавшая к 1 марта 1887 года 211 500 000 рублей, повысилась к 1 октября текущего года до 292 300 000 рублей, увеличившись на 38%.

Приостановившаяся было в конце семидесятых годов постройка железных дорог в России с воцарением Александра III возобновилась и пошла быстрым и успешным ходом. Но всего важнее по этой части было установление влияния правительства в области железнодорожного хозяйства, как расширением казенной эксплуатации рельсовых путей, так - в особенности - подчинением деятельности частных обществ правительственному надзору. Длина открытых для движения железных дорог (в верстах) была:

К 1 января 1881 г. К 1 сент. 1894 г.
Казенных 164.6 18.776
Частных 21.064,8 14.389
Итого: 21.229,4 33.165

Таможенное обложение иностранных товаров, составлявшее в 1880 году 10,5 метал, коп. с одного рубля стоимости, повысилось в 1893 году до 20,25 метал, коп., или увеличилось почти вдвое. Благотворное влияние на обороты внешней торговли России не замедлило привести к важным в государственном отношении результатам: наши ежегодные крупные приплаты иностранцам заменились еще более значительными получениями от них, как свидетельствуют следующие данные (в тысячах рублей):

Сокращение привоза в Россию иностранных товаров, естественно, сопровождалось развитием национального производства. Годовое производство фабрик и заводов, состоящих в заведовании Министерства финансов, исчислялось в 1879 году в 829 100 000 рублей при 627 000 рабочих. В 1890 году стоимость производства повысилась до 1 263 964 000 рублей при 852 726 рабочих. Таким образом, в течение одиннадцати лет стоимость фабрично-заводской выработки увеличилась на 52,5%, или с лишком в полтора раза.

Особенно блестящие, по некоторым отраслям прямо поразительные успехи достигнуты горной промышленностью, как это видно из следующей справки о производстве главнейших продуктов (в тысячах пудов):

Император Александр III неустанно заботился вместе с тем о благосостоянии трудящегося люда. Законом 1 июля 1882 года были много облегчены занятия малолетних в фабрично-заводских производствах: 3 июня 1885 года запрещена ночная работа женщин и подростков на фабриках волокнистых веществ. В 1886 году изданы положение о найме на сельские работы и постановление о найме рабочих на фабрики и заводы, затем дополненное и расширенное. В 1885 году изменено установлением более краткого срока выслуги пенсий горнорабочими утвержденное в 1881 году положение о кассах горнозаводских товариществ.

Несмотря на крайне затруднительное в то время положение государственных финансов, законом 28 декабря 1881 года были значительно понижены выкупные платежи, а законом 28 мая 1885 года было прекращено взимание подушной подати.

Все эти заботы почившего самодержца увенчались блестящим успехом. Не только были устранены унаследованные от прежнего времени затруднения, но государственное хозяйство в царствование Александра III достигло высокой степени преуспеяния, как свидетельствуют, между прочим, следующие данные об исполнении государственного бюджета (в рублях):

В 1880 г. В 1893 г.
Доходы 651.016.683 1.045.685.472
Расходы 695.549.392 946.955.017
Итого: 44.532.709 +98.730.455

Пусть государственные расходы повысились в 1893 году против 1880 года на 36,2%, но доходы в то же время увеличились на 60,6%, ив результате исполнения росписи вместо бывшего в 1880 году дефицита в 44 532 709 рублей теперь оказывается превышение доходов над расходами в 98 730 455 рублей. Необычайно быстрое возрастание государственных доходов не уменьшило, а увеличило накопление народом сбережений.

Сумма вкладов в сберегательные кассы, определявшаяся в 1881 году в 9 995 225 рублей, возрастает к 1 августа 1894 года до 329 064 748 рублей. В какие-нибудь тринадцать с половиной лет народные сбережения с 10 миллионов дошли до 330, т. е. увеличились в 33 раза.

В царствование Императора Николая II Россия в экономическом и культурном отношении достигла еще больших успехов.

Возникшая было анархическая волна «освободительного движения» 1905 года была сметена твердой рукой великого русского человека П. А. Столыпина и усилиями русских патриотов, объединившихся у трона во имя спасения родной земли. Исторические слова П. А. Столыпина: «Не запугаете. Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия» - облетели весь мир и вызвали энтузиазм среди русского народа.»

Вопрос 1. Дайте общую характеристику экономической политики Александра III. Каковы были ее основные цели и результаты?

Ответ. Александр III понимал, что без экономической мощи Россия не сможет окончательно вернуть себе положение одной из ведущих держав Европы. Потому он поручил экономическое развитие профессионалам своего дела. В экономической сфере проводились постоянные смелые реформы. При этом ставились следующие цели:

1) развивать промышленность России;

2) преобразовать Россию из аграрной в промышленную державу;

3) благодаря развитию промышленности укрепить армию России;

4) перейти к золотому денежному обращению.

Вопрос 2. Сравните экономические программы Η. X. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте. Какие пути подъема национальной экономики предлагал каждый из них?

Ответ. Η.X. Бунге в экономике был классическим либералом. Он выступал против вмешательства государства в экономику, включая прямое финансирование. Вместо этого государство должно было по его мнению лишь создать максимально благоприятные условия для бизнеса, а экономика тогда смогла бы по его мнению сама себя отрегулировать. В рамках своей программы он стал снижать налоги. Именно тогда Россия отказалась от подушной подати. Чтобы государственные расходы не сокращались, министр поднял косвенные налоги, такие как акцизные сборы, а также таможенные пошлины.

И.А. Вышнеградский управлял казной отчасти как частным предприятием. Он накапливал капиталы, для чего ещё больше увеличивал таможенные пошлины, а потом вкладывал средства в иностранные биржи. Часть полученных средств он вкладывал и в развитие российской промышленности: он не считал неприемлемым государственное вмешательство в данную сферу. Министр начал поощрять приход иностранного капитала в Россию.

С.Ю. Витте использовал те же средства для пополнения казны, что и предшественники: косвенные налоги (особенно акцизы на спиртное) и таможенные пошлины. Однако он делал ставку на международную торговлю. Гораздо активнее привлекался иностранный капитал. Развивались прежде всего те отрасли промышленности, продукция которые шла на экспорт, например добыча нефти. Для облегчения международной торговли С.Ю. Витте использовал накопленные деньги казны на проведение денежной реформы. Рубль стабилизировался, был введён золотой стандарт. Таким образом появились знаменитые червонцы, которые высоко ценились ещё долго после того, как сама Российская империя уже перестала существовать.

Вопрос 3. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. В чем проявилась преемственность экономической политики, а в чем было различие?

Ответ. Александр II в экономике проводил лишь умеренно либеральную политику, что видно, в частности, из крестьянской реформы. Он боялся слишком сильно обидеть помещиков. Но ко времени правления Александра III те, кто не принимал либерализм в экономике разорились окончательно, потому уже не представляли серьёзной опасности. В то же время успехи ведущих стран Европы, например Великобритании и Германии показали преимущества развития в стране собственной промышленности. Потому политика Александра III в области экономики была даже более новаторской и либеральной, чем политика его предшественника.

Вопрос 4. В чем заключались главные проблемы сельского хозяйства страны?

Ответ. Проблемы:

1) малоземелье крестьян при том, что они, а не владевшие большей частью земли помещики оставались главными производителями;

2) незначительное использование новых технологий сельского хозяйства, передовых механизмов и удобрений.

Вопрос 5. Сравните деятельность правительства в области экономики и внутренней политики. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

Ответ. Деятельность правительства в этих сферах была полностью противоположной, если пользоваться терминами теоретиков. Потому что внутренняя политика Александра III была довольно консервативной, а экономическая – либеральной. Но для самого императора в этом, полагаю, не было никаких противоречий. Он пытался сделать Россию сильной державой, одной из ведущих в Европе. Тем более, что в то время уже начали складываться военно-политические блоки (Россия приняла в этом процессе живейшее участие), дело постепенно пошло к мировой войне. Для того, чтобы сделать Россию сильной, ей нужно было внутреннее спокойствие, чего и добивалась внутренняя политика, а также сильная армия, которая была в условиях того времени не возможна без хорошо развитой промышленности.

Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержка и укрепление позиций дворянства. В решение первой задачи глава Министерства финансов Н. X. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности и упрочение положения средних слоев населения. При этом он выступал за разработку налогового законодательства, благоприятствующего развитию промышленности" и сельского хозяйства, и против государственного финансирования промышленности.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. А 12 декабря 1881 г. был обнародован указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи. Убытки, понесенные казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, Почти вдвое повышены таможенные пошлины.

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н. X. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания выступал Н. X. Бунге).

В январе 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета. Сменивший его И. А. Вышнеградский (1887-1892) был известным ученым-математиком и одновременно крупным биржевым дельцом. Он сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций.

Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике. В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен:общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов (за 1880-1890 гг. с 98 млн руб. до 2-15 млн).

Вновь были увеличены налоги (поземельный, с городских имуществ), в 1887 г. введен акциз на керосин и спички, поднят размер питейного акциза.

В результате удачной биржевой операции в 1888- 1890 гг. была проведена конверсия внешних займов России из 5% в 4%.

В конце 80-х гг. удалось, наконец, преодолеть дефицит государственного бюджета. К 1893 г. доходы казны" возросли на 60% по сравнению с 1880 г., а расходы - на 36%. В денежном исчислении доходы превысили расходы в 1893 г. почти на 100 млн руб. "

Экономическое положение империи оставляло желать лучшего. Русско-турецкая война затем неурожай 1880 года сильно расстроили финансовую систему государства. По этим и другим причинам первостепенной задачей в области экономики было устранение хронического дефицита денег. Министр финансов Александра 3 Н.Х. Бунге пытался решить обозначенную проблему комплексно путем подъема промышленности и сельского хозяйства. Он не видел надобности в принятии запретительных тарифах, отгораживающих российскую промышленность от конкуренции. В принципе, действия Бунге были верными, но они были рассчитаны на длительной срок и не могли дать краткосрочного эффекта. Бывшие соратники Бунге, Катков и другие, его политику назвали антинациональной и устроили ему травлю на страницах печати.

В обстановке злословия Бунге продержался на посту министра финансов до 1886 года. В 1887 году Александр 3 назначил своего министра финансов на пост председателя Комитета министров, что вызвало великое возмущение и негодование «партии нового порядка». Александру 3 мало было дела до мнения ультранационалистов, он уважал Бунге за его знания и опыт и вполне доверял ему.

Выбор царя пал на И.А. Вышнеградского. Вышнеградский слыл крупным ученным в области механики. Сыграл большую роль в создании научных основ конструирования машин. Создал русскую научную школу инженеров-машиностроителей. Ввёл преподавательскую деятельность. Автор руководства «Элементарная механика», в течение многих лет считавшееся лучшим в России в данной области. Один из основоположников теории автоматического регулирования. В работе «О регуляторах прямого действия») представил метод расчёта регуляторов этого типа. Сформулировал условие устойчивости системы регулирования (критерий Вышнеградского) и так далее. Но Иван Алексеевич не был финансистом. Назначая Его на должность министра финансов Александр 3 исходил из постулата - в деньгах все люди специалисты. К тому же ученый механик обладал предпринимательской жилкой, что позволило ему нажить миллионное состояние.

Еще до назначения новой кандидатуры на важнейший пост империи царь ввел Вышнеградского в Государственный совет. Профессор Вышнеградский, так же как и профессор Бунге, сотрудничал в изданиях Каткова, он публиковал в «Московских ведомостях» статьи по финансовым вопросам. Пользуясь протекцией влиятельного князя Владимира Мещерского (близкого к Александру III), а также мощной поддержкой Каткова, который в 1885-1887 годах развернул активную кампанию за отставку «министра-инородца» Николая Бунге, с 1 января 1887 года Вышнеградский был назначен управляющим на пост министра финансов, примерно через год и министром финансов. Министр внутренних дел Д.А. Толстой был против назначения Вышнеградского главой финансов, поскольку его агентура накопала на ученого компромат. Он был замечен в участии в сомнительных коммерческих сделках. Однако порочащие сведения на Вышнеградского не остановили Александра 3 в назначении его на государственный пост. Надо понимать, что царю был известен компромат на всех государственных деятелей его правительства. И в этом ряду Вышнеградский особо не выделялся.

В отличие от своего предшественника, Вышнеградский решил проблему «финансового оздоровления» страны в финансовой сфере – путем накопления денежной массы и повышения курса рубля. Средством для этого было не подъем производительных сил, а спекулятивные биржевые операции. То есть в этом случае Вышнеградский показал себя игроком на бирже. Хотя к концу царствования Александра III, расходы и возросли – в сравнении с 1880 году на 36%, – доходы за то же время увеличились на 60%. Соответствующая экономическая база под этот рост не была создана. Превышение доходов над расходами было достигнуто путем повсеместного сокращения государственных расходов и введением серии новых налогов. Таким образом, удалось добиться превышения доходов над расходами на в 98 790 455 рублей. Деньги золотым дождем пролившиеся на дворянство и денежные доходы нарождающейся буржуазии не находили применения в стране и аккумулировались в сберегательных банках. Так с 1881 года сума вкладов с 9 995 225 выросла до 329 064 748 рублей в 1894 году.

Несмотря на бездефицитный бюджет, положение народа оставалось трудным, процветала плутократия. Сравнительно Высокие темпы промышленного и железнодорожного строительства достигались за счет высочайшего напряжения производительных сил, оскудения деревни и оттока из нее населения в город. При Вышнеградском более чем в два раза вырос экспорт русского хлеба. При этом урожайность и производство зерновых в стряпне существенно не повысилась. Расширение железнодорожной сети позволяло вывозить зерно из глубинных районов России, чего раньше не делалось. Это именно ему, министру Вышнеградскому историография приписывает слова: «недоедим, но вывезем» . Однако, сам Вышеградский мало, что сделал для решения аграрного вопроса, что способствовало осложнению положения в деревне и голоду 1891-92 годов, в результате подорвавшему многие начинания Вышнеградского и хозяйство России в целом.Деятельность нового министра финансов на этом посту подтвердила невозможность радикального улучшения экономики путем использования финансов как главного рычага ее подъема – без соответствующих мер в области промышленности и сельского хозяйства.

От состояния сельского хозяйства и промышленности - этих главных основ экономики зависело финансовое состояние страны в среднесрочной и длительной перспективе. Наметившийся разрыв между монополизированной промышленность и опутанной пережитками феодализма деревней развивался в пропасть.

Хотел того или нет Александр 3, но в его правление осуществлялась ползучая контрреволюция. Находясь почти неотлучно в Гатчине, он позволял управлять обеими столицами лицам, не заслуживающим высоко доверия. Под крикливые требования «русской национальной прессы» постепенно сворачивались все нововведения Александра 2 объявленные этой же прессой «вредными для русского народа». Основная же масса народа не собиралась расставаться и отдавать в угоду касте реакционеров выстраданные нововведения в общественную жизнь страны. За два пореформенных десятилетия новые учреждения – земства, суды – органически вошли в российскую жизнь, став ее привычным атрибутами государственного управления. В результате интересы народа и контринтересы кучки реакционеров сплелись в тугой узел противоречий. Распутать создавшийся узел было не возможно без кардинальных решений.

У царя отсутствовала политическая воля разрубать узел. И империя вползала в еще большие противоречия. Царь видел нагромождение на пути развития империи, обдумывал, куда сделать следующий шаг, избегая при этом ломки и больших потрясения сложившихся общественных отношений.

Помимо дворянства, после отмены крепостного права в империи стал формироваться новый слой общества, поддержкой которого Александр 3 считал нужным заручиться, то была нарождавшаяся российская буржуазия.

Главный интерес буржуазии состоял в получении прибыли от своего предприятия. Обеспечить прибыль можно разными способами. К примеру, обширное строительство железнодорожной сети и не только оно, пользовалось покровительством на самом верху, и при любом раскладе дел предпринимателям гарантировалась прибыль из имперского бюджета. Но этого российской буржуазии, казалось мало. В среде промышленников, предпринимателей и представителей близкой к ним технической интеллигенции в прессе и на разного рода собраниях в то время регулярно обсуждался вопрос защиты национальных интересов против засилья иностранцев. Небезызвестный читателю господин Катков, надо отдать ему должное, уловил поветрие и переметнулся из стана защитников свободной торговли в лагерь их противников. Редактируемая им газета “Московские ведомости” стала регулярно публиковать материалы и статьи протекционистской направленности. Понукая тем самым имперское правительство к увеличению ввозных пошлин. В чуткие уши правительства достиг глас народа, и оно озаботилось его проблемами. В результате на самом высоком уровне было принято решение о введении нового тарифа. По этому поводу надо заметить, что ввозные пошлины и до Александра 3 были высокими. Так в самом начале официального правления Александра 3, доля пошлины в импортном товаре составляла 19 % от его стоимости. К 1890 году в его правлении поднялась до 28 %. То есть и без нового тарифа пошлины росли. Господин Витте, этот господин уже «доедал» господина Вышенрадского, и примерялся переместиться из кресла министра путей сообщений на место министра финансов, написал о политике Александра 3 в области импортных пошлин господина Вышнеградского Александр 3: “…был убежденным защитником национальной промышленности и за время своего правления с неоставлявшей сомнений решительностью проводил систему таможенного покровительства”.

Причем покровительство в форме таможенных пошлин касалось не только готовых изделий, но и угля, металлов, химических продуктов, бумажной массы и многих других полуфабрикатов, а так же экзотических товаров, как чай и кофе, которые в России не производились, и производиться не могли по причине сурового климата. Вводилось пошлинное обложение по требованию определенных групп дельцов. Лоббистская практика отдельных заинтересованных промышленных группировок приняла такой большой размах, что даже глашатай протекционизма, газета “Московские ведомости”, недоумевала: “Странное направление приняла наша экономическая политика за последнее время: частные интересы и ходатайства удовлетворяются часто в подрыв и ущерб общим интересам. Общие вопросы не решаются, а ходатайства в пользу частных интересов удовлетворяются моментально”.

Новый тариф должен был изменить сам принцип наложения таможенных пошлин на товары при пересечении последними госграницы. Разработать новый таможенный тариф Вышнеградский поручил Д.И. Менделееву. На тот момент Менделеев был уже широко известен в интеллектуальной среде человек. По образованию он был математик, но как водилось тогда, имел весьма разносторонние знания.

В разработанном им тарифе Менделеев предлагал учитывать каждый вид и род товаров в отдельности. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось по этому поводу, что такая система «ведет к чрезвычайно сложной тарификации товаров, вызывая разделение статей привоза на множество подразделений, с указанием признаков пропускаемого по этому подразделению товара».

Менделеев считал основной задачей протекционизма не запретительные пошлины, а создание экономических условий для развития отечественной промышленности.

По его мнению, в период после 1891 года тариф не уменьшил ввоза, однако, увеличил общие доходы государства (от 903 до 1140 млн. руб.). Как утверждал Менделеев, тариф 1891 года не изменил бывшего строя, повысив оклады от 28,5 % от стоимости товаров до 31 % в среднем в 1891 года. Но это в среднем, в рамках этого «среднего» на отдельные виды товаров пошлины могли быть подняты, на другие понижены.

Новый Т аможенный тариф ввели в действие в 11 июня 1891 года. Тариф обсуждала особая комиссия, в состав которой входили помимо чиновников различных ведомств, 62 представителя от торгово-промышленных учреждений, при полном почти отсутствии представителей деревни. Новый тариф высоко поднял ввозные пошлины на машины, поставляемые из Германии. Что отрицательно сказалось на интересах германских заводчиков-фабрикантов. Германское правительство в ответ заключило договоры с различными государствами Европы и Америки о понижении ввозного тарифа на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты при поставке в Германию. Этим шагом были созданы неблагоприятные условия для нашего экспорта сельскохозяйственной продукции в Германию. Надо понимать, что более 90 процентов экспорта из России составляло сырье. Началась таможенная война. Обе воюющие стороны выставляли друг против друга "боевые пошлины", исключавшие возможность взаимного торгового обмена, экономические потери несли обе стороны. Низкие ввозные пошлины на сырьевые продукты отрицательно сказались на германской экономике в целом. Сейчас мало об этом вспоминается, что на то время экономика Германии, при наличии промышленности, носила выраженный аграрный характер. Низкие тарифы на сельхоз продукцию разоряли сельского жителя этой страны. Понеся экономические потери, обе враждующие стороны пришли к мирному соглашению, заключенному в 1894 году, на десять лет: обе стороны предоставили друг другу положение наиболее благоприятствуемой нации. В ответ на понижение ставок на сельскохозяйственные продукты Россия установила тариф, облегчающий ввоз изделий германской промышленности.

За отгораживание экономическим барьером от Запада у современных неомонархистов Александр 3 получил прозвище «самого русского царя». Между тем его потворство обеспечило купцам прибыли ежегодно в 30, 40, 50 и даже 60% (по официальным сведениям) от вложений капитала. По нынешним меркам навар может показаться до смешного маленьким, но в те времена это были высокие показатели рентабельности.

Чтобы оградить свои интересы от чиновников правительства, российская буржуазия энергично заявляла желание диктовать законы министру финансов и контролировать его деятельность. Правительство не находило возможным, отклонять заявленные требования и уступало. Министру финансов поручалось ежегодно ко вре­мени Нижегородской ярмарки собирать сведения о нуждах господ капиталистов и оговаривать с ними меры, которые необходимо предпринять для удовлетворения означенных нужд. Министр финансов возвращался в Петербург и именем самодержца проводил в жизнь пожелания купечества и промышленников.

Так же российская буржуазия заявляла требование назначать на посты, имевшие отношение к ее интересам своих людей. В основном требования касались министерства финансов. И надо отдать справедливость правительству Александра 3, оно прекрасно это понимало и назначало «подходящего человека на подходящее место».

Своими действиями имперское правительство заручалось поддержкой «русской буржуазии». В результате чего вырисовывался политический союз реакцио­неров с экономическими эксплуататорами ресурсов нашей страны. Союз, позволявший именному купечеству неслыханно обогащаться за счет беднейших классов рабочих, ремесленников, крестьян. Старинная пословица гласила: :бедны крестьяне — бедна страна. Государственные деятели знали это так же хорошо, как и весь остальной народ. Бедная страна постоянно испытывала нехватку денег. Деньги нужны были на содержание армии, на строительство флота, на расширение железнодорожной сети, на задабривание дворянства и на многое другое. Добыть не достающие деньги министры финансов Вышнеградский, а потом, когда его «съели», Витте путем займов за границей. Что вызвало рост долга. Одной только Франции госдолг составил 800 миллионов рублей русских долговых обязательств. После поражения Франции в войне с Пруссией французское правительство сблизилось с российским правительством. Французские буржуа охотно занимали деньги российскому правительству. Поскольку это было значительно выгоднее, чем вкладывать деньги в хозяйство своего отечества.

Нарастал и внутренний долг к 1894 году он составил 1200 млн. рублей под 4 процента.

Железнодорожное строительство непрерывно требовало новых и новых денежных вливаний. В последние годы царствования Александра III было принято окончательное решение о строительстве Транссибирской железной дороги. Главным подрядчиком этого поистине грандиозного проекта выступило само царское семейство. Высочайшим рескриптом на имя Наследника Цесаревича 17 апреля 1891 года было разрешено приступить к постройке сплошного рельсового пути через всю Сибирь. Осенью 1892 года был выработан окончательный вариант общего плана постройки. 24 февраля 1893 года был учрежден комитет Сибирской железной дороги для общего руководства постройкой пути и связанными с нею мероприятиями.

Для начала привожу таблицу показателей развития машиностроения в России при Николае 1 и Александре 2.

Наименование

Год

Производство рублей

Импорт рублей

Доля импорта

Машины

1850

423 390

2 315000

84,5

1860

846 215

8 526 653

1870

27 391 755

37 576 654

57,8

Как видно из таблицы, 84,5 процента машин при Николае 1 ввозилось из-за границы, этот показатель к 60 году поднялся до 90,1%. После отмены крепостного права машиностроение в России сделало гигантский скачок, за десятилетие производство увеличилось более чем в 32 раза, резко расширился внутренний рынок сбыта машин, в данном случае сказался эффект малой базы, но однако рывок впечатляющий. В указанный период происходила промышленная революция в России, повсеместно в производство и на транспорте внедрялись паровые двигатели, и другие машины, энергия пара заменяла мускульную силу. Зависимость от экспорта этого вида продукции снизилась до 57,8 процента. Эти показатели были достигнуты в условиях, когда 92 процента вывоза из страны составляло сырье для фабричной обработки. Это о бстоятельство ставило крупные интересы нашей отпускной торговли в разлад с политикой развития промышленности в Российском государстве, так как отечественные купцы были сильно заинтересованы в развитии обрабатывающих производств заграницею.

Внутреннее производство и импорт фабрично-заводских товаров в целом. (млн. руб.) в период правления Александра 3

Год

Сумма внутренней заводско-фабричной производительности

Ценность заграничного ввоза

Доля импорта

в %

1881

1287

29,6

1882

1378

29,2

1883

1349

29,4

1884

1304

29,2

1885

1309

24,9

1886

1325

24,8

1887

1427

21,6

1888

1572

19,9

1889

1606

21,4

1890

1656

20,1

Из таблицы явственно заметен медленный рост внутреннего производства и уменьшения иностранного ввоза. К 1890 году доля импорта в этой сфере производства составляла 20,1 процент. Указанный процесс происходил без введения запретительных пошлин, путем естественного развития отечественного машиностроения и на этой базе замены импортных изделий. Спрос на продукты не домашнего производства оставался небольшим.

Внешняя торговля по всей империи 1873-1891. Экспорт ряда товаров.

Го-ды

Экспорт

Импорт

Сальдо торговли

Отпуск хлеба

Отпуск хлеба

Нефти

Сахара

Спирта

40%

Яиц

Млн. руб.

Млн. пуд.

тыс. вёдер

Млн. шт.

1881

1882

1883

1884

0,118

2340

1885

1886

1887

4,582

6506

1888

34,9

5,581

5335

1889

44,8

4,971

4021

1890

48,1

3,313

4257

1891

54,2

7,578

4026

Судя по таблице, баланс внешней торговли Российской империи был остро положительный. В целом такое положение с внешней торговлей означало вывоз капитала из России. Начиная с 1883 года, из страны было вывезено не компенсированных товаров на сумму 1534 млн. рублей серебром. Эта цифра представлена официальной имперской статистикой, в реальности вывоз превышал официальный уровень более чем в два раза. Денежная выручка за экспортные товары аккумулировалась на счетах заграничных банков. И затем через систему счетов тех же банков поступала в Россию виде иностранных займов. Важнейшей статьей импорта являлся хлеб.

В 1891 году, ввиду неурожая, вывоз ржи и отрубей (основной пищи голодающих низов) прекратили. Отпуск за границу пшеницы, спирта (выделанного из зерна), яиц, сахара продолжался. В голодный год было поставлено за границу 176 млн.пудов пшеницы.

Среднегодовое производств и импортозависимость от определённых видов продукции.

Вид ресурса (продукции)

Годы

Собственное производство в год, руб.(1890)

Импорт в год (среднегодовая величина импорта), руб.

Доля импорта в потреблении, %

Соль, селитра

1884-1888

29 000 000

2 000 000

34,5

Уголь, сера

1884-1888

14 500 000

Производство свинца

1892

50 000 пуд.

1 600 000 пуд.

Машины

1880

72 289 200

67 345 477

48,2

1890

52 642 000

20 564 972

28,1

В т.ч. с/хозмашины

1879

3 981 шт.

4 000 шт.

50,1

1889

4 210 шт.

2 974 шт.

41,4

Металл. изделия

в т.ч. инструмент

1892

500 000

1 871 000

78,9

Косы и серпы

1892

275 000

1 757 000

86,5

Краски и химические продукты

1870

6 100 000

20 900 000

1880

7 300 000

39 100 000

84,3

1890

15 400 000

26 000 000

62,3

Пароходы речного флота

1885

799 шт.

570 шт.

41,6

Паровой торговый морской флот

1892

51 шт.

304 шт.

85,6

Уголь

1881;1890

18,8; 23,3

Как видно из таблицы, по производству свинца не удалось преодолеть импортозависимость, по машинам импортозависимость упала, но вместе с тем упало и внутреннее изготовление машин, что связано было с повышением цен на эти виды продукции. По инструменту и по простейшему сельскохозяйственному инвентарю (серпы, косы) так же не удалось преодолеть зависимость от иностранного ввоза. Оставалась высокая зависимость имперского хозяйства от иностранного производства красок, химической продукции, изготовлению морских и речных судов.

ЛЕКЦИЯ XLI

(начало)

Финансовая политика во вторую половину царствования императора Александра III. – И. А. Вышнеградский и его система. – Крайнее развитие протекционизма в таможенной политике и в железнодорожном тарифном законодательстве. – Результаты этой системы.

В прошлой лекции я охарактеризовал развитие той реакционной политики, которая во второй половине царствования императора Александра III последовательно распространилась на все отрасли правительственной деятельности и резко дала себя чувствовать во всех областях народной и общественной жизни.

Единственные послабления реакционного курса, которые мы видели еще в середине 80-х годов, как я вам уже говорил, чувствовались в Министерстве финансов, где до 1 января 1887 г. во главе ведомства стоял если не безусловный либерал, то, во всяком случае, гуманный, честный и демократически настроенный человек – Н. Х. Бунге. Но его до такой степени в это время травили всякими интригами и инсинуациями в придворных сферах и в реакционной печати, что он, будучи к тому же уже в преклонном возрасте, решил, наконец, оставить пост министра финансов и с 1 января 1887 г. был уволен в отставку и заменен новым министром, И. А. Вышнеградским. И. А. Вышнеградский был человеком, несомненно, отчасти подготовленным к этой должности, но совершенно иного типа, нежели Бунге. Он также был ученым профессором, но не теоретиком-экономистом, а ученым технологом и практиком, несомненно весьма даровитым, проявившим свои таланты как в некоторых изобретениях военно-технического характера, так и в весьма хорошо поставленных академических курсах, которые он, будучи профессором, читал студентам в Петербургском технологическом институте и в Михайловской артиллерийской академии. В частности, прикосновенность его через артиллерийскую академию к военным сферам создала ему важное для министра финансов преимущество: он успел познакомиться хорошо с военным хозяйством и военным бюджетом, который является у нас такой важной составной частью общего государственного бюджета.

Таким образом, Вышнеградский явился на посту министра финансов человеком, несомненно, отчасти подготовленным и осведомленным, – в этом ему нельзя отказать. К тому же, рано успев составить себе некоторое состояние благодаря своим техническим изобретениям, он участвовал затем очень удачно в различных биржевых спекуляциях и биржевых делах, и эта сфера, таким образом, была ему также хорошо знакома. Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в своем заведовании Министерством финансов и в особенности в своей финансово-экономической политике Вышнеградский обнаружил полное отсутствие сколько-нибудь широких взглядов и дальновидности; для него важнейшей и даже единственной, по-видимому, задачей являлось видимое улучшение русских финансов в ближайшее время. В своей финансовой политике он поставил себе ту же самую цель, которую когда-то ставил себе Рейтерн, – именно цель восстановить курс кредитного рубля, т. е. цель, которую в значительной мере, как вы знаете, должны были преследовать все министры финансов в России XIX в. Но не все они преследовали ее одинаковыми мерами и не все считали ее своей единственной задачей.

Как бы там ни было, курс Министерства финансов с заменой Бунге Вышнеградским изменился достаточно резко. Главной и непосредственной задачей министерства сделалось при Вышнеградском скопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в заграничных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный денежный рынок и этим путем поднять наш курс. Вместе с этим и в таможенной политике русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма, достигшего при Вышнеградском своего апогея. В 1891 г. был издан новый таможенный тариф, в котором эта система была доведена до крайности. В то же время, считая для успеха своих мер весьма важным делом усиление русской обрабатывающей промышленности, Министерство финансов начинает с чрезвычайным вниманием прислушиваться ко всяким жалобам и пожеланиям представителей крупной фабричной промышленности и предпринимает по их инициативе пересмотр того, в сущности, еще весьма мало развитого фабричного законодательства, которое выработано было в интересах рабочих при Бунге. При Вышнеградском права учрежденных при Бунге фабричных инспекторов чрезвычайно умаляются не столько новыми законодательными нормами, сколько при помощи циркулярных разъяснений, которые очень скоро отражаются и на составе фабричной инспекции, потому что в этих условиях наиболее преданные делу и независимые представители этой инспекции, видя совершенную невозможность действовать сообразно со своею совестью и даже сообразно с точным смыслом закона, уходят в отставку. Таким образом, институт фабричной инспекции сильно изменяется к худшему. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер – и в особенности заботливому отношению Министерства финансов к вопросу о выгодном для отечественной обрабатывающей промышленности направлении железнодорожных линий и о таких железнодорожных тарифах, которые строго соответствовали бы интересам крупной промышленности, в особенности центрального, московского района, становится в это время в особенно благоприятные условия. Можно сказать, искусственно для нее создаются эти благоприятные условия; она становится излюбленным детищем Министерства финансов, нередко вопреки интересам прочих слоев населения и в особенности вопреки интересам всего сельского хозяйства, на состоянии которого особенно невыгодно отражался протекционный таможенный тариф 1891 г., чрезвычайно удороживший такие важные в сельскохозяйственном быту предметы, как, например, железо и сельскохозяйственные машины.

Между тем в это время мы не видим не только улучшения положения народных масс, несмотря на все паллиативные меры, принятые при Бунге, но, напротив, наблюдаем все продолжающееся разорение крестьянства, которое я характеризовал вам в одной из прошлых лекций. В конце концов, однако же, тем самым подрываются условия внутреннего сбыта продуктов обрабатывающей промышленности, удовлетворяющей потребность широких народных масс, например, условия для сбыта произведений бумаготкацкой промышленности. Оскудевший внутренний рынок скоро становится для нее тесным. До некоторой степени компенсацией является для нее внешний рынок на востоке, приобретенный завоеваниями в Средней Азии, но вскоре оказывается, что и этого недостаточно, и вот мы видим, что к концу царствования императора Александра III создается мало-помалу новая идея – продвинуть сбыт продуктов нашей промышленности как можно дальше на восток. В связи с этим является идея постройки Сибирской железной дороги – идея, которая развивается весьма широко; является вопрос о выходе к Восточному морю, о приобретении незамерзающего порта на Дальнем Востоке, и в конце концов вся эта политика, уже на наших глазах, приводит к зарождению и развитию тех предприятий на Дальнем Востоке, которые уже в министерство С. Ю. Витте в самом начале XX в. привели к японской войне и к тому краху, который за ними последовал.

Чтобы покончить с финансовыми и экономическими отношениями в рассматриваемый период, я скажу еще два слова о расширении нашей железнодорожной сети, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль. К концу царствования Александра II железнодорожная сеть не превышала 22,5 тыс. верст, а за тринадцатилетний период царствования Александра III она развилась уже до 36 662 верст, причем из них 34 600 было ширококолейных. В деле постройки железных дорог старая политика Рейтерна поддерживалась в том отношении, что эти железные дороги по-прежнему направлялись так, чтобы, с одной стороны, способствовать подвозу сырья к портам и таким образом именно усилением вывоза создавать благоприятный момент для нашего торгового баланса и для улучшения денежного курса, а с другой стороны, как я упомянул, министерство стремилось при помощи установления железнодорожных дифференциальных тарифов создать наиболее льготные условия провоза для продуктов фабричной промышленности центральных губерний. Для этого в составе Министерства финансов было создано даже особое учреждение – тарифный департамент, во главе которого был поставлен С. Ю. Витте, тогда еще молодой человек, которому уже на наших глазах пришлось сыграть выдающуюся роль, сперва в качестве министра финансов, а затем и на более широкой арене, в разрешении общих политических проблем нашего времени.

Другой чертой новой железнодорожной политики, чертой, противоположной политике Рейтерна, была постройка дорог казной и выкуп в казну старых частных железнодорожных линий. В царствование императора Александра III протяжение казенных железных дорог увеличилось на 22 тыс. верст, тогда как протяжение частных дорог, несмотря на постройку новых частных линий, благодаря выкупу старых линий в казну уменьшилось на 7600 верст.

Вот общие черты финансовой политики, которой, несомненно, подготовлялось и углублялось новое обострение русских социально-экономических условий в начале XX в. Эти условия развивались рука об руку с тем кризисом, который русскому населению пришлось пережить после неурожая 1891–1892 гг., вызвавшего чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. Этот кризис составил, так сказать, последний штрих в той общей картине России, которую мы видим в конце царствования императора Александра III, и явился вместе с тем могучим фактором тех изменений в последующие годы, которые уже составят, быть может, когда-нибудь предмет следующей части моего курса о заключительном периоде истории России XIX в.

Случайные статьи

Вверх