Реформы и контрреформы в России второй половины XIX века. Реформы и контрреформы в России второй половины XIX века Контрреформы местного управления и суда

В России в конце XIX в. начался бурный промышленный подъем. За это десятилетие выпуск промышленной продукции вырос в два раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,5 раза. По отдельным отраслям это выглядело следующим образом: добыча каменного угля увеличивалась в три раза, нефти - в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в три раза, в том числе на юге производство металла выросло в семь раз. В эти годы юг решительно обогнал уральскую металлургию и начал давать больше половины черных металлов страны.

По объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала пятое место в мире, но лидировала по темпам роста, догоняя наиболее передовые страны.

Лидировала Россия и по концентрации производства. На крупных предприятиях, т.е. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек, было занято около половины всех рабочих, и даже Германия, которая выделялась по концентрации производства среди других стран, отставала по этому показателю от России.

Рассмотрим основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности.

  • 1. Россия была страной молодого капитализма. Позже других стран она перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу XX в., были построены в последние десятилетия. Это были новые заводы, оснащенные современной техникой, в соответствии с требованиями времени это были крупные акционерные предприятия. В странах старого капитализма (к началу XX в.) большинство предприятий были построены значительно раньше, в первой половине XIX в., поэтому их оборудование уже относительно устарело и они были относительно мелкими.
  • 2. В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу иностранных товаров, но можно было ввезти в Россию капитал, построить предприятие и продавать продукцию этого предприятия без пошлин. В 1890 г. иностранцам принадлежала 1/3 всех акционерных капиталов в России, а в 1900 г. уже около половины. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность. Конечно, заводы в России приносили иностранцам огромные прибыли, но иностранный капитал ускорял развитие русской промышленности. Заводы, построенные иностранными предпринимателями, оставались в России, становились органической частью российского хозяйства. В России оставались инженеры и рабочие, обученные на этих заводах. К тому же иностранные заводы были крупными: на экспорт мелкие капиталы не идут.
  • 3. Содействовало подъему и определяло его особенности и государственное железнодорожное строительство. В 1890-е гг. была проложена Великая сибирская магистраль - от Урала до Тихого океана. Строило ее государство. Всего в руках государства было 2/3 железных дорог в России. По длине железных дорог к началу XX в. Россия занимала второе место в мире. Это достижение было, однако, весьма относительным, если учесть территорию. В России на 1000 кв. км приходилось 1,5 км железных дорог, в Англии - 106 км, в Германии - 80 км. Строительство железных дорог дало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, т.е. создавая рынок сбыта для соответствующих отраслей.

В 1893г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил, прежде всего, те отрасли, которые получали правительственную поддержку,- черную металлургию и машиностроение. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России. Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье.

Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали сложившиеся на Западе передовые организационно-технические формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, молохи, как называл их писатель А.И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли предпринимателей нанимать больше рабочих, чем на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал и Баку) сосредоточились огромные массы промышленных рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

Особый сектор русской промышленности составляли казенные предприятия. Правительство считало, что в деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса производились на адмиралтейских верфях в Петербурге и Николаеве.

Казенные заводы состояли на бюджетном финансировании. Реальная цена их продукции часто оставалась неизвестной. Прибыль, убытки, себестоимость - таких понятий на казенных заводах не знали. Даже условно такой способ хозяйствования трудно назвать капиталистическим. Казенные предприятия возникли в России еще в дореформенную эпоху. При Александре II некоторые из них перешли в частные руки. Но затем правительство вновь расширило казенное производство.

В результате промышленного подъема 1890-х гг. в России была создана современная крупная промышленность. Повысился удельный вес нашей страны в мировом промышленном производстве. По выплавке чугуна Россия обогнала Бельгию, Австро-Венгрию и Францию. Ее доля в мировом производстве чугуна поднялась до 7%. Значительно расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения.

Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды. К тому же в годы подъема при резком увеличении тяжелой промышленности снизилась доля легкой промышленности, что привело к хозяйственной диспропорции. В результате в конце 1899г. на бирже резко упал курс акций ведущих компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. С 1900г. началось снижение темпов роста, а затем и объемов производства в ряде отраслей тяжелой промышленности, разразился мощный экономический кризис.

В 90-х гг. в России происходил бурный промышленный подъем. За это десятилетие выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,5 раза. По отдельным отраслям это выглядело следующим образом:

* добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, добыча нефти – в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в 3 раза, в том числе на юге производство металла выросло в 7 раз. В эти годы юг решительно обгонял уральскую металлургию и начал давать больше половины черных металлов страны;

* по объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала 5-е место в мире, но по темпам роста догоняла самые передовые страны;

* лидировала Россия и по концентрации производства. Здесь на крупных предприятиях, т.е. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 чел., было занято около половины всех рабочих, и даже Германия, которая выделялась по концентрации производства среди других стран, отставала по этому показателю от России.

Рассмотрим основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности.

1. Россия была страной молодого капитализма. Она позже других стран перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу XX в., были построены в последние десятилетия. Это заводы, оснащенные новой техникой, и в соответствии с требованиями времени - это крупные акционерные предприятия. В странах старого капитализма большинство предприятий строились значительно раньше, в первой половине XIX в., поэтому их оборудование к началу XX в. уже относительно устарело, и были они относительно мелкими.

2. В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но можно было ввезти капитал, построить здесь предприятие и продавать продукцию этого предприятия, естественно, без пошлин. В 1890 г. иностранцам принадлежала 1/3 всех акционерных капиталов в России, а в 1900 г. - уже около половины. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность.

Конечно, заводы в России приносили иностранцам огромные прибыли. Одновременно иностранный капитал ускорял развитие русской промышленности. Заводы, построенные иностранными предпринимателями, оставались на русской земле, становились органической частью русского хозяйства. В России оставались инженеры и рабочие, обученные на этих заводах. К тому же иностранные заводы были крупными: на экспорт мелкие капиталы не идут.

3. Содействовало подъему и определяло его особенности и государственное железнодорожное строительство. В 90-х гг. проложена Великая Сибирская магистраль - от Урала до Тихого океана. Строило ее государство и вообще в руках государства было 2/3 железных дорог в России.

По длине железных дорог к началу XX в. Россия заняла второе место в мире. Это достижение было, весьма относительным, если учесть территорию. В России на 1000 км 2 приходилось 1,5 км железных дорог, в Англии - 106 км, в Германии - 80 км.

Строительство железных дорог давало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, т.е. создавая рынок сбыта для соответствующих отраслей.

VI. Развитие рынка

Увеличение производства и рост рынка - две стороны одного процесса. Если ускоренно росла тяжелая промышленность, значит такими же темпами увеличивался ее рынок сбыта. За счет чего?

Прежде всего, за счет развития самой промышленности. Поскольку продукцию тяжелой промышленности составляют средства производства, потребляемые промышленностью, т.е. оборудование, металл, топливо и т.п., то своим развитием промышленность сама создает рынок для себя, точнее, для своей части - тяжелой промышленности. В России железнодорожное строительство существенно увеличивало этот рынок. Достаточно сказать, что в 90-х гг. железные дороги в среднем потребляли столько металла, сколько его производили металлургические заводы России.

Рынок легкой промышленности, т.е. товаров народного потребления, тоже получил значительное развитие. За счет всего этого росла армия рабочих, а рабочие, в отличие от крестьян, не вели натурального хозяйства, а все, необходимое для потребления, вынуждены были покупать. Когда крестьянин становился рабочим, он тем самым становился покупателем. Вторым фактором увеличения рынка продукции легкой промышленности стал промышленный переворот. В результате упали цены на промышленные товары, фабричный ситец вытеснял домотканое полотно. Наконец, с ростом товарности сельского хозяйства деревня больше продавала своих продуктов, и соответственно больше покупала промышленных товаров. Тем не менее, рынок предметов потребления расширялся медленнее, потому что он рос только естественным образом; здесь отсутствовал такой дополнительный фактор, как строительство железных дорог и льготные казенные заказы.

Железные дороги увеличивали рынок не только тем, что сами поглощали промышленную продукцию. Они расширяли его территориально, присоединяя к нему далекие окраины. Без железных дорог хлопчатобумажные фабрики России не могли использовать среднеазиатский хлопок. Хлопок - дешевый и емкий товар. Перевозка этого сырья на лошадях из Средней Азии в район Москвы повышала его стоимость в несколько раз. Сельское хозяйство Сибири до строительства железных дорог могло быть только натуральным, так как везти оттуда зерно обозами в промышленные районы европейской России также было не рентабельно. Это не такой ценный товар как меха, стоимость которых от перевозки практически не увеличивалась. Только железные дороги превратили страну в единый рынок сельскохозяйственной продукции, завершив формирование всероссийского рынка.

Правительство активно защищало внутренний рынок страны от иностранных товаров, содействуя развитию русской промышленности. В это время действовал высокий покровительственный тариф: пошлины в среднем составляли 33% от стоимости ввозимых товаров.

Из-за этого доходы российских фабрик доходили до 30 - 40% годовых, т.е. были в 2-3 раза выше, чем за границей. Это стало дополнительной причиной усиленного притока иностранных капиталов в российскую промышленность.

Тема 6. Экономика России в период империализма (1900-1917гг.)

План темы

Экономика России в период империализма. Особенности империализма в России. Экономический кризис 1900-1903 гг., рождение и развитие монополий. Банки и формирование финансовых групп. Иностранный капитал. Развитие государственного хозяйства. Столыпинская аграрная реформа и состояние сельского хозяйства. Предпосылки и особенности промышленного подъема 1909-1913 гг. Промышленность накануне первой мировой войны. Экономика России в годы первой мировой войны. Успехи государственного регулирования. Особые совещания. Состояние хозяйства накануне революции.

Когда Александр III сравнивал царствования деда и отца, предпочтение он отдавал первому. Но он не мог не учитывать, что дедовское царствование завершилось Крымской войной, а отцовское - удачной кампанией 1877--1878 гг. Значит, рассуждал Александр III, возврат к дедовским заветам должен сопровождаться государственной поддержкой стратегически важных отраслей промышленности, связанных с производством вооружений. Одно направление политики должно восполняться другим. И чем дальше заходило правительство в своей крепостнической политике в крестьянском вопросе, тем щедрее оно финансировало развитие крупной промышленности -- частнокапиталистической и казенной.

Растущее обнищание деревни сильно сузило рынок сбыта для русской промышленности. Темпы ее развития в 80-х и начале 90-х гг. были вялыми. Желая поддержать промышленность, правительство стало расширять строительство железных дорог, приступило к перевооружению армии и к созданию броненосного флота. Именно на эти цели уходили выкупные платежи, которые правительство выкачивало из деревни. Правительственные заказы потребовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Оборудование для них почти целиком ввозилось из-за границы. Чтобы иметь иностранную валюту, правительство всячески стимулировало вывоз хлеба. Падение хлебных цен на мировом рынке восполнялось расширением экспорта, несмотря на то что в стране дело доходило до голодовок. «Недоедим, но вывезем»,-- говорил министр финансов И. Л. Вышнеградский.

В 1892 г. на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849--1915). В свое время он прошел школу предпринимательства, имел надежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим», как называл он помещиков, выпрашивающих подачки.

Витте считал, что государство должно активно содействовать промышленному развитию. Но откуда взять на это деньги? Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки. И Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены па водку росли, и доходы от винной монополии играли в государственном бюджете все более важную роль. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете».

В 1897 г. было закончено осуществление денежной реформы. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой. Это усилило приток капиталов из-за границы. Французские и бельгийские капиталисты проявляли интерес к металлургической и угольной промышленности юга России. Английские предприниматели вкладывали средства в добычу нефти. Немецкие капиталы шли в машиностроение, электротехническую и химическую промышленность.

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил, прежде всего, черную металлургию и машиностроение -- те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России (на границе великорусских и украинских губерний). Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. Началась разработка нефтяных месторождений в районе Грозного.

Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали западную технологию, западные формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы позволяли хозяевам нанимать больше рабочих, чем трудилось на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства и рабочей силы на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал) сосредоточились огромные массы рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

Особый сектор русской промышленности составляли казенные заводы. Правительство считало, что а деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса производились на адмиралтейских верфях а Петербурге и Николаеве. В ведении Морского министерства находился также Обуховский завод близ Петербурга.

Казенные заводы состояли на бюджетном финансировании. Реальная цена их продукции часто оставалась неизвестной. Прибыль, убытки, себестоимость -- таких понятий на казенных заводах не знали. Даже условно такой способ хозяйствования трудно назвать капиталистическим. Казенные предприятия возникли а России еще в дореформенную эпоху. При Александре II некоторые из них перешли в частные руки. Но затем правительство вновь расширило казенное производство.

В 90-е гг. в России была создана крупная промышленность. Повысилось значение России в мировом промышленном производстве. Расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения. Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды.

Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно 1:4. Накануне промышленного подъема оно равнялось в России приблизительно 1:5. Русская промышленность имела немного «облегченный» характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности (прежде всего металлургии и металлообработки) поднялась до 1/3. Теперь, таким образом, сложилась обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии. Он не мог существовать без правительственных подачек.

Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. В 1900 г. разразился промышленный кризис, затронувший в первую очередь предприятия тяжелой промышленности. Текстильная и пищевая промышленность сохранили довольно высокие темпы прироста.

Рабочий класс и рабочее движение. За последнюю треть XIX в. численность рабочих в России увеличилась втрое и к 1900 г. составила около 3 млн. человек. Ряды рабочего класса пополнялись в основном за счет крестьян. Отрыв их от земли происходил медленно. Страхования от болезней и несчастных случаев тогда не существовало, пенсий тоже не было. Многие рабочие на старости возвращались доживать свой век в деревню. Земельный надел был для них страховкой. На фабриках, работавших в одну смену, рабочий день доходил до 14--15 часов. На предприятиях с двухсменным режимом он составлял 12 часов. Широко использовался труд женщин и подростков. Заработная плата рабочих в России была в 2 раза ниже, чем в Англии, в 4 раза ниже, чем в США.

Правительственная политика в области промышленности. Александр III не мог не учитывать, что дедовское царствование завершилось Крымской войной, а отцовское — удачной кампанией 1877—1878 годов. Значит, рассуждал Александр III, возврат к дедовским заветам должен сопровождаться государственной поддержкой стратегически важных отраслей промышленности, связанных с производством вооружений. Одно направление политики должно восполняться другим. И чем дальше заходило правительство в своей крепостнической политике в крестьянском вопросе, тем щедрее оно финансировало развитие крупной промышленности — частнокапиталистической и казенной

Мировой сельскохозяйственный кризис, растущее обнищание деревни сильно сузили рынок сбыта для русской промышленности. Темпы ее развития в 80-х и начале 90-х годов были вялыми. Желая поддержать промышленность , правительство стало расширять железнодорожное строительство. Началось перевооружение армии и флота. Именно на эти цели уходили выкупные платежи, которые правительство выкачивало из деревни. Правительственные заказы потребовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Оборудование для них почти целиком ввозилось из-за границы. Чтобы иметь иностранную валюту, правительство всячески стимулировало вывоз хлеба. Падение хлебных цен на мировом рынке восполнялось расширением экспорта, несмотря на то, что в стране дело доходило до голодовок. «Недоедим, но вывезем » , — говорил министр финансов И. А. Вышнеградский.

В 1892 г. на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849—1915) . В свое время он прошел школу частного предпринимательства, имел надежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим », как называл он помещиков, выпрашивающих казенные подачки. Витте был сторонником активного стимулирования (подталкивания) государством промышленного развития.

Но вопрос о том, из каких источников это делать. Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки. И Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены на водку росли, и доходы от винной монополии играли в государственном бюджете все более важную роль. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете ».

В 1897 г. была проведена денежная реформа. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который С.Ю.Витте стал конвертируемой валютой. Это усилило приток капиталов из-за границы (из Франции, Англии, Германии, Бельгии).

Промышленный подъем 90-х годов . В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил прежде всего черную металлургию и машиностроение — те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России (на границе великорусских и украинских губерний). Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. Началась разработка нефтяных месторождений в районе Грозного.

Иллюстрация. Нижнесалдинский завод во второй половине XIX века

Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали западную технологию, западные формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, «молохи» (Молох — древнефиникийское божество, которому приносили человеческие жертвы ) , как называл их писатель А. И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли хозяев нанимать больше рабочих, чем трудилось на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства и рабочей силы на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал) сосредоточились огромные массы рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

В 90-е годы в России была создана современная крупная промышленность. Повысилось значение России в мировом промышленном производстве. Расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения.
Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные цели. Эти расходы пошли прахом, ибо броненосцы и крейсера, спущенные на воду во время промышленного подъема, через несколько лет оказались на морском дне.

Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно 1:4. Накануне промышленного подъема оно равнялось в России приблизительно 1:5. Русская промышленность имела немного «облегченный» характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности (прежде всего металлургии и металлообработки) поднялась до 1/3. Теперь, таким образом, сложилась обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии. Он не мог существовать без правительственных подачек. Он был способен раздавить экономику.

Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. В 1900 г. разразился промышленный кризис. В России он наступил раньше, чем в других странах, и принял затяжной характер.

Случайные статьи

Вверх