Промышленность Южно-Африканской республики (ЮАР). Полезные ископаемые африки

Любомира Ремажевская

Проблема с дефицитом угля, возникшая в середине уходящего года, нова для Украины. Компании "Укринтерэнерго" пришлось взять на себя роль пионера и начать проект по диверсификации импорта энергетического угля в страну. Впрочем, дело это оказалось наказуемым

Скандал вокруг импорта угля из ЮАР несколько утих в СМИ, но в профессиональной среде споры вокруг качества поставленного "Центрэнерго" сырья продолжаются. В том числе и в суде. Бывший директор компании "Укринтерэнерго" Владимир Зиневич, находящийся сейчас под следствием по делу о южноафриканском угле, рассказал Delo.UA о подробностях контракта с компанией Steel Mont Trading, из-за которого его обвинили в растрате средств в особо крупных размерах, а государство оказалось на грани погружения во тьму. Правда, под запись отвечать на вопрос, за что же его теперь преследуют, Зиневич отказался. Но, исходя из истории ниже, причина точно не в качестве угля.

Владимир Олегович, каким образом "Укринтерэнерго" вышло на компанию Steel Mont Trading?

С этой компанией мы начали проводить переговоры еще в конце весны 2014 года, когда были намерены выйти на экспортный рынок антрацита из-за профицита данного вида угля в Украине на тот момент. К сожалению, позже ситуация, как мы знаем, изменилась, и эта марка угля для Украины стала дефицитом. И когда начиналась кампания по поиску партнеров в импорте угля, Steel Mont Trading был одной из десятка компаний, которые сделали нам свое предложение.

Вы обнародовали ранее предложения других компаний, и только эта согласилась на самые оптимальные параметры. Почему?

Не очень корректно задавать мне вопрос, почему поставщик пошел на такие условия, но с моей точки зрения, для относительно небольшой компании, такой как Steel Mont Trading, иметь такой контракт — это всегда возможность заявиться на новом рынке. Тем более, учитывая, что Украина впервые собиралась импортировать сырье и открывала серьезные возможности для компании-поставщика.

Нам было очень сложно обеспечить выполнение контракта при дефиците финансовых ресурсов в столь короткий промежуток времени. Антрацитовые угли — очень дефицитный продукт, и обычно компании, которые занимаются поставками этого сырья, заключают долгосрочные контракты на фиксированные объемы на год вперед. Только в этом случае добывающая компания имеет четкую перспективу и может планировать свою деятельность.

Наша ситуация оказалась крайне сложной — нам понадобилось приобрести большой объем антрацита именно в середине года и в достаточно короткий промежуток времени обеспечить поставку одного миллиона тонн. Нужно понимать, что миллион тонн — это очень много, особенно для бизнеса перевозки морскими судами. Для сравнения скажу, что ЮАР экспортирует всего 3 млн тонн антрацита в год.

Какие задачи стояли перед "Укринтерэнерго" в тот момент?

Нам необходимо было решить три основные задачи: найти уголь надлежащего качества по приемлемой цене, структурировать сделку с точки зрения финансирования и найти опытного партнера, который смог бы нас провести через все "подводные камни" в бизнес-составляющей импорта угля. Ведь мы были украинскими пионерами в поставках энергетических марок угля в страну.

Steel Mont Trading, работающий на мировом рынке более 10 лет и имеющий годовой оборот $400 млн (при уставном капитале $2 млн), помог ответить на все вопросы, в которых у Украины не было опыта. Они пошли на уступки и познакомили нашу компанию с теми южноафриканскими поставщиками, которые добывают ресурс, подходящий нам по качеству.

Я лично ездил встречаться с руководителями ЮАРовских шахт и обсуждал вопросы качества и логистики. Мне нужно было самому разобраться во всех нюансах и деталях. Наши поставщики — публичные компании, которые торгуют на южноафриканской бирже и не допустят собственных репутационных рисков.

Как решался вопрос с обеспечением оплаты грузов?

Денег, чтобы иметь двухмесячный оборот (с момента погрузки угля в порту до момента его разгрузки в Украине), у "Укринтерэнерго" не было, и банки не могли обеспечить нас достаточным объемом финансовых ресурсов. Государство (я имею в виду бюджет) тоже не готово было нам помочь с кредитованием.

У нас был очень узкий коридор — кредит в банке, собственные средства либо капитал, который готов предоставить трейдер. Мы использовали все возможные варианты. "Укринтерэнерго" имело кредитную линию в Укргазбанке, которую мы задействовали для этого проекта — на 200 млн гривень, но этого было недостаточно для обеспечения сделки. Объем оборотного капитала должен был составлять не менее $50 млн.

В таком случае как "образовалась" предоплата в 20%?

Мы оценили свои финансовые ресурсы и возможности по предоплате своими средствами для обеспечения логистики, и в буквальном смысле уговорили контрагентов выйти на сумму в 20%. А 80% они должны были профинансировать за счет собственных ресурсов.

Некоторые эксперты обвиняют Steel Mont Trading в использовании неспециализированного терминала в порту Richards Bay. Мол, именно это привело к проблемам с качеством угля.

Это неправда! Так могут рассуждать люди, которые не понимают, о чем говорят, и никогда не были в порту Richards Bay. Единственная возможность осуществлять отгрузки антрацитовых марок углей в порту Richards Bay был Dry Bulk Terminal. Другой высокотехнологичный угольный терминал, который действует в этом порту — это почти частный клуб. Им оперируют 4 крупнейших мировых компании в сфере добычи и торговли полезными ископаемыми — Glencore Xtrata, BHP Billiton, Rio Tinto и Mercury. Однако там хранятся угли газовой группы, а смешение углей антрацитовой и газовой групп на складах весьма нежелательно.

Кроме того, использование этого терминала было расписано уже на год вперед. А антрацитовые угли отгружаются исключительно из Dry Bulk Terminal. Использование другого порта, Durban, было экономически нецелесообразно по причине невозможности погрузки крупнотоннажных судов.

Сам южноафриканский уголь не столь дорогой, особенно в той качественной категории, которую в итоге закупила Украина. Откуда стоимость в $86?

На шахтах в ЮАР уголь стоит $25-30. Транспортировка его осуществляется в основном автотранспортом — железнодорожная инфраструктура в ЮАР слабо развита и потому очень дорогая. Перевозка с шахты до порта стоит $20-22, перевалка в порту — $12. При этом для номинации судна в порту RBDBT 80% твоего груза уже должно находится на складах в порту, и только в этом случае у вас есть возможность заказать дату подхода судна не менее чем через 2 недели.

Порт — это бутылочное горлышко всего процесса. В месяц порт может выпустить всего 12-15 судов, из которых 3 были нашими. Можете представить, какой объем грузоперевалки в порту Украина забирала на себя? Это был очень серьезный контракт для ЮАР, и посол ЮАР Кристиан Бассон в Украине оказывал нам личное содействие в реализации этого контракта.

Кроме того, фрахт — также очень сложный и специфический бизнес. Новичкам практически нереально оказаться в нем. Если вам нужно получить судно прямо сейчас, вы получите его дорого, а вот через 3 месяца — пожалуйста, держите скидку. Все друг друга знают, и договариваться порой очень тяжело. Если бы это была не пожарная ситуация, возможно, фрахт был бы дешевле. Кроме того, на каждом судне у нас получался недогруз около 10 тысяч тонн по причине ограничения, выставляемого украинскими портами на осадку судов. Первое судно дешевле чем за $24 на тонне никто не хотел давать, потому что в тот момент в Украине велись активные боевые действия и стоял вопрос, будет ли Мариуполь украинским городом. "Везти в Украину? Куда? Там же война, мы туда не пойдем!". Все мировые страховые компании сняли страховку на заход судов в акваторию нашей страны, и владельцу груза приходилось докупать страховку самому.

А в Украине логистические проблемы были? Помнится, у вас незаконченный тендер по транспортировке был…

У нас логистика оказалось значительно проще. У нас не было никаких проблем ни с ТИСом, ни с Ильичевском, если не считать ограничений с максимально допустимой осадкой судов. Мы планировали пускать суда в эти порты "по шахматке" (одно судно в один порт, следующее — в другой), и все получилось.

Проблема была в железной дороге. У "Укрзализныци" не хватало вагонов. Это понятно — у них есть свои планы по перевозке грузов. Уже после третьего судна, когда более-менее наладилась система, эта проблема начала исчезать. Я уверен, что в случае продолжения работы она исчезла бы и вовсе.

С какими проблемами вам довелось столкнуться в течение оформления контракта?

В ЮАР не понимали, зачем нам нужен настолько низколетучий уголь. Такого угля, как нам нужен, в ЮАР очень мало. Нам пришлось отсеять тех производителей, у которых подходят все остальные параметры кроме выхода летучих веществ. Среди тех, что остались, нам надо было найти производителей, уголь которых имел температуру плавления золы (AFT) наиболее приближенную к требованию украинских электростанций.

Стоит отметить, что уголь в ЮАР более тугоплавкий, и найти ископаемые, полностью соответствующие замене украинских антрацитов, невозможно. У Украины не было просто опыта использования углей с другими показателями, ведь многие станции строились с учетом поставок угля с близлежащей шахты, соответственно и "затачивались" под параметры производимого ею угля. А морфология полезных ископаемых в каждом регионе разная.

Главная идея — найти альтернативу и диверсифицировать поставки угля в страну в условиях ненадежности поставок из России. Даже если вы привезете высококачественные угли из Австралии, оборудование наших ТЭС потребует его смешивания с более бедным углем в какой-то пропорции. Смешивание — это норма для угольного бизнеса, в частности и для энергетики в целом, ведь только при помощи шихтования можно получить необходимые параметры угольной смеси. Самое главное, чтобы этот продукт был топливом для котла, и из него можно было произвести киловатт-час.

При этом нельзя сравнивать цену и качество российского угля и любого другого угля из других стран. Российская логистика дешевле. Оказалось же, что мы можем вести торг только в части стоимости угля на шахте. Грубо говоря, $25 и $27 стоимости — это не $2, а 10% разницы для шахтеров. И такие скидки могли быть выделены только под долгосрочные контракты не менее одного года. У нас не было годового контракта, и мы не были готовы его заключать.

Была ли возможность найти другого поставщика?

Я считаю, что сделка была структурирована и проведена идеально — с учетом исходных условий на тот момент. Если бы у нас был миллиард долларов и полгода времени, можно было бы выкручивать руки любому поставщику.

Дешевле предложений на рынке по углю не было, и Украина на тот момент была драйвером спроса. Это рынок! Спрос рождает предложение. Если бы было лучше, кто-то бы уже привез этот уголь. В Перу нам, например, предложили покупать уголь по $234 за тонну.

Есть информация, что "Укринтерэнерго" не смогло выкупить четвертое судно из-за ранее появившихся проблем с валютой.

Мы не могли купить валюту, это правда. Мы покупали по $50 тысяч в день. Это — капля в море при тех суммах, которые нам были нужны.

Некоторые эксперты намекают на нечистоплотность выбранной компании-инспектора — Incolab.

Incolab — датская компания, у нее есть офисы по всему миру. У нас не было никаких оснований не доверять репутации международных независимых инспекторов. Один сертификат эта компания дает в порту погрузки, другой — в порту разгрузки. Эта два документа должны в итоге иметь не более 2% отклонений. Сертификаты качества угля, пришедшего в Украину, находятся в пределах погрешности.

Если у вас сделка связана с международной морской торговлей судовыми партиями, то международный стандарт ИСО предусматривает оценку качества угля по транспортному средству в целом, в данном случае — судну. Уголь грузится неоднородно; в течение погрузки берется 10 промежуточных лотов (замеров), и в результате получается один сертификат в среднем по судну. Образцы угля можно отбирать только из движущегося потока в порту, но не из стационарно лежащей кучи. Вопрос отбора проб — ключевой. Инспекционные компании отбирают арбитражные пробы, запечатывают их в колбы и используют в случае спорных вопросах между покупателем и продавцом. На этом рынке работает не так много компаний — все международные, имеющие соответствующие аккредитации и репутацию.

В то же время по украинским ГОСТам транспортным средством является железнодорожный вагон, а не все судно. А теперь представьте — уголь идет в судне, потом лежит в порту, потом попадает в вагоны и идет на электростанцию. Он за это время слеживается и набирает влагу. И результаты могут отличатся от тех, которые взяты в порту при погрузке и на электростанции. Это абсолютно нормально!

Что касается международных сертификатов, то грузовладелец получает их только на 7-10-й день пути судна и определяет, соответствует ли груз заданным в контракте параметрам. Подмешать что-либо в этот уголь нет возможности ни у покупателя, ни у портовиков, ни у трейдера. Лабораторные пробы берутся возле судна для того, чтобы потом не было возможности предъявить претензии сторонам. Мы в данной ситуации руководствуемся морским правом, а не местными правилами.

Иногда эксперты отмечают, что контракт со Steel Mont плох низкой калорийностью угля, которую закупило "Укринтерэнерго". Почему рассматривались именно заданные параметры, а не более высокоэнергетическое сырье?

Если бы мы покупали уголь с более высокой калорийностью, мы бы получили около $20 в плюс к нынешней цене. Эта тысяча килокалорий стоит этих денег? Не уверен. У нас идет российский высококалорийный уголь, плюс есть еще некоторые украинские угли — можно шихтовать для достижения необходимых показателей и получается нормальное топливо. И это было доказано в процессе его использования.

Были ли проблемы со сжиганием угля на Трипольской и Змиевской станции? Говорят, приходилось поливать уголь мазутом, чтобы он горел. Это из-за его плохого качества?

Никаких проблем со сжиганием топлива не было. Мы специально нанимали институт, который разработал технологию сжигания южноафриканского угля и подобрал наиболее эффективные режимы его использования. В самом начале — на пилотной стадии эксплуатации данного угля, на станциях его сжигали в смеси с более высококалорийным российским углем.

Понятно, что это новый продукт, поэтому его сжигали сначала в пропорции 1:2, потом — 1:1, а впоследствии перешли на 100% использование угля из ЮАР без каких-либо сторонних добавок, и все было нормально. Думаю, лучшим показателем в данном случае являются склады электростанций — сейчас они пусты, что свидетельствует, что этот уголь сгорел без проблем.

Есть разные типы сделок — торгуют по золе и влаге, либо же по калорийности. Для нас калорийность — важный фактор, но выход летучих веществ для нас был более важен. Мы же покупали не концентрат, а рядовой уголь, необогащенный продукт.

Почему?

В ЮАР не так много обогатительных фабрик. После обогащения мы бы получили из 250 тыс. тонн около 60-70 тыс. тонн, потому что на обогащении мы бы получили уголь калорийностью в 6000+ ккал, но вот незадача: 5500 или 5200 ккал нам тоже подойдет для сжигания, с учетом российского угля. Процесс обогащения при этом стоит $12 на тонне без учета логистики.

Сейчас Украина может получить нового поставщика — Казахстан. Чем будет отличаться сырье из этой страны от углей из ЮАР?

Я не понимаю, зачем обсуждать вопрос импорта угля из Казахстана, если они смогут поставлять нам угли марки "СС" — слабоспекающиеся, а не антрацит? Содержание летучих веществ там в два раза превышает необходимые нам показатели. То же касается и Польши — их угли украинским станциям не подходят. В объемах, которые нам необходимы, мы можем покупать уголь в РФ, США, Австралии, Китае, ЮАР. Вьетнам — возможно, но у него действует 30% пошлина на экспорт угля, да и сейчас они нетто-импортер угля. Кроме того, поставка возможна только судами по 30-40 тысяч тонн из-за отсутствия глубоководных портов, что значительно удорожает фрахт и, как следствие, конечную цену продукта.

Однако по международным индексам сырье, которое вы закупали, стоит дешевле.

Украинский уголь традиционно стоил без дотаций $100 за тонну. Почему год назад никто не смотрел на международные индексы?

Контракт был подписан, диверсификация обеспечена. Если бы поставки продолжались, думаю, многих веерных отключений удалось бы избежать. Говорят — уголь плохой, не горит, не с чем его смешвать. Добавьте тогда немного газа — все равно это экономнее, чем переводить станции полностью на газ. Перевод на газ приведет к значительному удорожанию электроэнергии. А говорить, что смешивание для углей — это из-за плохого угля, то же самое, что говорить, что коктейль делают из-за того, что плохой ликер.

Поможет ли Украине импорт электроэнергии из РФ?

Отчасти это снимет проблему дефицита электроэнергии в системе, но не даст возможности избежать веерных отключений полностью. Учитывая дефицит мощности в энергосистеме Украины в 6 ГВт, импорт электроэнергии может снизить его до 4,5 ГВт. России интересно обеспечить экспорт для стабильности поставок в Крым. Так что политики в этом вопросе куда больше. Нам нужно покупать низколетучие антрациты где только возможно, чтобы обеспечить баланс электроэнергии в системе и пережить столько трудный для страны период.

Юг Африки - один из наиболее богатых полезными ископаемыми регионов планеты. Не только по разнообразию, но и по запасам целого ряда минералов ЮАР занимает первое или одно из ведущих мест в мире. Согласно официальным данным, ее доля в мировых запасах составляет: по марганцу - 82%, металлам платиновой группы -69%, хромитам - 56%, золоту - 40%, алюминоглюкатам - 37%, ванадию - 33%, цирконию - 26%. Удельный вес ЮАР в мировых запасах многих других важных минералов также весьма высок.

Большая часть южноафриканских месторождений уникальна по условиям и масштабам залегания ресурсов. Поэтому начавшая свою историю с разработок залежей алмазов и золота еще в конце XIX в., горнодобывающая промышленность здесь и поныне сохраняет свое значение для экономического роста страны. Причем, с одной стороны, экспорт минерально-сырьевой продукции обеспечивает более чем пятидесятипроцентный приток валютных поступлений в государственный бюджет, с другой - минеральные богатства послужили основой создания крупномасштабной черной и цветной металлургии.

Горнодобывающая промышленность ЮАР

В настоящее время в стране действует около тысячи горнопромышленных предприятий -рудников, шахт и карьеров, на которых трудится свыше 600 тысяч рабочих. Перечень полезных ископаемых, добыча которых в ЮАР ведется с той или иной степенью интенсивности, кроме тех, что уже были названы, включает уголь, железную руду, асбест, алмазы, никель, сурьму, свинец, уран, фосфаты, титан и др.

Пожалуй, единственным слабым местом минерально-сырьевой базы ЮАР является отсутствие промышленных запасов нефти. Пока что усиленные поиски нефти в районах морского шельфа, которые ведутся уже в течение ряда лет, привели к обнаружению небольших запасов этого сырья, а также источников газа и конденсата в прибрежной полосе к югу от города Моссел-Бэй. В этой ситуации уголь остается основой получения электроэнергии, а также сырья для выработки жидкого топлива.

ЗОЛОТО

Месторождения золота, обнаруженные в Южной Африке в середине 80-х годов прошлого века, до сих пор остаются крупнейшими в мире. Их открытие не только вызвало "золотую лихорадку" и послужило причиной основания и быстрого роста самого многонаселенного в наши дни города ЮАР - Йоханнесбурга, но и в корне изменило всю хозяйственную жизнь страны. Рост добычи этого благородного металла сопровождался строительством автомагистралей и железных дорог, электростанций и металлургических предприятий... С тех пор в течение многих десятилетий золотодобыча являлась, а в значительной мере и сейчас продолжает оставаться основой экономики страны.

АЛМАЗЫ

ЮАР входит в число крупнейших в мире производителей и экспортеров алмазов. Запасы алмазов составляют 365 млн. каратов, из которых более трети (125 млн.) приходится на ювелирные. В Южной Африке добывается свыше 20% африканских алмазов и более 10% - мировых.

Коренные месторождения, связанные с кимбер-литовыми трубками, находятся преимущественно близ Кимберли, в древних речных отложениях вдоль рек Оранжевая и Вааль и около г. Лихтенбурга, а россыпи распространены вдоль Атлантического побережья - в Намакваленде.

Максимальный объем добычи алмазов был достигнут в 1993 г. - 10,6 млн. каратов.

ПЛАТИНА

В течение многих лет Южная Африка занимает лидирующее положение в мире по запасам и объемам добычи металлов платиновой группы (МПГ - платина, палладий, осмий, иридий, родий и рутений). Согласно официальным источникам, запасы МПГ, имеющиеся в ЮАР, при современном уровне добычи не иссякнут на протяжении жизни нескольких поколений. Основной спрос на платину предъявляют предприятия нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и химической промышленности, а также такие отрасли, как радио- и электротехника, электроника и приборостроение.

В отличие от большинства других стран, где платина и иные металлы МПГ производятся как побочный продукт, в ЮАР они добываются на специальных рудниках. Основной район добычи находится в центральной части провинции Хотенг к западу от Претории.

ЖЕЛЕЗНЫЕ РУДЫ

Крупнейший перспективный железорудный бассейн не только в ЮАР, но и всего Африканского континента расположен в Северном Кейпе и простирается от г.Сайшена на Севере до г. Постмасбурга на Юге. Его общие запасы составляют около 5,5 млрд. т высококачественных руд с содержанием 66-70% железа. На западе Северной провинции, в 120 км от г. Рустенбурга, находится другое крупное месторождение - Табазимби, в течение долгих лет служившее основным сырьевым источником для местных металлургических предприятий и экспортных поставок. Весьма перспективным участком добычи сырья для черной металлургии становится восточная часть провинции Северный Кейп.

МАРГАНЦЕВАЯ РУДА

На территории ЮАР расположены многочисленные месторождения марганцевого сырья (содержание в руде - 38-50,5%), в геологическом отношении объединенные в рудные поля. Основная часть резервов сосредоточена в Северном Кейпе (около 75%). Рудное поле Калахари представляет собой крупнейшее в мире скопление марганцевых руд. Его протяженность с севера на юг достигает 33 км, а ширина - 10. Среди наиболее крупных месторождений района - Маматван, Миддел-плаатс, Весселз. Южнее находится Постмас-бургское поле, где рудопроявления расположены также в меридиональном направлении вдоль восточного склона горного массива Лангеберге.

Около 1/4 добываемой в стране марганцевой руды перерабатывается на местных заводах по производству сплавов и металлического марганца для последующего экспорта, остальное вывозится в виде руды.

ТИТАН

ЮАР располагает значительными его запасами: около 40 млн.т в пересчете на диоксид титана, или 12,4% подтвержденных мировых запасов. Крупнейшее в мире россыпное месторождение протяженностью 180 км расположено вдоль восточного побережья страны на участке от г. Ричардс-Бэй до г. Дурбана.

По объему ежегодного производства титановых концентратов ЮАР занимает второе место в мире (после Австралии): 670-680 тыс.т (в пересчете на диоксид титана).

НИКЕЛЬ

В Южной Африке имеются также немалые запасы никеля с невысоким содержанием (менее 0,2%) полезного компонента в рудах. Известно 14 месторождений этого вида сырья, из которых 9 эксплуатируются. Многие из них имеют комплексный характер, т.е. никель залегает с цветными металлами и металлами платиновой группы, что способствует снижению себестоимости его извлечения.

По рудничному производству никеля ЮАР занимает пятое место в мире (около 30 тыс.т в год), по выплавке металлического никеля - седьмое-восьмое (28 тыс.т).

УРАН

На ЮАР приходится 12% всех разведанных мировых запасов урана, а по объему его добычи страна уступает только США и Канаде. Вместе с тем содержание металла в ураносодержащих породах является довольно бедным и составляет лишь 0,02-0,03% окиси урана. Производство этого минерала остается экономически оправданным только благодаря тому, что уран здесь добывается как побочный продукт золотодобычи. В свою очередь побочное производство урана становится в ряде случаев важным условием продления сроков эксплуатации золотодобывающих рудников.

Добыча урана в ЮАР получила быстрое развитие в условиях повышенного спроса на него в ситуации "холодной войны" и усиленной гонки вооружений. К концу 50-х годов в стране действовало 17 урановых заводов, перерабатывающих руду с двух десятков рудников в урановые концентраты.

УГОЛЬ

Из-за того, что в ЮАР не обнаружено промышленных запасов нефти, основную роль в энергетике страны играет уголь, за счет которого покрывается приблизительно 80% потребностей в энергоресурсах. Общие запасы угля в Южной Африке оцениваются примерно в 115 млрд.т.

Главными угледобывающими районами ЮАР являются север провинции Свободное Государство (около г. Феринихинга) и провинция Мпумаланга (бассейны Спрингс-Хейделберг, Эрмело-Брейтен и Витбанк-Мидделбург). Бассейн Витбанк-Мидделбург наиболее хорошо разведан, имеет высокое качество углей; на него приходится около 40% всей добычи в стране. Большинство угольных месторождений расположено достаточно удобно - в непосредственной близости от промышленных районов, железных дорог, электростанций и других потребителей.

Условия залегания угля - небольшая глубина и значительная толщина пластов - по большей части очень благоприятны для разработок. Это обстоятельство является причиной того, что стоимость добычи угля в ЮАР - среди самых низких в мире.

В последние десятилетия ЮАР сделалась крупным экспортером угля. Как статья экспорта, используемая для пополнения валютных резервов, уголь уступает только золоту.

Обрабатывающая промышленность ЮАР

Южно-Африканская Республика обладает наиболее развитой обрабатывающей промышленностью на континенте. Эта отрасль создает 25% ВВП и в ней занято около 1,5 млн. человек (11,5% экономически активного населения). Наиболее важными составляющими этой отрасли являются металлургическая, металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая, целлюлозно-бумажная, пищевкусовая, текстильная, швейная промышленность.

Статистические показатели ЮАР
(по состоянию на 2012 год)

В ЮАР производится очень широкий спектр промышленной продукции, и качество всех товаров, как правило, очень высокое. Вместе с тем хозяйство страны в значительной степени зависит от импорта станков, механизмов, узлов, комплектующих деталей и некоторых полуфабрикатов.

Предприятия отрасли сосредоточены преимущественно в нескольких промышленных зонах. Прежде всего это - провинции Хотенг (города Претория, Йоханнесбург и Феринихинг) и Западный Кейп с промышленными центрами Кейптауном, Белвиллем, Саймон-стауном, Вустером, а также города Дурбан и Порт-Элизабет. В результате проводимой уже с конца 60-х годов политики децентрализации промышленности и привлечения предпринимателей в приграничные зоны бантустанов путем предоставления налоговых льгот, займов, снижения железнодорожных тарифов образовалось несколько новых промышленных районов: Росслинг (к северо-западу от Претории), Хаммарсдал (вблизи Дурбана) и г. Питермарицбург.

МЕТАЛЛУРГИЯ

ЮАР входит в число двадцати крупнейших мировых производителей черных металлов, лидируя среди стран Африканского континента. В последние годы Южная Африка заняла важные позиции в качестве поставщика некоторых из них на мировой рынок. Кроме того, в 90-е годы ЮАР вышла на одно из ведущих мест в мире по производству полуфабрикатов из марганцевых руд и хромитов.

Ежегодно в стране выплавляется около 10 млн.т стали. Около 90% этого объема приходится на Корпорацию по производству чугуна и стали -"Саут Эфрикэн Айрон энд Стал Корпорейшн" (ИСКОР, South African Iron and Steel Corporation-ISCOR), приватизированную в начале 90-х годов.

ИСКОР принадлежит четыре металлургических комбината полного цикла. Крупнейший из них - завод в г. Фандербейлпарке на юге провинции Хотенг - после серьезной реконструкции в 1985 г. выпускает около 4,5 млн.т стальной продукции. На предприятиях корпорации около четверти объема стали выплавляют в электропечах. При этом в установках по непрерывной разливке получают 60% металла.

Кроме того, в стране имеется несколько металлургических мини-заводов общей мощностью около 1 млн.т стального проката и заготовок в год. Несмотря на относительно небольшие масштабы, эти предприятия соответствуют самым современным технологическим требованиям. Как правило, они производят продукцию узкого сортимента (катанка, арматурная сталь, прутки, уголки и т.д.), но высокого качества при довольно низких капитальных затратах и низкой себестоимости. ЮАР удовлетворяет свои потребности в основных видах продукции отрасли, импортируя сравнительно небольшие объемы качественных сталей и некоторые виды проката. Страна вывозит около 2,5 млн.т стали в государства Западной Европы, а в последние годы и в африканские страны.

Южно-Африканской Республике принадлежит одно из ведущих мест в мире по производству сплавов марганца - 11-13% мирового производства ферромарганца (4,5-5,0 млн.т в год) и около 30% (примерно 300 тыс.т) силикомарганца. Марганцевые сплавы выпускают четыре завода. Переработка марганцевых руд производится в основном компаниями, связанными с добычей этого вида сырья, что значительно упрощает решение проблемы сырьевого обеспечения металлургических предприятий.

Дальнейшее развитие производства сплавов с содержанием марганца планируется в основном путем расширения мощностей действующих предприятий. Основная часть выплавляемых в стране сплавов предназначена для экспорта (около 30% мирового экспорта). Большая его часть поступает в страны Западной Европы и США. В начале 90-х годов ЮАР удовлетворяла потребности ЕЭС в ферромарганце почти на 40% и в силикомарганце - более чем на 25%. (25 тыс.т).

Ресурсная база цветной металлургии не столь богата и разнообразна. Наибольшее развитие получило производство меди и алюминия, Медеплавильная промышленность ЮАР работает в основном на местных рудах, в то время как алюминиевая - на импортном сырье.

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Это крупнейшая отрасль южноафриканской обрабатывающей промышленности. Здесь производятся двигатели, турбины, сельскохозяйственные машины и орудия, автомобили и автобусы, морские и речные суда и самолеты, специальное оборудование и т.д. Предприятия тяжелого машиностроения в Фандербейлпарке, Рудепорте, Джермистоне и некоторых других городах специализируются на выпуске горнопромышленного оборудования, технологических установок для химических и нефтеперерабатывающих заводов, прокатных станов, а также обогатительного оборудования и оборудования для электростанций. Часть продукции идет на экспорт.

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

В ЮАР действует около 20 предприятий по сборке автомобилей и производству запчастей и различных компонентов. Правда, своей марки автомобиля здесь пока нет, зато ежегодно собираются сотни тысяч "фордов", "фольксвагенов", "мерседесов", "тойот"... С конвейеров заводов, принадлежащих ведущим автомобильным корпорациям США, Японии, Западной Европы, сходят также автобусы, грузовики, прицепы и полуприцепы, а также запчасти к ним, общим числом более 200 наименований, 159 из которых выпускает компания НААКАМ (NAACAM). Комплектующие детали поступают не только на сборочные заводы страны, но и на рынки США, Южной Америки, Европы, Дальнего Востока и Африки.

Центрами автомобилестроения ЮАР являются города Порт-Элизабет, Эйтенхах, Кейптаун, Ист-Лондон, Дурбан, Йоханнесбург и Претория. На расположенных здесь заводах собирается более 40 моделей автомобилей и около 150 их модификаций. Благодаря развитию отрасли ЮАР ныне располагает самым большим числом автомашин на континенте и входит в двадцатку стран мира по количеству автомобилей на душу населения. Здесь эта пропорция составляет: 1 машина на 12 человек. И тем не менее местное производство до сих пор не удовлетворяет потребностей южноафриканцев в "личных транспортных средствах". Поэтому часть их импортируется из ФРГ, Японии, Англии, Франции, Италии.На южноафриканских машиностроительных предприятиях производятся железнодорожные вагоны и локомотивы, шпалы, оси, парные колеса и рельсовое оборудование. ЮАР не только полностью обеспечивает себя подвижным составом и железнодорожным оборудованием всех видов, но и экспортирует часть этой продукции. Заводы этой отрасли контролируются компанией "Дорбил Лтд" (Dorbyl Ltd). Они расположены в пригородах Йоханнесбурга, а также в городах Рудепорт, Маребург, Джермистон, Боксбург, Бенони и Порт-Элизабет.

СУДОСТРОЕНИЕ

Южная Африка в основном специализируется на производстве малотоннажных судов различного предназначения: буксиров, траулеров, плавучих кранов, барж, каботажных судов, а также судов для обслуживания морских буровых платформ. Кроме того, южноафриканские судостроители -известные специалисты по созданию яхт различных классов. Главный центр судостроения - г.Дурбан.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Это самые молодые отрасли промышленности ЮАР. Тем не менее они держат первенство по числу занятых в них местных и иностранных компаний, которое уже достигло 200. Среди наиболее крупных можно назвать "Гринэйкер Групп" (Grinaker Group), "Барлоу Ранд Лтд" (Barlow Rand Ltd) с филиалом "Реюнерт" (Reunert), "Саут Эфрикэн Микроэлектроник Системе" (САМЕС, South African Microelectronic Systems, SAMES), "Сименс" (Siemens), "Браун Бувери Текнолоджис СА" (Broun Bowery Technologies SA), "Флитлайн Энтерпрайзиз" (Fleetline Enterprises), "Три Секьюрити" (Three Security). С 1993 года активную деятельность в ЮАР развернули американская компания Ай-Би-Эм и южнокорейская "Самсунг"; последняя собирается вложить в развитие отрасли 150 млн. рандов.

В последние годы в ЮАР расширяется производство аудио- и видеотехники, оргтехники, лазерной техники, теле- и радио-коммуникационного оборудования, полупроводниковых приборов. А по лицензии Ай-Би-Эм налажена сборка персональных компьютеров. Ее осуществляют отдельные частные фирмы. В начале 90-х годов выпуск компьютеров в ЮАР вышел на новый уровень создания программно-совместимых универсальных систем.

На южноафриканских предприятиях подготовлена база и для производства высокоточной электронной аппаратуры. Основные центры электроники и электротехники - города Претория, Йоханнесбург, Феринихинг, Боксбург, Порт-Элизабет.

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Это одна из ведущих отраслей экономики ЮАР. На основе местных сырьевых ресурсов здесь выпускается широкий ассортимент продукции, по большей части пользующейся спросом на внешнем рынке. Производство взрывчатых веществ для горнодобывающей промышленности - среди старейших в химической индустрии. Эта сфера в значительной степени монополизирована компанией "Эфрикэн Эксплозивз энд Кемикл Индастриз" (АЭКИ, African Explosives and Chemical Industries), заводы которой расположены в городах Моддер-фонтейн, Сомерсет-Уэст, Умбогитвини и Сасолбург.

ЮАР - единственная страна в мире, производящая жидкое топливо из угля; это осуществляется на заводах компании "Саут Эфрикэн Коул Ойл энд Гэс Корпорейшн" (САСОЛ - South African Coal Oil & Gas Corporation - SASOL), размещенных в городах Сасолбург и Секунда в Восточном Трансваале. Эти предприятия обеспечивают 40% потребностей страны в жидком топливе. К настоящему времени завершено строительство уже четвертого завода подобного типа.

Часть синтетического бензина экспортируется. В частности, контракт на его поставку в Бразилию (300 тыс.куб.м) - среди крупнейших экспортных операций ЮАР. Подобные контракты - на экспорт химического топлива - заключены с Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Производство синтетического топлива в Сасолбурге послужило основой для создания нефтехимического комплекса, выпускающего более 100 видов продукции, в том числе аммиак, парафин, синтетические смолы, пластмассы. синтетический каучук и т.д.

ЮАР - крупнейший в Африке производитель фармацевтической продукции. В этой области действуют филиалы таких международных корпораций, как "Байер" (Вауег) и "Хёхст" (Hoechst). Южная Африка производит и экспортирует также фосфорную и полифосфорную кислоты, окись и гидроокись ванадия, силикон, окись титана, йодистый калий, фосфат кальция, ферроуран, ацетон, бутанон, фурфуриловый и тетрагидрофурфуриловый спирт и др.

ПИЩЕВКУСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В пищевкусовой промышленности (производство продовольствия, напитков, табачных изделий) занято 223 тыс. человек. Из 27 крупнейших южноафриканских корпораций в данной отрасли действует шесть, в их числе: "СГ Смит Шугар" (CG Smith Sugar) с капиталом в 419 млн. рандов, владеющая пятью сахарными заводами в Квазулу-Натале и одним в провинции Мпумаланга; "Тонгаат-Хьюлетт Групп" (Tongaat Hewlett Group), с капиталом 73 млн. рандов, занимающаяся переработкой сахарного тросника; "Саут Эфрикэн Брюевериз" (South African Breweries), осуществляющая производство пива, натуральных фруктовых соков, безалкогольных напитков; "Империал Колд Сторидж энд Саплай" (Imperial Cold Storage & Supply), производящая мясные и молочные продукты, мороженую рыбу и мороженые овощи, "Премьер Групп" (Premier Group), владеющую мукомольными заводами, хлебозаводами, маслобойнями, и "Ирвин энд Джонсон" (Irvin & Johnson), занимающаяся обработкой и экспортом рыбы, мороженых овощей, кондитерских изделий.

Предприятия, специализирующиеся на консервировании овощей и фруктов, расположены преимущественно в четырех зонах: в провинциях Западный Кейп (переработка цитрусовых и яблок), Восточный Кейп и Квазулу-Наталь (консервирование ананасов), а также в районе Витват-терсранда (переработка фруктов и овощей). Около 40% этой продукции вывозится примерно в 70 стран мира, среди которых Великобритания является ее главным потребителем.

По объему переработки мяса, производству сгущенного молока и сливок ЮАР занимает первое место в Африке и одно из первых в мире. Молочные и мясные консервы потребляются в основном внутри страны, зато рыбные экспортируются. Но вот чем по-настоящему славится пищевая промышленность ЮАР, так это вином и пивом. Южноафриканские вина отличаются высоким качеством и разнообразием, винодельческие предприятия расположены на юге Западного Кейпа, а самый крупный покупатель этой продукции - Великобритания.

Широко известен южноафриканский чай "Ройбос", выпускаемый на фабриках одноименной компании в районе г. Кейптауна. Часть чайной продукции закупается Японией (1 тыс.т в год), Германией и Швейцарией (по 240 т в год). ЮАР занимает первое место в Африке и одно из ведущих в мире по производству тростникового сахара. Главный центр сахароварения - провинция Квазулу-Наталь.

ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Текстильная промышленность представлена в основном производством хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических и смесовых тканей, а также пряжи, одеял, ковров и трикотажа. ЮАР входит в пятерку крупнейших в мире производителей мохера. В отрасли насчитывается более 1000 фабрик, на которых работает около 125 тыс. человек. Большая часть предприятий расположена в районе городов Ист-Лондон, Порт-Элизабет, Кейптаун, Претория, Йоханнесбург, а также Стандертон, Хэррисмит, Дурбан, Ледисмит и Чарлстаун.

Ведущей корпорацией ЮАР, производящей одежду и текстиль, является "Консолидейтед Текстайл Милз" (Consolidated Textiles Mills).

Внутренние потребности в текстиле удовлетворяются местной промышленностью примерно на 60%. Набивная ткань компании "Хоум Фэбрикс" (Home Fabrics), расположенной в г.Мидранде, используемая для обивки мебели, экспортируется в Сингапур, Японию, Австралию, Новую Зеландию. США. Южная Африка известна на мировом рынке как поставщик выделанных кож, пользующихся большим спросом на заводах Италии, Испании, Португалии, Японии, Гонконга, Израиля.

ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Военная промышленность, переживающая в настоящее время период конверсии, вносит заметный вклад в экономику ЮАР.

Вклад собственно военной промышленности в ВВП достигает 3 млрд. рандов в год, в ней занято около 70 тыс. человек. По лицензиям, приобретенным у американских, европейских, израильских и других фирм, а также по отечественным разработкам в ЮАР производятся самолеты, вертолеты, ракеты, бронеавтомобили, танки, стрелковое вооружение и военное снаряжение.

Африка исключительно богата природными ископаемыми. Она является одним из главных поставщиков руд черных и цветных металлов для мировой металлургической промышленности. Континент может похвастаться залежами графита, месторождениями нефти и природного газа и относительно небольшими залежами угля.

И все же главным сокровищем Африки являются залежи золота и ювелирных алмазов. Кроме того, на материке есть залежи урановых руд, содержание урана в которых достигает 0,3%.

Особенности рельефа Африки и их влияние на месторождения полезных ископаемых

Процессы орудения недр Африканского континента происходили в докембрийский период, а также в начале палеозоя. А поскольку древний фундамент материковой платформы поднимался на поверхность в южных частях и в районе Экваториальной Африки, то именно там сосредоточены все важнейшие места залегания рудных ископаемых.

Метамофрозы в слоях древних архейских и протерозойских плит в различных районах материка привели к образованию залежей хромитов в Южной Родезии, медной руды в районе ЮАР, вольфрама и олова в Нигерии, а также графита на Мадагаскаре и марганца в Гане.


В результате протекания гидротермальных процессов в недрах материка на территории Западной Африки образовались залежи золота. Золотой рудой магматического происхождения богата ЮАР.

Африка столь богата алмазами, что даже один из видов алмазных трубок - кимберлит - получил название по имени африканской провинции Кимберли, где впервые была обнаружена трубка данного вида. Кимберлитовые трубки - это, так называемые, коренные месторождения алмазов, образованных из графита, который долгое время находился под давлением глубоко в пластах Земли (на глубине от 100 до 200 км), был модифицирован в алмаз и вынесен на поверхность магмой во время вулканических извержений.

Виды полезных ископаемых Африки


Горючие полезные ископаемые

Уголь (месторождения в ЮАР). Образуется из частей древних растений, является одним из важнейших энергетических ресурсов на сегодняшний день.

Нефть (месторождения в Ливии, Алжире и Нигерии). Относится к ископаемому топливу, имеет маслянистую жидкую структуру, состоит из углеводородов различной массы. Высоко ценится в мире.

Руды черных металлов

Марганцевые руды (месторождения в ЮАР). Используются в качестве добавки к железным сплавам для придания им твердости и прочности, для производства легированного чугуна и стали.

Хромитовые руды (месторождения в ЮАР). Из хромитов добывают хром, который является незаменимым компонентом нержавеющих и жаропрочных суперсплавов.

Титаномагнетиновые руды (месторождения в ЮАР). Руды, в состав которых входит ванадий - наиболее редкий черный металл. Используется для производства марочных сплавов стали и чугуна.

Руды цветных металлов

Алюминий (месторождения бокситов в Камеруне). Имеет широкое применение благодаря легкости, высокой тепло- и электропроводимости, устойчивости к коррозии. Самый распространенный металл в земной коре.

Медь (залежи в медном поясе Республики Конго и Замбии). Самый ценный среди цветных металлов. Используется в энерготехнической промышленности, в машиностроении, а также при производстве различных сплавов.

Свинец (ЮАР). Входит в состав таких минералов, как церуссит, галенит, англизит и др. Широко применяется в автомобильной, электротехнической, электронной и военной промышленности.

Никель (ЮАР). Используется для производства никилевой стали, в качестве покрытия различных металлических сплавов, при изготовлении монет и т.д. В земной коре представлен только в составе различных руд.

Кобальт (Республика Конго и Замбия). Используется для изготовления сплавов высокой прочности и при производстве мощных магнитов.

Олово. Большая часть олова добывается из минерала касситерита (оловянного камня). Металл безопасен, устойчив к коррозии и нетоксичен, поэтому применяется, в основном, в качестве покрытия.

Сурьма (Республика Конго). Содержится преимущественно в рудном минерале антимоните. Применяется для изготовления антипиренов - составов, понижающих горючесть различных материалов.

Руды благородных металлов

Золото (ЮАР). Драгоценный металл, используемый в ювелирной и других отраслях промышленности. Встречается в составе руды, а также в чистом виде в водных источниках.

Платина и платиноиды (ЮАР). Является наиболее редким и дорогостоящим среди драгоценных металлов. Ценится благодаря своей тугоплавкости, высокой стойкости к коррозии и окислению, большой прочности и электропроводимости.

Руды редких и радиоактивных металлов

На Африканском континенте имеются месторождения минеральных руд, из которых добывают ниобий (север Нигерии), тантал (Египет), цезий (Зимбабве и Намибия), радиоактивный уран (Намибия и ЮАР).

Алмазы

Самые известные среди драгоценных камней. Очень ценятся в качестве ювелирных украшений, а также имеют широкое применение в промышленности благодаря своей твердости.

Ресурсы и месторождения

Рассмотрим кратко наиболее крупные месторождения полезных ископаемых Африки. Континент считается ведущим поставщиком золота, платины и алмазов. Первое место в мире по добыче золота и платины принадлежит ЮАР (на 2011 год в стране было добыто 198 т золота и 151 т платины). Также крупные месторождения данных металлов находятся в Зимбабве, Гане, Республике Конго и Мали. Замбии принадлежит первенство по добыче меди в мире, также Замбия вместе с Конго ведут по месторождениям кобальта.

В недрах ЮАР сосредоточены бесценные запасы минералов: 91% мирового запаса марганцевых руд, 58% хромитовых руд и 50% залежей ванадия. В Камеруне находится 3,8% мирового запаса алюминия.

Наиболее богатые месторождения алмазов расположены в ЮАР, Зимбабве, Намибии и Анголе. Примечательно, что 100% алмазов, добываемых в Намибии, имеют ювелирную ценность.

Большие нефтяные месторождения есть в Алжире (15 место в мире), Ливии, Нигерии и Египте. Северное побережье континента богато железными, марганцевыми и свинцово-цинковыми рудами.


Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2020)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (27.02 - 08.03.2020)
Таинственная земля Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА → Хозяйство ЮАР

Хозяйство ЮАР

ЮАР - индустриально-аграрная страна. На долю ЮАР приходится лишь 5% площади и 7% населения Африки, но более 40% всей промышленной продукции континента (по стоимости).

Многие десятилетия ведущую роль в южноафриканской экономике играла добыча полезных ископаемых. В годы второй мировой войны и после ее окончания быстро развивалась обрабатывающая промышленность, и в настоящее время по доле в совокупном общественном продукте эта отрасль прочно вышла на первое место. Но добыча полезных ископаемых попрежнему определяет особое место ЮАР среди развитых капиталистических государств, для которых страна играет роль поставщика золота, различного минерального сырья и горнопромышленных полуфабрикатов.

ЮАР ежегодно производит до 700- 800 т золота, на нее приходится около % его добычи в капиталистическом мире. Размещение добычи золота в стране существенно изменилось. Прежде почти все золото извлекалось из золотоносных конгломератов хребта Витватерсранд. Накануне и в годы второй мировой войны к востоку, западу и югозападу от старых золотопромышленных районов были разведаны новые крупные месторождения. С конца 40х - начала 50х годов стали действовать новые рудники, откуда и поступает теперь подавляющая часть золота. Но в целом из-за хищнической системы эксплуатации золотоносные месторождения в ЮАР все более и более истощаются.

Немаловажную роль в продлении жизни золотопромышленных предприятий в ЮАР играет извлечение урана, сопутствующего золоту в руде. Уже в 50х годах в ЮАР действовало 17 урановых заводов, и золотопромышленные компании получали огромные дополнительные прибыли. ЮАР и сегодня остается в числе ведущих в мире производителей урана.

По суммарному весу добываемых алмазов ЮАР находится на втором месте в капиталистическом мире после Республики Заир. Однако по стоимости продукции алмазов ЮАР занимает первое место, так как здесь добываются более крупные камни, идущие в ювелирное производство.

В стране два вида алмазных месторождений - россыпные (встречаются в речных долинах ЮАР) и коренные - основной источник алмазов. Коренные месторождения (кимберлитовые трубки) находятся в Трансваале, на югозападе Оранжевой провинции и в северной части Капской провинции. Несколько таких трубок имеется в городе Кимберли, давшем название этому типу алмазных месторождений.

На золото, уран и алмазы приходится свыше 60% стоимости всех добываемых в стране минеральных богатств. Заметное место в экспорте ЮАР занимают марганцевая руда, основной центр добычи которой - в Постмасбурге, и хромиты, добываемые на востоке и западе Трансвааля. С введением в эксплуатацию крупного меднорудного месторождения Пхалабор ва в северовосточной части Трансвааля все большее значение приобретает вывоз меди. Медная руда добывается также в Мессине (на крайнем севере Трансвааля) и на западе Капской провинции.

До начала 70х годов уголь и железную руду добывали главным образом для удовлетворения внутренних потребностей. В последние годы все более растет экспорт этих полезных ископаемых в страны Западной Европы и Японию. Основные угледобывающие районы расположены на севере Оранжевой провинции, в северной части Натала (месторождения Фрейхейд и Данди) и в Трансваале (бассейны Спрингс - Хейделберх, Эрмело - Брейтен и Витбанк - Мид делбург). Бассейн Витбанк - Миддел бург особенно важен благодаря высокому качеству угля и его большим запасам: на него приходится около 40% всей добычи угля в стране. Основные потребители его - крупные тепловые электростанции - расположены обычно в непосредственной близости от мест добычи, так что уголь из шахт нередко поступает прямо в бункера электростанций. В ЮАР более полутора десятков электростанций такого типа. Оми находятся в ведении государственной Комиссии по снабжению электричеством (ЭСКОМ) и производят свыше 4/5 всей электроэнергии в стране.

Железная руда встречается во многих районах, но наиболее крупные разведанные месторождения сосредоточены в Трансваале. В северозападной части этой провинции расположено основное из разрабатываемых месторождений - Та базимби, снабжающее сырьем заводы государственной Корпорации по производству чугуна и стали (ИСКОР). Второй по значению район добычи железных руд - месторождение Сайшен в Капской провинции недалеко от Постмасбурга.

Полезные ископаемые в стране добывают в основном на крупных рудниках и шахтах, которые требуют оснащения сложной техникой. В добывающей промышленности ЮАР трудится более 650 тыс. человек, 90% из них - африканцы. Повсеместно владельцы рудников не соблюдают даже элементарных норм техники безопасности, в результате чего рабочие трудятся в тяжелейших условиях. Ежегодно в забоях рудников горнопромышленных предприятий гибнет много людей.

Почти все горнорудные предприятия контролируются 8-10 крупными монополистическими объединениями, деятельность которых помимо ЮАР охватывает ряд других стран Африки. Предприятия южноафриканских горнопромышленных концернов разбросаны и в других частях света. Еще в конце прошлого века С. Родсом был основан концерн « Консо лидейтед голфилдс оф Саут Африка», который и сейчас играет важную роль в золотодобыче.

Капиталы действующего в ЮАР концерна « АнглоАмерикэн корпорейшн оф Саут Африка» (ААК) оцениваются более чем в 5 млрд. фунтов стерлингов. Принадлежащие концерну рудники в ЮАР дают около Уз всего золота, добываемого в капиталистическом мире, а филиал этой монополии - компания « Де Бирс консолидейтед майнз» почти всецело контролирует мировой капиталистический рынок алмазов. Группа ААК включает также многочисленные предприятия по добыче угля, медных, марганцевых, железных руд, компании, ведущие геологоразведочные работы, различные компании обрабатывающей промышленности, финансовые фирмы и т. д.

В контроле над горнодобывающей промышленностью ЮАР участвуют и другие монополии, как, например, « Англо Трансвааль консолидейтед», « Юнион корпорейшн», « Дженерал майнинг». Главные акционеры этих концернов и корпораций в большинстве случаев представители местной буржуазии европейского происхождения, в основном англичане, в меньшей степени - африканеры. Местная буржуазия действует в тесном сотрудничестве с монополистическими кругами стран Запада, от финансовой помощи и поддержки которых она находится в большой зависимости.

Важные позиции во всей экономике ЮАР, в том числе в горнодобывающей промышленности, занимает капитал Великобритании. Свои отделения и филиалы имеют здесь около 1000 английских фирм. Быстро растут инвестиции и других стран Западной Европы, США и Японии. В конце 1976 г. на долю стран ЕЭС приходилось 57,5% общей суммы иностранных капиталовложений в ЮАР, составлявшей 22,7 млрд. рандов (0 ,84ранда = 1 долл. США-июнь 1979г.).

В обрабатывающей промышленности ЮАР важное место занимает металлургия. В стране ежегодно выплавляется более 6 млн. т чугуна и свыше 6 млн. т стали. Растет также производство ферросплавов. Основная продукция черной металлургии поступает с двух крупных предприятий корпорации ИСКОР, расположенных в Претории и в Фандербейлпарке (провинция Трансвааль). Третий металлургический комбинат ИСКОР сооружен в Ньюкасле (провинция Натал). В районах меднорудных месторождений находятся несколько медеплавильных заводов. Производится также небольшое количество алюминия и цинка.

Быстро развиваются металлообработка и машиностроение. Предприятия, преимущественно в индустриальных центрах Южного Трансвааля и на севере Оранжевой провинции, выпускают некоторые виды горнопромышленного оборудования (шахтные подъемники, буровые установки и пр.), вагоны, сельскохозяйственную технику, подъемные краны, электромоторы, двигатели внутреннего сгорания, котлы, трубы, электрокабель, рельсы. Иностранным фирмам ( « Форд», « Дже нерал моторе», « Крайслер», « Фольксваген», « Тойота» и др.) принадлежат автосборочные предприятия, размещающиеся в основном в портовых городах - ПортЭлизабете, ИстЛондоне, Кейптауне.

Правящие круги приложили немало усилий к наращиванию военного потенциала ЮАР. С помощью империалистических монополий и правительств ряда стран Запада в 60е и 70е годы в ЮАР была создана и получила значительное развитие военная промышленность. В настоящее время в стране по лицензиям, приобретенным у некоторых французских, западногерманских, бельгийских, израильских и других фирм, производятся самолеты, ракеты, броневики, артиллерийские орудия и другое военное снаряжение. Есть достаточно оснований полагать, что в сентябре 1979 г. ЮАР провела взрыв атомного устройства.

Развитие химических производств в ЮАР связано с горнодобывающей промышленностью, потребляющей большое количество взрывчатых веществ и химических реагентов, а также с военным производством. Крупнейшие предприятия химической промышленности принадлежат компании « Африкен эксплозивс энд ке микл индастриз». Компания имеет в ЮАР несколько заводов, которые кроме взрывчатых веществ выпускают искусственные удобрения, кислоты и пр. Завод компании в Моддерфонтейне - одно из крупнейших в мире предприятий по производству взрывчатки.

Важную роль в химической промышленности ЮАР играет государственная Корпорация угля, нефти и газа (САСОЛ), специализирующаяся на производстве синтетической нефти из угля. На заводах и фабриках компании производятся многие химические продукты - синтетический каучук, лаки, краски, пластмассы и т. п. Мощности предприятий компании САСОЛ, которая уже сейчас обеспечивает У10 потребностей ЮАР в нефти, планируется значительно расширить в ближайшие годы. Крупнейшие в стране нефтеочистительные и нефтеперерабатывающие заводы в Дурбане и Кейптауне принадлежат англоголландской компании « Шелл» и американским монополиям « Мобил» и « Калтекс».

В руках иностранных монополий « Филлипс», « Сименс», « Стандард телефон энд кэйблз», « Плесси» и др. находятся также и появившиеся в последние 10-15 лет предприятия радиотехнической и радиоэлектронной аппаратуры - производство радиоприемников, сигнального оборудования и т. п.

Многочисленные предприятия пищевкусовой и легкой промышленности почти все работают на внутренний рынок. Экспортное значение имеет производство вин, фруктовых консервов, табака, сахара.

Как и во всех других отраслях хозяйства ЮАР, подавляющее большинство занятых в обрабатывающей промышленности - африканцы. На предприятиях этой отрасли в середине 70х годов работало свыше 1,5 млн. человек, из которых европейцев лишь немногим более 300 тыс. Политика апартеида определяет и оплату труда: белый получает заработную плату в несколько раз большую, чем африканец.

Развитию обрабатывающей промышленности правящие круги ЮАР придают особо важное значение. Они стремятся всячески форсировать экспорт готовой промышленной продукции в другие страны Африки, считая, что это позволит ЮАР укрепить свое политическое положение на Африканском континенте и влиять на политику независимых африканских государств. Однако большинство африканских стран не желают поддерживать никаких отношений с расистским правительством Претории.

Реакционная социальная политика cоподствующих кругов ЮАР тормозит развитие производительных сил страны.

Правительство приносит в жертву доктрине апартеида объективные потребности хозяйственного развития. Растущая промышленность требует закрепления трудовых кадров, необходимого для совершенствования рабочими навыков, повышения квалификации и в конечном счете для роста производительности труда. Между тем у африканского рабочего, живущего в городе или промышленном центре, нет никакой уверенности в том, что в любое время ему не будет приказано возвратиться в бантустан. Африканцу чрезвычайно трудно получить работу, требующую высокой профессиональной квалификации. Имеющееся же в стране белое население не может полностью обеспечить растущий спрос на квалифицированный труд.

Существование « цветного барьера» вызывает недовольство значительной части предпринимателей. Местные промышленные магнаты, как и иностранцы, владеющие акциями южноафриканских предприятий, считают, что устранение некоторых расовых ограничений принесло бы им дополнительные материальные выгоды. Они понимают, что африканцы могут выполнять работу любой сложности. Но при этом в соответствии с господствующими в стране расистскими порядками им можно платить меньше, чем белым. « Цветной барьер» длительное время нарушался владельцами фабрик и заводов, поручавшими африканцам выполнение полуквалифицированных, а иногда и квалифицированных работ.

Под давлением местных и иностранных предпринимателей, выступавших за более полное и рациональное использование трудовых ресурсов, а также из-за роста забастовочного движения африканских рабочих и непрекращающейся критики ЮАР в международных сферах, находящиеся у власти расисты стали искать пути « примирения» доктрины апартеида с нуждами экономического развития. В последние годы в политике « цветного барьера» появились значительные трещины. Правительство вынуждено разрешать предпринимателям использовать африканцев на некоторых полуквалифицированных и квалифицированных работах.

В сельском хозяйстве ЮАР существуют два типа производства: высокотоварные фермерские хозяйства белых и низкопро дуктивньге полунатуральные хозяйства африканцев в бантустанах, где 30% территории поражено сильной эрозией, 44% территории подвержено эрозии в несколько меньшей степени. Более 8 млн. африканцев, которые, согласно официальной статистике, живут в бантустанах, испытывают острый недостаток земель. Их земли не хватает ни под пастбища для скота, ни под посевы. Господствуют традиционные системы земледелия. Основным орудием возделывания земли, как и прежде, служит мотыга. В почву не вносится почти никаких удобрений. Урожайность сельскохозяйственных культур низкая. Сбор кукурузы, основного продукта питания африканцев, лишь наполовину покрывает потребности в зерне. Ежегодно сотни тысяч тонн зерна ввозится в бантустаны из районов хозяйств белых фермеров.

Большую роль в сельском хозяйстве играет животноводство. В ЮАР 12 млн. голов крупного рогатого скота, 38 млн. овец и около 5 млн. коз. Более 90% всех овец и около 60% крупного рогатого скота находится в собственности белых. Ферм белых более 110 тыс. Ведущей отраслью остается экстенсивное пастбищное животноводство, прежде всего овцеводство шерстного направления. По настригу шерсти ЮАР принадлежит одно из ведущих мест в капиталистическом мире. Овечья шерсть и кожи играют видную роль в экспорте страны.

Основные животноводческие районы размещаются на возвышенных засушливых плато внутренних частей страны. Крупный рогатый скот разводится также и на прибрежной равнине.

Значительная часть земель ЮАР малоплодородна и нуждается в постоянном внесении удобрений и орошении. В полеводстве используется около 14% сельскохозяйственных земель. На фермах белых широко применяются удобрения и техника; в их пользовании свыше 150 тыс. тракторов. Основные зерновые культуры, выращиваемые на фермах, - кукуруза, пшеница и сорго. Урожайность их из-за недостатка влаги низкая - в среднем 8-10 ц кукурузы и 5-6 ц пшеницы с 1 га. Сеют также ячмень, рожь, овес. Отдельные участки отведены под бобовые, картофель, овощи, арахис, табак. Провинция Натал и восточная часть Трансвааля - основные районы выращивания сахарного тростника. Наряду с сахаром видную роль в экспорте ЮАР играют виноград, яблоки, груши, персики, бананы, ананасы и цитрусовые. Их выращивают в различных местах прибрежной полосы, а также в северных и в северовосточных округах Трансвааля.

Основной межрайонный вид транспорта в ЮАР - железные дороги. Длина их - около 24 тыс. км (1978 г.). Главные железнодорожные магистрали протянулись от портовых городов к промышленным районам Трансвааля с центром в Йоханнесбурге. Электрифицирована У5 железных дорог. С соседними странами ЮАР связана несколькими железнодорожными линиями. Одна из них ведет в Намибию, другая - в Ботсвану и Зимбабве, третья соединяет Йоханнесбург с мозамбикским портом Мапуту.

Длина автомобильных дорог с твердым покрытием - 7,7 тыс. км. Их направления в основном совпадают с направлениями главных железнодорожных магистралей. Морской транспорт играет основную роль в обслуживании экономических связей с другими странами. Несмотря на это, страна практически не имеет собственного флота. Зато в ее порты ежегодно заходят тысячи иностранных судов, привозящих в ЮАР пассажиров и грузы или огибающих южную оконечность Африки. Общая протяженность причалов портов Кейптауна, Дурбана, ПортЭлиза бета и ИстЛондона превышает 21 км. С каждым годом все более заметную роль во внешних связях ЮАР играет авиационный транспорт. В стране два международных аэропорта. Регулярными рейсами ЮАР связана с Лондоном и другими западноевропейскими столицами, а также с США, Австралией, Аргентиной и странами ЮгоВосточной Азии. Поддерживается воздушное сообщение со странами Африки - Зимбабве, Мозамбиком, Лесото, Ботсваной, Свазилендом, Намибией, Малави, Маврикием. Внутренние рейсы связывают Йоханнесбург и Кейптаун с другими крупными городами страны.

Из-за военных действий на Донбассе Украина столкнулась с угля, что привело к веерным в разных регионах страны. Чтобы покрыть дефицит, государство законтрактовало 1 млн тонн угля из ЮАР и ведет переговоры с поставщиками австралийского и новозеландского угля.

В сентябре был подписан первый контракт на поставку 1 млн тонн угля из ЮАР. Покупателем этого угля будет государственная компания Укринтерэнерго, которая на сегодня украинской электроэнергии в аннексированный Крым.

Компания уже объявила тендер на транспортировку 1 млн тонн угля. В тендерной документации говорится, что ежемесячно порты будут получать около 250 000 тонн угля из ЮАР. "Ожидаем 15-19 октября первые три судна. Придется переводить цену на условия DDP, чтобы продавец оплатил доставку, - рассказал 23 сентября журналистам глава Укринтерэнерго Владимир Зиневич. - Это, конечно же, будет дороже из-за НДС, но других вариантов у нас пока нет". Подробности контракта и поставщика африканского угля ни Минэнерго, ни Укринтерэнерго не раскрывают.

Чиновник в Минэнерго на правах анонимности сообщил ЛІГАБізнесІнформ , что контракт на поставку угля из ЮАР подписан с компанией Steel Mont Trading Ltd, зарегистрированной в Лондоне.

Steel Mont Trading с 1993 года торгует сталью, ферросплавами, строительными материалами, сельхозпродукцией. Представительства компании находятся в Украине, ОАЭ, Индии, Германии, Турции и России.

Глава Steel Mont Trading Хардип Берри подтвердил ЛІГАБізнесІнформ подписание контракта на поставку в Украину 1 млн тонн южноафриканского угля, но не стал раскрывать его подробности. "Сумма контракта на поставку южноафриканского угля составляет более $90 млн. Договор предусматривает поставку угольной продукции по $92-95 за тонну (без НДС) в порту на условиях DDP, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ чиновник в Минэнерго. - Первое судно должно прийти в порт Южный через 10-15 дней".

"С учетом перевалки и транспортировки по железной дороге этот уголь обойдется для ТЭС в $107-109 за тонну без НДС", - говорит аналитик CASE Украина Евгений Дубогрыз.

В 2013 году Донбассэнерго покупала энергетический уголь по 695 гривен за тонну, что по старому курсу НБУ составляет $87.

Сейчас уголь из ЮАР можно купить и подешевле. "Спотовые цены на энергетический уголь из ЮАР с поставкой в ноябре сегодня составляют $73,5 за тонну, а с поставкой в октябре - $70 на условиях FOB (без уплаты пошлин и растаможки), - рассказывает Дубогрыз. - С учетом затрат на перевозку около $10 за тонну этот уголь может стоить в украинском порту около $80-83 за тонну без таможенных затрат и комиссии посредника".

Другие альтернативы

Поставок из ЮАР не хватит, чтобы обеспечить украинские ТЭС углем в отопительный период. Поэтому частные компании начали самостоятельно искать альтернативные источники поставок угля.

Еще в начале сентября энергогенерирующая компания Донбассэнерго (эксплуатирует Славянскую и Старобешевскую ТЭС) начала импорт угля из России. "Учитывая сложившуюся ситуацию, Донбассэнерго подписала контракт на поставку для нужд Старобешевской ТЭС 100 000 тонн угля марки "П" российского происхождения по цене $80 за тонну (без растаможки. - Ред. ), - говорится в сообщении Донбассэнерго. - Дополнительно компания прорабатывает возможность импорта в 100 000 тонн угля марки "П" из США по цене $100".

Крупнейший энергохолдинг Украины ДТЭК (25% в объеме производства электроэнергии в Украине) также начал поставлять уголь из России. С августа поставки идут на Криворожскую, Приднепровскую и Луганскую ТЭС.

"Эти объемы идут через Харьковскую область. Сейчас энергетический уголь можно купить в России по $70-75 в зависимости от качества, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ
чиновник в Минэнерго. - А если покупать со склада, его стоимость составит и вовсе менее $50 за тонну".

Еще одним продавцом угля вполне может стать Австралия. Сейчас стоимость австралийского энергетического угля составляет менее $70 за тонну.

"Дефицит угля вполне можно закрыть за счет импортных поставок, - считает Дубогрыз. - Сейчас на мировом рынке профицит угля, что приводит к снижению цен на угольную продукцию".

Случайные статьи

Вверх