Политика дорогих денег приводит к ограничению. Политика дешевых денег

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

    Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие отСтабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Цели управления

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Структура управления

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

  • -кредитная экспансия (политика дешёвых денег) - политика направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;
  • -кредитная рестрикция (политика дорогих денег) - ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дешёвых денег используется в условиях циклического уменьшения объёмов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учётную ставку процента (или ставку рефинансирования, т.е. ставку, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банком). В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно:

  • -к росту денежного предложения;
  • -к падению ставок коммерческих банков;
  • -к росту инвестиционных расходов предприятий;
  • -к увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

  • -сокращение спроса на национальную валюту за границей;
  • -обесценение национальной валюты;
  • -увеличение чистого экспорта.
  • -Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учётную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объём инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной экспансии и рестрикции зависит от следующих составляющих:

  • -от быстроты принятия решений центральным банком(как правило, решение об изменении фискальной политики применяются парламентом и долго обсуждаются);
  • -изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:

  • -увеличение реального ВВП;
  • -снижение уровня безработицы;
  • -стабилизация цен;
  • -достижение устойчивости платёжного баланса.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком, следующие:

  • -преодоление экономического спада;
  • -удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);
  • -стабилизация курса рубля и платежного баланса;
  • -поддержка уровня жизни населения;
  • -ограничение безработицы;
  • -стабилизация состояния банковской системы;
  • -поддержка кредитования реального сектора.

Реализация перечисленных задач представляется достаточно противоречивой с точки зрения выбора денежной и экономической политики. Дополнительными факторами, воздействующими на выбор неких оптимальных пропорций, являются следующие.

В денежной политике

В течение нескольких лет, предшествовавших кризису, ЦБ РФ практически не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике своими ставками рефинансирования.

В экономической политике

Любое решение по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и т. д. связано как с нехваткой квалифицированных кадров, так и с "человеческим фактором". В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной деятельности.

Политика "дорогих" денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции.

Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

Позитивные последствия:

  • -стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • -селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

  • -сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • -рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • -снижение устойчивости банковской системы;
  • -ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

  • -стабилизация курса рубля;
  • -рост сбережений населения;
  • -снижение темпов роста кредитования;
  • -сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
  • -увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
  • -сокращение спроса и снижение объемов производства;
  • -падение инвестиционной активности;
  • -рост числа банкротств предприятий и банков.

В целом политика "дорогих" денег может позволить в 2009г. сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики "дорогих" денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать о снижении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки.

Политика "дорогих" денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В качестве примера можно привести машиностроительный комплекс, фактически -- локомотив роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств.

Очевидные проблемы машиностроительного комплекса делают исключительно важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности -- как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика "дешевых" денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:

  • -стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);
  • -обеспечение стабильности банковской системы.

Позитивными последствиями данной политики могут стать:

  • -минимизация спада производства;
  • -поддержка уровня занятости;
  • -стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • -сохранение угрозы девальвации рубля;
  • -высокие риски ускорения инфляции;
  • -консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году:

  • -расширение спроса снизит темпы падения производства;
  • -решение проблемы "плохих" долгов будет перенесено на последующие годы;
  • -сохранится высокая инфляция;
  • -продолжится снижение курса рубля;
  • -произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;
  • -сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

Введение ……………………………………………………………………… 3-4

1.1. Что понимается под деньгами …………………………………………4-

1.2. Основные функции денег ………………………………………………

1.3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег

2.1. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

Денежная политика занимает важное место в жизни общества, нацеленная лишь на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. По сути можно сказать, что денежная политика выглядит "плаванием против ветра". Её основное назначение состоит в стимулировании деловой активности в условиях деловой активности и угнетении её при перегреве экономической конъюнктуры. Денежная политика призвана обеспечивать экономический рост в экономике.

Денежная политика, по сути, изменяя денежное предложение в стране, воздействует на совокупный спрос в стране. Следовательно, важно проследить механизм воздействия денежной политики на выпуск продукта в стране.

Однако для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политикой приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики – воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.

Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Политика дорогих и дешевых денег, механизм ее воздействия на экономику».

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.

В ходе изучения проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить, что понимается под деньгами.

2. Рассмотреть механизм воздействия денежной политики на экономику страны.

Глава 1.

1.1.Что понимается под деньгами.

Деньги - это искусственно выдуманный человечеством эквивалент оплаты труда, единица для измерения товаро-денежного оборота. Деньги появились как замена бартерного обмена натуральными продуктами. В разных странах деньги имеют разное наименование и разные котировки. Выпускаются деньги, как правило, в бумажном или металлическом виде.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного потребления, где связи производители и потребители между собой осуществляют через обмен одного товара на другой. Посредником в таком обмене и выступают деньги.

Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории товарного производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека.

1.2.Основные функции денег

В современной экономике деньги выполняют пять функций:

1. Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);

2. Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);

3. Средство накопления;

4. Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда);

Деньги как мера стоимости. Эта функция денег играет важнейшую роль в организации и деятельности всего общественного хозяйства, так как именно благодаря единой мере измерения мы получаем возможность количественно сравнивать относительные стоимости различных товаров и услуг. Всем известно, чтобы измерить расстояние, вес или объем нужно выбрать соответствующую единицу или масштаб – метр, килограмм или литр. Точно таким же образом поступают в экономике: правительства разных стран устанавливают свою денежную единицу или масштаб цен. С помощью выбранной единицы измеряется относительная стоимость всех продаваемых товаров и услуг. Такая общая единица значительно облегчает количественное сравнение товаров и установление эквивалентных соотношений между ними.

Деньги как средство обращения . Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.

Чтобы яснее представить преимущество денежного обращения перед обменом одного товара на другой (то, что называется бартером), достаточно отметить, что для бартера надо найти покупателя для своего товара, и чтобы этот покупатель имел товар, в котором вы нуждаетесь. Например, если вы имеете зерно и хотите купить овощи, то вы должны найти овощевода, нуждающегося в зерне. Следовательно, акт продажи и покупки здесь не отделены по времени. Они происходят одновременно, а с этим неизбежно связаны неудобства, не говоря уже об определенных издержках обращения, связанных с потерей времени и средств.

Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена:

1) Акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг то друга. Вы можете продать свой товар, получить за него деньги, а затем купить за них нужный вам товар в удобное вам время и в удобном: месте.

2) Деньги дают возможность осуществить несравненно больший выбор товаров и партнеров по торговым сделкам.

3) Самое главное их достоинство - то, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости, и именно поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, а следовательно, служат универсальным средством обмена.

Деньги как средство накопления . Деньги служат средством накопления потому, что после продажи товаров и услуг они дают их владельцу возможность приобретать товары в будущем. Другими словами, деньги обеспечивают их владельцу будущую покупательную способность. Средством накопления могут служить и другие вещи, например, драгоценности, недвижимость, произведения искусства, не говоря уже об акциях и облигациях. В экономической литературе существует общий термин для их обозначения - активы: они обладают определенной ликвидностью, т.е. возможностью выступать в качестве средства платежа.

В отличие от других активов, деньги обладают наивысшей ликвидностью, поскольку выполняют функцию меры стоимости и тем самым сохраняют свою номинальную стоимость. Другие активы обладают меньшей ликвидностью. Так, чтобы использовать недвижимость в качестве средства платежа, необходимо прежде всего найти покупателя, понести определенные издержки по продаже, да к тому же цены на недвижимость могут меняться в зависимости от места, времени года, а также с течением времени. Ближе всего к деньгам по ликвидности государственные ценные бумаги. Они легко могут быть проданы на финансовом рынке, а стоимость их колеблется весьма незначительно. Меньшей ликвидностью обладают акции и облигации, выпущенные предприятиями, фирмами и корпорациями.

Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательское средство и всеобщая материализация общественного богатства.

В период действия золотого стандарта в мире преобладала практика окончательного сальдирования платежного баланса с помощью золота, хотя в международном обороте применялись в основном кредитные орудия обращения.

В ХХ веке интенсификация мировых связей расширила внедрение в международный оборот кредитных орудий обращения (векселя, чек и т.д.). Однако особенность применения кредитных орудий обращения в международном обороте заключается в том, что они не выполняют роль окончательного платежного средства, такого, как золото.

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (D м), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (S м) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и, следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.

Возвращаясь к Центральному банку, отметим, что денежно-кредитное регулирование эффективно лишь во взаимодействии с другими видами государственного регулирования экономики. Ведь национальную экономику могут расстроить не только непрофессиональные действия Центрального банка, но и просчеты и ошибки со стороны правительства по перераспределению ВВП в виде налогов и бюджетных расходов. Поэтому на правящие политические элиты возлагается большая ответственность за профессиональную и слаженную деятельность Центрального банка и правительства. Решения и действия Центрального банка должны согласовываться с решениями и действиями правительства, но при этом деятельность ЦБ защищается законом от волюнтаризма чиновников. Другими словами, монетарная политика должна быть взвешенной и в то же время гибкой, адекватной реальной экономической ситуации.

Объективным фактором, что обусловливает необходимость проведения гибкой монетарной политики, является циклический характер развития рыночной экономики. Разумеется, в периоды экономических рецессий и депрессий экономика может обходиться меньшим количеством денег, чем в периоды подъема, когда растут занятость и производство товаров.

Главными задачами Центрального банка как регулятора является обеспечение 1) стабильности национальной денежной единицы и 2) рост реального объема ВВП и полной занятости (рис. 18.1).

Рис. 18.1.

Задача монетарной политики ЦБ достигаются, главным образом, путем регулирования количества денег в обращении. Такое регулирование денежного предложения осуществляется с помощью определенных инструментов.

Основные инструменты монетарного регулирования экономики:

Операции на открытом рынке;

Изменения учетной ставки;

Изменения нормы резервирования.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг, главным образом облигаций (долговых обязательств государственной казны).

Покупая государственные ценные бумаги у коммерческих банков, центральный банк тем самым дает последним дополнительные средства и возможности большего кредитования клиентов. Когда же центральный банк поступает наоборот, то есть продает государственные ценные бумаги, то таким образом он уменьшает количество денег в экономике и сдерживает кредитную экспансию коммерческих банков, а, следовательно, уменьшает инвестиционный и потребительский спрос со стороны фирм и домохозяйств.

В странах с развитой рыночной экономикой операции на открытом рынке являются наиболее распространенным и гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Это объясняется, в первую очередь, высоким доверием к государству, его обязательств, а также финансовой мощью государства, наличием развитой инфраструктуры фондового рынка.

Учетная, или учетная ставка - это процентная ставка, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки.

Термин "ставка", или "ставка", возник давно, еще когда основной формой кредитования банков был учет (и переучет) векселей, то есть кредиты предоставлялись под залог векселей со скидкой от их стоимости (с дисконтом). Теперь Центральный банк обычно кредитует их под залог государственных облигаций и других ценностей (банковских металлов, средств в иностранной валюте). Такие кредиты предоставляются, как правило, крупным банкам, оказавшимся перед угрозой банкротства и нехватки ликвидности.

Изменяя учетную процентную ставку, Центральный банк определенным образом влияет на денежную массу в экономике. Повышая ее, он "сбивает" спрос на кредитные ресурсы и тем самым сокращает покупательную способность фирм и домохозяйств; снижая ее, он, наоборот, способствует увеличению спроса на кредитные ресурсы, а соответственно и экономической активности хозяйствующих субъектов.

Однако в экономически развитых странах учетная процентная ставка является менее популярным инструментом регуляторной политики, поскольку Центральному банку трудно спрогнозировать объем займа, которым у него воспользуются коммерческие банки. Тем более, что тамошние коммерческие банки больше полагаются на работу с клиентами, на создание более привлекательных условий для хранения частных сбережений, средств фирм, пенсионных и страховых фондов и тому подобное.

Норма резервирования - это требование Центрального банка к коммерческим банкам относительно резервирования определенной доли их депозитов.

Изменяя норму резервирования, Центральный банк также соответствующим образом регулирует количество денег в экономике. Повышение этой нормы приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков и объемов кредитования клиентов. В случае же снижения этой нормы кредитная активность коммерческих банков усиливается.

Однако в банковской практике изменения официальной нормы резервирования применяются редко. Это объясняется тем, что этот инструмент является наиболее жестким и сильнодействующим. Так, повышение резервной нормы может негативно повлиять на финансовое состояние коммерческих банков и всей экономики. Ведь в таком случае банки вынуждены срочно продавать часть имеющихся у них ценных бумаг, досрочно выкупать собственные облигации из обращения и тому подобное.

Итак, подытоживая рассмотрение инструментария денежно-кредитного регулирования, еще раз отметим следующее: среди трех основных инструментов (операции на открытом рынке ценных бумаг Центральный банк применяет ежедневно и в больших объемах; учетную ставку он меняет периодически и как дополнительное средство к предыдущему; изменения нормы резервов коммерческих банков регулятор удается редко и крайне осторожно.

В зависимости от целей, которых предстоит достичь, практикуется две модели монетарной политики Центрального банка: политика "дешевых денег" политика "дорогих денег" (рис.18.2).

Рис. 18.2.

Политика "дешевых денег" - это экспансионистская денежно-кредитная политика, которая осуществляется путем увеличения количества денег в экономике и направлена на стимулирование экономического роста и занятости.

Увеличение денежной массы в экономике достигается путем: а) покупку центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков; б) снижение учетной ставки процента при кредитовании коммерческих банков; в) уменьшение нормы банковских резервов. В результате этих мероприятий увеличивается кредитный потенциал коммерческих банков, их кредиты становятся более дешевыми, а следовательно, растет спрос на них, который, в свою очередь, стимулирует рост производства и занятости.

Политика "дорогих денег" - это рестриктивная (от лат. - ограничения) денежно-кредитная политика, которая осуществляется путем сокращения денежной массы в обращении и направлена на сдерживание инфляции.

Сокращение денежной массы в экономике достигается путем: а) продажа центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке; б) повышение учетной ставки; в) увеличение нормы резервов. Эти меры Центрального банка предусматривают уменьшение кредитных возможностей коммерческих банков, делают их кредиты дороже, что приводит к сокращению спроса, а следовательно, и сдерживания роста цен в стране.

Случайные статьи

Вверх