Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По воздействию налоги подразделяются на:
пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
3. По назначению различают:
общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).
4. По субъекту уплаты выделяют:
налоги, взимаемые с физических лиц;
налоги, взимаемые с юридических лиц;
смешанные налоги.
5. По объекту налогообложения разделяют:
имущественные налоги;
ресурсные налоги (рентные платежи);
налоги, взимаемые от выручки или дохода;
налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
налоги, относимые на индивидуальный доход;
налоги, относимые на издержки производства и обращения;
налоги, относимые на финансовые результаты;
налоги, взимаемые с выручки от продаж.
7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
собственные (закрепленные) налоги;
регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.
8. По срокам уплаты:
периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.
9. По принадлежности к уровню правления:
федеральные;
региональные;
Существуют три способа взимания налогов :
1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.
2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).
Прямые налоги
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством конкретно с доходов (зарплаты, прибыли, процентов) либо с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком конкретно в казну. В Русской Федерации действует последующая система главных прямых налогов: - Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земляной налог с предприятия.
Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на хозяев тс. Важным прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль компаний. Кто является плательщиком данного налога? Его плательщики - это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Русской Федерации, также зарубежные компании, специализирующиеся предпринимательской деятельностью в Рф. Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), главных фондов (основного капитала), другого имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.
Виды прямых налогов
1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков - физических лиц, как имеющих, так и не имеющих неизменного местожительства в Русской Федерации, включая зарубежных людей, так и лиц без гражданства. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце его. Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. В Рф малая ставка подоходного налога составляет 12%, наибольшая - 45%. Не подлежат налогообложению: муниципальные пособия по соц страхованию; все виды пенсий; доходы, приобретенные от физических лиц в порядке наследования и дарения; цена подарков, приобретенных от компаний, учреждений и организаций в течение года в виде вещей либо услуг, не превосходящая сумму 12-кратного установленного законом размера малой месячной оплаты труда. 2. Налог на прибыль компаний взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат компаний. Обложению налогом подлежит прибыль, незапятнанный доход. В Рф ставка этого налога близка к той, что действует в продвинутых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, приобретенных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, выпущенным в Русской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого роли в других предприятиях, сделанных на местности Русской Федерации. 3. Социальные взносы обхватывают взносы компаний на соц обеспечение и налоги на зарплату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются отчасти самими работающими, отчасти - их работодателями. Они направляются в разные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т. д. Правительство также участвует в финансирование этих фондов. Налоги на фонд зарплаты и рабочую силу выплачиваются только работодателями. 4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследие. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. 5. Налоги на продукты и услуги, сначала таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную цена. Налог на добавленную цена идентичен с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют цена к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной цены. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в стоимость собственного продукта, который движется по цепочке прямо до конечного потребителя. Законом определен список продуктов (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот список является единым на всей местности РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за нездоровыми и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет муниципального бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
Косвенные налоги
Косвенные налоги - это налоги на продукты и услуги: налог на добавленную цена; акцизы (налоги, прямо включаемые в стоимость продукта, тариф либо услуги); на наследие; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они отчасти либо стопроцентно переносятся на стоимость продукта либо услуги. Обладатель продукта либо услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В этом случае связь меж плательщиком и государством опосредована через объект обложения. В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком конкретно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, приобретенная обладателем (торговцем) продуктов либо услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Как следует, формально косвенный налог уплачивает обладатель (торговец) продукта, реально - его клиент.
Виды косвенных налогов
Косвенные налоги по объектам взимания разделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В продвинутых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на продукты и услуги, которые выполняются личными предприятиями. Акцизы инсталлируются на продукты внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт продуктов (Наша родина). Акцизы по методу взимания делятся на личные – устанавливаемые на отдельные виды и группы продуктов, и универсальные – взимаемые со цены всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более прибыльны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента продуктов возрастает поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все продукты, попадающие в реализацию. Сначало универсальный акциз взимался на одной стадии (употребления) в розничной торговле. После 2-ой Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т. е. взимался на всех шагах производства). Сейчас для него свойственна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей цены продукта, а только с той части цены, которая добавляется на определенной стадии производства. Добавленная цена включает: зарплату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, затратные расходы. 2-ой вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право страны на создание и (либо) реализацию определенных продуктов, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не инсталлируются, так как правительство является монополистом при производстве определенных видов продуктов (к примеру, винно-водочных изделий) и реализует продукт по очень высочайшей стоимости, которая содержит в себе и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (либо создание, либо реализация), или полной. 3-ий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они разделяются: 1. по видам - на экспортные, завезенные из других стран, транзитные; 2. по построению ставок – на специальные (инсталлируются в жесткой сумме), адвалорные (в процентах к цены) и сложные (сочетание специфичных и адвалорных ставок) ; 3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от привезенных из других стран продуктов), антидемпинговые (завышенные пошлины на продукты, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один ввезенный продукт, или на весь импорт).
Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:
Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.
То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.
Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.
Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.
Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.
Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).
Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.
Показатель | Прямые | Косвенные |
Носитель налоговой нагрузки | Плательщик налога | Конечный потребитель |
Взаимосвязь с государством | Прямая | Через посредника (продавца или производителя) |
Объект, облагаемый налогом | Собственное имущество, доходы различного характера | Реализуемые ценности, услуги, работы |
Факторы, оказывающие влияние на величину налога | Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. | Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы |
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности | Зависят напрямую | Не зависят |
Сложность расчета | Сложные | Простые |
Уровень собираемости | Высокий | Низкий |
Участие в ценообразовании | Включаются в цену на стадии производства | Включаются в цену на стадии реализации |
Степень открытости | Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) | Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты) |
Имущественные
На доходы:
НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.
Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.
Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.
Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.
Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.
Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.
Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.
Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.
Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.
Деление налогов на прямые и косвенные - это вариант их классификации в зависимости от метода взимания. Что такое прямые и косвенные налоги? Зачем нужно такое деление? Какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным? Как их разграничить? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем единую таблицу с перечнем налогов в разбивке на прямые и косвенные.
Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:
3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.
Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают все, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.
С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.
За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.
Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной рубрики «Налог на имущество организаций - ставки, период и др.» .
Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.
Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога» .
Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.
К косвенным налогам относятся:
Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.
Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):
Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале .
Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.
Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).
Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:
Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.
При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС.
О том, как получить освобождение от НДС, читайте .
Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.
Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.
В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):
Способы и формулы для расчета величины акцизов см. .
Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).
О ставках акциза на горючее узнайте .
Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.
Все виды налогов можно свести в таблицу:
Вид налога |
Наименование налога |
|||
федеральный |
региональный |
|||
Прямые налоги |
Для физических лиц |
|||
Налог на имущество |
||||
Транспортный налог |
||||
Земельный налог |
||||
Водный налог |
||||
Для юридических лиц |
||||
Налог на прибыль |
||||
НДФЛ с работников |
||||
Налог на имущество |
||||
Транспортный налог |
||||
Земельный налог |
||||
Налог на игорный бизнес |
||||
Водный налог |
||||
Торговый сбор |
||||
Косвенные налоги |
||||
В законодательстве РФ предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачивает налогоплательщик со своих доходов. Косвенные налоги заложены в цене товара или услуги, и их оплачивает конечный покупатель. А в обязанность налогоплательщика входит своевременное перечисление полученных косвенных налогов в бюджет.
Налоговый кодекс определяет список налогов, используемых в Российской Федерации. Весь список налогов классифицируется различными способам на основе своих критериев. Одним из таких способов является разделение налогов на прямые и косвенные.
Налогом называется обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Главная отличительная черта прямых и косвенных налогов заключается в том, на кого они возложены (с кого взимаются) и с чего считаются.
Прямые налоги относятся к деятельности предприятия и появляются за счет того, что предприятие работает. Примеры прямых налогов - это Налог на прибыль, Налог на имущество, Земельный налог, Транспортный налог, Фонд социального страхования и др. Главным плательщиком прямых налогов является само предприятие. Каждый вид прямого налога имеет свою базу исчисления и правила расчета.
Косвенные налоги появляются с определенных сумм и цен и напрямую ложатся на плечи покупателей (носитель налога). Примеры косвенных налогов это - НДС, Акцизы, Госпошлина, Налог на рекламу (отменили), Налог с продаж (отменили). Главным плательщиком косвенных налогов является покупатель. Для косвенных налогов характерно их включение в цену. Выглядит это так: к цене товара/услуги добавляется сумма налога. Например , для НДС - это добавление к розничной цене еще суммы, подсчитанной, как процент по ставке 10% или 18% от розничной цены (100р. + (100*18%) = 118р.)
Таблица различий между прямыми и косвенными налогами
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
1. По поводу взимания налогов выступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик |
По поводу взимания налогов выступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик, как посредник между ними |
2. Налоговое бремя несет непосредственно юридический плательщик |
Налоговое бремя несет носитель налога, тогда как сам налог в бюджет поступает через юридического плательщика |
3. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика |
Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика |
4. Эти налоги от доходов, от имущества |
Эти налоги от оборотов по реализации товаров(работ, услуг) |
Прямые налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов
Косвенные налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов
Классификация налогов на прямые и косвенные не единственная. Законодательство предлагает несколько принципов классификации:
- по способу взимания (прямые и косвенные)
- по субъекту налогообложения (по налогоплательщику)
- по объекту налогообложения
- по уровню бюджета, в который зачисляется налог
- по целевой направленности введения налога.
Различные варианты классификации налогов относят их к разным группам, придавая им свойства и характеристики этих групп. Тем самым, появляется возможность для Законодателя лучше изучать и познавать сущность налогов.
Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны. Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги. Для чего нужны налоги?Они нужны для осуществления следующих функций:
КлассификацияОни подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного . ПрямыеЭтот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений. Перечисление производится непосредственно в державную казну. КосвенныеК таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:
Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом. Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:
Категории косвенных платежейОни разделяются по характеру и назначению:
Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой. Их особенности как инструмента развития экономики
Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов. Это связано со следующими их особенностями:
Соотношение прямых и косвенных налогов
Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида. Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства. Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:
По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства. |