Как проходила эволюция предмета экономической теории. Предмет экономической теории и эволюция его определения разными школами

Зарождение и основные этапы развития экономической теории как науки

Потребности человека очень разнообразны. Основным источником их удовлетворения является экономика, экономическая деятельность людей, поскольку именно они создают для этого необходимые условия. Экономика позволяет трансформировать природные ресурсы в пригодные для потребления обществом блага.

Понятие экономика (от гр. oikonomia, буквально - искусствоведения домашнего хозяйства) ныне применяют в четырех значениях:

- народное хозяйство определенной страны, группы стран или всего мира;

Сфера хозяйственной деятельности человека, в которой создаются, распределяются и потребляются жизненные блага;

Совокупность экономических отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребление продукции, образующих определенную экономическую систему .

Экономика как сложная, разнообразно структурированная система является объектом изучения специальной науки - экономической науки.

Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известны еще из работ древних греческих и римских мыслителей (Ксенофонта, Аристотеля, Платона, Катона, Варрона, Сенеки, Колумеллы), а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Они исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, а также земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т. п.

Экономическая наука как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала зарождаться лишь в XVI-XVII вв., когда рыночное хозяйство стало приобретать общий характер. Основные этапы развития экономической науки показаны на рис. 1.1.

Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а богатство отождествляли с накоплением металлических денег (золотых и серебряных). Взгляды представителей этой школы выражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала и развития внешней торговли. Представители: А. Монкретьен, Т. Манн, Д. Юм, В. Стаффорд.

Физиократы. В отличие от меркантилистов, физиократы впервые перенесли исследование из сферы обращения непосредственно в сферу производства. Но источником богатства считали только первичный сектор - труд в сельскохозяйственном производстве. По их мнению, промышленность, транспорт и торговля - бесплодные сферы, а работа людей в них лишь покрывает расходы на их существование и неприбыльна для общества. Представители: Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо и др.

Классическая политическая экономия. Возникла с развитием капитализма. Ее основатели У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо впервые дали системное изложение экономической науки как единой целостной научной дисциплины. Они концентрируют внимание на анализе экономических явлений и закономерностей развития всех сфер капиталистического производства, стремятся раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, обращения, механизма конкуренции. Именно они положили начало теории трудовой стоимости, а рынок рассматривали как саморегулирующуюся систему.

Марксизм , или политическая экономия труда. Основатели этого направления К. Маркс и Ф. Энгельс исследуют систему законов капиталистического общества с позиций интересов рабочего класса. Продолжая исследование теории трудовой стоимости, они провели анализ развития форм стоимости, предложили свою концепцию прибавочной стоимости, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, земельной ренты. Однако некоторые положения марксизма - об отрицании частной собственности и рынка, усилении эксплуатации и роста обнищания трудящихся при капитализме, о единственном факторе формирования прибавочной стоимости, преимуществах общественной собственности, неизбежности краха капитализма не имели надлежащей научной обоснованности и не нашли практического подтверждения. Поэтому ныне они пересматриваются и подвергаются справедливой научной критике.

Маржинализм (от англ. marginal - предельный) - теория, которая объясняет экономические процессы и явления на основе универсальной концепции использования предельных, крайних ("max" или "min") величин, характеризующих не внутреннюю сущность самих явлений, а их изменение в связи с модификацией других явлений. Исследование маржиналистов основываются на таких категориях, как "предельная полезность", "предельная производительность", "предельные затраты" и др. Маржинализм использует количественный анализ, экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективно-психологические оценки экономических процессов и явлений. Представители маржинализма - К. Менгер, Ф. Визер, У. Джевонс, Л. Вальрас.

В современной западной экономической науке существуют разные направления, течения, школы, типология которых отличается как по методам анализа, так и по пониманию предмета и цели исследования . Концептуально отличаются и подходы к решению экономических проблем. Однако эти различия в значительной мере условные, поэтому всю совокупность современных немарксистских течений и школ можно сгруппировать в такие четыре основных направления: неоклассицизм, кейнсианство, институционализм, неоклассический синтез (рис. 1.2).

Неоклассицизм исследует и развивает идеи классической политэкономии с учетом современных условий. Отрицает необходимость вмешательства государства в экономику, рассматривает рынок как саморегулирующуюся экономическую систему, способную самостоятельно установить необходимое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Основатели теории - А. Маршалл и А. Лигу. Последователи - Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридмен, А. Лаффер, Дж. Гилдер, Ф. Кейган и др.

Неоклассическое направление охватывает много разных концепций и школ: "монетаризм", "теорию общественного выбора", "теорию рациональных ожиданий" и др. Особой популярностью пользуется концепция монетаризма, признанным теоретиком которой является американский экономист Милтон Фридмен. Приверженцы монетаризма - Ф. Найт, Дж. Стиглер, Ф. Кейган, А. Голдмен.

Монетаризм - теория, которая предлагает отказ от активного вмешательства государства в экономику и приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в формировании экономического равновесия, развития производства и изменения объемов валового внутреннего продукта (ВВП). По правилу монетаризма прирост денежной массы (монетарной базы) должен быть скоординирован с темпами роста ВВП, динамикой цен и скоростью обращения денег по такой схеме (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Монетарные рычаги регулирования ВВП

Кейнсианство - одна из ведущих современных теорий, в противоположность неоклассикам обосновывает необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через осуществление определенной кредитной и бюджетной политики. Основателем теории является выдающийся английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианство возникло в 30-х годах XX в. как ответ на необходимость преодоления Великой депрессии (1929-1933 гг.), которая поставила экономическую систему капитализма на грань полной катастрофы. Идеи Дж.М. Кейнса, изложенные в его главной работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), широко применялись ведущими странами мира в практике регулирования рыночной экономики и позволили относительно быстро преодолеть кризисные явления, достичь стабильных темпов экономического роста и динамического равновесия. Кейнсианская концепция стимулирования спроса приведена на рис. 1.4.

Приверженцы и последователи Дж.М. Кейнса (Дж. Робинсон, П. Сраффа, А. Хансен, Н. Калдор, Р. Лукас и др.) выступают за активное участие государства в структурной перестройке экономики, считают необходимым внедрение антикризисного и антициклического регулирования, перераспределения доходов, увеличения социальных выплат и др.

Институционализм , или институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, Я. Тинберген, Г. Мюрдаль и др., рассматривает экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами возникают под влиянием как экономических, так и правовых, политических, социологических и социально-психологических факторов. Объектами изучения для них являются "институты", под которыми они понимают государство, корпорации, профсоюзы, а также правовые, морально-этические нормы, обычаи, менталитет, инстинкты людей и т. д.

Неоклассический синтез - обобщающая концепция, представители которой (Д, Хикс, Дж. Бьюккенен, П. Самуэльсон, Л. Клейн и др.) обосновывают принцип объединения рыночного и государственного регулирования экономических процессов, утверждают необходимость движения к смешанной экономике. Придерживаются принципа рационального синтеза неоклассического и кейвсианского направлений экономической теории.

Предмет экономической теории и эволюция его определения разными школами.

Предмет экономической теории чрезвычайно сложный и многогранный, так же, как сложна, многогранна и динамична экономическая жизнедеятельность человека. Этим объясняется невозможность короткого и всеохватывающего определения предмета, которое было бы пригодным для всех этапов развития человеческого общества. Экономическая теория, изучая реальные экономические процессы, сама находится в постоянном поиске и развитии, предмет ее исследования изменяется и уточняется. Эволюция представлений о предмете экономической теории приведена в табл. 1.1. Таков далеко неполный перечень определений предмета экономической теории.

Таблица. 1.1. Эволюция определения предмета экономической теории

Определение предмета экономической теории Школа (авторы)
Учение о правилах, искусстве ведения домашнего хозяйства, домоводства Древнегреческие и древнеримские мыслители
Наука о создании, распределении и приумножении богатства наций. Меркантилисты, физиократы, классическая политическая экономия
Наука о производственных отношениях и законах, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением благ на разных этапах развития человеческого общества Марксисты
Современные западные экономисты определяют экономическую теорию как науку о:
- сфере индивидуальных и общественных действий людей, которые теснейшим образом связаны с созданием и использованием материальных основ их благосостояния А. Маршалл
- действии людей в процессе выбора ограниченных ресурсов для производства разных экономических благ П. Самуэльсон
- деятельности людей в условиях редкости ресурсов Э. Долан
- поведении людей как связи между целью и ограниченностью средств, которые могут иметь альтернативные пути применения Дж. Робинсон
- эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов или управлении ими с целью достижения максимального удовлетворения нужд человека K.P. Макконнэлл, СЛ. Брю

Как видим, формирование предмета экономической теории представители традиционных школ связывали с приумножением богатства, экономическими законами, производственными отношениями между людьми, а современные западные экономисты - с проблемами "редкости", "ограниченности ресурсов и эффективности их использования", "альтернативности выбора" и т. п. Подобное разнообразие определений предмета экономической теории нельзя считать недостатком или слабостью этой науки. Оно является естественным, поскольку отображает эволюцию изучения такого сложного и противоречивого социального объекта, как экономическая система. При этом ни одно из приведенных определений не может претендовать на полное, исчерпывающее раскрытие сущности исследуемого объекта. Каждая теория выражает определенную сторону, грань, срез исследуемой системы, и, тем самым, вносит определенный вклад в экономическую науку. По этому поводу П. Самуэльсон, автор известного на Западе учебника "Экономикс" отмечает, что определение теоретической экономики как науки раскрывает ее предмет с разных сторон, поскольку принимаются во внимание разнообразные аспекты жизнедеятельности человечества, в том числе и экономический, а это не дает возможности сформулировать краткое и в то же время всеохватывающее его определение. Поэтому всяческие попытки абсолютизировать какую-то одну концепцию, один подход к определению предмета экономической теории являются неприемлемыми и непродуктивными, поскольку противоречат сущности экономической жизни и самой науки - она теряет научность.

Экономическая теория - творческая наука, которая постоянно обогащается новыми знаниями, предмет ее исследования расширяется и уточняется. В современных условиях гуманизации, интеллектуализации, социализации общественной жизни и глобализации экономических процессов ее предметная сфера эволюционирует в направлении расширения и усложнения проблематики, привлечения к научному исследованию дополнительных пластов социально-экономических отношений, учета многомерности их взаимодействия и определения человека как центра экономической системы.

Современное развитие экономической теории характеризуется:

Разновекторностью научного творчества, структуры и методов познания, которое допускает множественность и синтез теоретических концепций и научных идей;

Отказом от общеобязательных критериев истинности и от теорий, которые претендуют на универсальность;

Взаимовлиянием и толерантным соревнованием идей и познавательных подходов, расширяющим возможность видения взаимодополняющих истин в противоречивых рассуждениях;

Расширением традиционной проблематики и понятийного аппарата экономической науки на основе сложных и динамических процессов, рожденных глобальностью проблем и задач, которые возникают в ходе социально-экономических преобразований;

Внедрением в экономические исследования новой перспективной методологии анализа, основанной на синергетическом подходе, который открывает широкие возможности многоаспектного освещения сущности экономических процессов и явлений.

Парадигма современной отечественной экономической теории должна иметь еще и национально-историческую составляющую, которая предусматривает учет трансформационной специфики национальной экономики, ее институциональных и воспроизводственных особенностей, а также национального менталитета народа, его традиций, психологии, исторических, культурных, демографических и других особенностей страны. Учет национально-экономического компонента является важным условием глубокого понимания современных социально-экономических процессов, которые происходят в стране, и научного прогнозирования тенденций их развития в перспективе.

Итак, развитие современной экономической теории происходит на основе объединения процесса плюрализации с возрастающей тенденцией к интеграции ее разнообразных направлений и школ, с превалированием синтезированных и комплексных подходов к исследованию социально-экономических процессов. Не в противопоставлении, не в различии, а во взаимообогащении и научном синтезе сходных черт разных концепций и заключается демократизм и синергизм эффекта общей работы ученых-экономистов, который дает возможность глубже раскрыть предмет экономической теории во всей его многогранности.

Обобщая сказанное, можно так определить предмет экономической теории в политэкономическом аспекте.

Экономическая теория- это социально-экономическая наука, которая изучает законы развития хозяйственных систем, деятельность экономических субъектов, направленную на эффективное хозяйствование в условиях ограниченных ресурсов, с целью удовлетворения своих безграничных потребностей.

Вместе с эволюцией определения предмета эволюционировало и название экономической науки (рис. 1.5).

Термин экономия (от гр.oikonomia) ввели в обращение древнегреческие мыслители Ксенофонт и Аристотель. В переводе с греческого он означает "искусство, правила ведения домашнего хозяйства", "домоводства" ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство; "номос" - правило, закон).

Термин "политическая экономия" был впервые введен в научный оборот французским меркантилистом Антуаном Монкретьеном в работе "Трактат политической экономии", написанной в 1615 г. С греческого языка "политикос" переводится как государственный, общественный. Этот термин в сочетании с термином экономия означает науку о законах ведения хозяйства в государстве, обществе.

В экономической науке термин "политическая экономия" доминировал до конца XIX в. - времени выхода (1890 г.) работы известного английского экономиста А. Маршалла "Принципы экономике". Экономикс - это неоклассическое направление в экономической науке, которое имеет целью синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

В современных условиях в большинстве стран мира (особенно англо-американских) политическая экономия функционирует под названием "экономике", в ряде других - как "экономическая теория" или как "политическая экономия". Каждая из них имеет свой аспект исследования и изложения. Тем не менее, они, по сути, являются названиями одной и той же экономической науки, которая постоянно развивается и исследует экономические явления и процессы на разных этапах развития человеческого общества.

Эволюция терминов "экономия", "политическая экономия", "экономике", "экономическая теория" объективно обусловлена развитием самой экономической науки и объекта ее исследования - экономической системы.

Экономическая теория в широком понимании включает такие разделы: основы экономической теории (политэкономия), микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Структура общей экономической теории

Основы экономической теории (политэкономия) - это фундаментальная, методологическая часть экономической науки, которая раскрывает сущность экономических категорий, законов и закономерностей функционирования и развития хозяйственных систем в разные исторические эпохи.

Микроэкономика изучает поведение экономических субъектов первичного звена: домохозяйств, предприятий, фирм. Она анализирует: цены отдельных товаров, затраты на их производство, прибыль, заработную плату, спрос на товары и предложение их и др.

Макроэкономика изучает закономерности функционирования хозяйства в целом, т. е. на уровне национальной экономики. Объектом ее исследования являются валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, национальное богатство, уровень жизни населения, проблемы безработицы, инфляция и ее причины, денежное обращение, процент, налоговая политика, кредитно-банковская система и др.

Мезоэкономика изучает отдельные отрасли и подсистемы национальной экономики (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, торгово-промышленный комплекс, территориально-экономические комплексы, свободные экономические зоны и др.).

Мегаэкономика изучает закономерности функционирования и развития мировой экономики в целом, т. е. на глобально-планетарном уровне.

Заметим, что общая экономическая теория не является механической суммой ее составляющих. Все ее части находятся в неразрывном единстве и органической взаимосвязи, обеспечивающей целостное восприятие экономики как самодостаточной и динамической системы, которая функционирует на национальном и общемировом уровнях.

Экономическая теория в зависимости от функциональной цели делится на позитивную и нормативную экономическую теорию.

Позитивная экономическая теория имеет целью всестороннее познание экономических процессов и явлений, раскрывает их взаимосвязи и взаимозависимости, которые обусловлены реальной действительностью. То есть она исследует фактическое состояние экономики, экономическую действительность и отвечает на вопрос: какая она есть?

Нормативная экономическая теория изучает объективные экономические процессы, дает им оценку и разрабатывает рекомендации относительно усовершенствования хозяйственной системы, перехода ее на более высокую ступень развития. Она отвечает на вопрос: как должно быть и что для этого необходимо сделать?

Итак, экономическая наука, с одной стороны, призвана изучать реальные факты, выяснять причинно-следственные связи в хозяйственной системе, а с другой - давать рекомендации относительно ее усовершенствования с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов и достижения на этой основе высшего уровня удовлетворения общественных нужд. Таким образом, экономическая теория выполняет не только познавательную, но и практическую функцию.

Экономическая теория концентрирует внимание на определенной области экономической действительности, и данная область получает статус ее предмета.

Корпи представления о предмете экономической теории лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях. Первоначальное представление о предмете экономической теории связано с экономическим учением Древнего мира, которое определяло экономику как науку о богатстве, науку об умении налаживать состояние, делать деньги. Мыслители Средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Основное внимание при этом уделялось сфере обращения.

Рождение экономической науки связывается с меркантилизмом как первой школой экономической теории и определяется школой физиократов и классической английской школой.

Меркантилисты выражали интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала. Предметом их научных исследований было богатство, источник которого - торговля. Однако само богатство отождествлялось чаще всего с золотыми и серебряными деньгами. Что касается источника богатства, то он связывался не со сферами производства и накопления капитала, а лишь с излишком экспорта.

Школа физиократов определила экономику как науку о национальном богатстве и перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Единственным источником богатства сторонникам этой школы представлялось сельское хозяйство. Промышленников они называли бесплодным классом, не производящим нового богатства, а лишь преобразующим сельскохозяйственный продукт в иную форму. Предмет изучения экономической теории связывался с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами. Государственная власть виделась отражением естественных законов, познанием которых занимается экономическая теория.

Представители классической английской школы расширили предмет экономической теории до исследований условий производства, накопления и распределения.

Реакцией на классическую политическую экономию явились экономический романтизм, экономическое учение социалистов-утопистов, оптимистический либерализм и марксистская экономическая теория. Основная заслуга концепций, возникших в противовес классической системе экономического учения, - усиление социальной направленности экономической теории. Так, К. Маркс (1818-1883) видел в качестве основной задачи экономической теории выяснение законов развития капитализма как исторически ограниченного общества. Маркс и Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название "марксизм". Предмет изучения экономической теории марксизмом связывается с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Такие отношения, называемые производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов, согласно марксизму, и является задачей экономической теории.

Фаза открытия и разработки основополагающих теоретических принципов современной экономической теории связана с господством трех школ: Венской, Лозаннской и Кембриджской. Основная заслуга этих школ - осуществление маржиналистской революции в форме элементарного анализа всех экономических актов на основе индивидуальных степеней предпочтения, выделение проблемы частичного и всеобщего равновесия. В качестве основной цели экономической теории они видели исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.

Современное углубление и расширение исследования начинаются с обстоятельных исследований английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946). Экономическая теория определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках (чем в основном занимается маржинализм), а как наука о национальной экономике в целом. Главной задачей экономической теории он считал поиск эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов. Согласно учению Кейнса, экономическая теория изучает вопрос о том, каким образом люди делают выбор в распределении редких, имеющих альтернативное использование ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять экономические блага для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институционализма. В центре внимания монетаристов находится механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.

Становление и развитие экономической науки как самостоятельной академической дисциплины позволяют выделить четыре основных подхода в определении ее предмета.

Первоначальное определение предмета экономической теории связывается с наукой о богатстве. Это определение господствовало вплоть до XVIII в.

Второе определение предмета экономической теории строится на изучении общественного богатства. Оно сформулировано в XVIII в. и господствовало почти до середины XIX в.

Третье определение предмета экономической теории базируется на изучении денежного или рыночного хозяйства (сформулировано в XIX в.).

Четвертое, наиболее распространенное определение предмета экономической теории относится к концу XIX - началу XX в. и связано с изучением закономерностей рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих целей. В центре внимания экономистов находится проблема выбора направления использования редких благ.

Корни представлений о предмете экономической теории лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях.

Первым экономистом можно считать Аристотеля . Его заслуга состоит в том, что он впервые выделил ряд экономических категорий и показал взаимосвязь между ними. Так, Аристотель выделяет две стороны в товаре: потребительную и ценовую. Трактуя понятие стоимости, он рассматривал два ее направления:

  • 1) объективное (с позиции трудовой теории стоимости);
  • 2) субъективное (теория полезности),

чем породил двойственность в экономической теории, которая существует и по сей день.

В целом мыслители Средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Главное внимание при этом уделялось сфере обращения.

Рождение экономической науки связывается с меркантилизмом как первой школой экономической теории. Меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. Одним из представителей этой школы был Антуан де Монкретьен 1 . Он считал, что богатство общества создается из обращения , и из всех видов труда главным считал труд в торговле (особенно внешней). Именно Монкретьен ввел термин «экономическая теория» в произведении «Трактат политической экономии».

Следующий этап в развитии экономической науки - возникновение классической школы буржуазно-политической экономии. Наиболее видные ее представители - У. Петти , Адам Смит , Д. Рик- кардо . Их научные исследования посвящены категории товара, денег, прибыли, ренты. Петти выделил деньги как специфический товар, показав их особую роль, заложил основы статистики, которая в то время называлась политической арифметикой. Адам Смит знаменит своим научным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776). В своей работе он дает определение целого ряда экономических категорий: «рента», «капитал», «прибыль», «стоимость товара». Последователем рассуждений А. Смита является Д. Рикардо. В его экономических рассуждениях одно из главных - теория ренты, теория международной торговли. Он обратил внимание на взаимосвязь прибыли и заработной платы. Риккардо подошел к вопросу о делении рабочего дня на прибавочное и необходимое время.

Школа физиократов определяла экономику как науку о национальном богатстве и перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Физиократы утверждали, что национальное богатство увеличивает только сельское хозяйство. Они рассчитывали с помошью реформ сохранить старый порядок с господством земельной собственности. Одним из видных представителей данной школы является Ф. Кенэ 1 . Он создал так называемую экономическую таблицу, в которой рассматривал движение общественного продукта и денег между тремя классами общества:

  • 1) производители (фермеры, крестьяне);
  • 2) собственники (землевладельцы);
  • 3) бесплодный класс (те, кто занимается торговлей, финансовой деятельностью).

Предмет изучения экономической теории связывался с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами. Это была первая попытка экономической науки дать макроэкономический анализ.

Дальнейшее развитие экономической теории шло по двум основным направлениям.

  • 1. Трудовая теория стоимости (марксистская политическая экономика) - направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом . Предмет изучения экономической теории связывается марксизмом с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
  • 2. Маржинализм - субъективно-психологическое направление. Основоположниками теории являются:
  • 1) Менгер , Бём-Баверк , Визер (австрийская школа) - полагали, что ценность благ определяется их ограниченностью и редкостью;
  • 2) Маршалл 1 - попытался объединить теорию издержек производства, спроса и предложения с одной стороны и теорию предельной полезности и производительности с другой;
  • 3) Кларк (американская школа) - сформулировал законы убывающей производительности факторов производства и предельной производительности.

Основной целью экономической теории представители данных школ видели исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.

Кроме того, получает развитие и математическая школа , которая основной упор делает на использование математических методов в экономическом анализе. Основными представителями этой школы являются Парето , Джевонс .

Черты, близкие к современным, экономическая наука стала обретать благодаря обстоятельным исследованиям английского экономиста Дж.М. Кейнса . Экономическая теория определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках, а как наука о национальной экономике в целом. Главной задачей экономической теории он считал поиск эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов.

Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институционализма. В центре внимания монетаристов - механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.

  • Аристотель Стагирит (Aristoteles) (384/383, Стагир - 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) - величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого Македонского, основатель перипатетическойфилосовской школы.
  • Монкретьен (Montchretien, Montchrestien) Антуан де (около 1575, Фалез, Кальвадос, -1621, Турай, Орн) - французский экономист; первым ввел термин «политическая экономия».
  • Петти (Petty) Уильям (26.05.1623, Рамси, Хэмпшир, - 16.12.1687, Лондон) - английский экономист, родоначальник буржуазной классической политической экономии.
  • Смит (Smith) Адам (1723, Керколди, Шотландия, - 1790, Эдинбург) - шотландскийэкономист и философ, видный представитель классической буржуазной политическойэкономии.
  • Рикардо (англ. Ricardo) Давид (1772, Лондон - 1823, Гатком-Парк) - английскийэкономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонентАдама Смита.
  • Кенэ (Quesnay) Франсуа (1694, Мер, вблизи Парижа, - 1774, Версаль) - французскийврач и экономист, придворный врач Людовика XV и основоположник школы физиократов.
  • Маркс (нем. Marx) Карл (1818, Трир, Пруссия - 1883, Лондон, Великобритания) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник научного коммунизма.
  • Менгер (нем. Menger) Карл (1840, Ней-Сандец, Галиция, Австрийская империя (нынеНовы-Сонч, Польша) - 1921, Вена, Австрия), австрийский экономист, основатель австрийской школы.
  • Бём-Баверк (Bohm-Bawerk) Эйген (1851, Брно, - 1914, Вена) - австрийский государственный деятель и экономист, представитель австрийской школы, профессор в Инсбруке и Вене.
  • Визер Фридрих (нем. Friedrich von Wieser); (1851, Вена - 1926, Бруннвинкель) - экономист, представитель австрийской школы в политической экономии. С 1903 года профессор политэкономии в Венском университете.
  • Маршалл (англ. Marshall) Альфред (1842, Лондон - 1924, Кембридж) - английскийэкономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке,представляет кембриджскую школу экономики; преподавал математику в Кембридже,политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 г. возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете.
  • Кейнс (Keynes) Джон Мейнард (1883, Кембридж - 1946, поместье Тилтон, графствоСассекс) - английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Редактор «Economic Journal» (с 1912). Преподавал в Кембриджскомуниверститете с 1908 г.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

Все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

Научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал "Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

"Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества". См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

"Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей". См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

2. Основные этапы развития экономической теории

3. Экономические системы и их сущность.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы являются:

Социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

организационные формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

Конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Рыночная экономика со свободной конкуренцией (чистый капитализм). Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX - в первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в современную рыночную систему.

Отличительными чертами рыночной экономики со свободной конкуренцией являлись:

Частная собственность на инвестиционные ресурсы;

рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

Наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок к возникновению чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности - не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития человеческого фактора - главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора направления развития стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в рассматриваемой экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационный (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

4. Методология экономической теории.

Предмет экономической теории. Три ее фундаментальных вопроса.

Методы экономического анализа.

История развития экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами, направлениями, течениями, объединенными задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляющими предмет этого исследования. Схематичное изображение генезиса предмета экономической науки представлено в таблице 1.1.

Эволюция предмета экономической теории

Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории и цель исследования
1) Ксенофонт, древнегреческий философ, 430-350 гг. до н.э., автор "Домостроя" Автор названия науки (от греческого словосочетания "ойкос"– дом, хозяйство, "номос"– правило, закон). Предметом изучения экономики было объявлено домашнее хозяйство, способы его увеличения и умение пользоваться
2) Аристотель, древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э. Противопоставление экономики хрематистике. Предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги
3) А. Монкретьен, французский дворянин (ок. 1575-1621 гг.) Автор "Трактата политической экономии" (1616 г.) и нового названия науки, предмет которой состоит в изучении государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами
4) Школа физиократов. Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Д. де Немур, середина XVIII в. Предмет изучения – непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Свыше. Государственная власть должна быть отражением естественных законов, познанием которых занимается политэкономия
5) А. Смит, шотландский ученый (1723-1790 гг.) Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов". Предметом изучения является богатство нации, его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции. Введение понятия нормативной и позитивной экономической теории
6) К. Маркс, немецкий ученый (1818-1883 гг.) Автор "Капитала". Под предметом политэкономии понимаются объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Данные отношения, названные производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов – задача политэкономии
7) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма) К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк Цель политэкономии – исследование социальных законов. Содержание этих законов составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий изолированных членов общества
8) А. Маршалл, английский ученый (1842-1924 гг.), основоположник неоклассического направления Автор научного труда "Принципы экономической науки", в котором применил ее новое название "economics", определив как науку о богатстве, часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег
9) Историческая школа (середина XIX в.), Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс Отрицание политической экономии как науки, изучающей законы общественного развития, присуще всем странам. Утверждение, что экономические законы различаются в зависимости от физической, социальной, политической и религиозной среды. Географическое положение страны, ее естественные богатства, научная и художественная культура жителей, их моральный и интеллектуальный уровень, правительственная среда создают своеобразную органическую среду для появления специфических законов развития каждой нации
10) Дж. М. Кейнс, основатель макроэкономического направления (1883-1946 гг.) Автор "Общей теории занятости, процента и денег". Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Принцип ограниченных ресурсов заменен недоиспользованием мощностей и безработицей в условиях депрессии
11) М. Фридмен, лидер монетаристского направления (1912 г. р.) Предмет экономической науки состоит в изучении законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития


Таким образом, предметом экономической теории является си­стема производственных отношений в единстве с богатством и ог­раниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по­треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра­зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб­ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле­творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян­ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко­сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей.

Экономика изучает, как общество, используя ограничен­ные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и ус­луг в целях удовлетворения потребностей граждан, решает, три фундаментальных вопроса : 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Вопрос Что производить? никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: “Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность”. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Проиллюстрируем способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей , которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте.

Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса - Для кого производить? - связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факторов производства), скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца , названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику (рис. 1.4).

В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.

Представим себе, что все население страны ранжировано в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Будем откладывать на оси абсцисс процентные группы населения от 0% до 100%, а на оси ординат - процент получаемого этими группами дохода. Линия ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода, 40% населения - точно 40% дохода и т. д. Все точки окажутся строго на биссектрисе. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.

Отклонение кривой О, А, В, С, D, Е от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая. Если, скажем, на долю беднейших 20% населения придется только 18% всех доходов, то кривая Лоренца почти совпадет с биссектрисой - неравенство невелико. Но если их доля в доходе всего лишь 3%, то кривая пройдет много ниже биссектрисы, показывая этим, что имущественное неравенство огромно.

Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

Слово экономика происходит от двух слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика -это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика -это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика -это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

Экономические науки экономическая теория

Отдельные экономические науки


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

2. Функции и структура экономической теории.

Экономическая теория выполняет ряд функций, которые харак­теризуют ее общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:

1. Познавательная функция . Она вытекает из основной задачи эко­номической науки - познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. Данная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономике все это обозначают как "описательная наука", занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

2. Методологическая функция . Дж. Кейнс считал, что экономичес­кая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых не­посредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Экономичес­кая теория выступает в качестве теоретического фундамента комплек­са экономических наук - отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.) И функциональных (финансы и кре­дит, бухгалтерский учет, аудит, денежное обращение и др.).

З. Практическая функция . Ее содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике. Экономическая те­ория не является точной наукой, но она может использовать статис­тические методы анализа для исследования многих конкретных про­блем. Конечно же, для того, чтобы теория имела практическое применение, она не должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Однако общие положения этой науки успешно используются при обосновании экономической политики государства и разработке национальных моделей экономики.

4. Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и Показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 г., Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:

в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) - за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках;

в 1973 г. Василий Леонтьев (США) - за разработку метода «затраты – выпуск»;

в 1974 г. Фридрих фон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) - за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;

в 1975 г. Тьяллинг (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) - за разработку теории оптимального использования ресурсов;

в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) - за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентах ставок.

Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем.

Экономика - сложная многоуровневая система. Поэтому эконо­мическая теория изучает проблемы эффективного использования ог­раниченных ресурсов на микро- и макроуровне, которые тесно взаи­мосвязаны и взаимозависимы.

Микроэкономика - разделэкономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов, а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Составными частями микроэкономики являются:

Þ теория и рыночного спроса и потребительского поведения;

Þ теория производства и затрат (издержек), теория фирмы;

Þ теория монополии и типы рыночных структур;

Þ проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.

Макроэкономика - раздел экономической теории, связанный с деятельностью всех экономических субъектов - домашних хо­зяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Она изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдель­ной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные това­ры), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

Микро- и макроэкономика не являются разными дисциплинами - ­это два подхода к рассмотрению экономических явлений и процес­сов: на уровне хозяйствующих субъектов и на уровне национальной экономики в целом. Одни и те же методы анализа, концепции и ос­новные идеи используются как в той, так и в другой областях.

Случайные статьи

Вверх