Что такое ваучерная приватизация кратко. Ваучерная приватизация в россии

Приватизация госсобственности на самом деле стартовала не 1 октября 1992 года, а еще летом 1991 года. Был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР».

Каждому гражданину России Сбербанк должен был открыть именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться деньги от продажи приватизируемого имущества. При этом закон не разрешал снимать средства с приватизационных вкладов другим лицам.

Однако план с приватизационными счетами не был реализован. Вместо открытия счетов населению решили раздать ваучеры. Бесплатно.

Номинальная стоимость ваучера составила 10 тыс. рублей, исходя из оценки госимущества — предприятий страны. Все активы, подлежавшие приватизации, оценили в 140 млрд руб.

Когда правительство затеяло большую приватизацию, о последствиях для бизнеса или для граждан думали меньше всего. Важно было сохранить государство, стоявшее на грани экономического краха.

К этому времени, после десятилетий советской власти, бизнеса в стране не было, если не считать подпольных артелей, цеховиков.

Так что к приватизации ни граждане, ни бизнес, а точнее те работники, которые были заняты на государственных предприятиях, не были готовы.

И кто их в этом обвинит? Да, граждане не имели финансовой грамотности. Подавляющее большинство понятия не имело, что делать с этой бумажкой — ваучером.

Я помню, что часть денег потратил на покупку акций «Газпрома», «Регионнефтегаза» и на акции магазина «Березка», торговавшего за валюту импортными товарами, не доступными за рубли. Мне казалось, что это выгодное вложение, но «Березка» обанкротилась вместе с моей мини-долей. Еще меня окучивали фонды, предлагавшие продать акции. Я в итоге так и сделал спустя несколько лет. Выручил какую-то смешную сумму. Сколько именно, не могу даже вспомнить.

В общем, вся эта приватизация прошла мимо меня фактически. Как и большинства граждан.

Конечно, у россиян осталась обида. Получилось так, что если ты честно трудился, жил на зарплату, ты ничего стоящего не мог купить, никакой собственности за эти ваучеры.

Большинство россиян, вчерашних советских граждан, в итоге осознало, что вот они работали-работали при социализме, строили заводы и фабрики, прокладывали дороги, учили детей, а когда им сказали — возвращайтесь в капитализм, получите свою собственность обратно, то они остались не при делах.

То есть фундамент нового строя был заложен на костях обманутых людей. Если посмотрите статистику суицидов тех лет, очень много было таких случаев, когда глава семейства сводил счеты с жизнью, не имея возможности прокормить семью.

На этот аргумент обычно возражают так: если бы не провели приватизацию, то на фоне голода началась бы гражданская война, и жертв было бы несравнимо больше. Да, наверное, так могло быть. Но возникает другой вопрос: а почему ситуацию в экономике довели до такого состояния?

Не было внятной оценки собственности

Елена Иванкина, член российского подразделения International Real Estate Federation (FIABCI)

Приватизацией в России были недовольны практически все. Люди не стали собственниками своей страны. Уверена, 90% населения сейчас не сможет даже вспомнить, куда они дели ваучеры. Я, например, не помню. Наверное, продала какому-нибудь фонду.

У меня в то время, как и у большинства населения, не было денег на самое необходимое, и мне приходилось преподавать в семи разных вузах, в том числе я читала лекции на английском языке, чтобы поддержать прежний уровень жизни. Сейчас даже вспоминать страшно это время.

Власти, начиная приватизацию, очень торопились и не создали условий для граждан, которые хотели бы участвовать в бизнесе. В странах соцлагеря, в Чехии, например, рядовые граждане смогли стать за ваучеры владельцами кафе, магазинчиков, парикмахерских. В России же приватизировать можно было только крупные компании федерального и регионального уровня.

Приватизация была организована крайне неудачно. Не было внятной оценки той собственности, которую выставляли на приватизацию.

Оценку мелкого и среднего бизнеса вообще никто не проводил, а оценка крупных заводов все время была предметом споров. И вообще, оценка возможна лишь в рыночных условиях, а рынка в классическом понимании в начале 90-х просто не существовало.

По-настоящему об оценке собственности власти задумались только уже после старта ваучерной приватизации, в 1993 году, с подачи .

Неудивительно, что почти весь нынешний олигархат вырос из ваучерной приватизации 90-х. Тогдашняя приватизация была временем возможностей для людей молодых, грамотных и с деньгами.

Я восхищаюсь теми, кто понимает, из чего можно делать деньги: Потаниным, Мордашовым, Прохоровым... Я такой способностью не обладаю. Пыталась пойти в бизнес — создала фирму по купле-продаже земельных участков. Вложила собственные средства. А партнер искал клиентов. И быстро «кинул на деньги».

Некоторые дивиденды получают до сих пор

Понимая, что никаких двух машин «Волга» на свой ваучер не получу, я его никуда не вложил. Хотя семейному человеку было тяжело жить в те времена на полторы ставки доцента, оставил ваучер в качестве сувенира на память.

В моей коллекции ваучер занял достойное место рядом с талонами на водку и на сахар. Это свидетельство нашей истории и, уверен, что такие времена больше не вернутся.

Показательно, что сейчас, говоря о приватизации, гораздо чаще, чем ваучеры, вспоминают, причем в негативном ключе, залоговые аукционы. Мне кажется, за этим стоит определенное понимание, что в начале 90-х никто до конца не знал, как правильно приватизацию проводить.

Справедливости ради надо сказать, что ваучеры получили все, и некоторые граждане, обменявшие его, например, на акции «Газпрома», определенные дивиденды получают до сих пор.

А вот залоговые аукционы были продуманной акцией, не решившей ни задачу формирования эффективного собственника, ни пополнения государственного бюджета. И поэтому их результаты до сих пор остаются «притчей во языцех».

С высоты прошедших лет понятно, что сегодня аналоги ваучерной приватизации, по сути, невозможны, а сама эта тема больше интересна историкам, чем тем, кто думает о механизмах разгосударствления экономики в настоящее время.

«Ваучер 1992 года – какова его цена и что с ним делать?» — недоумевают владельцы этой бумаги, полученной ими в 90-х годах прошлого века.

Из-за резкой и глобальной перестройки всей страны не все люди точно поняли, что это за бумага и зачем она нужна.

Что такое приватизационный чек

Само слово «ваучер» обозначает документ, подтверждающий право владельца на получение товара или услуги, а также какой-либо скидки. Обычно применяется в торговле (право на приобретение) или в туризме.

В последнем варианте выдается туроператором руководителю группы или индивидуальному путешественнику, чтобы по прибытию они могли передать документ принимающей стороне (например, гиду или гостинице) и получить прописанные в нем услуги.

В России же в 1992-1994 годах ваучером называли приватизационный чек. Это ценная бумага для внутреннего рынка, которую выдавало государство для последующего обмена на активы государственных предприятий. Таким образом производилась приватизация государственных и муниципальных предприятий частными лицами.

Выдача ваучеров проводилась с 1992 по 1993 года. За это время бумаги были выпущены, розданы гражданам и могли быть обменяны на активы госпредприятий. Сделать это можно было только в ограниченный срок (в течение 3 лет с момента выпуска): после его окончания ваучер обесценивался и становился непригоден. При утрате или порче чека он не выдавался повторно.

Во время проведения компании любой гражданин имел право на получение одного чека. Расплачиваться им можно было 1 раз по всей России, вне зависимости от места получения. Использовать бумагу можно было при приватизации государственной или муниципальной собственности, жилья, земли или покупке акций инвестиционных фондов. Все продажи проводились на специальных аукционах, так называемых чековых аукционах.

Что сейчас делать с ваучерами

Как было сказано выше, использовать ваучер нужно было в течение 3 лет с момента выпуска.

Последняя партия была выпущена в январе 1993 года, то есть ценная бумага была действительна до начала 1996 года. После этого ее ценность терялась полностью.

К сожалению, немногие россияне смогли грамотно распорядиться своими ваучерами или получить по ним прибыль.

Статистика говорит о следующих процентах:

  1. 6% владельцев не использовали их вовсе.
  2. 11% подарили или передали их родственникам и друзьям.
  3. 34% сразу продали.
  4. 25% прогорели на вложении в финансовые пирамиды и ненадежные фонды.
  5. 15% смогли получить хорошую прибыль или остались акционерами до сих пор.

Примите к сведению: обменять ваучеры на акции сейчас невозможно: их время давно ушло.

Больше всего повезло тем, кто массово скупал бумаги и вкладывал купленное в крупные государственные организации типа «Газпрома». По оценкам экспертов, почти 65 российских долларовых миллиардеров сделали состояние именно на приватизации через ваучеры.

Цена ваучера 1992 года

Когда приватизационные чеки только появились, их номинал составлял 10 тысяч неденоминированных рублей.

Сами чеки раздавали бесплатно, но брали 25 рублей за оформление.

Стоит отметить: продажа между гражданами не регулировалась: кто-то продавал ваучер за 1-2 бутылки водки, кто-то – за пару десятков долларов.

А вот распределение акция зависело от количества жителей в регионе: например, в Москве за чек можно было получить всего 50 акций «Газпрома», в «Санкт-Петербурге – уже 65, а в Перми — 6 тысяч акций. В особом выигрыше остались жители нефтедобывающих регионов, которые отнесли ваучеры в «Газпром».

Сегодня же стоимость чека нулевая. Его невозможно обменять на деньги или акции, переписать или использовать иначе. Многие отдают ваучеры в музеи или продают коллекционерам, стоимость такой продажи может варьироваться от 500 рублей до нескольких тысяч. Но сколько такая бумага стоит точно, предугадать сложно.

В начале 90-х годов XX века началась активная приватизация государственной собственности простыми гражданами, для чего со стороны правительства были выпущены ваучеры. Эти ценные бумаги можно было обменять на долю активов организации или предприятия. Но из-за царившей тогда неразберихи многие граждане не успели ничего предпринять или оказались обмануты, а потому в России термин «ваучер» носит в основном негативный окрас.

Смотрите видео, в котором описывается история появления ваучеров в 1992 году:

Когда началась приватизация жилья в россии

Предыстория

Как все начиналось

  • «малая» приватизация.
  • ваучерная приватизация,
  • денежная приватизация.

Первой ласточкой легальной приватизации в России стала так называемая «малая» приватизация. Она стартовала в 1992 году. Под «малую» приватизация подпадали магазины, кафе, ателье, столовые и рестораны — объекты будущего малого бизнеса. Первыми были проведены аукционы в Нижнем Новгороде, за ними подтянулись другие крупные города России. Именно «малой» приватизации принадлежит заслуга «первопроходца» в деле разгосударствления собственности. И именно она сформировала благоприятную среду для последовавшей за ней приватизации ваучерной.

Ваучер – это ценная бумага, которая обычно выдаётся на предъявителя и наделяет её владельца правом в определённый срок поменять эту бумагу на блага, указанные в условиях ваучера. В переводе с английского языка Voucher (звучит как «ваучер») – это «поручительство, расписка».

В России, когда происходил переход к рыночной экономике (начало 90-х годов прошлого века), имела место быть так называемая «ваучерная приватизация», основателями которой стали Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. Каждый гражданин РФ получил приватизационный чек, также называемый «ваучером», номиналом 10 000 рублей.

Слово и Дело

На эти чеки можно было приобретать акции государственных предприятий, которые проходили приватизацию. Большинство жителей России воспользовались этими ваучерами весьма неразумно, обменяв их на бутылку водки, а более разумные граждане скупали ваучеры и приобретали на них акции Газпрома и других гигантов. Один ваучер в то время оценивался в 500 акций Газпрома. Рыночная стоимость подобного пакета в 2007 году уже достигала примерно 180 000 рублей.

Ваучер в туризме

В туризме ваучеру досталось своё особое значение. Туристическими компаниями «ваучер» используется в качестве средства доказательства взноса оплаты за турпутёвку. Собственно, сам ваучер и является путёвкой. Ваучер в туризме представляет собой документ, который выдаётся иностранным туристам при расчёте с туристической фирмой, на основании этого документа туристы получают оплаченное обслуживание.

Ваучер в недвижимости

Ваучер в недвижимости представляет собой особый доверительный документ, его активно используют в документации недвижимости. Правда в этой области он является неким контрольным талоном, чеком приватизации, предназначенным для целевого приобретения различных ценных бумаг, ограниченных сферой недвижимости.

Ваучер для устройства на работу

Помимо всего прочего, ваучер может представлять собой специальный документ, который выдаётся человеку для устройства на работу. Например, такой документ может выдаваться модели в её агентстве для работы в каком-нибудь проекте. Этот документ содержит информацию об объёме и обязательном графике работы модели.

История приватизации предприятий в России: лихие 90-е

История приватизации в России уходят корнями в 90-е года прошлого века, когда переход с советской плановой на рыночную экономику требовал передачи части государственного имущества в частную собственность.

Предыстория

По факту, приватизация крупных предприятий началась еще в конце 80-х. Вот только знали об этом лишь избранные…

Своеобразным стартом для нее стал Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», принятый в 1988 году. Другой, более точной и четкой нормативной базы для приватизации на тот момент не существовало, и передача предприятий в частную собственность осуществлялось на основании постановлений самых разных властных органов, так что реальные масштабы приватизации того времени не известны. Хотя по данным Организации экономического сотрудничества и развития, к 1992 году, когда были приняты изменения к новому закону «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», в частных руках чиновников госаппарата уже находились порядка 2000 крупных промышленных предприятий.

Как все начиналось

Легальная приватизация в государственных масштабах началась с 1992 года. К этому моменту в стране уже были приняты законы и постановления, определяющие порядок и алгоритм приватизации хозяйственных субъектов для населения (Закон РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», Закон «О собственности в РСФСР», Указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год» и т.д.). И в целом программа приватизации была разделена на три стадии:

  • «малая» приватизация.
  • ваучерная приватизация,
  • денежная приватизация.

«Малая» приватизация: первая ласточка легальной приватизации

Первой ласточкой легальной приватизации в России стала так называемая «малая» приватизация. Она стартовала в 1992 году. Под «малую» приватизация подпадали магазины, кафе, ателье, столовые и рестораны — объекты будущего малого бизнеса. Первыми были проведены аукционы в Нижнем Новгороде, за ними подтянулись другие крупные города России. Именно «малой» приватизации принадлежит заслуга «первопроходца» в деле разгосударствления собственности.

Приватизация в России

И именно она сформировала благоприятную среду для последовавшей за ней приватизации ваучерной.

Ваучерная приватизация: история в деталях

Идея ваучерной приватизации была взята не из воздуха. К тому моменту, как необходимость приватизировать госимущество в России стало насущной необходимостью, подобный опыт уже испытали на себе многие страны бывшего соцлагеря. Особенно воодушевлял руководителей нашей страны опыт чековой приватизации в Чехии. Именно после его успешного завершения Комитетом по собственности Верховного Совета РСФСР было предложено использовать в России для разгосударствления специальные платежные средства. Специально под программу бесплатной массовой приватизации был создан Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», предлагающий открытие в Сберегательном банке для каждого совершеннолетнего гражданина РФ специального приватизационного счета. Средства с этого счета могли использоваться только на приобретение акций предприятий.

К июню 1990 года были приняты уже все необходимые для этого законы, однако активный этап приватизации начался только спустя два года. «Раздумья» правительства, возможно, длились бы дальше, но свою роль сыграла памятная речь Б.Н. Ельцина, в которой он сказал легендарную фразу: «Мы слишком долго обсуждали, необходима ли частная собственность. Тем временем партийно-государственная элита активно занималась личной приватизацией. Их размах, предприимчивость и лицемерие поразительны. Приватизация в России идет уже длительное время, но неупорядоченно, спонтанно, часто на криминальной основе. Сегодня нужно перехватить инициативу, и мы намерены это сделать».

К сожалению, все пошло не совсем по плану. Вместо приватизационных счетов, летом 1992 года были введены приватизационные чеки (ваучеры), а модель массовой приватизации по типу «все взять и поделить» на практике оказалась далеко не лучшим вариантом для нашей страны. Однако, как утверждают и российские и зарубежные эксперты истории приватизации 90-х, форсированное разгосударствление собственности стало для России единственной возможностью быстро, хотя и довольно болезненно, перейти к рыночной экономике.

В 1994 году в Москве на один ваучер можно было получить порядка 700 акций «Газпром».

Денежная приватизация: начали за здравие, кончили за упокой

Денежная приватизация должна была стать логическим продолжением приватизации ваучерной. Предполагалось, что в рамках этот этапа акции предприятий могли бы продаваться уже не за ваучеры, а за деньги. Предприятия для приватизации определялись Правительством РФ в плановом порядке.

Фактически денежный этап передачи государственной собственности в частные руки начался в 1995 году и планировался как постепенный процесс. Основной его целью стало пополнение порядком истощившегося государственного бюджета и привлечение инвестиций в уже приватизированные компании. Планировалось также, что пакеты акций будут выставляться на аукционы, но…

Сложная политическая и экономическая ситуация отпугивала потенциальных инвесторов, поэтому привлеченных на данном этапе инвестиций было совершенно недостаточно, чтобы должным образом развивать приватизированные предприятия. Промышленность, переданная в частные руки встала, производство практически сошло на нет. Грянул дефолт 1998 года. Нельзя сказать, что стадия денежной приватизации оказалась провальной, но большей части поставленных целей она так и не достигла.

Итогом более чем десятилетней истории приватизации в России стали:

·9,7 миллиардов долларов, полученные государством от продажи 145 тысяч российских предприятий,

·так и не изжившее себя социальное недовольство несправедливым переделом госсобственности.

P.S. Интересен тот факт, что Aнатолий Борисович Чубайс, стоявший у истоков приватизации, до сих пор остается успешным политиком, сохраняя при этом рекордно низкий политический рейтинг.

В) концепции ваучерной модели приватизации

г) китайской модели приватизации

5. Первый этап приватизации в России осуществляется…

а) через закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу

Б) с помощью ваучеров

в) через акционирование государственных предприятий

г) через открытую продажу государственной собственности населению

6. Концепция второй модели приватизации основывается на…

а) продаже государственных предприятий по рыночной стоимости

б) соблюдение социальной справедливости в отношении всех слоев населения

В) продаже акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях

г) предоставлении налоговых льгот иностранному капиталу

7. Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме…

а) именного документа

Б) документа на предъявителя

в) записей в регистрационном журнале

г) компьютерной регистрации

8. Частично бесплатная форма приватизации построена на методе…

а) приватизации через именные счета

б) тендера

в) аукциона

Г) ваучерной приватизации

9. В законе Российской федерации о приватизации абсолютно преобладающей с незначительными оговорками признается…

а) продажа государственного имущества

Б) бесплатная передача государственной собственности

в) льготный выкуп предприятий

г) сдача предприятий в аренду

10. Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется…

а) в ослаблении роли профсоюзов

б) в акционировании предприятий

в) в привлечении иностранных инвестиций

Г) в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды

Начало приватизации

В Российской федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное…

А) с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий

б) с анализом конъюнктуры рынка

в) с формированием минимальных монопольных цен

г) с формированием естественных монополий

12. К формам приватизации не относится…

а) платная

б) бесплатная

в) частично бесплатная

Г) государственная

13. В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять такой метод приватизации, как…

а) аукцион

б) целевая продажа

в) тендер

Г) ваучерный

14. Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на…

а) фондовом рынке

б) рынке труда

в) денежном рынке

Г) товарном рынке

15. Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется…

а) счетной палатой

б) регистрационной палатой

В) антимонопольным комитетом

г) президентом Российской федерации

16. Основой бесплатной приватизации может быть…

а) аренда

б) тендер

в) аукцион

Г) ваучер

17. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда…

а) население имеет значительное количество денежного капитала

б) необходимо найти эффективного собственника

В) население не имеет достаточного количества денежных средств

г) имеется возможность притока в страну иностранного капитала

18. Самой управляемой программой массовой приватизации считается модель…

А) российская

б) польская

в) венгерская

г) чешская

19. Одним из достоинств ваучерного метода приватизации является…

а) равенство доходов граждан страны

Б) равенство возможностей граждан страны

в) непременное повышение эффективности производства

г) непременное повышение эффективности собственников

20. Наиболее масштабная программа приватизация по охвату государственных основных фондов и населения прошла…

а) на Украине б) в России

в) в Латвии г) в Венгрии

21. Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации в течение…

а) шести месяцев

Б) трех лет

в) десяти лет

г) двух месяцев

22. В России не запрещено (а)

а) формировать соглашения товаропроизводителей

Похожая информация:

Поиск на сайте:

В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий — продажей на аукционах; крупных — преобразованием в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определенных негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:

  1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
  2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
  3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к.

    Приватизация предприятий в России

    в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;

  4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
  5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
  6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации 1998 г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано большое количество случаев перепродажи предприятий, массовая скупка акций перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился передел собственности.

Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности является постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.

Государственная собственность все же сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности использования собственности путем увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений "новых" собственников со "старыми" управленцами могут способствовать жесткая правовая позиция государства, организация широких программ обучения руководства крупных предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев.

"Особенности приватизации в России" и другие материалы по теме "Макроэкономика"

Другие публикации этой рубрики

20 лет назад с введения Ельциным указа о приватизационных ваучерах стартовала кампания грабежа населения правящей верхушкой

Если ваучеры обезличили, значит, это кому-то было нужно!

"Комсомольская правда", 16.08.2012

Евгений Черных


Исторический кадр: гражданин России Борис Ельцин получает свой кровный ваучер. Интересно, он тоже распорядился им бездарно или получил-таки свою долю госсобственности?…
Фото: РИА "Новости"

20 лет назад Борис Ельцин подписал указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" Есть разночтения по поводу даты судьбоносного указа. Уточняю: автограф на документе Ельцин поставил 14 августа, а спустя неделю, 21-го, он вступил в силу. Кто ж тогда знал, что с этого указа начнется отсчет черных августов новой демократической России?

ПО ДВЕ "ВОЛГИ" В РУКИ!

Хорошо помню то время. Нам говорили, что россияне, наконец, станут собственниками. На деле, а не на словах, как при коммунистах. Для этого всю общенародную госсобственность новая демократическая власть оценила. И поделила между всеми жителями от мала до велика. На гражданина РФ пришлось по 10 тысяч тогдашних рублей. Однако вместо денег каждому вручили красивую хрустящую бумажку на эту сумму. Приватизационный чек, названный на польский манер ваучером. Не бесплатно, между прочим. За ваучер пришлось платить 25 рубликов. Мелочь, конечно, на фоне десяти тысяч. Но в масштабах страны…

А чтобы бестолковому народишку понятно было, какое счастье ему привалило на халяву от реформаторов, младой рыночный гений Чубайс заявил: ваучер, де, стоит две "Волги"! Знал, хитрец, на что бить. "Волга" была мечтой советского человека. На них в СССР обычно начальники ездили.

Я перед этим купил двенадцатилетнюю "Волгу". В Праге, где работал собкором "Комсомолки". По чешским дорогам старушка еще бегала, да и бензин там был получше. Но как вернулся на родину в 92-м, начала ломаться беспрестанно.

А тут как раз ваучеры раздавать стали. Моей семье аж ВОСЕМЬ новых "Волг" досталось. Спасибо благодетелю Чубайсу! Но автомобилями долю общенародную не выдавали, увы. Даже захудалыми "Москвичами". Ваучеры надо было выгодно вложить куда-нибудь, чтобы получить долю с фабрик, заводов, газет, пароходов и жить припеваючи. И стал я думать, гадать, как бы обернуть эти чеки в реальные ценности. За три года моей загранкомандировки на родине многое поменялось. Сама страна другой стала. И строй общественный сменился. Пытался со знакомыми посоветоваться. Но те сами ломали головы, что делать с ваучерами. Все были в полном раздрае. А время поджимало. Не вложишь ваучер — гикнется. В конце концов отдал семейную часть общенародной собственности в разрекламированный фонд "Гермес". Его начальник (фамилию запамятовал) такие горы золотые обещал, Чубайс в подметки не годился.

А сосед деревенский, Федорыч, на бутылку водки свой ваучер променял. Он в экономике кумекал. При Брежневе сельпо заведовал.

Я жалел Федорыча. Эх, сглуповал мужик! Но в глаза ему об этом не говорил, чтоб не расстраивать. Сам же ждал от "Гермеса" обещанных солидных дивидендов. Новую "Волгу" купить для начала планировал. Старую замучился ремонтировать. Но дивиденды были копеечные. А лукавый "Гермес" предложил выгодную схему: еще денежек доложи, позже на ваучеры получишь квартиру. А у меня два сына подрастают. На семейном совете решили — новая "Волга" подождет. Чай, не начальник, поезжу и на старой. Надо о жилье детям думать. Доложил денежки вдобавок к ваучерам.

А вскоре "Гермес" пропал. С моими кровными тысячами и ваучерами. Как и масса других чековых инвестиционных контор, фондов с громкими названиями, клявшихся гражданам превратить их ваучеры в золотой дождь.

Я уже с уважением думал о Федорыче. Бывший торгаш хоть бутылку получил. А я остался на бобах. На старой "Волге", да еще с убытком. Как и многие соотечественники.

Понимаю теперь: мои ваучеры вместе с миллионами других, собранных лукавыми "Гермесами", скупленных за водку, сахар и копейки у доверчивых граждан, попали в багажники "Жигулей" и всплыли на аукционах по скупке акций других гигантов советской индустрии, построенных усилиями всего народа. И концов моих ваучеров уже не найти у новых хозяев жизни типа Кахи Бендукидзе, пересевших вскоре с "Жигулей" на Мерседесы и персональные самолеты. (По легенде, Бендукидзе привез 130 тысяч ваучеров на аукцион по продаже акций "Уралмаша" именно в "Жигулях". Говорят, поднялись на ваучерах и другие будущие олигархи — Дерипаска, Фридман, Богданов и отчасти Потанин. Знали ребята, когда и куда вложить мешки обезличенных приватизационных чеков!)

Но как, как честное демократическое руководство страны смогло обвести меня вокруг пальца? Сами власти, отцы приватизации позже пеняли таким, как я, бедолагам: мол, сами виноваты, оказались неэффективными менеджерами, упустили золотых рыбок из рук. И "Волги".

ДАЕШЬ УСКОРЕННУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ!

И лишь недавно известный экономист Андрей Илларионов, хорошо знающий либерально-реформаторскую кухню, толково объяснил бестолковому журналисту, почему я со своими ваучерами остался у разбитого корыта.

— Мало кто уже помнит, знает, но в 1991-м Верховный Совет России, Съезд народных депутатов приняли закон "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР". (Я Илларионову поверил, но на всякий случай проверил. Сам-то не помнил, поскольку в 1991-м еще в Праге работал. Действительно, был такой закон. По нему каждый гражданин России должен был получить именной приватизационный счёт, на который зачислялись денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам! — Е.Ч.) Инициатором и одним из авторов закона был Петр Сергеевич Филиппов, председатель подкомитета по приватизации в Верховном совете РФ. Когда Чубайса поставили на приватизацию в правительстве, между ним и Филипповым начались жесткие споры. В конце концов в этой борьбе Чубайс "съел" своего коллегу и соратника по питерскому клубу "Перестройка".

На мой взгляд, с именными счетами Филиппова приватизация в России проходила бы медленнее, но справедливее. И дала бы возможность многим людям принять участие в процессе при понимании ими того, что они делают. Ваучеры, акции, инвестиционные фонды — все это было новое, непонятное для подавляющего большинства народа, вышедшего из СССР. Требовались усилия и время, чтобы разобраться, что к чему. Однако новая власть выбрала тактику кавалерийского наскока: быстрей, быстрей! Чтобы никто не успел опомниться и понять, что происходит.

Приватизация жилья: как это было?

Ускоренная приватизация оказалась для этого идеальным вариантом.

"Съев" Филиппова, Чубайс изящно провернул позже операцию по замене уже узаконенных именных счетов безымянными ваучерами. Дождался августа 1992-го, когда депутаты ушли на каникулы. И Ельцин подписал указ о ваучерах.

— В чем смысл операции?

— Тогда, согласно чрезвычайным полномочиям, данным Съездом президенту, указ Ельцина вступал в силу, если в течение одной недели его не отвергал Верховный Совет. За неделю вызвать депутатов с каникул в Москву голосовать против ваучеров было физически невозможно. На это и рассчитывал Чубайс. Так ловким приемом принципиально были изменены идеология приватизации и ее законодательство.

Когда осенью депутаты вернулись в столицу, они поняли, как цинично обманула и оскорбила их исполнительная власть — правительство и президент, которым они предоставили чрезвычайные полномочия. Но было уже поздно. В любой демократической стране такие действия были бы расценены как тяжелейшее преступление против конституционного строя и привели бы к немедленной отставке виновных. Но только не в России.

Только сейчас появились т.н. "объяснения". Мол, Сбербанк тогда не был готов к введению именных приватизационных вкладов, поскольку технически это было сложно делать. Но технические сложности — не основание для нарушения закона. Сложно сделать за год? Делайте три года. Кто вас торопил? В Польше массовую приватизацию стали проводить через 6-7 лет после начала реформ. В Китае после 30 с лишним лет реформ массовая приватизация до сих пор не начата. И, кажется, нельзя сказать, что реформы и там и там оказались неудачными. Скорее, наоборот.

— И где сейчас Китай и где Россия в экономике? Небо и земля.

— Закон есть закон. А ложь и обман — из другого репертуара. Они лучше всего демонстрируют, какой была сущность людей, проводивших приватизацию.

Обратите внимание на дату введения ваучеров и начала ваучерной приватизации — 1992 год. Сбережения граждан, накопленные за предшествующие годы и десятилетия, в том числе и бабушкины похоронные, тогда были фактически уничтожены. У подавляющего большинства народа не осталось средств для участия в приватизации. Они стали нищими. Отказавшись от какой-либо компенсации вкладов в Сбербанке, Гайдар показал: частная собственность граждан для него не значит ничего. Это была его принципиальная мировоззренческая позиция, не имевшая ничего общего ни с либерализмом, ни с приверженностью элементарному правопорядку, защищающим частную собственность. Вклады граждан — это частная собственность. Они были у десятков миллионов граждан. Эту частную собственность ликвидировал ряд правительств — не только гайдаровское. Но легализовал ее уничтожение, отказавшись от каких-либо компенсаций, Гайдар. Отказавшись от признания внутреннего государственного долга (вклады в Сбербанке), Гайдар одновременно признал внешний государственный долг, тем самым продемонстрировав двойной подход к двум группам кредиторов российского государства и свои преференции.

— Фактически был нанесен удар по огромному слою народа, будущему среднему классу. Который считается опорой любого демократического государства. И не все после этого удара поднялись.

— Увы, так и было. Плюс дикая инфляция в 1992-м и последующие годы. В этот момент и стала проводиться приватизация. Возникает вопрос: не потому ли так торопился Чубайс, что прежние сбережения большинства населения были уничтожены, а новые — создаваемые в новых условиях — еще не появились? Если бы проводить приватизацию несколько лет спустя, как это сделали в Польше, то были бы другие собственники. Похоже, что момент и способ приватизации, фантастический цинизм, которым она сопровождалась, немало говорит о том, кто ее проводил и для чего"


Ваучер в натуре. За него обещали всем по две "Волги". Но многие получили лишь дырки от волговской баранки.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ЗАВОД ЗА ГРОШ

Для чего проводилась ускоренная ваучерная приватизация, мне стало ясно при чтении секретной записки, направленной тогдашнему председателю Правительства РФ В.С.ЧЕРНОМЫРДИНУ.

"АНАЛИЗ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ". (Приведу лишь короткие выдержки.)

"Первого июля 1994 г. завершился период чековой приватизации в РФ. Государственная Дума в своем постановлении №378-1 от 9 декабря 1994 г. признала его итоги неудовлетворительными. Прежде всего, это выражается в недополучении Россией значительной части доходов из-за просчетов в стратегии и тактике приватизации. Общая номинальная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. (без жилых зданий — 1650 млрд руб. по ценам того времени). Но к октябрю 1992 г., когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации повысились в 20 раз… Таким образом, общая номинальная величина ваучерного фонда изначально была в 20 раз меньше стоимости основных фондов. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды фактически обеспечили передачу государственной собственности новым реальным владельцам за бесценок. 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд долл. были фактически проданы за бесценок — около 7,2 млрд долл. США.

По сути произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что само по себе явилось одним из источников кризиса и заложило основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на передел собственности. Начальник Отдела писем и приема граждан Администрации Президента России М.А.Миронов (исх. А4-8353 от 22.11.94) указал на основе анализа 4200 писем, что во многих письмах, касающихся темы приватизации, звучат выражения типа "очередной обман".

"Лотерейная" специфика избранного в России варианта "ваучерной" приватизации (состоявшая в том, что с самого ее начала отсутствовала ясность в отношении того, какие государственные активы выделены для реализации за чеки), не приведя к формированию рациональной корпоративной структуры, сформировала у большинства населения устойчивое (и небезосновательное) убеждение в том, что его не столько наделили собственностью, сколько как раз экспроприировали.

Цели приватизации искажались некомпетентными и умышленными действиями и в Центре, и на местах, что резко криминизировало ситуацию. Многочисленные перекосы в процессе ее форсированного проведения, не обусловленного Законом о приватизации, существенно подорвали основы российской государственности, ослабили национальную безопасность."

Автор секретной записки, новый глава Госкомимущества Владимир Полеванов, сменивший ушедшего на повышение Чубайса, предлагал Черномырдину воздержаться от форсированного проведения второго этапа, а создать прежде комиссию по анализу и исправлению допущенных просчетов первого этапа. И поручить кураторство Госкомимущества, занимавшегося приватизацией, другому человеку.

"Поскольку большая часть ответственности за упущения I этапа лежит на Первом Заместителе Председателя Правительства А.Б.Чубайсе, он объективно не заинтересован в искоренении недостатков и будет пытаться проводить прежнюю, во многом дискредитировавшую себя линию в области приватизации."

Записка премьеру ушла 18 января 1995 года. А через неделю уволили самого Полеванова. Чтоб не путался под ногами у Чубайса и других "прихватизаторов." И трех месяцев не пробыл он во главе Госкомимущества. Хотя сам Ельцин поставил Амурского губернатора, далекого от московских игр, на этот важный пост.

— Формальные показатели ваучерной приватизации впечатляли, — вспоминает Владимир Полеванов. — Около 60 процентов отечественных предприятий к концу 1994г. стали негосударственными, 40 миллионов россиян — акционеры. По массовости Россия заметно обогнала страны бывшего соцлагеря — я специально заказывал анализ. В той же Польше, где "рыночный менталитет" был куда выше нашего, за три года приватизировали лишь 30 процентов госпредприятий, в Венгрии — не более 20. Кстати, у бывших братьев по соцлагерю ваучеры с самого начала были именными, в них закладывалась реальная, а не символическая стоимость имущества. Поэтому менять их на бутылку водки или килограмм сахара никому и в голову не приходило. А у нас именно так очень многие, если не большинство "акционеров", распорядились своими чеками.

Но что стояло за высокими темпами и невиданными масштабами российской приватизации? Госимущество продавалось фактически за бесценок. Лихорадочно. Своим. В нарушение даже тех убогих законов, которые тогда были. "

Вскоре начались пресловутые "залоговые аукционы", отдававшие в руки олигархов за бесценок жемчужины советской промышленности типа "Норникеля". Народ в них уже не участвовал даже формально. Указ про эти аукционы Ельцин тоже подписал в августе. 1995 года. Затем последовала властная финансовая пирамида ГКО, дефолт в августе 98-го. И много чего еще…

Как-то бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев сказал мне, мол, главная причина расстрела Ельциным Белого дома в 1993-м — не допустить отмены парламентом ваучеров и возвращения именных счетов. Признаться, я тогда не поверил своему бывшему главному редактору, бравшему меня на работу в "Комсомолку". Простите, Геннадий Николаевич! Теперь, после встреч с Илларионовым, Полевановым, верю.

А вот многочисленным заявлениям реформаторов, что они спешили с приватизацией, закрывали глаза на ее нечестность лишь потому, что боялись реванша коммунистов — не верю. Это такое же лукавство, как две "Волги" за ваучер. Если трезво проанализировать ход "демократических реформ", которые проводились якобы для создания в России многочисленного и могучего слоя собственников, среднего класса, то увидим на деле совсем иную картину.

Те реформы устроили ради того, чтобы всенародная собственность, унаследованная от СССР, поскорее перекочевала за гроши к узкой группе продвинутой коммунистической номенклатуры, которой советская идеология мешала жить как на Западе. Плюс обслуживавшим ее представителям спецслужб и назначенным олигархам, которых в народе прозвали "кошельки Семьи". Недавно блеснула надежда, что справедливость, пусть и с запозданием, восторжествует наконец. Обещали взять налог с тех, кто нажился на неправедной приватизации. Как в Англии после приватизации мадам Тэтчер. Планировали ввести налог на роскошь для новых хозяев жизни. Стращали также уголовными статьями энергетиков — птенцов Чубайса, спрятавших капиталы в оффшорах. Мы поверили, проголосовали за справедливость. А после выборов на "приватизационном налоге" власти поставили крест. Про обещанные посадки птенцов Анатолия Борисыча тоже не слыхать. А налог на роскошь для нуворишей, похоже, обернется налогом на недвижимость, который ударит в основном по простым владельцам квартир и домов. Жизнь продолжается.

А начало процессу сказочного обогащения продвинутой коммунистической номенклатуры положил 20 лет назад лукавый указ Ельцина о безымянных ваучерах, отменивший закон об именных приватизационных счетах.

Ваучерный период приватизации в России 1990-х гг. был ее первым аккордом. Этот этап также называют «народным», так как благодаря чекам в стране появилось около 40 миллионов акционеров. Ваучерная модель была полна противоречий и юридических изъянов, приведшими к неравномерному перераспределению собственности в стране.

Цели

В 1992 – 1994 гг. в России проводилась ваучерная приватизация. Идеологами экономических реформ она рассматривалась как первый этап передачи государственной собственности в частные руки. Формы, цели, варианты и конкретные пути приватизации были определены в специальных документах. Это были государственные программы, принятые в 1992 и 1993 гг.

В них провозглашались основные цели приватизации. Они сводились к формированию слоя частных собственников, которые должны были помочь властям создать рыночную экономику. Считалось, что ваучерная приватизация поможет повысить эффективность деятельности предприятий. Средства, поступившие из рук граждан в казну, планировалось потратить на развитие социальной инфраструктуры. Все вышеописанное должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в Российской Федерации. Кроме того, ваучерная приватизация могла привлечь иностранные инвестиции содействовать демонополизации хозяйства страны и создать конкурентную среду.

Согласно программе, государственное имущество было поделено на несколько групп. Это были предприятия, ваучерная приватизация которых была запрещена, объекты, которые подвергались приватизации согласно решению правительства России. В другую категорию входили заводы, подлежащие незамедлительной и обязательной приватизации.

Ваучеры

Правительство предусмотрело четыре способа приватизации, с помощью которых государственные предприятия должны были быть отданы в частные руки: коммерческий конкурс, аукцион, аренду с правом выкупа и акционирование. Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно новому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации приобретал именной счет. На него зачислялись деньги, которыми оплачивалась приватизация государственных предприятий.

Приватизационный чек, или ваучер, стал использоваться на территории России в начале 1992 года. Именно эти государственные ценные бумаги принимали в уплату за долю в приватизированном имуществе. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Эти бумаги обладали ограниченными срок действия (3 года с момента выпуска). Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей. При этом продажа и покупка этих бумаг объявлялась свободной, а их реальная цена определялась по соглашению участников сделки. Накануне приватизации совокупность предприятий страны была оценена в 1,400 миллиардов рублей. Количество выпущенных ваучеров было определено, исходя из этой цифры.

Недостатки

С самого своего начала приватизация в России приняла противоречивый характер. Ее формат был расплывчатым и обладал множеством юридических дыр. Кроме того, хотя некоторые страны уже имели опыт приватизации после крушения плановой и централизованной экономики, таких ее масштабов как в России нигде еще не было. Правительство и Верховный Совет долго не могли договориться о том, как государственные предприятия будут передаваться в частные руки. Кроме того, на формат продажи повлияли лоббистские группы, стремившиеся защитить интересы определенных бизнесменов и крупных собственников.

Суть ваучерной приватизации не нравилась главным идеологам строительства рыночной экономики – Егору Гайдару и Анатолию Чубайсу. Тем не менее 3 июля 1991 года закон об использовании именных счетов все-таки был принят. Ваучерная приватизация в России приобрела множество недостатков, самый весомый из которых – уязвимость к коррупции. У сотрудников предприятий были преимущественные права на выкуп акций. Как показал опыт, «красные директора» часто давили на работников, перекупая у них чеки и захватывая контроль над крупным имуществом. Также они могли добиться необходимых для себя результатов голосования во время собрания акционеров трудового коллектива.

Ход приватизации

Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.

В каждом конкретном случае трудовые коллективы по-своему решали, что делать с имуществом – выделять из его состава отдельные предприятия или объединять их в группы, таким образом создавая большие компании. Они становились холдингами и владели контрольным пакетом акций. Считалось, что именно работники лучше всего решат судьбу своих предприятий. Они были заинтересованными лицами (в экономической теории есть аналогичное понятие - «stakeholders»), и являлись не просто отстраненными равнодушными наблюдателями, которые видели в заводе только имущество. И тем не менее эффективных предпринимателей из простых рабочих не получилось. Сказалась неприсобленность народных масс к новым рыночным условиям.

«Народная приватизация»

В 1992 – 1994 гг. около 40 миллионов человек в России стали акционерами, а еще миллион – малыми бизнесменами. Поэтому в обиходе закрепилось понятие «народной приватизации». Обычно так называют самый первый период перераспределения собственности в России 1990-х гг.

Безвозмездное распределение ваучеров оказалось эффективным только в первые месяцы реформ. Вскоре стала ясной невозможность оценить реальную рыночную стоимость этих бумаг. Сказывалась неразвитость рыночных отношений и зачаточное состояние фондового рынка. Стоимость одного ваучера могла колебаться от нескольких рублей до тысяч рублей в зависимости от конкретного предприятия и конъектуры.

Криминализация

Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Результаты

Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ.

Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России). Внесенные в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали свое существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.

Окончание ваучерного периода приватизации

Главным итогом ваучерной приватизации был переход от командно-административной экономики к рыночной модели. Государство утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года. Такая внезапность не могла обойтись без потрясений. Недаром реформы начала 90-х до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы. Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики.

Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти «со стороны», не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли. Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило. Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников западного образца в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки.

Летом 1994 года начался новый этап приватизации – денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и продаже ваучеров. В правительстве надеялись, что платная приватизация приведет к управлению предприятиями эффективных и ответственных предпринимателей. Затем последовали залоговые аукционы, которые, ко всему прочему, закрепили появление новой прослойки олигархии.

Критика

Все формы приватизации, в том числе и ваучерная, подвергались критике как в 90-е гг., так и сейчас. Одной из самых частых претензий является обвинение в слишком быстром проведении передачи имущества в частную собственность. Фактически приватизация в России прошла без какой-либо подготовки государственных институтов и на зыбкой законодательной базе. Во-вторых, после раздела имущества заметно ослабла федеральная власть. Произошла эрозия общественного порядка, начался рост коррупции. В-третьих, так и не появился класс реальных собственников. Почти все приватизированное имущество перешло к новым хозяевам посредством воровских и нечистоплотных способов.

Всему этому способствовала порочность ваучерных механизмов. Реформаторы стремились как можно быстрее порвать с коммунистическим прошлым, что привело к печальным последствиям. Другие критики попросту обвиняют инициаторов экономических преобразований в преступности и сговоре с бизнесменами, сколотившими состояние из ничего посредством обмана простых граждан.

Была ли альтернативная программа приватизации? Критики часто говорят о том, что она должна была происходить медленно, по мере появления рыночных институтов. Для честного раздела советского наследия предлагалось продлить государственный контроль над приватизируемым имуществом. Еще в последние годы СССР много обсуждалась модель аренды с правом выкупа. Этот способ мог бы эффективно заменить эпопею с ваучерами, однако к нему так и не обратились.

Защита выбранного курса

У политики Гайдара и Чубайса есть и свои защитники. Рассуждая о невозможности постепенных реформ, они часто апеллируют к той сложной обстановке, в которой оказалась экономика, когда началась ваучерная приватизация. Годы планов, пятилеток, перекосов в бюджете, раздутого ВПК в советскую эпоху привели к тому, что меры необходимо было принимать срочно. Без моментальной перестройки экономики страна могла столкнуться с опасностью голода, социальной напряженности и в худшем случае - гражданской войны. Именно поэтому реформаторы, обладавшие реальной властью в конце 1991 – 1992 гг., решили использовать ваучеры, хотя и Гайдар, и Чубайс поначалу были сторонниками плана постепенной приватизации с использованием привычных денег.

Еще в 1987 г. был принят Закон СССР о государственном предприятии. Это был эпохальный документ. Он зафиксировал фактическую независимость трудовых коллективов заводов (а фактически директоров) от государства. Позже это явление получило название «спонтанной приватизации». Под этим эвфемизмом скрывался переход собственности в руки тех, в чьих руках она была на момент принятия закона. Когда было положено начало ваучерной приватизации, власть новой России уже не имела влияния на жизнь многих предприятий, которые формально еще были государственными, но на самом деле уже стали вотчиной «красных директоров».

Еще одним важным законом, принятым еще в советское время в 1988 году, был Закон о кооперативной деятельности. Этот документ подсказал, как можно удобно и легально растащить государственную собственность. На предприятиях создавались кооперативы, которые стали заниматься самыми эффективными видами деятельности своего завода, фабрики и т. д. Их главы для своей наживы использовали разницу между своими рыночными и общими государственными ценами. Разница оседала в кармане директора – фактического хозяина кооператива. Таким образом, проведение ваучерной приватизации лишь закрепило те порядки, которые уже существовали в последние советские годы экономического хаоса и разрухи.

Двадцать пять лет назад, 1 октября 1992 года, люди потянулись в сберкассы получать свои первые в жизни «государственные ценные бумаги» – приватизационные чеки, или, как их прозвали в народе, ваучеры. 3. Реорганизация ЧИФов. В целом к окончанию чековой приватизации 650 ЧИФов собрали 60 млн чеков, свыше 20 млн человек стали их акционерами. Но ладно, это история страны, а что люди получили от приватизации? Большинство людей ничего или почти ничего не получили от чековой приватизации. Таковыми были почти все, продавшие свой ваучер, и почти все, вложившие его в ЧИФы – чековые инвестфонды. ЧИФы жили еще 4 года после окончания приватизации и даже выплачивали своим участникам дивиденды, но все меньше, а потом реорганизовались и в большинстве своем растворились. Так что липухинской команде надо было срочно скупать ваучеры на все доступные деньги.

Приватизационный чек, 1992 год

Приватизационный чек 1992 года (ваучер) является первой ценной бумагой современной России на предъявителя. Приватизационные чеки были выпущены в рамках программы приватизации государственной собственности из расчёта по одному на каждого жителя Российской Федерации. В течение 1993 года на свой приватизационный чек Вы сможете купить акции любого крупного или среднего приватизируемого предприятия России. Продажа акций за приватизационные чеки продолжается в течение всего срока действия чеков…. Надо сказать, что в коллекциях бон и ценных бумаг современной России приватизационным чекам отведен лишь небольшой закоулок. Дело в том, что при выдаче чеков на руки гражданам, на них ставилась печать выдававшей организации, а в самом процессе приватизации – ещё и печать приватизированного предприятия.

История ваучера или Как продавали Россию. «Олигархи» (док. фильм)

1 октября 1992 года в России началась выдача приватизационных чеков, которые в народе получили название ваучеры. Из них 1,5 триллиона (35 процентов национального богатства) отдавалось россиянам в виде 150 миллионов ваучеров. Уже в ноябре 1992-го в сельских районах ваучер продавали по цене 4 — 5 бутылок водки. Летом 1993 года на командировку во Владивосток я получил в кассе журнала 100 тысяч рублей. К тому времени ваучеры продавали за 3 тысячи. Эти КТО-ТО, скупив чеки у безработных россиян, и завладели 35 процентами государственных предприятий России.

С 1 октября 1992 года во всех отделениях Сбербанка начали выдавать ваучеры. Каждый россиянин (включая детей и пенсионеров) мог бесплатно получить один приватизационный чек на 10 тысяч рублей.

Председатель Госкомимущества Анатолий Чубайс на пресс-конференции «Народная приватизация: акции, чеки», 1992 год

Каждому жителю и города, и глухой деревни предстояло не только открыть специальный счет в банке, но и многократно делать переводы для приобретения пакетов акций приватизируемых предприятий. Поэтому выбрали приватизацию через безымянные ваучеры, которые можно менять на акции своего предприятия или купить за них бумаги любой компании на чековом аукционе, продать на черном рынке, подарить.

В 1992 – 1994 гг. около 40 миллионов человек в России стали акционерами, а еще миллион – малыми бизнесменами. Безвозмездное распределение ваучеров оказалось эффективным только в первые месяцы реформ.

Оформление контрактов по вложению ваучеров, 1992 год

Приватизационные чеки (ваучеры) являлись государственными ценными бумагами целевого назначения на предъявителя и были действительны в течение ограниченного времени с момента их выпуска. В дальнейшем срок действия ваучеров на территории РФ не продлевался. Тем не менее сами бланки ваучеров интересуют бонистов и скрипофилов.

Второй проблемой стала психология и уровень экономической грамотности советских людей: многие просто не поняли, что делать с приватизационными чеками. Некоторые участники дискуссий в правительстве считали, что необходимо создать посредника: чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Например, «Газпрома» (в некоторых регионах за ваучер давали более тысячи акций, все последующие годы их цена постоянно росла), РЭО ЕЭС, и больших региональных промышленных предприятий.

При этом всех получателей ваучеров предупредили: «Вложения в акции всегда рискованны. От этой суммы взяли 35% – именно такую долю собственности государство решило передать народу в виде ваучеров. Лишь каждый шестой (15%) вложил свой ваучер в российские предприятия, став их акционером, пусть и миноритарным. Лучшими инвестициями оказались покупка бумаг Газ­прома и РАО «ЕЭС». За минувшие годы эти акции принесли тысячи процентов прибыли. Не повезло москвичам и петербуржцам, каждый из которых (участник чековых аукционов) получил в среднем по 50 и 65 акций на чек соответственно. В Татарстане один ваучер можно было поменять на 1900 акций Газпрома.

Главным итогом ваучерной приватизации был переход от командно-административной экономики к рыночной модели. Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. В правительстве надеялись, что платная приватизация приведет к управлению предприятиями эффективных и ответственных предпринимателей. Затем последовали залоговые аукционы, которые, ко всему прочему, закрепили появление новой прослойки олигархии.

Ваучер — что это такое?

Этот период регламентировался Указом президента РФ от 14.08.1992 №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Однако сами бланки ваучеров интересны коллекционерам — бонистам. Поэтому в коллекционировании ценных бумаг российский ваучер времен реформ 1990-х годов весьма уважаем.

Таких наших соотечественников, которые ничего не сделали со своими чеками, по оценкам экспертов, было около 6%. Свыше трети владельцев (34%) практически сразу же продали свои ценные бумаги. Акции Газпрома вообще являются показательным примером увеличения благосостояния, особенно если человек проживал в газодобывающих регионах. Огромное состояние на ваучерах смогли лишь те люди, которые осуществляли их скупку. Большая часть отечественных предприятий была приватизирована с использованием не вполне легальных схем, что до настоящего времени вызывает определенное недовольство в нашей стране. Крым 2017 год. Имею Акции вложенные в работающее предприятие в Крыму которые получил на приватизационный сертификат в 1993 году. Пока не получил ни копейки.

Приватизация госсобственности на самом деле стартовала не 1 октября 1992 года, а еще летом 1991 года. Был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Вместо открытия счетов населению решили раздать ваучеры. На самом деле купить часть госсобственности по выгодной цене могли только работники приватизируемых предприятий. Критикам своей модели приватизации Чубайс ответил так: выбирать между честной и нечестной приватизацией тогда было невозможно. Например, была идея постепенного выкупа собственности за средства, накопленные населением на «сберкнижках».

С 1 октября 1992 года любой гражданин РФ мог получить в отделении Сбербанка РФ ценную бумагу номиналом 10 тыс. рублей - государственный приватизационный чек, по польскому образцу окрещенный ваучером. И для подавляющего большинства населения приватизационный чек так и не стал «золотым». Авторы схемы нашей приватизации утверждали, что, мол, другого, более честного пути вообще нет. Дескать, это невозможно, иначе - гражданская война… Я свой отдал родственнице, и она купила акции на всю семью. Что с ними стало дальше, я даже не интересовался, потому что понимал: из этой идеи ничего не выйдет, на ваучерах много не заработаешь. Так что получить на свой ваучер два автомобиля я не рассчитывал. Моя жена стояла два часа в очереди, чтобы сдать ваучеры в «Московскую недвижимость» (был тогда, если кто помнит, такой чековый инвестиционный фонд), хотя я ее и отговаривал. Что делать с ваучером, было для меня драматической задачей.

Это означало, что предприятия можно было купить «по дешевке», если раздобыть побольше ваучеров. Это было ужасно, и нужно было это приватизировать, - аргументировал необходимость приватизации бизнесмен Владимир Потанин в интервью Forbes. Здесь может быть много вопросов, начиная от модели - один ваучер на человека. Помню, звонит мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков и говорит: «Я столько лет работаю - у меня один ваучер. Не давать твое дочке ваучер, а тебе два?» Никогда не будет такой приватизации, где все довольны. Я не могу сказать однозначно, что приватизация прошла успешно, - говорит Евгений Ясин. - Планировалось, что люди будут менять ваучеры на акции, а не тут же их продавать.

Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей.

Приватизационный чек - государственная ценная бумага, предназначенная для обмена на активы государственных предприятий, передаваемых в частные руки в процессе приватизации. Получил неофициальное название «ваучер». Подавляющее большинство граждан России оказались обманутыми в результате приватизации, поэтому слово «ваучер» имеет негативную окраску. Во время кампании приватизации в России при утрате, потере платёжности приватизационный чек не возобновлялся.

Понимая, что никаких двух машин «Волга» на свой ваучер не получу, я его никуда не вложил. В моей коллекции ваучер занял достойное место рядом с талонами на водку и на сахар. Это свидетельство нашей истории и, уверен, что такие времена больше не вернутся. Мне кажется, за этим стоит определенное понимание, что в начале 90-х никто до конца не знал, как правильно приватизацию проводить.

И если государство тебе дало возможность получить хоть что-то в собственность, уже неплохо. Банк дал понять, что на открытие счетов и отработку всей модели потребуется несколько лет. Правительство на это не согласилось. В итоге взяли за основу чешскую модель - чек (ваучер), их и раздали населению. На самом деле стоимость ваучера определялась тем, куда ты ее вложил.

Это доказательство того, что передача даже тех 35% социалистической собственности из рук народа в руки капиталистического государства не состоялась. А остальные 65% формально остаются в социалистической собственности, поскольку их народ никому ни за какие бумаги не продавал. Проблема была не в самих ваучерах, проблема была в том, что граждане подарили свои ваучеры мошенникам. Право собственности бессрочно, так что…подожду, подумаю, кого назначить в солидарные ответчики за ограбление. Набрал какое-то количество акций. Где платили дивиденды, какие акции потом настойчиво попросили продать, что просто пропало. В результате вырученных денег хватило сделать в офисе небольшой ремонт — по ценам до 2008 года набежало несколько десятков тысяч уже деноминированных рублей.

Таким образом, двадцать пять лет назад, 1 октября, в РФ начался передел собственности с помощью системы ваучеров. В ноябре 1992-го ваучер зачастую продавали по цене 4 - 5 бутылок водки, что характеризует не только время, но и образ мышления значительной части населения. От бесплатной раздачи ожидаются: создание равных «стартовых условий» рыночной деятельности для всех граждан, нейтрализация «теневого капитала», возврат народу ранее недоплаченных ему средств и т.п. В-третьих, бесплатная раздача неэффективна, так как обладать собственностью это значит не только получать доходы, но и нести убытки, оплачиваемые в конечном счёте из имущества собственника. То есть народ не знал, что делать с этими ваучерами, за которые, кстати, каждый заплатил 25 рублей. До этого страна пережила путч августа 1991 года, распад СССР и отпуск цен с 1 января 1992 года. Люди лишились накоплений, не хватало на самое необходимое. Таким образом, частники прокредитовали государство за государственный же счёт, бесплатно получив в обмен на это самые лакомые куски российской промышленности.

Ваучерный период приватизации в России 1990-х гг. был ее первым аккордом. Этот этап также называют «народным», так как благодаря чекам в стране появилось около 40 миллионов акционеров.

Исторической, а тем более экономической ценности на сегодня, ваучер не несёт никакой. P.S. Вот на этом монетном аукционе, на момент написания ответа идут торги: приватизационный чек 1992 года выставлен по цене 650 рублей.

Использоваться ваучеры могли только однократно. Продали за бесценок, относительный, конечно, – за сотни миллионов долларов. Ни больше и ни меньше».

Это несмотря на то, что своим работникам зарплату платят во много раз меньше, чем с западных странах. Государству надо вернуть себе предприятия, чтобы промышленность и сельское хозяйство страны начали нормально работать. Прочитал. Не поленился и нашел свой приватизационный чек. Вот он передо мной. Крупными цифрами 10000 (десять) тысяч руб. №074192401. Не понял только, как с нуля 28 миллиардеров получилось.Это, видать, как Рома с залоговыми. А директоров всего 4 штуки. Либералы же без устали трындят про номенклатурную приватизацию.Главное, быстро и необратимо. Стану президентом — сделаю всенародный праздник ВАУЧЕРА.

Случайные статьи

Вверх