Блог о семейной психологии Михаила и Галины Городок: Коучинг для детей. Детский коучинг: как выявить мотивы ребенка

Мария Некрасова

Насколько применимы техники коучинга при работе с детьми? С какого возраста для Чемпиона можно проводить индивидуальные сессии? Как взаимодействовать с родителями при работе с ребенком? Вопросов после окончания 4-х Модульной программы в Международном Эриксоновском университете коучинга у меня, как у учителя начальных классов, было много.

Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник. Приехали…. Были фрагментарные беседы с ребятами из своего класса, напоминающие скорее хождение по минному полю, с подчас потрясающими результатами-прорывами, но с затухающим эффектом. Не хватало опыта и знаний. Спасибо огромное Наталье Сусловой и Наталье Гульчевской, которые выдерживали шквалы моих вопросов, помогая найти собственные ответы.

В общем, все это напоминало приготовление чудесного традиционного блюда без знания рецепта. Но как говорится, если ты действительно чего-то хочешь, то рано или поздно своего добьешься. Или, как часто это бывает — ты добьешь Вселенную, и Она даст тебе книгу, откроет нужную страницу и ткнет тебя в нужный абзац носом.

20 мая 2014 г. после выступления на конференции «Коучинг в образовании» в рамках Международной Недели Коучинга в беседе была произнесена фраза о том, что многое из сказанного перекликается с книгой Бена Фурмана «Навыки ребенка в действии». Через несколько месяцев книга была куплена, прочитана еще через полгода… Вселенная, наверно, даже уже не рассчитывала на сие чудо. Всегда в таких случаях говорю, что «лучше поздно, чем никогда» и «учитель приходит, когда ученик готов». Извините, я долго готовилась, и вообще «я – не тормоз, я –медленный газ»…

Книга – чистая техника коучинга по работе с детьми возраста «от горшка» и старше. Все очень структурированно и ясно. И вроде бы выглядит, как классическая сессия в коучинга, но все адаптировано под ребенка и многократно отработано (почти вся книга – это примеры работы по этой технике с детьми разного возраста).

Если кратко по содержанию, то определяется навык, который ребенок хотел бы развить для полного счастья (здесь без иронии), с ФКР и экологичностью, этому навыку дается название, выбирается волшебный помощник, группа поддержки, якоря, расписывается будущий праздник, составляется план с шагами, и еще, что очень важно, напоминания и действия в случае провалов (провалы сразу оговариваются, как неизбежность). Для меня еще очень ценными в этой книге стали шаблоны писем для родителей, с чьими детьми ведется работа. Этот «скелет» техники, а дальше….импровизация и то, чему учат на 4-х Модульной программе. J))) В примерах, которые приводятся в книге, есть и хождение по шкале, и заброс в прошлое и т.д.

А теперь о моем опыте применения узнанного из книги. В коучинге говорят не «проблема», а «интересная задача». Мне нравится еще один вариант – «приключение» (спасибо 10-класснице за этот подарок во время сессии). Так вот, в моем классе я провела сессии по этой технике с тремя такими «приключениями». Практически невозможно описать словами, что со мной творилось после этих разговоров – 10-летние «сложные и неуправляемые» ребята раскрывали свои сердца, доверяли свои страхи и тайны, рассказывали о своих мечтах и надеждах. И спасибо огромное Бену Фурману за то, что я не лезла варварски скальпелем в детские души, а имея под рукой четкую инструкцию, лишь открывала форточку, сквозь которую дул освежающий весенний ветер, а сердца согревались теплым солнечным светом. Что еще могу сказать? Вот об индивидуальных сессиях, наверно, больше ничего, потому что это сродни исповеди или врачебной тайне. И хотя с двумя мальчишками, в качестве группы поддержки был выбран в том числе весь класс, кажется, что расскажи об этом, и что-то очень драгоценное исчезнет навсегда. Могу только сказать, что оставшиеся до конца учебного года 2 месяца это были другие дети. А может быть, вся магия заключается лишь в том, что благодаря этим часовым беседам, кардинально и глубинно изменилось мое личное отношение и мнение о них. Как говорится, повторяй человеку каждый день, что он свинья, и через пару недель он захрюкает. Гадать, «что, как и почему» можно долго, только зачем?:))))

Лучше расскажу вам, как применила эту технику на всем классе и на себе лично, взяв в группу поддержки весь класс.:))) Так как апрель месяц должен был оказаться очень тяжким из-за многочисленных проверочных работ, то на классном часу дружно решили придумать, как бы нам этот месяц максимально легко и эффективно пережить. И вот тут в очередной раз дети меня ошарашили своей непредсказуемостью и пониманием, как же мало я о них еще знаю – была разработана ни много ни мало С3ВЧ – Служба Спасения Спокойствия, Внимания и Честности. Неожиданно, да? А тем временем, после мозгового штурма и голосования именно спокойствие, внимание и честность оказались самыми необходимыми классу «навыками». С честностью, к слову сказать, в классе всегда все было хорошо, но детям виднее, что для них важнее и лучше.:)))) Тем более, что сторонники честности были ну очень убедительны в своей аргументации крайней жизненной ее необходимости. И с ними сложно было не согласиться. Дальше проработали шаги, количество допустимых провалов и т.д. и т.п. В качестве домашнего задания нужно было расписать праздник, и на следующий день опять же путем «вываливания» всех идей на доску, был выработан единый сценарий. Что по итогу? Месяц класс напоминал завод, работающий четко по часам, с повышенной производительностью и высоким качеством продукции. На переменах теперь проходили турниры по танчикам, виселице, морскому бою; 2-3 проверочных работы за неделю писались в штатном режиме – бойко и задорно, сама атмосфера в классе изменилась – ребята повзрослели, понимая зачем и ради чего.

А параллельно я приобретала навык спокойствия и тихого голоса, который не удавалось сохранить на протяжении 6-ти лет работы в школе. И вы знаете, получилосьJ))) И не могло не получиться, когда в качестве группы поддержки выступают 26 человек, знающих, что если Марии Владимировне все удастся, то вдобавок к празднику всех ждет еще и пицца.:))))

Праздник был, пицца была. Я там была, пиццу ела, на празднике веселилась, на душе светло и радостно, чего и вам желаю…J)))

Книга "Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы" Бен Фурман — купить книгу Kids" Skills in Action. A new way to help children overcome emotional and behavioural problems ISBN 978­5­91671­171­4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Техники классического коучинга ориентированы на взрослых людей, у которых уже сформировалось осознанность. Детский и подростковый мозг еще не сформирован полностью. Поэтому для профессионального коучинга детей важно учитывать мыслительные процессы и механизмы головного мозга ребенка.

В связи с этим возникло направление — Детско-родительский коучинг в дошкольных учреждениях.

На этапе роста и взросления ребенка у родителей часто возникают сложности в воспитании, нахождении общего языка с ребенком, удержании своей родительской позиции.

И здесь может быть ряд запросов для работы с коучем:

  • Как стать хорошим родителем?
  • Как справляться со своими негативными эмоциями?
  • Насколько я реализую роль отца\матери в моей жизни?
  • Соответствую ли я своему представлению о «хорошем» родителе?
  • Что должен делать родитель, чтобы ребенок вырос счастливым и успешным?

» Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Всё равно он будет похож на вас.»

Детско-родительский коучинг находит всё более широкое применение: в детских садах и школах, среди репетиторов и нянь, в тренировках юных спортсменов.

Чем же отличается детско-родительский коучинг от взрослого(классического) коучинга?

  1. В коучинге работа идет с одним человеком. В детско-родительском — с системой «родитель- ребенок». Иногда нужно пригласить и второго родителя для эффективного решения запроса.
  2. В индивидуальном коучинге работают с запросом клиента. В детско-родительском — родитель обращается с запросом в отношении своего ребенка. Запроса у ребенка может и не быть, либо он отличается от родительского.

Например, родитель хочет, чтобы ребёнок был более собранным и послушным . А у ребёнка вовсе нет такого запроса, его всё устраивает. В данном случае важно дать понять родителю, что поскольку родитель-ребёнок – это целая система, то от состояния и поведения родителя будет зависеть состояние и поведение ребёнка . Поэтому работа коуча с родителем будет построена на принципе «подконтрольности цели» и «я-причины».

Если мой ребёнок ведёт себя таким образом, что мне это не нравится. Если мой ребёнок рассеянный, то:

  • -что я делаю такого, что заставляет его быть таким?
  • -каков мой вклад в то, что я имею сейчас именно такого ребёнка с таким поведением?
  • -что во мне есть такого, что влияет на ребёнка таким образом?
  • -как я могу помочь ему стать более собранным?
  1. В детском коучинге с детьми применяют игровые техники и отдельно техники для работы с родителями.

Учитывая не до конца сформированную осознанность ребёнка, специалист может применять игровые технологии, которые помогают ребёнку расслабиться, исключить нравоучения и лекции , а через персонажей, проживая свой опыт, лучше понять свой внутренний мир, мир других людей и то, как лучше простраивать с ними взаимоотношения.

Очень хорошим инструментом для коуча при взаимодействии с ребёнком будет сказкотерапия, куклотерапия и другие творческие методы работы с психикой и осознанностью.

Применение технологий коучинга с детского сада позволяет:

  • Сформировать у родителей навыки продуктивного общения с ребенком, желание помогать ребенку
  • Умение правильно реагировать на проблемы и достижения ребенка, помогать преодолевать трудности и признавать его успехи, радоваться им
  • Выстраивать партнерские отношения в системе «Родитель-ребенок»
  • Объединить усилия взрослых для успешного воспитания ребенка

Это помогает создавать пространство для построения доверительных, открытых, гармоничных отношений с ребенком.

Ребёнку же работа с коучем помогает раскрывать свои эмоции, творческий потенциал, глубже понимать себя и окружающих людей, выстраивать взаимоотношения и верить в себя.

Таким образом, технологии коучинга в дошкольных учреждениях, используемые в развитии и воспитании детей, являются непростым, но осознанным выбором воспитателей и родителей, влияющим на формирование целостной, здоровой и счастливой личности ребёнка.

Прежде чем говорить про детско-родительский коучинг, важно понять, что означает слово «коучинг».

В наше информационное время все больше появляется слов, которые не требуют перевода, звучат примерно одинаково на всех языках и понятны всем. Например, это такие слова, как интернет, сайт, менеджер.

Слово «коучинг» так же сравнительно недавно вошло в общеупотребимую лексику. Однако, используя это слово, разные люди вкладывают в него свое понимание и смысл. Для того чтобы понять какой смысл в детско-родительском коучинге мы вкладываем в это слово, необходимо разобраться в происхождении слова «коучинг», познакомиться с историей возникновения данного понятия.

История коучинга

Термин коуч (coach) пришел из английского языка. Первоначально это слово означало повозку, которая использовалась для перевоза груза из одного места в другое. В 1961 году слово «коучинг» стали применять в области спорта, и оно приобрело значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». Конечно, это имело образное значение для спорта и достижения в нем желаемых результатов.

В дальнейшем коучинг стал развиваться благодаря накопившимся к тому времени исследованиям в области спортивной психологии. Стало понятно, что в ходе подготовки спортсменов к соревнованиям важна не только физическая, но и их психологическая готовность. Так появилась спортивная психология, которую стали называть коучингом, с помощью которой спортсмен обучался достигать желаемой цели в соревнованиях.

У. Тимоти Голви, тренер по теннису, исследовав методику коучинга в своей спортивной практике, стал применять его в повседневной жизни. В его книге «Теннис. Психология успешной игры», ставшей бестселлером, раскрывается то, как технологии коучинга помогают раскрыть потенциал не только теннисиста, но и каждого человека.

Применение слова «коуч» в русском языке

В русском языке, к сожалению, слову «коучинг» не всегда придают правильный смысл. Часто люди используют слово «коуч», переводя с английского языка, как синоним слов «тренер», «наставник». Многие даже не хотят его использовать, говоря, что это иностранное слово и его необходимо заменить русским. Сами русскоязычные коучи, понимая это, тоже продолжают размышлять над русским аналогом слова, однако на данный момент пока не подобрали в русском языке аналога, столь лаконично передающего суть метода.

Однако между этими тремя словами есть очень большие смысловые различия.

Тренер – это человек, который тренирует определенные навыки. В отличие от коуча тренер точно знает, к каким целям необходимо привести тренируемого и какие упражнения надо дать ученику, чтобы обучить его необходимым навыкам. Коуч же выступает с позиции, что его клиент САМ знает, что ему необходимо, его задача - сопровождать клиента из того «места», где он сейчас находится, к тому, куда стремиться.


Наставник – человек, который обладает знаниями и умениями, которыми обучает своего ученика. Он сам прошел путь от ученика к наставнику и знает методы и способы, с помощью которых обучает других. Наставник обладает высокими компетенциями в той сфере деятельности, в которой обучает. В отличие от наставника, коуч может абсолютно не знать то, о чем говорит ему клиент. Коуч при помощи вопросов и других коучинговых технологий раскрывает потенциал клиента, благодаря чему клиент с легкостью справляется со своей задачей.

Сферы применения коучинга и детско-родительского коучинга


Понятие «коучинг» как метод раскрытия потенциала человека, организации, коллектива прочно вошло в разные сферы жизни человека: в бизнес, личную жизнь, в спорт, семью и даже в искусство.

Наибольшее применение на данный момент коучинг нашел в бизнесе. Этот метод стал одним из самых эффективных способов решения задач, и с успехом применяется во многих преуспевающих компаниях и корпорациях.

Что касается детско-родительского коучинга, то он тоже имеет свою специфику и широкое применение. Детско-родительские коучи используют этот метод в частной практике с родителем и ребенком, в дошкольных и общеобразовательных организациях, в организациях по дополнительному образованию, для тренировки спортсменов детского и подросткового возраста, этот метод также с успехом практикуют репетиторы, няни и гувернеры.


Отличие коучинга от психологического консультирования

Несмотря на то, что есть общее между коучингом и психологическим консультированием, коучинг – это принципиально новый подход. Коучинг имеет свои методы работы, свои технологии, которые отличаются от методов психологического консультирования и эффективны для решения огромного количества задач.

В коучинге, в отличие от психологического консультирования, не диагностируются психологические проблемы клиента. Коуч исходит из того, что с клиентом всегда все в порядке (естественно, коуч работает только с психически здоровыми людьми).

Коучинг отличается от классического консультирования еще и тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а решает ситуацию совместно с клиентом.

Психологическое консультирование в большинстве случаев психолог проводит у себя в кабинете. Для коучинга очень важна атмосфера и не всегда кабинетная обстановка способствует благоприятному и доверительному общению с ребенком. Бывает так, что коуч встречается с ребенком на игровой площадке, на прогулке или в кафе.

В коучинге огромную роль играет личность коуча. Это означает, что все методы, которые коучи использует в своей работе, они в первую очередь применяют к себе.

От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Отличия детско-родительского коучинга от взрослого коучинга


Первое отличие заключается в том, что во взрослом коучинге коуч работает с одним человеком, а в детском коучинге с системой: родитель - ребенок. Иногда к этой системе подключается еще один родитель или родственник ребенка.

Второе отличие: коуч в индивидуальном коучинге всегда работает с запросом клиента. В школах коучинга обучают, что коуч не работает с запросом третьих лиц. В детском коучинге, как правило, к коучу приходит родитель с запросом в отношении своего ребенка или подростка. В то же время, как правило, запроса у ребенка нет совсем или он совсем не такой, с каким пришел к коучу взрослый.

Третье отличие в том, что помимо традиционных коучинговых инструментов в детско-подростковом коучинге используются игровые техники для работы с детьми, а так же даются инструменты для работы с родителями для понимания ими процессов, которые происходят в головном мозге ребенка и подростка в определенном возрасте.


Дело в том, что большинство техник «взрослого» коучинга были смоделированы для взрослых людей, у которых уже сформировалось сознание.

Детский и подростковый мозг находится в развитии, он еще полностью не сформировался.

Когда применяют «взрослые» коучинговые техники к детям, не всегда учитывают, в какой стадии развития находится детский и подростковый мозг, и нет осознания того, что нужно сделать, чтобы получить результаты.

Для профессионального коучинга детей и подростков необходимо, в первую очередь, понять мыслительные процессы и механизмы, которые происходят в головном мозге ребенка, подростка, а уже потом применять коучинговые техники.

Детско-родительский коучинг: Как «причинить» счастье своему ребенку?

Коучинг – это про бизнес. Именно так думает подавляющие большинство людей, кто хотя бы немного знаком с темой. Мы встретились и пообщались с профессионалом, который точно знает – навыки коуча необходимы и в семейной жизни.

Я познакомилась с коучингом - не с бизнес позиции. Когда приняла решение поменять профиль своей деятельности, я решила получить психологическое образование. И, в конце второго курса, когда встал вопрос о специализации, мой выбор пал на детско-родительский коучинг. Выбор не случайный, он осознанный. Я мать троих детей, поэтому отношение между родителями и детьми, продвижение себя как родителя, безусловно, мне интересны. Вот тогда я впервые увидела коучинг так детально. Детско-родительский коучинг – это совсем не про бизнес, что не делает его менее нужным.

Дело в том, что, когда родитель достигает своей зрелости, многие дети уже вырастают. И мы начинаем сокрушаться, что у нас не было достаточно опыта, знаний, инструментов в их воспитании. Мы в 40-45 лет вдруг начинаем осознавать, что хотели вырасти в этом направлении тоже, именно в нем состояться с тем же успехом, как состоялись в профессии. Ведь, на самом деле одна, из важных задач родителей - дать максимальное пространство для использования возможностей своим детям.

Решение о втором или о первом ребенке, принятое после 30 лет - это уже более осознанное родительство.

Часто мы пытаемся себя реализовать на внуках, именно те накопленные родительские компетенции, которые мы получаем, воспитывая своих детей, мы пытаемся применить к внукам. Но это совсем другая история, здесь, скажем так, ограничено наше влияние. Тренд позднего материнства и отцовства, который сейчас существует, решение о втором или о первом ребенке, принятое после 30 лет - это уже более осознанное родительство. И мы говорим, что коучинг здесь хорошо встраивается, потому что родители, которые приходят ко мне, хотят понимать зону своего развития как родители. Как «причинить» счастье своему ребёнку, чтобы сделать это без давления.

Я вижу разницу между отношениями с первым сыном и двойней, которая родилась у нас 14 лет спустя. Я понимаю, что могла бы дать еще больше своему первенцу, обладая теми знаниями, что есть у меня сейчас. Именно благодаря своему личному родительскому опыту, который был очень разный, я могу находиться в более безоценочной позиции и в отношении клиентов, что для коуча очень важно. Принципиальная разница по отношению к моим детям в том, что сейчас я воспитываю их из интереса ребенка, исключительно с этой позиции. Первого ребенка мы тоже спрашивали, что он хочет или не хочет. Если родители хотели, то применялись навыки убеждения, иногда даже давления. У нас благополучный старший сын, но при этом я понимаю, что могла бы ему дать больше, как родитель, просто давая больше свободы.

Мои навыки и умения помогают мне найти ту точку, где ты выиграл. Со старшим это был компромисс, а с младшими в выигрыше остаются все. И дети, и мы - родители. И это на самом деле главное, чтобы в выигрыше были все. Основное умение, которое я приобрела, и которым готова делиться - это умение договаривается со своими детьми. Встречаюсь с разными людьми и применяю умение самонастраиваться. Ведь зачастую бывает как - люди встретились, поговорили, разошлись, и не понятно, кто какой цели достиг и достиг ли вообще какой-либо цели. И одно из разочарований в родительской роли – это непонимание, как так получилось – вроде воспитывал, учил, растил, а результат не устраивает обе стороны.

В детско-родительском коучинге как и в бизнесе, главное - это целеполагание. Мы можем совершенно по-разному видеть одну и ту же проблему, и, как следствие, искать разные способы ее решения. Есть такое человеческое свойство - полагать, что наше окружение, наши партнеры думают абсолютно как и мы. Но это заблуждение. И вот недосказанность, неправильно настроенное общение, может привести к недопониманию в отношениях и в результате к проблемам в будущем.

Коуч - попутчик и проводник. Прекрасно встраивается в систему семейных отношений. Технологии коучинга позволяют помочь договориться всем членам семьи о том, куда они идут, зачем они туда идут и придут ли вообще. Коуч помогает определить подход. Как для нас будет ЭТО выглядеть? Как будет правильно для каждого из нас, ведь «правильно» может быть для каждого разное. Сейчас, многие люди просто не умеют или не хотят договариваться и не знают, КУДА они идут. Если не знать куда идти, то и не понятно куда вы придете. И устроит ли вас то, что вы увидите, когда придете. А ведь время уже пройдет, и его, как известно не вернуть, не «отмотать» назад и не переиграть. Так вот коуч, позволяет понять, КУДА и КАК идти.

Технологии коучинга позволяют помочь договориться всем членам семьи о том, куда они идут, зачем они туда идут и придут ли вообще.

Я хороший практик, поскольку у меня богатый управленческий опыт. Он мне позволяет научить людей делать сразу же правильно. То есть, недостаточно просто получить информацию, важно пропустить ее через себя, чтобы она тебе приносила интеллектуальные дивиденды и результат. Мои подчинённые заходили ко мне всегда в кабинет единожды, а, выходя, они всегда понимали, как и что нужно сделать. Но уходили только в тот момент, когда я понимала, что они меня точно поняли, что нужно делать и какой должен быть результат.

Сейчас готова серия мастер-классов по направлению детско-родительского коучинга. У каждого из них есть цель, точки контроля на пути к ней и ожидаемый результат. В основе каждого мастер- класса лежат как теоретические знания, так и практические навыки, и это позволяет «пропустить» полученную информацию через себя. На мастер-классе можно узнать и закрепить определенный навык, которым родители еще не обладают, и, выйдя оттуда, сразу же начать применять это в жизни. Например, я рассказываю про особенности строения и созревания головного мозга ребенка, что позволяет родителям выстроить адекватные ожидания к своему ребенку согласно возрасту. Ведь дети иногда и, правда, ещё не понимают, почему можно так, а так нельзя.

Если ты просто учишься ради того, чтобы учиться, собираешь знания и складываешь их «в чемоданы под кровать» - это настоящее «горе от ума».

Есть еще один момент - это важно. Знания приносят максимальную пользу только тогда, когда ты их пропускаешь через себя, только тогда, когда ты ими пользуешься. Если ты просто учишься ради того, чтобы учиться, собираешь знания и складываешь их «в чемоданы под кровать» - это настоящее «горе от ума». Именно такие «переученные» и «перетренированные» взрослые сейчас часто встречаются. Так вот, коуч позволяет понять, как, когда и какими знаниями нужно воспользоваться, какой чемодан и в какое время взять.

Сейчас прописано семь мастер-классов. Они рассчитаны на такие базовые родительские основы, которые где-то что-то читали и слушали, интересуется, которые хотят что-то еще больше понять именно в деле, а не просто блистать интеллектом в какой-то тусовке, чтобы пойти и начать взаимодействовать с ребенком. Сразу же после мастер-класса. Чтобы понимать ребенка лучше, принимая его и себя такими, какие вы есть.

Подробнее узнать о коучинге от Key&Key вы можете по адресу key-coaching.ru

Каждый родитель должен не только понять, но принять довольно простую вещь: он является главным примером для своих детей. Сегодняшнее ваше поведение – будущая жизнь малыша. Дети – это ваше отражение в зеркале. Чтобы ваше чадо было счастливым и выросло успешным человеком, в первую очередь начните работу над собой.

Как вырастить гения

Коучинг очень популярен в современном мире. Он не ставит диагнозы и даже более – категорически отказывается назначать способы лечения – во всех смыслах этого значения! Коучинг воспринимает своего клиента таким как он есть, со всеми его страхами, предубеждениями, придуманным миром и другое. Только поняв человека полностью, открывая его внутренний мир, можно действительно помочь ему (не действуя по общепринятой, далеко не всегда работающей системе).

Коучинг для детей включает в себя разные направления. Это может быть развитие ребенка или профориентация подростка. Конечно же, включает в себя налаживания полного взаимопонимания между детьми и родителями.

Родители, которые вместе со своими детьми прошли необходимый курс коуч-сессий, больше не будут давать советов или навязывать свое мнение (которые маленькое «счастье» (в среднем до десяти лет), путем безвыходности еще воспримет, но подросток категорически откажется действовать по правилам взрослых).

Они вместо того, чтобы читать нотации, будут вместе со своим чадом в дружеской и открытой обстановке искать ответы на те или иные вопросы. Арсенал коуча довольно богат, он включает в себя разнообразные методы, которые оказывают помощь детям в выборе собственного пути.

Сессии включают в себя:

  • поддержку и понимание со стороны коуча (касательно подростков);
  • качественное общение;
  • создание новых, интересных и рентабельных идей;
  • без оценочное слушание;
  • наводящие вопросы со стороны коуча с целью более подробно изучить внутренний мир своего пациента.

Это позволяет детям (подросткам), увидеть новые перспективы в жизни, найти цели и способы их достижения.

Важно! Коучинг запрещает критиковать подростка в период уверенности в себе и своих желаниях, но при этом незнаниях этого мира. Нельзя устранять инициативу кровинки выполнить задуманное (купить телефон и продать его с наценкой, уехать за границу на отдых, помочь друзьям в сложной ситуации), исходя из своих личных переживаний и неуверенности. Нельзя убивать в ребенке его инициативу. Но и решать все жизненные проблемы за него также запрещено!

Коучинг для детей

Коуч, работающий с детьми и подростками в первую очередь учитывает мыслительные механизмы своих маленьких «пациентов». И только после этого, вырабатывает специальные – индивидуальные методики работы.

Чем отличается взрослый коучинг от детского? Взрослый человек приходит к специалисту с осознанием того, чего хочет и чего ему не достает – со своей проблемой. Маленький клиент, в большинстве случаев, совсем не понимает зачем его привели, и более того – он понятия не имеет, чего хочет от этой жизни .

Важно! Детский или подростковый коучинг заключается во взаимодействии целой семьи!

Кроме того, что коуч помогает детям, он налаживает хорошие взаимоотношения в семье. То есть, все члены семьи, становятся более счастливыми, а их жизнь – более полноценной, осознанной и наполненной смыслом.

Как уже упоминалось выше, чтобы вырастить успешного ребенка: любящего, понимающего, уверенного в себе и так далее, в первую очередь родители должны работать над этим (поскольку ежедневно являются примером).

Уважение

Научитесь уважать пожелания своего ребенка (запомните, он выполняет вашу волю из-за своего бессилия перед вами). Если эти желания не всегда правильные, научитесь мягко, спокойно и нежно указывать об этом ему.

Ребенок научится уважать вас, после того, как вы станете его другом, а не начальником. Принимайте своих детей со всеми их ошибками и неправильными поступками. И прежде, чем приступать к критике, разберитесь во всех причинах подобного поведения. Не забывайте, что каждый из нас имеет право на ошибку, в том числе еще не созревший, маленький человек.

Выбор

Право выбора у детей должно быть всегда, начиная с ранних лет. Дайте им право выбирать одежду, в которой они пойдут в садик или школу, меню на завтрак или игру. Отметим, что подобное, не всегда удобно для родителей, поскольку включает лишние хлопоты. НО! При этом, не стоит забывать, что даже ваша трех или пяти летняя кровинка – это уже личность, живой человек, имеющий свои пожелания и требования.

Если желания ваших детей не всегда правильные не стоит их критиковать. Постарайтесь аккуратно приводить свое чадо к правильному решению и при этом дать ему понять, что его выбор важен для вас.

Поддержка

Это больше касается подростков. Поддержка – это сила, которая вдохновляет на движение вперед, если кажется, что сил совсем нет. Она позволяет довести начатое до конца, а также преодолевать все преграды на пути к цели. Родитель, который поддерживает своих детей – это не тот, который решает за них все вопросы, а тот, который совместно ищет правильные пути решения той или иной задачи.

Доверие

Нельзя делать какие-либо запреты своим детям. Не забывайте поговорку «запретный плод сладок». И это, к сожалению, правда! Чем больше вы доверяете своим детям и даете им свободы, тем ответственнее они становятся!

Еще раз отметим, что именно родители – это главный пример для ребенка. Если вы лично не соответствуете тем требованиям, которые адресуете в сторону своих детей, ожидать на правильный результат не стоит.

Например: кушать жирную пищу, но требовать от дитя питаться правильно. Да никогда он этого не сделает (по крайней мере до 22 лет, когда станет взрослым человеком и будет иметь свое личное, ни от кого не зависящее представление о мире).

Поощрение

Ответственность, как и семечка из семян, растет с помощью поддержки. Родители, которые не слишком внедряются в жизнь своего чада, но при этом уместно принимающие участие в его жизни – являются лучшим примером ответственности.

«Меня поддерживают, я уверен в себе, у меня достаточно сил, чтобы выполнить необходимую мне задачу», — так подсознательно мыслит ребенок, имея со стороны своих родителей поддержку и поощрение во всех начинаниях.

Независимость

Взрослая, сильная и способная нести ответственность за свои «свершении» личность может быть независимой. Как правило, такими мы чувствуем себя в своих 18 лет, когда все кажется простым и легким, а возникающие на пути вопросы – быстро решаемыми. Исходя из этого, так важно не гасить в своем ребенке этот потенциал, а наоборот подталкивать его к действиям. Позвольте своим детям быть самостоятельными.

Важно! Запомните, чрезмерная забота убивает в вашем чаде желание достигать чего-либо самостоятельно. А зачем? Ведь все за него сделают родители… T

Вывод: ребенок – это личность, которая выбирает свой путь, исходя из собственных пожеланий (хотя при этом на подсознательном уровне продолжает жить как его родители (если все устраивает) или наоборот (кардинально меняет себя, если предыдущая жизнь далека к идеалу).

Касательно подростков, столь сложных и непонятных – важно давать им как можно больше свободы! Запомните, на планете нет ни одного человека, который желал бы стать злодеем или сломать свою собственную жизнь. Также и подростки, которые не всегда поступают правильно (с вашей точки зрения), хотят быть любимыми, любящими, нужными, важными и реализовавшими себя!

Цель коучинга и родителей – дать возможность детям понять, что же нужно им и стремиться к этому!

Случайные статьи

Вверх